Практическое занятие №1. Анализ внешней и внутренней среды организации.
Цель занятия: изучение порядка анализа внешней и внутренней среды организации.
Вопросы для обсуждения:
1. Отличительные особенности SWOT- и PEST-анализа.
2. Последовательность анализа внешней и внутренней среды организации.
3. Применение результатов анализа на практике.
Задания для студентов:
1. Провести анализ внешней и внутренней среды организации (ООО «Нефтис»).
Основная литература:
1. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1989.
2. Боумен К. Основы стратегического менеджмента: Пер. с англ. / Под ред.
3. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997.
4. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.
5. Гончаров В.В. В поисках совершенствования управления: Руководство для высшего управленческого персонала. — М.: МП «Сувенир», 1993.
6. Гапоненко А.Л. , Панкрухин А.Г. «Стратегическое управление» ОМЕГА – Л., - М: 2004
7. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1991.
8. Овчаренко Г.В. Стратегическое управление. Учебное пособие. – Изд.-во СКНИ, 2001
9. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. — М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998.
10. Градова и проф. Б.И. Кузина — СПб: Специальная литература, 1996.
11. Туленков Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации //Проблемы теории и практики управления. — 1997. — №4. — С. 10
12. Фатхутдинов В.А. «Стратегический менеджмент» ЗАО «Бизнес- школа Интель-Синтез»М1998
13. Якокка Ли. Карьера менеджера: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. С.Ю. Медведкова. — М.: Прогресс,1991.
Дополнительная литература:
1. Грейсон Дж. мл., О Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1991.
2. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. — М.: Информ. — внедрен. центр и маркетинг, 1997.
3. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / Под общ. ред. проф. А.П.
Характеристика ООО «Нефтис»
Общая информация о предприятии
ООО «Нефтис» – одна из крупнейших в Южном Федеральном Округе компаний, занимающаяся работами по монтажу и демонтажу металлических конструкций, установке сендвич-панелей, укладке тротуарной плитки, дизайну внешнего и внутреннего интерьера помещений. Общество с ограниченной ответственностью «Нефтис», созданное в 2001 году, входит в группу компаний «Инвестпром» концерна «Стелла». Головная компания «Инвестпром», созданная в 1996 году, специализируется на торговле горюче-смазочными материалами. Общество с ограниченной ответственностью «Нефтис» расположено по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Нансена, 103.
Сегодня «Нефтис» – это интенсивно развивающаяся строительная компания, имеющая практический опыт наружной и внутренней отделки с использованием алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND и их аналогов (ARCHITECKS, ALUCORE, DIBOND, DUVILS, LIKEAR, REYNABOND, FANGDA).
Состав деятельности компании:
ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
геодезические работы, выполняемые на строительных площадках;
подготовительные работы;
земляные работы;
каменные работы;
устройство бетонных и железобетонных конструкций;
монтаж легких ограждающих конструкций;
металлические конструкции;
изоляционные работы;
кровельные работы;
благоустройство территории;
осуществление функций генерального подрядчика.
ОТДЕЛОЧНЫЕ РАБОТЫ
производство фасадных работ;
производство штукатурных и лепных работ;
производство декоративных отделочных работ;
производство стекольных работ;
производство облицовочных работ;
монтаж подвесных (натяжных) потолков, панелей и плит с лицевой отделкой;
устройство полов.
САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
устройство колодцев, площадок, оголовков, лотков.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
монтаж стальных конструкций;
защита конструкций, технологического оборудования и трубопроводов;
работы по устройству наружных инженерных сетей и коммуникаций;
работы по устройству внутренних инженерных систем и оборудования.
РЕСТАВРАЦИЯ
РЕКЛАМА ЛЮБОЙ СЛОЖНОСТИ
Отдельным направлением деятельности фирмы является проектирование, изготовление и монтаж систем навесных вентилируемых фасадов зданий и сооружений любого назначения, автозаправочных комплексов композитными панелями типа «ALUCOBOND», «DIBOND» (страна-изготовитель Германия (завод «Alcan Singen GmbH»)) и их аналогами, например, «ALUCOBEST» (страна-изготовитель Китай).
Алюминиевые композитные панели «ALUCOBOND» – это последнее слово в отрасли производства конструкционных строительных материалов, позволяющее воплотить в жизнь самые смелые дизайнерские идеи. Неограниченное разнообразие архитектурных форм, достигающееся при использовании этих панелей, дает возможность придать неповторимый облик фасаду любого здания, а также его интерьеру.
Индивидуальный подход и свежесть архитектурных решений ООО «Нефтис» дополнительно подчеркнет потрясающая гладкость поверхности конструкций и богатая цветовая гамма материала.
Все это, и, кроме того, эксплуатационная долговечность, огнестойкость, прочность, известная легкость, высокий уровень тепло- и звукоизоляции материала, в конечном счете работает на исключительный имидж предприятия-заказчика.
