Равновесная цена

Рассмотренные ранее функции спроса и предложения позволяют сделать вывод, что кривые спроса и предложения зеркально похожи друг на друга (Рис.1).

Равновесная цена (РЕ) - цена, уравновешивающая функцию спроса и функцию предложения, в результате действия конкурентных сил. QE=QD=QS.

Рис.1

В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован. У покупателей или у продавцов появляется желание изменить ситуацию на рынке.

Общая величина предложения за определённый период времени (тыс.) QS Цена товара (в дол.) Общая величина спроса за определённый период времени (тыс.) QD Избыток (+) или нехватка (–).
+ 10
- 9

Пусть реальная рыночная цена будет выше равновесной, скажем P1. При такой цене объем спроса составит QD=2, тогда как объем предложения QS=12. В этом случае производители предпочтут несколько снизить цену, чем поддерживать выпуск продукции в объеме, существенно превышающем объем спроса. Таким образом, избыток предложения (QS - QD=10) будет оказывать понижающее давление на цену. (Рис. 2.)

Рис. 2.

Теперь рассмотрим случай, когда реальная цена будет ниже равновесной, например P2. Тогда объем спроса QD=11 окажется выше объема предложения QS=2. Товар станет дефицитным. Некоторые покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В результате избыток спроса (QD - QS= 9) будет оказывать повышающее давление на цену. (Рис.3.)

Рис.3.

Этот процесс будет, очевидно, продолжаться до тех пор, пока цена не установится на равновесном уровне РЕ, при котором объемы спроса и предложения равны.

Такой подход к анализу установления равновесной цены называют подходом по Л. Вальрасу.

Другой подход предлагает А. Маршалл. Главным в подходе А. Маршалла является разность цен Р1 — Р2 Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены

Короткий период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса, длительный — моделью А.Маршалла.

Наши рекомендации