Спрос и предложение. Равновесная цена.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Методические указания по выполнению контрольной работы для подготовки бакалавров по направлению 080200 «Менеджмент», профиль подготовки «Менеджмент организации»

Брянск 2014

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянская государственная инженерно-технологическая академия»

Кафедра «Экономика и менеджмент»

Утверждены научно-методическим

советом БГИТА

протокол №____ от «___»_____20__ года

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Методические указания по выполнению контрольной работы для подготовки бакалавров по направлению 080200 «Менеджмент», профиль подготовки «Менеджмент организации»

Брянск 2014

УДК 658.1 (072)

Ценообразование на предприятии: Методические указания по выполнению контрольнойработы для подготовки бакалавров по направлению 080200 «Менеджмент», профиль подготовки «Менеджмент организации»/ Брянск. гос. инжен.-технол. акад. Сост. И.А. Алешина. - Брянск: БГИТА, 2014. – 42 с.

Даны рекомендации по проведению практических занятий по темам рабочего плана дисциплины.

Для студентов очной и заочной форм обучения.

Рецензент:

канд. экон. наук, доц. Буданова М.В.

Рекомендованы редакционно-издательской и методической комиссиями экономического факультета БГИТА.

Протокол № ___ от _______________ 2014 года

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи дисциплины. Ее место в учебном процессе. 5

2. Методические указания. 7

3. Теоретические основы ценообразования. 9

3.1 Спрос и предложение. Равновесная цена. 9

3.2 Состав и структура розничной цены товара. 11

3.3 Виды цен в зависимости от способа фиксации в договоре. 16

3.4 Методы определения цены.. 17

3.4.1. Затратные методы.. 17

3.4.2 Рыночные методы определения цены.. 22

4. Варианты контрольной работы.. 26

5.Примерные теоретические вопросы.. 42

Литература. 43

1. Цели и задачи дисциплины. Ее место в учебном процессе

Целью освоения дисциплины « » является достижение следующих результатов образования (РО):

знания:

на уровне представлений:

- знать раскрыть особенности сферы производственной и маркетинговой деятельности, связанной с управлением ценообразованием и принятием управленческих решений в области формирования цен;

- знать показать закономерности формирования цен исходя из бухгалтерского учета и исходя из традиций затратного ценообразования, устоявшихся на отечественных предприятиях, а также познакомить студентов с принципами и методами рыночных подходов к ценовой политике, господствующих в западных фирмах;

на уровне воспроизведения:

- знать систему учета и распределения затрат, принципы калькулирования и анализа различных видов себестоимости продукции;

- знать системообразующие элементы цены и принципы их формирования;

- рассчитывать цены и количественно оценивать результативность принимаемых решений в области ценовой политики с учетом прибыльности и ценностно-ориентированного менеджмента компании.

на уровне понимания:

- знать разновидности ценовой политики предприятия, принципы ее выбора и формирования в зависимости от типа конкуренции, субъектов и объектов рынка;

- знать методы затратного и рыночного ценообразования, пути сглаживания затратного ценообразования и приспособления его к современным рыночным условиям, знать методы количественного анализа принятия решений в области политики цен.

умения:

теоретические:

- умение работать со специальной экономической и нормативной литературой,

- умение управлять процессами ценообразования, принимать управленческие решения на основе количественных вычислений, показывать изменения, которые происходят в ценообразовании в зависимости от рыночных факторов и конъюнктуры рынка, типа и специфики товара, отраслевой принадлежности фирм, психологических аспектов восприятия товара и цен потребителями;

практические:

- разрабатывать правильную ценовую политику и тактику ценообразования с учетом государственного регулирования и внешнеэкономических условий;

- калькулировать себестоимость и формировать цену исходя из ее системных элементов; анализировать структуру цены и принимать обоснованные решения на основе данных управленческого учета.

навыки:

- рассчитывать цены на каждом этапе движения товара от производителя до потребителя,

- владеть методами затратного и рыночного ценообразования, а также методами, сглаживающими затратное ценообразование;

- владеть принципами формирования системы цен, закономерностями и методами государственного регулирования ценообразования.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурных:

- умение использовать нормативные и правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);

профессиональных:

1. способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

2. способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

3. способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализи-ровать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5).

4. владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18);

5. способен анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);

Методические указания

Контрольная работа по курсу «Ценообразование на предприятии» предназначена для проверки степени усвоения студентами пройденного материала по данной дисциплине.

