Цена товара. Функции и виды цен. Рыночная равновесная цена.

Цена – это форма выражения ценности бумаг, проявляющийся в процессе их обмена.

Функции цен: 1) измерительная - благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар;

2) соизмерительная - заключается в сопоставлении ценностей разных товаров.

3) учетная - цена становится вспомогательным инструментом учета по средствам перевода показателей в физических единицах в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах.

4) инструмент анализа, прогнозирования, планирования;

5) социальная функция - с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи;

6) внешнеэкономические функции - как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами;

7) стимулирующая функция - влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции.

8) функция саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных цен.

9)распределительная, т.е цена изменяя спрос влияет на изменение предложения.

Виды цен:

1) в зависимости от сфер торговли.

· Оптовые - цены, по которым продукция реализуется крупными партиями.

· Розничные - цены, по которым товар продается в розничной торговой сети.

· Закупочные цены - цены государственных закупок продукции у предприятий.

· Цены на услуги.

2) по степени и способам регулирования.

· Жестко фиксированные, твердые цены - назначаются гос.органами ценообразования.

· Регулируемые цены - регулируются гос.органами.

· Договорные цены - определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем.

· Свободные рыночные цены – формируются под воздействием спроса и предложения и являются равновесными.

3) для экономического анализа планирования и статистики используют цены:

· фактические – на данный момент времени

· сопоставимые или неизменные – фактические цены с учетом индекса цен

· реальные – цена в денежном выражении относительно общего уровня цен

· сравнимые – цена данного товара по отношению к цене другого родственного товара или такого же товара в другом регионе.

4) в процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства используются цены:

· проектные цены

· лимитные цены – предельный уровень проектных цен

· сметная стоимость – цена строительства объекта определенная с учетом всех видов затрат на создание и оснащение

· расчетные цены – определяются по средствам расчетов

· ожидаемые цены

5) в ходе осуществления планово-управленческих работ используются цены:

· прогнозные, т.е на основании которых составляется бизнес-план предприятий и индикативные гос. планы прогнозов.

· плановые, используется государством на некоторые виды товаров и используются как основа гос. планов.

6) в зависимости от вида рынка:

· биржевые

· аукционные

· мировые

2 подхода к формированию цен:

1. рыночный – когда определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара.

2. Производственный или затратный – в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, связанные с созданием и выпуском товара.

Цена – это денежное выражение стоимости товара и равна издержкам производства плюс определенная величина прибыли.

Рыночный механизм ценообразования – когда цена устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения, на основе соглашения между двумя сторонами на рынке.

Прибыль и рентабельность.

Прибыль в количественном выражении - это разность между общей выручкой и издержками.

Бухгалтерская прибыль - разность между общей выручкой и внешними издержками.

Экономическая (чистая) прибыль - разность между общей прибылью и экономическими издержками.

Нормальная прибыль - плата или доход, удерживающий предпринимателя в данной сфере бизнеса. Она является элементом издержек.

Функции прибыли:

Учетная - прибыль является индикатором эффективности предпринимательской деятельности. Показатели - масса прибыли и рентабельность.

Стимулирующая - прибыль выступает как основополагающий фактор развития каждой фирмы и экономики в целом.

Распределительная - прибыль служит источником накопления и развития производства, источником материального и основа развития субъектов хозяйствования.

Прибыль в рыночных условиях - главная цель предпринимательства и критерий эффективности произ­водства. Показателем эффективности здесь выступает норма прибыли как отношение полученной прибыли к затратам на производство.

Рентабельность– относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим.

Показатели рентабельности можно условно разделить на две группы: рентабельность продаж и рентабельность активов

Рентабельность продаж— коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период.

Рентабельность активов (англ. return on assets, ROA) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.


Наши рекомендации