ООО «Нефтис» уже давно и с успехом использует панели «ALUCOBOND» для:
оформления АЗС, фасадов зданий, аэропортов и вокзалов, магазинов, ресторанов и кафе, салонов, офисов;
изготовления рекламных щитов, выставочных стендов, объемных и плоских элементов вывесок и световых коробов.
Основными направлениями деятельности (бизнес-направлениями) ООО «Нефтис» являются следующие:
- проектирование, изготовление и монтаж систем навесных фасадов общественных и жилых зданий, автозаправочных комплексов, дорожных и производственных сооружений;
- разработка дизайн-проектов интерьеров и отделка помещений различного назначения;
- изготовление и монтаж световой и несветовой рекламы – от несложных вывесок до масштабных информационно-ценовых стелл.
Стратегия фирмы ориентирована на индивидуальную работу с каждым клиентом, при обязательном учете пяти основных принципов деятельности:
доступные цены;
гибкая система скидок;
высокое качество выполняемых работ;
твердые гарантии эксплуатации собранных конструкций;
надежное послегарантийное обслуживание.
ООО «Нефтис» позиционирует себя, как компания, профессионально занимающаяся своим делом, обрабатывающая композитные панели на произведенном в Германии современном оборудовании.
В числе заказчиков предприятия – ростовские компании: «АЗК Роствертол», «Авалон», «Башнефть», «Донпромагро», «Инвестпром», «Оникс», «Юкос», «Прогресс», ТРК «Южный регион», а также «Паритет» (г. Ейск), «Альянс» (г. Новошахтинск), «Интерресурс» (г. Таганрог), «Нектар» (г. Шахты) и др.
Целью деятельности ООО «Нефтис» является насыщение рынка услугами собственного производства.
На предприятии работает специалист, занимающийся стратегическим планированием. Он разрабатывает план работы предприятия на год, рассчитывает экономические и финансовые показатели деятельности компании. В его обязанности входит также определение оптимального объема предоставляемых услуг в ассортименте для увеличения прибыли предприятия.
Стратегической целью деятельности предприятия является ежегодный рост объема размещаемых заказов в стоимостном выражении на 15 %.
Анализ внешней и внутренней среды ООО «Нефтис»
Анализ среды – очень важный элемент стратегического управления на предприятии, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде и их влияния на текущую деятельность предприятия. Анализ среды, в которой работает ООО «Нефтис» представлен в таблице 3.1.
Таблица 1. Анализ факторов макросреды
Группа факторов | Фактор | Тенденция развития | Проявление | Возможная реакция предприятия |
1.Эко-номи-ческие | 1.1.Уровень инфляции | Возможна стабилизация | При увеличении инфляции обесценивание денежных средств | Учет уровня инфляции при установлении цен на работы (услуги) |
1.2.Уровень реального дохода населения | Возможно уменьшение | Снижение уровня покупательской способности населения | Выполнение работ (предоставление услуг) с наименьшими издержками | |
1.3.Энерго-тарифы | Возможно увеличение | Увеличение себестоимости работ (услуг) | Выполнение работ (предоставление услуг) с наименьшими издержками | |
1.4.Нало-говые ставки | Возможно повышение | Отток денежных средств в бюджет | Изыскание путей минимизации налогов | |
1.5.Безработица | Высокий уровень сохраняется | Удешевление рабочей силы и увеличение числа претендентов на рабочее место | Формирование рациональной кадровой политики. Пополнение штата сотрудников службы сбыта | |
2.Правовые | 2.1.Несовершенство законодательной базы | Тенденции стабилиза-ции | Ущемление интересов производствен-ной сферы | Изыскание путей для эффективной Работы |
3.Политические | 3.1.Нестабильность в обществе | Тенденции к улучшению ситуации | Активизация инвестицион-ного процесса и банковского кредитования бизнеса | Получение денежных средств за счет привлечения банковского кредита |
4.Меж-дународные | 4.1.Либерализация внешнеэкономичес-кой дея-тельности, сотрудничества | Тенденции сохраняются | Появление новых клиентов в лице совместных предприятий | Поиск новых зарубежных партнеров и поставщиков |
5.Социальные | 5.1.Мобильность населения | Тенденции роста сохраняются | Отток работников | Совершенствова-ние системы стимулирования труда |
5.2.Уро-вень образова-ния | Тенденции роста сохраняются | Увеличение числа высокообразо-ванных специалистов | Рациональный подбор кадров | |
6.НТП | 6.1.НТП в сфере производства работ (услуг) | Тенденции роста сохраняются | Появление новых материалов, оборудования, технологий | Поиск возможностей для применения в деятельности новых материалов, технологий |
6.2.НТП в социальной сфере | Тенденции роста сохраняются | Рост уровня потребностей потенциальных клиентов | Маркетинговые исследования, разработка новых продуктов |
В процессе взаимодействия предприятия с микросредой стратегическое управление интересует, прежде всего, то, какие факторы микросреды оказывают наибольшее влияние на организацию и как должна вести себя организация, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими предприятиями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а значит, и обеспечить свое устойчивое существование. Основные факторы непосредственного окружения и их влияние на ООО «Нефтис» приведены в таблице 2.