Контрольная работа выполняется после прослушивания студентами лекционного курса по дисциплине и их самостоятельной работы с рекомендованной преподавателем учебной литературой. Контрольная работа должна показать, что ее автор основательно изучил и усвоил теоретический материал.

Контрольная работа состоит из ответов на один теоретический вопрос и практические задания по вариантам. Ответ на теоретический вопрос (приложение 1) должен показать, насколько глубоко студентом изучено содержание темы дисциплины, его умение работать с учебной и научной литературой. В качестве исходной информации для выполнения контрольной работы студент использует рекомендуемую учебную литературу, периодические издания и опыт работы на своем предприятии. При этом необходимо помнить, что при разработке первого теоретического раздела следует делать ссылки на источники информации в списке литературы.

Контрольная работа включает в себя следующие небольшие подразделы: введение; теоретический вопрос; заключение; список использованной литературы.

Во введении (объем 0,5 – 1,5 страницы) надлежит, на основе периодической и другой отраслевой экономической литературы показать эффективность и актуальность темы контрольной работы, ее сущность.

Задание (содержащее теоретический вопрос и вариант расчетного задания) студент получает у преподавателя. Задание располагается сразу после титульного листа и аннотации, не нумеруется и в общую нумерацию не включается.

Содержание располагается на 2-й странице, литература и заключение – с новой страницы.

Текст расчетно-графической работы печатается (пишется) на листах стандартного размера (210х297 мм) в рамках. Выполненную контрольную работу студент сдает на кафедру для проверки, при удовлетворительном качестве ее выполнения руководитель допускает студента к защите работы.

Практическая часть контрольной работы - решение задач - поможет студентам освоить теоретический материал, особенно методические вопросы практики ценообразования.

При выполнении расчетно-графических работ студентам предлагается решить две задачи, разработанные на основе фактических материалов из реальной экономической ситуации конкретных хозяйствующих субъектов.

При оформлении практических задач студент должен показать развернутые решения с подробными пояснениями каждого действия.

В заключительной части контрольной работы необходимо привести список использованной литературы, содержащий не менее 10-15 учебников, монографий и статей периодической печати.

Объем контрольной работы не должен превышать 24 страниц формата А4 (шрифт 14, полуторный интервал). Формулы должны быть написаны с помощью редактора формул Спрос и предложение. Равновесная цена. - student2.ru .

В методических указаниях по курсу «Ценообразование на предприятии» представлены 10 вариантов контрольной работы, каждый из которых включает две практические задачи. Основные теоретические положения, необходимые для успешного выполнения студентами контрольной работы, представлены на стр. 5 – 26 данных методических указаний.

Выполненная и оформленная в соответствии с требованиями кафедры контрольная работа сдается преподавателю для проверки. После проверки контрольной работы преподаватель выставляет на титульном листе работы оценку «допускается к собеседованию» или «не допускается к собеседованию».

При положительной оценке студент проходит собеседование по результатам выполненных им в работе тестов и практических задач. Студент в первую очередь, должен ответить на замечания преподавателя по данной работе и на вопросы по решению задач и ответов на тесты.

После проведения собеседования со студентом преподаватель при положительной оценке ставит «зачет».

В случае неверного решения контрольной работы студент должен подготовить и представить на кафедру повторную контрольную работу того варианта, который ему укажет преподаватель.

3. Теоретические основы ценообразования

Затратные методы

Мировая практика использует два основных метода калькуляции себестоимости:

- метод полных издержек;

- метод предельных издержек.

Метод полных издержек наиболее характерен для российских производителей, так как обладает рядом существенных преимуществ:

- обеспечивает полное возмещение всех затрат независимо от характера их происхождения;

- предоставляет возможность получения максимально возможной в данной ситуации прибыли.

Значительно повышает точность калькуляции издержек метод нормативных затрат,получивший большое распространение в западной практике ценообразования под названием «стандарт-кост». В нем учтены многие недостатки, присущие методу учета полных затрат.

Метод нормативных затрат предполагает определение по всем элементам издержек нормативов затрат в расчете на единицу производимой продукции.

Нормативными затратами считаются заранее определенные затраты на производство единицы продукции в течение определенного периода времени при использовании оптимальных методов производства и с учетом вполне определенных условий работы и окружающей среды. С этими нормативами сравниваются фактические затраты, а полученные отклонения анализируются для выявления недостатков и нарушений в производстве и принятия мер по их устранению.

