Практическое занятие №1. Анализ внешней и внутренней среды организации.

Цель занятия: изучение порядка анализа внешней и внутренней среды организации.

Вопросы для обсуждения:

1. Отличительные особенности SWOT- и PEST-анализа.

2. Последовательность анализа внешней и внутренней среды организации.

3. Применение результатов анализа на практике.

Задания для студентов:

1. Провести анализ внешней и внутренней среды организации (ООО «Нефтис»).

Основная литература:

1. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1989.

2. Боумен К. Основы стратегического менеджмента: Пер. с англ. / Под ред.

3. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997.

4. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.

5. Гончаров В.В. В поисках совершенствования управления: Руководство для высшего управленческого персонала. — М.: МП «Сувенир», 1993.

6. Гапоненко А.Л. , Панкрухин А.Г. «Стратегическое управление» ОМЕГА – Л., - М: 2004

7. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1991.

8. Овчаренко Г.В. Стратегическое управление. Учебное пособие. – Изд.-во СКНИ, 2001

9. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. — М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998.

10. Градова и проф. Б.И. Кузина — СПб: Специальная литература, 1996.

11. Туленков Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации //Проблемы теории и практики управления. — 1997. — №4. — С. 10

12. Фатхутдинов В.А. «Стратегический менеджмент» ЗАО «Бизнес- школа Интель-Синтез»М1998

13. Якокка Ли. Карьера менеджера: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. С.Ю. Медведкова. — М.: Прогресс,1991.

Дополнительная литература:

1. Грейсон Дж. мл., О Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1991.

2. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. — М.: Информ. — внедрен. центр и маркетинг, 1997.

3. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / Под общ. ред. проф. А.П.

Характеристика ООО «Нефтис»

Общая информация о предприятии

ООО «Нефтис» – одна из крупнейших в Южном Федеральном Округе компаний, занимающаяся работами по монтажу и демонтажу металлических конструкций, установке сендвич-панелей, укладке тротуарной плитки, дизайну внешнего и внутреннего интерьера помещений. Общество с ограниченной ответственностью «Нефтис», созданное в 2001 году, входит в группу компаний «Инвестпром» концерна «Стелла». Головная компания «Инвестпром», созданная в 1996 году, специализируется на торговле горюче-смазочными материалами. Общество с ограниченной ответственностью «Нефтис» расположено по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Нансена, 103.

Сегодня «Нефтис» – это интенсивно развивающаяся строительная компания, имеющая практический опыт наружной и внутренней отделки с использованием алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND и их аналогов (ARCHITECKS, ALUCORE, DIBOND, DUVILS, LIKEAR, REYNABOND, FANGDA).

Состав деятельности компании:

ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

геодезические работы, выполняемые на строительных площадках;

подготовительные работы;

земляные работы;

каменные работы;

устройство бетонных и железобетонных конструкций;

монтаж легких ограждающих конструкций;

металлические конструкции;

изоляционные работы;

кровельные работы;

благоустройство территории;

осуществление функций генерального подрядчика.

ОТДЕЛОЧНЫЕ РАБОТЫ

производство фасадных работ;

производство штукатурных и лепных работ;

производство декоративных отделочных работ;

производство стекольных работ;

производство облицовочных работ;

монтаж подвесных (натяжных) потолков, панелей и плит с лицевой отделкой;

устройство полов.

САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

устройство колодцев, площадок, оголовков, лотков.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

монтаж стальных конструкций;

защита конструкций, технологического оборудования и трубопроводов;

работы по устройству наружных инженерных сетей и коммуникаций;

работы по устройству внутренних инженерных систем и оборудования.

РЕСТАВРАЦИЯ

РЕКЛАМА ЛЮБОЙ СЛОЖНОСТИ

Отдельным направлением деятельности фирмы является проектирование, изготовление и монтаж систем навесных вентилируемых фасадов зданий и сооружений любого назначения, автозаправочных комплексов композитными панелями типа «ALUCOBOND», «DIBOND» (страна-изготовитель Германия (завод «Alcan Singen GmbH»)) и их аналогами, например, «ALUCOBEST» (страна-изготовитель Китай).

Алюминиевые композитные панели «ALUCOBOND» – это последнее слово в отрасли производства конструкционных строительных материалов, позволяющее воплотить в жизнь самые смелые дизайнерские идеи. Неограниченное разнообразие архитектурных форм, достигающееся при использовании этих панелей, дает возможность придать неповторимый облик фасаду любого здания, а также его интерьеру.

Индивидуальный подход и свежесть архитектурных решений ООО «Нефтис» дополнительно подчеркнет потрясающая гладкость поверхности конструкций и богатая цветовая гамма материала.

Все это, и, кроме того, эксплуатационная долговечность, огнестойкость, прочность, известная легкость, высокий уровень тепло- и звукоизоляции материала, в конечном счете работает на исключительный имидж предприятия-заказчика.

