Основные направления развития транспортно-зкспедиционного обслуживания товарных рынков
Все виды транспорта, обеспечивающие доставку товаров потребителям, представляют собой подсистему транспортного обеспечения, входящую в комплекс подсистем инфраструктуры товарного рынка. Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации, утвержденная Правительством в 1996 г., предусматривает как одно из главных направлений работы дальнейшее развитие транспортного обслуживания товарных рынков. Как особо отмечается в Программе, серьезным недостатком рынка транспортно-экспедиционных услуг является сопровождение его формирования интенсивным процессом дезинтеграции. В странах с развитой рыночной экономикой идет процесс интеграции складского бизнеса в крупные логистические компании и товарораспределительные центры, позволяющие рационализировать процесс товародвижения, обеспечить экономию на общесистемных затратах и получить максимальный экономический эффект в сфере производства, распределения и потребления товаров и услуг. Поэтому требуется создание условий для организации эффективной системы товародвижения, основанной на терминальной технологии перевозочного процесса, направленной на сокращение транспортных издержек, сроков доставки, уменьшение потерь и порчи товаров.
Для развития торговых отношений, отвечающих требованиям рыночной экономики, еще не создана четкая система правоотношений, не закончено формирование законодательной основы. Имеются отдельные разрозненные нормативные акты, которые не отражают всех аспектов функционирования товарных рынков. Кроме того, существующая нормативная база содержит много противоречий. Назрела необходимость обеспечения единой направленности нормативных актов, преодоления их противоречивости, пробелов, создания четкой логической схемы регулирования процессов и отношений. Предусматривается комплекс мероприятий по развитию терминальной технологии транспортного обслуживания, созданию крупнейших терминалов в районах наибольших транспортных перевозок. Ввод в строй новых транспортных терминалов позволит снизить стоимость перевозок и, соответственно, товаров, повысить товарооборот, улучшить качество обслуживания, а также покажет инвестиционную привлекательность создания подобных объектов для частного бизнеса. В целом же развитие транспортного обслуживания товарных рынков предполагает:
v
Глава 13.Транспортно-экспедиционные операции
• создание и развитие транспортных мощностей и средств, обеспечивающих непрерывность торгово-складских и сбытовых процессов, выполнение погрузочно-разгрузочных операций;
• создание торгово-транспортных фирм;
• создание и развитие транспортных терминалов, обеспечивающих комплексное обслуживание транспортом, складскими помещениями, погрузочно-разгрузочными средствами, развесочными, расфасовочными цехами, тароупаковочными средствами, торговыми площадями и др.;
• применение терминальных технологий;
• развитие сферы услуг и повышение их эффективности при транзите грузов по территории России;
• применение методов и организационных форм логистики в организациях транспортных услуг. Развитие организаций, оказывающих логистические услуги. Сокращение совокупных затрат (издержек) при транспортировке грузов на основе логистического подхода к совершенствованию методов их расчета и учета;
• развитие региональных объектов транспортного обслуживания торговли;
• сокращение продолжительности доставки грузов;
• обеспечение сохранности товаров при их транспортировке.