Преимущества метода нормативных затрат состоят в следующем:

- нормативные затраты показывают эффективные определенные затраты при производстве данной продукции и всегда являются мерилом, с которым могут сравниться фактические затраты;

- руководство фирмы сосредоточивает свое внимание на отклонениях от нормативных затрат;

- сокращается объем счетной работы, появляется возможность получения большого объема полезной информации;

- облегчается контроль за затратами.

Ценообразование, основанное на прогрессивных стандартах затрат, способствует приближению индивидуальных издержек предприятия к «идеальным», ориентируя их на снижение себестоимости, что стратегически важно для российских предпринимателей в условиях жесткой конкуренции с зарубежными производителями. Этот метод имеет большой потенциал.

Однако определение стандартов затрат - чрезвычайно сложное дело. Для установления экономически обоснованных стандартов необходимо проанализировать технические характеристики и цены аналогичной продукции конкурентов, детально изучить требования, предъявляемые к данным товарам на мировом рынке. Выявленные таким образом стандарты должны быть соотнесены с производственным планом предприятия, масштабом его производства.

Метод учета затрат и определения цены на основе «сокращенных затрат» получил широкое распространение в странах Запада. Впервые этот метод был применен в американских фирмах и получил название «директ-костинг»,или калькуляция по прямым затратам. Косвенные затраты, согласно этому методу, списывались на финансовые результаты и уменьшали валовую прибыль фирмы.

В Европе калькуляция по сокращенным затратам названа методом «маржинал-костинг», что означает «приростные» затраты (дополнительные затраты на каждую следующую единицу продукции при увеличении производства или снижение затрат при уменьшении производства на одно изделие). Другими словами, маржинал-костинг рассматривает влияние изменения объема производства на изменение затрат, то есть предполагает калькуляцию по переменным затратам. Поэтому при калькуляции по сокращенным затратам независимо от метода учитывают все переменные и постоянные прямые издержки.

Под маржинальной прибылью понимается разница между полученной выручкой от реализации товара и переменными затратами.

Особое значение маржинальный анализ приобретает в случае многономенклатурного производства.

Маржинальная прибыль единицы продукта = Цена - Прямые затраты;

Маржинальная прибыль продукта = Маржинальная прибыль единицы продукта Спрос и предложение. Равновесная цена. - student2.ru Объем выпуска данного продукта.

Варианты контрольной работы

Вариант 1

Задачи:

Задача 1

Исходя из приведенных данных рассчитайте и внесите в таблицу следующее:

1. Критический объем производства (реализации) графическим и аналитическим способами (в натуральном и стоимостном выражении).

2. Общие переменные расходы.

3. Постоянные расходы на единицу продукции.

4. Изменения за второе полугодие.

Период Выпуск (реализация продукции) Цена за единицу продукции, руб./шт. Переменные расходы Постоянные расходы
штук тыс. руб. удельные, руб./шт. общие, тыс. руб. реальные, тыс. руб. общие, тыс. руб.
I квартал        
II квартал         (+ 7%)
Изменения за полугодие              

Следует рассчитать величину в скобках, показывающую темп прироста (снижения) во II квартале.

Задача 2

При производстве единицы товара расходы на сырье и материалы равны 40 тыс. руб.; расходы на электроэнергию для технологических целей - 20 тыс. руб.; оплата труда производственных рабочих – 28 400 руб.; начисления на оплату труда - 26%; сумма общепроизводственных и общехозяйственных расходов составляет 25% к расходам по оплате труда; коммерческие расходы равны 20% производственной себестоимости; приемлемая рентабельность - 20%; НДС - 18%.

Оптовая надбавка - 10%, торговая надбавка - 15%.

По какой цене будет реализовываться данный вид продукции?

Составьте структуру розничной цены.

Вариант 2

Задачи:

Задача 1

Исходя из приведенных данных, рассчитайте и внесите в таблицу следующе:

1. Маржинальную прибыль.

2. Эффект производственного рычага.

Данные расчеты осуществляются по двум предприятиям (А и Б) для базисного периода, для условий роста и снижения выручки от реализации.

Сопоставьте результаты по предприятиям А и Б и сделайте выводы.