ООО «Нефтис» уже давно и с успехом использует панели «ALUCOBOND» для:

оформления АЗС, фасадов зданий, аэропортов и вокзалов, магазинов, ресторанов и кафе, салонов, офисов;

изготовления рекламных щитов, выставочных стендов, объемных и плоских элементов вывесок и световых коробов.

Основными направлениями деятельности (бизнес-направлениями) ООО «Нефтис» являются следующие:

- проектирование, изготовление и монтаж систем навесных фасадов общественных и жилых зданий, автозаправочных комплексов, дорожных и производственных сооружений;

- разработка дизайн-проектов интерьеров и отделка помещений различного назначения;

- изготовление и монтаж световой и несветовой рекламы – от несложных вывесок до масштабных информационно-ценовых стелл.

Стратегия фирмы ориентирована на индивидуальную работу с каждым клиентом, при обязательном учете пяти основных принципов деятельности:

доступные цены;

гибкая система скидок;

высокое качество выполняемых работ;

твердые гарантии эксплуатации собранных конструкций;

надежное послегарантийное обслуживание.

ООО «Нефтис» позиционирует себя, как компания, профессионально занимающаяся своим делом, обрабатывающая композитные панели на произведенном в Германии современном оборудовании.

В числе заказчиков предприятия – ростовские компании: «АЗК Роствертол», «Авалон», «Башнефть», «Донпромагро», «Инвестпром», «Оникс», «Юкос», «Прогресс», ТРК «Южный регион», а также «Паритет» (г. Ейск), «Альянс» (г. Новошахтинск), «Интерресурс» (г. Таганрог), «Нектар» (г. Шахты) и др.

Целью деятельности ООО «Нефтис» является насыщение рынка услугами собственного производства.

На предприятии работает специалист, занимающийся стратегическим планированием. Он разрабатывает план работы предприятия на год, рассчитывает экономические и финансовые показатели деятельности компании. В его обязанности входит также определение оптимального объема предоставляемых услуг в ассортименте для увеличения прибыли предприятия.

Стратегической целью деятельности предприятия является ежегодный рост объема размещаемых заказов в стоимостном выражении на 15 %.

Анализ внешней и внутренней среды ООО «Нефтис»

Анализ среды – очень важный элемент стратегического управления на предприятии, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде и их влияния на текущую деятельность предприятия. Анализ среды, в которой работает ООО «Нефтис» представлен в таблице 3.1.

Таблица 1. Анализ факторов макросреды

Группа факторов Фактор Тенденция развития Проявление Возможная реакция предприятия
1.Эко-номи-ческие 1.1.Уровень инфляции Возможна стабилизация При увеличении инфляции обесценивание денежных средств Учет уровня инфляции при установлении цен на работы (услуги)
1.2.Уровень реального дохода населения Возможно уменьшение Снижение уровня покупательской способности населения Выполнение работ (предоставление услуг) с наименьшими издержками
1.3.Энерго-тарифы Возможно увеличение Увеличение себестоимости работ (услуг) Выполнение работ (предоставление услуг) с наименьшими издержками
  1.4.Нало-говые ставки Возможно повышение Отток денежных средств в бюджет Изыскание путей минимизации налогов
1.5.Безработица Высокий уровень сохраняется Удешевление рабочей силы и увеличение числа претендентов на рабочее место Формирование рациональной кадровой политики. Пополнение штата сотрудников службы сбыта
2.Правовые 2.1.Несовершенство законодательной базы Тенденции стабилиза-ции Ущемление интересов производствен-ной сферы Изыскание путей для эффективной Работы
3.Политические 3.1.Нестабильность в обществе Тенденции к улучшению ситуации Активизация инвестицион-ного процесса и банковского кредитования бизнеса Получение денежных средств за счет привлечения банковского кредита
4.Меж-дународные 4.1.Либерализация внешнеэкономичес-кой дея-тельности, сотрудничества Тенденции сохраняются Появление новых клиентов в лице совместных предприятий Поиск новых зарубежных партнеров и поставщиков
5.Социальные 5.1.Мобильность населения Тенденции роста сохраняются Отток работников Совершенствова-ние системы стимулирования труда
5.2.Уро-вень образова-ния Тенденции роста сохраняются Увеличение числа высокообразо-ванных специалистов Рациональный подбор кадров
6.НТП 6.1.НТП в сфере производства работ (услуг) Тенденции роста сохраняются Появление новых материалов, оборудования, технологий Поиск возможностей для применения в деятельности новых материалов, технологий
6.2.НТП в социальной сфере Тенденции роста сохраняются Рост уровня потребностей потенциальных клиентов Маркетинговые исследования, разработка новых продуктов

В процессе взаимодействия предприятия с микросредой стратегическое управление интересует, прежде всего, то, какие факторы микросреды оказывают наибольшее влияние на организацию и как должна вести себя организация, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими предприятиями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а значит, и обеспечить свое устойчивое существование. Основные факторы непосредственного окружения и их влияние на ООО «Нефтис» приведены в таблице 2.