Таблица2. Факторы непосредственного окружения ООО «Нефтис»
Группа факторов | Фактор | Проявление | Влияние на рынок | Возможная реакция предприятия | |
1.Потреби-тели | 1.1.Насе-ление | Тенденции стабилиза-ции спроса | Увеличение запросов и потребностей, требование безусловного качества работ (услуг) | Маркетинговые исследования и разработка новых видов услуг | |
1.2.Пред-приятия | Тенденции увеличения спроса | Дальнейшее стимулирование спроса организаций путем предоставление дополнительных услуг | |||
2.Конку-ренты | Отечест-венные компании | Ужесточение конкуренции | Возникновение различных препятствий для укрепления своих позиций на рынке | Возможна конкуренция за счет высокого качества услуг, маркетинговых исследований рынка и разработки новых видов услуг и т.д. | |
3.Постав-щики | Произво-дители сырья и материалов | Тенденции расширения рынка строительных материалов | Возможности торга с поставщиками, выбора поставщика | Внедрение логистики, маркетинговый анализ рынка стройматериалов | |
Анализ текущей ситуации на рынке строительных услуг города Ростов-на-Дону, Ростовской области и Краснодарского края, анализ конкурентной среды и ситуации с обеспеченностью предприятий строительными материалами позволяют выделить ключевые факторы успеха ООО «Нефтис»:
- в области технологий - опыт в проектировании, изготовлении и монтаже систем навесных вентилируемых фасадов зданий и сооружений с использованием сендвич-панелей;
- в области выполняемых строительных и монтажных работ - наличие необходимых производственных мощностей (производственные мощности ООО «Нефтис» позволяют одновременно вести работы более чем на десяти объектах); высокое качество выполняемых работ; широкий спектр услуг в сфере строительства. Современный опыт показывает, что большинство «Заказчиков» предпочитают по экономическим, организационным и технологическим соображениям искать одного «Подрядчика» по всем видам работ;
- в области финансов - предприятие является платежеспособным: собственный капитал предприятия значительно преобладает над заемным;
- в области кадров - высокий профессионализм работников предприятия;
- в области организации - эффективная система управления; наличие адекватной организационной структуры.
Проведя анализ внешней среды, и получив данные о факторах, которые представляют опасность и открывают новые возможности, необходимо оценить: обладает ли предприятие внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Этому служит анализ слабых и сильных сторон предприятия приведенный в таблице 3.
Таблица 3. Сильные и слабые стороны ООО «Нефтис»
Аспект среды | Сильные стороны | Слабые стороны |
Работы (услуги) | - широкий спектр услуг в сфере строительства; - высокое качество применяемых стройматериалов; - высокое качество выполняемых работ. | широкая специализация приводит к определенным сложностям, связанным с планированием будущих заказов, подбором квалифицированного персонала, анализом рынка |
Организа-ция | - компетентное руководство; - адекватная организационная структура предприятия; - эффективная система контроля | Неэффективная система размещения заказов через штатных агентов |
Производ-ство | - наличие необходимых производственных мощностей; - высокое качество производства | Практически отсутствуют |
Маркетинг | - эффективное использование различных каналов размещения заказов; - эффективная реклама; - предоставление дополнительных услуг предприятиям-клиентам (генеральный подрядчик); - гибкая система скидок. | - недостаточная информированность потенциальных клиентов об услугах фирмы; - отсутствие серьезных маркетинговых исследований рынка. |
Персонал | - небольшая текучесть кадров в целом по фирме; - предоставление предприятием социальных гарантий работникам. | - недостаток квалифицированных маркетологов и логистов; - большая текучесть кадров в отделе сбыта. |
Финансы | - предприятие является платежеспособным; - собственный капитал предприятия преобладает над заемным. | - жесткая зависимость рентабельности продаж от цен на импортируемые фирмой стройматериалы. |
Путем обобщения данных анализа факторов внешней и внутренней среды была составлена таблица угроз и возможностей, слабых и сильных сторон предприятия (табл. 4).
С помощью проведенного анализа возможностей и угроз, а также сильных и слабых сторон ООО «Нефтис» можно установить, что организация имеет достаточный потенциал для своего дальнейшего развития. Анализ показал, что, несмотря на сравнительно небольшой срок работы на рынке строительно-монтажных услуг города Ростов-на-Дону, Ростовской области, Краснодарского края, ООО «Нефтис» обладает достаточным конкурентным потенциалом, базирующимся на опыте производства строительно-монтажных работ с использованием современных высококачественных стройматериалов отечественного и импортного производства, наличии необходимых производственных мощностей, индивидуальном подходе к запросам и пожеланиям каждого клиента, доступности цен и т.д.. К тому же, как отмечалось ранее, фирма предлагает новый на российском рынке вид услуг по проектированию, изготовлению и монтажу систем навесных вентилируемых фасадов зданий и сооружений, автозаправочных комплексов с использованием композитных панелей.
Таблица4. Угрозы, возможности, слабые и сильные стороны
ООО «Нефтис»