Показатель Предприятие А Предприятие Б
Выручка от продаж, в % к базисному периоду
Выручка от продаж, тыс. руб.        
Постоянные расходы, тыс. руб.        
Переменные расходы, тыс. руб.        
Маржинальная прибыль, тыс. руб.            
Прибыль, тыс. руб.            
Эффект производственного рычага            
Темп роста (снижения) прибыли            

Задача 2

Себестоимость бутылки отечественного пива емкостью 0,5 л составляет 13 руб., а прибыль предприятия-изготовителя составляет 30% к себестоимости. Акциз специфический, 3 руб. с 1 литра.

Пиво поступает в магазин через оптовую базу, надбавка которой составляет 3%.

Торговая надбавка - 25%.

Определите розничную цену одной бутылки пива и составьте структуру розничной цены.

Вариант 3

Задачи:

Задача 1

Предприятие выпускает 5 видов продукции. Объем выпуска, цены и переменные затраты по видам продукции приведены ниже.

Показатель Вид продукции Всего
Объем выпуска, шт.  
Цена реализации, руб.  
Переменные расходы на весь выпуск, руб. 30 000 24 000 36 000 40 000 77 000  
Выручка, руб.            
Маржинальная прибыль, руб.            
Постоянные расходы, руб.           41 400
Полная себестоимость, руб.            
Валовая прибыль, руб.            
Чистая прибыль, руб.            
Рентабельность продаж, %            
Маржинальная прибыль / переменные расходы            

Налог на прибыль - 20%.

Сделайте вывод о целесообразности (прибыльности) выпускаемого ассортимента продукции, дайте, если это необходимо, рекомендации по его изменению.

Анализ должен быть проведен по методу полных издержек (с распределением постоянных затрат пропорционально переменным) и по методу прямых издержек.

Задача 2

Для сахарного завода стоимость закупаемого сырья для производства сахара 5 руб./кг. Себестоимость 1 кг - 15 руб., приемлемая норма прибыли - 30% себестоимости. Сахар реализуется с оптовой базы в мешках по 50 кг., оптовая надбавка 10%. Составьте структуру оптовой цены одного мешка сахара.

Вариант 4

Задачи:

Задача 1

Используя метод «сокращенных затрат», проанализируйте показатели производства 5 следующих видов продукции и укажите наиболее рентабельную продукцию для данного предприятия (см. таблицу).

Анализируемые экономические показатели Вид продукции Суммарные данные (тыс. руб.)
№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Аренда (тыс. руб.)  
Зарплата (тыс. руб.)  
Хозяйственные расходы (тыс. руб.)  
Электроэнергия (тыс. руб.)  
Торгово-транспортные расходы (тыс. руб.)  
Сырье (тыс. руб.)  
Постоянные затраты(тыс. руб.)            
Переменные зарплаты(тыс. руб.)            
Общие затраты или полная себестоимость(тыс. руб.)            
Объем реализации, шт. 200 000 92 000 43 000 15 625 17 500  
Цены за единицу (тыс. руб.) 0,05 0,1 0,2 0,8 0,4  
Выручка(тыс. руб.)            
Валовая прибыль(тыс. руб.)            
Маржинальная прибыль (тыс. руб.)            
Чистая прибыль(тыс. руб.)            
Рентабельность продаж( %)            

Налог на прибыль 20%.

Задача 2

Организация производит автомобильный бензин класса 5, акциз на который 3500 руб. на 1 т бензина. Розничная цена за 1 литр бензина 21 руб., в которой:

- налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) составляет 8,11% розничной цены бензина;

- налог на прибыль - 10% розничной цены бензина;

- НДС - 15,25% розничной цены бензина;

- акциз - 17,64% розничной цены бензина.

- прибыль производителей топлива - 20% розничной цены бензина;

- прибыль продавцов топлива - 10% розничной цены бензина;

- производственные затраты в розничной цене бензина составляют 18%;

- транспортные затраты в розничной цене бензина составляют 2%;

- доля цены сырой нефти в розничной цене бензина - 3,68%.

Оптовая цена тонны бензина – 17 000 руб.

Ставка налога на прибыль - 20%.

Плотность бензина - 0,7 г/см3.

Составьте структуру розничной цены 1 литра бензина.

Вариант 5

Задачи:

Задача 1

Как отразится на объеме продаж в точке безубыточности 10%-ное повышение цены при следующих условиях:

-переменные расходы на единицу продукции - 10 руб.

-постоянные расходы - 150 000 руб.

-объём реализации - 20 000 ед.

-цена реализации единицы продукции - 20 руб.

Вариант 6

Задачи:

Задача 1

На основе приведённых данных (таблица) необходимо рассчитать статьи калькуляции себестоимости и цену единицы продукции.