Таблица2. Факторы непосредственного окружения ООО «Нефтис»

Группа факторов Фактор Проявление Влияние на рынок Возможная реакция предприятия
1.Потреби-тели 1.1.Насе-ление Тенденции стабилиза-ции спроса Увеличение запросов и потребностей, требование безусловного качества работ (услуг) Маркетинговые исследования и разработка новых видов услуг
1.2.Пред-приятия Тенденции увеличения спроса Дальнейшее стимулирование спроса организаций путем предоставление дополнительных услуг
2.Конку-ренты Отечест-венные компании Ужесточение конкуренции Возникновение различных препятствий для укрепления своих позиций на рынке Возможна конкуренция за счет высокого качества услуг, маркетинговых исследований рынка и разработки новых видов услуг и т.д.
3.Постав-щики Произво-дители сырья и материалов Тенденции расширения рынка строительных материалов Возможности торга с поставщиками, выбора поставщика Внедрение логистики, маркетинговый анализ рынка стройматериалов
           

Анализ текущей ситуации на рынке строительных услуг города Ростов-на-Дону, Ростовской области и Краснодарского края, анализ конкурентной среды и ситуации с обеспеченностью предприятий строительными материалами позволяют выделить ключевые факторы успеха ООО «Нефтис»:

- в области технологий - опыт в проектировании, изготовлении и монтаже систем навесных вентилируемых фасадов зданий и сооружений с использованием сендвич-панелей;

- в области выполняемых строительных и монтажных работ - наличие необходимых производственных мощностей (производственные мощности ООО «Нефтис» позволяют одновременно вести работы более чем на десяти объектах); высокое качество выполняемых работ; широкий спектр услуг в сфере строительства. Современный опыт показывает, что большинство «Заказчиков» предпочитают по экономическим, организационным и технологическим соображениям искать одного «Подрядчика» по всем видам работ;

- в области финансов - предприятие является платежеспособным: собственный капитал предприятия значительно преобладает над заемным;

- в области кадров - высокий профессионализм работников предприятия;

- в области организации - эффективная система управления; наличие адекватной организационной структуры.

Проведя анализ внешней среды, и получив данные о факторах, которые представляют опасность и открывают новые возможности, необходимо оценить: обладает ли предприятие внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Этому служит анализ слабых и сильных сторон предприятия приведенный в таблице 3.

Таблица 3. Сильные и слабые стороны ООО «Нефтис»

Аспект среды Сильные стороны Слабые стороны
Работы (услуги) - широкий спектр услуг в сфере строительства; - высокое качество применяемых стройматериалов; - высокое качество выполняемых работ. широкая специализация приводит к определенным сложностям, связанным с планированием будущих заказов, подбором квалифицированного персонала, анализом рынка
Организа-ция - компетентное руководство; - адекватная организационная структура предприятия; - эффективная система контроля Неэффективная система размещения заказов через штатных агентов
Производ-ство - наличие необходимых производственных мощностей; - высокое качество производства Практически отсутствуют
Маркетинг - эффективное использование различных каналов размещения заказов; - эффективная реклама; - предоставление дополнительных услуг предприятиям-клиентам (генеральный подрядчик); - гибкая система скидок. - недостаточная информированность потенциальных клиентов об услугах фирмы; - отсутствие серьезных маркетинговых исследований рынка.
Персонал - небольшая текучесть кадров в целом по фирме; - предоставление предприятием социальных гарантий работникам. - недостаток квалифицированных маркетологов и логистов; - большая текучесть кадров в отделе сбыта.
Финансы - предприятие является платежеспособным; - собственный капитал предприятия преобладает над заемным. - жесткая зависимость рентабельности продаж от цен на импортируемые фирмой стройматериалы.

Путем обобщения данных анализа факторов внешней и внутренней среды была составлена таблица угроз и возможностей, слабых и сильных сторон предприятия (табл. 4).

С помощью проведенного анализа возможностей и угроз, а также сильных и слабых сторон ООО «Нефтис» можно установить, что организация имеет достаточный потенциал для своего дальнейшего развития. Анализ показал, что, несмотря на сравнительно небольшой срок работы на рынке строительно-монтажных услуг города Ростов-на-Дону, Ростовской области, Краснодарского края, ООО «Нефтис» обладает достаточным конкурентным потенциалом, базирующимся на опыте производства строительно-монтажных работ с использованием современных высококачественных стройматериалов отечественного и импортного производства, наличии необходимых производственных мощностей, индивидуальном подходе к запросам и пожеланиям каждого клиента, доступности цен и т.д.. К тому же, как отмечалось ранее, фирма предлагает новый на российском рынке вид услуг по проектированию, изготовлению и монтажу систем навесных вентилируемых фасадов зданий и сооружений, автозаправочных комплексов с использованием композитных панелей.

Таблица4. Угрозы, возможности, слабые и сильные стороны
ООО «Нефтис»

Наши рекомендации