Лоббизм и административная рента.

Административная рента представляет собой извлечение прибыли за счет использования субъектом своего иерархического статуса, служебного положения. Поиск ренты – попытки групп объединенных интересов мани­пулировать общественной политикой с целью собственной выгоды. Участники политического процесса: избиратели, политики, бюрократы, группы давления и лобби.

Лоббизм– это высококвалифицированная деятельность, имеющая политиче­ский смысл и правовое обоснование и являющаяся интегральным элементом демократической политической системы. Лобби, лоббизм – это система и практика реализации интересов различ­ных групп граждан путем организованного воздействия на законодательную и административ­ную деятельность государственных органов.

Политический смысл лоббизма заключается в следующих аспектах:

1. Лоббистические группы выступают посредниками между гражданами и го­сударством, прежде всего, в сфере обмена информацией.

2. Лоббизм выполняет функцию организации плюрализма общественных интересов. Процессы лоббирования всегда осуществляет группа людей, но результаты лоббирова­ния имеют значительные последствия и затрагивают в отдельных случаях большие слои населения страны.

3. Лоббизм как бы дополняет конституционную систему демократического представи­тельства, позволяя участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам, которые не имеют другой возможности.

Выделяют два типа лобби: плюралистический и корпоративный. В первом случае происходит давление свеху вниз. Во втором – государство заключает с какой-то группой своего рода конвенцию, получая в обмен на предос­тавляемые привилегии гарантию содействия государственным интересам.

Лоббисты – это новый политический институт, организован­ный на профессиональной основе и имеющий существенное политическое, опосредованное че­рез политиков и чиновников, влияние. Теперь обратимся к остальной части населения с вопро­сом: почему же они допускают такое ущемление своих прав? Западные экономисты выделяют следующий ряд причин: они плохо информированы и безразлично относятся к данной проблеме и рискуют понести небольшие потери, которые не имеют для них особого значения.

При принятии пролоббированных решений каждый политик считает, что большая часть его избирателей не заметит лоббирования и будет готова проголосовать за него и на следующих выборах. В то же время некоторые группы, хотя и не имеют решающего объема голосов на выборах, но способны оказать помощь в финансировании избирательных компаний «здравомыслящих» политических деятелей. Поэтому такой политик будет поддержи­вать программу, защищающую особые интересы, даже если она нежелательна с экономической и социальной точек зрения.

Таким образом, лоббизм приводит к тому, что создает заведомо неравные позиции для конкурентных компаний, что в корне противоречит рыночной экономике. Существует множество примеров лоббирования путем принятия нужного законодательст­ва или других правительственных мер, не оправданных с точки зрения эффективности и спра­ведливости: введение тарифов на иностранные товары, которые ограничивают конкуренцию и повышают цены для потребителей; установление налоговых лазеек, которые приносят выгоду только богатым; осуществление программ общественных работ, которые стоят больше, чем приносимые ими прибыли; выдача лицензий представителям определенных профессий, превышающих норму, необходимую для защиты клиентов; предоставление крупных субсидий ферме­рам за счет налогоплательщиков и т.д.

Таким образом, часть из перечисленных мер преследует интересы узкой группы людей, а часть носит гуманный, стимулирующий характер. Все зависит от того, в каких условиях прини­маются те или иные меры, т.е. непосредственно от сложившейся экономической ситуации в стране. Исходя из этих позиции, необходимо определить целесообразность и эффективность пролоббированных решений.

К сожалению, в Казахстане лоббизм принял неуправляемые формы со времен обретения им независимости. В нашей республике лоббирование интересов нельзя назвать цивилизован­ным. Первая специфика заключается в профессиональном функционировании институтов клановости, регионализма, землячества. Вторая специфика состоит в том, что в отличие от лобби демократического Запада казах­станские группы давления действуют в основном не в сферах законодательной, а исполнитель­ной власти. Третья специфика заключается в том, что казахстанские лобби используют в своей дея­тельности примитивные, но в наших условиях эффективные методы, которые редко выходят за рамки подкупа, взятки или сферы личных (родственных) связей с влиятельными людьми.

Бизнес-лобби присуще предпринимателям. Они – новый вид групп давления, который поя­вился лишь недавно, в условиях складывающихся рыночных отношений и структур в экономике республики. Это – узкий, но энергичный слой бизнесменов, который имеет значительное влия­ние на процесс принятия экономических и политических решений. Казахстанские группы давления отличаются отсутствием той стройной ор­ганизационной структуры, которую имеют западные лоббистские группы. Лобби Запада – это явление многоступенчатое, где вершину венчает политик, предлагающий или осуществляющий решения; середину составляет многотысячный отряд экспертов, консультантов, то есть профес­сиональных лоббистов; основа – это та или иная социальная, политическая и т.п. группа.

В наших же политико-правовых условиях, в организованной структуре казахстанских лоб­би, полностью отсутствует середина, специалисты, которые считают лоббистскую деятельность своей профессией. Наши группы давления пропитались до мозга костей старыми методами воз­действия на власть, которыми с успехом пользовалась советская партноменклатура.

Для функционирования в Казахстане полноценного использования лоббизма, учитываю­щего местную специфику, необходимо:

1. Создание должной законодательной базы, то есть разработка и принятие Парламентом Республики Казахстан закона о лоббистской деятельности, что легализует её в рамках законов и придаст гласность политическому процессу.

2. Наращивание опыта парламентской деятельности, то есть отработка и внедрение в практику парламентской деятельности механизма взаимодействия законодательного органа с различными лоббистскими командами.

3. Завершение процесса партогенеза и появление сильных политических партий как цен­тров влияния на государственную власть.

4. Формирование конструктивной оппозиции. Это будет служить необходимым противо­весом сильной исполнительной власти.

5. Отработка методов и средств регулирования процесса лоббизма. Это позволит избе­жать крайне негативных последствий для всего института лоббизма, вплоть до его полной дезорганизации.

6. Активное и адекватное использование потенциала «мозговых центров» в лице государ­ственных и частных информационно-аналитических структур.

Наши рекомендации