Исходные данные для расчёта:

Таблица

№ п/п Наименование статей Условные обозначения Значения показателя
Сырьё и материалы, руб. См 123 005
Вспомогательные материалы, руб. Св 6 466
Электроэнергия на технологические цели, руб. Сэ
Основная зарплата производственных рабочих, руб. Зр 16 192
Отчисления на основную зарплату, %. Ротч 35,6
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, % к основной зарплате рабочих. Рсод
Общехозяйственные расходы, % к основной зарплате рабочих. Робщ
Коммерческие расходы, % к производственной себестоимости. Рком
Рентабельность, % к полной себестоимости. Рс
Налог на добавленную стоимость, % Рндс

Задача 2

Розничная цена единицы товара равна 10 тыс. руб.; себестоимость – 5 тыс. руб., в том числе стоимость закупаемых сырья и материалов – 3 тыс. руб.; торговая надбавка составляет 20%, ставка акциза - 30%, ставка НДС - 18%.

Определите сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет производителем от реализации единицы товара, и его долю в розничной цене.

Вариант 7

Задачи:

Задача 1

Рассчитайте уровень операционного рычага и изменения данного показателя при снижении маржинальной прибыли на 10%. Имеются следующие данные:

Вариант 8

Задачи:

Задача 1

Определите прибыль и рентабельность реализации импортного товара.

Исходные данные:

1. Свободная розничная цена, сложившаяся на рынке с учетом спроса и предложения – 6500 руб.

2. Таможенная стоимость, включая расходы по доставке до границы России – 20 долл.

3. Курс рубля к доллару принимается на момент решения задачи.

4. Ставка акциза – 35 %.

5. Таможенная пошлина – 15 % таможенной стоимости.

6. Сборы на таможенное оформление – 0,15 % таможенной стоимости.

7. Ставка НДС – 18 %.

8. Снабженческо-сбытовые расходы – 111 руб.

9. Торговые издержки – 300 руб.

Задача 2

По данным таблицы , необходимо рассчитать:

- индекс отпускных цен;

- индекс физического объёма продукции;

- индекс объёма реализации продукции.

Таблица

Вид Продукции Предыдущий период Отчётный период
Цена единицы, руб. (р0) Продано товара, штук (q0) Сумма выручки, руб. (p0q0) Цена единицы, руб. (р1) Продано товара, штук (q1) Сумма выручки, руб. (p1q1) Выручка в ценах предыдущего периода, руб.(p0q1)
Изделие «А» 1 000 420 000 720 000 378 000
Изделие «Б» 204 000 468 000 408 000
Изделие «В» 1 000 820 000 1 200 960 000 656 000
Изделие «Г» - - - 1 500 750 000 -
ВСЕГО: х х 1 444 000 х х 2 898 000 х
В том числе по сопоставимой продукции. х х 1 444 000 х х 2 148 000 1 442 000

Вариант 9

Задачи:

Задача 1

Рассчитайте уровень операционного рычага и изменения данного показателя при увеличении маржинальной прибыли на 20%.

Имеются следующие данные:

Вариант 10

Задачи:

Задача 1

Определите, какая цена будет наиболее приемлемой с точки зрения получения наибольшей прибыли (без учета инфляции) и рентабельности производства.

Исходные данные:

Рассматривается три проекта по выпуску товаров бытовой техники. Предполагаемая цена единицы продукции может колебаться в зависимости от конъюнктуры рынка в следующих пределах (см. таблицу).

Таблица

Исходные данные Вариант
Цена, руб.
Ожидаемый объем продаж в год, шт.
Прямые переменные затраты на единицу продукции, руб.
Годовые постоянные затраты, тыс. руб.
Капитальные вложения, тыс. руб.

Срок окупаемости капитальных затрат – 8 лет.

Налоги из ожидаемой прибыли – 20 %.

Задача 2

Вариант 11

Задачи:

Задача 1

Определите свободную розничную цену автомагнитол «Урал-171SА» и «Урал-131SА», используя метод балловых оценок.

Исходные данные:

1. Для расчета себестоимости одного балла принята автомагнитола «Урал-171SА», себестоимость которой составляет 1000 руб.

2. Коэффициент классности автомагнитолы «Урал-131SА» установлен в размере 1,25.

3. Балловая оценка различных параметров указанных марок фотоаппаратов приведена в таблице.

Таблица

Марка Удобство использования Мощность Надежность Дизайн Сумма баллов
«Урал-171SА»
«Урал-131SА»

4. Уровень рентабельности, рассчитанный предприятием на автомагнитолу «Урал-171SА», составляет 30% себестоимости.

5. «Урал-131SА» - 40% себестоимости.

6. Налог на добавленную стоимость – 18%.

7. Торговая надбавка – 15%.

Задача 2

Швейная фабрика выпускает детскую одежду. Отпускная цена одного изделия составляет 1000 руб., в том числе себестоимость одного изделия - 500 руб.

По какой цене будет приобретать эту продукцию население, если:
- предел торговой надбавки равен 10%;

- предел торговой надбавки равен 10%, но вводится дополнительное ограничение - предел норматива рентабельности - 20%;
- швейное объединение реализует продукцию с указанным нормативом рентабельности, но непосредственно с фабрики-производителя без услуг торговой организации?

Вариант 12

Задачи:

Задача 1

Определите повышение цены (в %) за время, прошедшее с момента подписания договора до фактической поставки станка.

Исходные данные:

1. За этот период заработная плата рабочих, обслуживающих станок, повысилась с 22 до 25 тыс. руб., а стоимость стали, из которой изготавливается станок – с 50 до 60 тыс. руб.

2. Цена 14 тыс. руб. за 1 т стали установлена при 1%-ном содержании в ней углерода.

3. Продавец поставляет сталь, содержащую 1,2% углерода.

4. Базисная продажная цена станка на день подписания договора составляла 6 млн. руб.

5. При определении цены наиболее существенными факторами, влияющими на величину затрат, являются заработная плата (40% цены) и определенный сорт стали (25% цены).

Задача 2

Исходя из приведенных данных, рассчитайте и внесите в таблицу следующее.

1. Величину маржинальной прибыли.

2. Эффект производственного рычага.

Данные расчеты осуществляются по двум предприятиям (А и Б) для базисного периода, для условий роста и снижения выручки от реализации.

Проанализируйте и сопоставьте результаты деятельности по предприятиям А и Б и сделайте выводы.

Таблица

Показатель Предприятие А Предприятие Б
Выручка от продаж, % к базисному периоду
Выручка от продаж, тыс. руб.        
Постоянные расходы, тыс. руб.        
Переменные расходы, тыс. руб.        
Маржинальная прибыль, тыс. руб.            
Прибыль, тыс. руб.            
Эффект производственного рычага            
Темп роста (снижения) прибыли            

Вариант 13

Задачи:

Задача 1

Используя метод балловой оценки, определить оптовую цену предприятия на изделие «А». Для расчета себестоимости одного балла принято изделие «Б». Имеется оценка в баллах параметров изделий «А» и «Б».

Изделие Параметры Всего баллов
I II III IV V
А
Б

Стоимость базового изделия «Б» равна 5 700 руб.

Норматив рентабельности – 25%.

Задача 2

Предприятие выпускает 5 видов продукции. Объем выпуска, цены и переменные затраты по видам продукции приведены ниже.

Показатель Вид продукции Всего
Объем выпуска, шт.  
Цена реализации, руб.  
Переменные расходы на весь выпуск, руб. 30 000 24 000 36 000 40 000 77 000  
Выручка, руб.            
Маржинальная прибыль, руб.            
Постоянные расходы, руб.           41 400
Полная себестоимость, руб.            
Валовая прибыль, руб.            
Чистая прибыль, руб.            
Рентабельность продаж, %            
Маржинальная прибыль / переменные расходы            

Налог на прибыль - 20%.

Сделайте вывод о целесообразности (прибыльности) выпускаемого ассортимента продукции, дайте, если это необходимо, рекомендации по его изменению.

Анализ должен быть проведен по методу полных издержек (с распределением постоянных затрат пропорционально переменным) и по методу прямых издержек.

Вариант 14

Задачи:

Задача 1

Используя метод «сокращенных затрат», проанализируйте показатели производства 5 следующих видов продукции и укажите наиболее рентабельную продукцию для данного предприятия (см. таблицу).

Таблица

Анализируемые экономические показатели Вид продукции Суммарные данные (тыс. руб.)
№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Аренда (тыс. руб.)  
Зарплата (тыс. руб.)  
Хозяйственные расходы (тыс. руб.)  
Электроэнергия (тыс. руб.)  
Торгово-транспортные расходы (тыс. руб.)

Наши рекомендации