Информационные ресурсы организации
Для принятия правильных решений хозяйствующим субъектам необходим доступ к информационным ресурсам. По источникам формирования и отношению к конкретной организации информационные ресурсы могут быть разделены на внутренние и внешние.
К внутренним ресурсам относится информация, которая создается в процессе функционирования организации и формируется специалистами различных ее подразделений (производство, бухгалтерия, финансы и т.п.).
Но для того чтобы дать комплексную оценку состояния организации и определить перспективы ее развития, необходимо обладать сведениями о внешней среде. Внешняя деловая среда − это совокупность экономических, политических, иных субъектов, действующих за пределами предприятия, и отношений, складывающихся между ними и предприятием. Степень воздействия внешней деловой среды на бизнес различна. Наиболее важны субъекты внешней деловой среды, с которыми предприятие постоянно взаимодействует, образующие ближайшее окружение (или микроокружение) предприятия: клиенты, поставщики, партнеры, конкуренты, налоговые органы, органы власти, средства массовой информации. Поступающая из микроокружения предприятия информация образует регулярные входящие информационные потоки, которые предприятие использует в своей ежедневной деятельности.
Субъекты, которые, как правило, не оказывают непосредственного воздействия на функционирование, но определяют общие условия деловой среды, образуют макроокружение предприятия. Действия этих субъектов приводят к возникновению факторов, характеризующих макроокружение. К таким факторам относятся: политические, макроэкономические, научно-технические, производственные, демографические, правовые, экологические, социально-культурные (см. рис.2.3).
Внешняя информация может быть получена из различных источников, например, на информационном рынке. На информационном рынке можно выделить несколько основных секторов: деловой, научной и профессиональной, социально-политической и правовой, массовой и потребительской информации.
В условиях рыночной экономики возрастает роль деловой информации поступающей из внешних для организации источников. Деловую информацию можно структурировать по видам информации следующим образом:
- макроэкономическая: характеризует общее состояние экономики страны и предоставляется специальными государственными или независимыми институтами;
- финансовая: характеризует текущее и перспективное финансовой состояние фирм, сложившуюся конъюнктуры на рынке капиталов, инвестиции, эмиссии ценных бумаг и пр., предоставляется специальными службами финансовой информации, брокерскими компаниями, банками и другими фирмами;
- биржевая: информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных и процентных ставках, фондовых индексах и пр., предоставляется банками, биржами, и специальными службами;
- коммерческая: сведения о предприятиях, их производственных связях, выпускаемой продукции, сделках, технологиях, руководителях, акционерах и пр., предоставляется в виде электронных баз данных и печатных изданий;
- статистическая: экономические, финансовые, биржевые, социальные и другие данные в виде динамических рядов и прогнозных оценок;
- деловые новости: текущая информация из различных сфер бизнеса.
Рис. 2.3. Внешняя среда организации
Источники деловой информации можно разбить на несколько групп:
- высшие законодательные и исполнительные органы: издают законы и другие регламентирующие документы, исполнение которых обязательно для всех организаций;
- местные, региональные, национальные, зарубежные средства массовой информации: предоставляют информацию экономического и политического характера;
- корпоративные форумы: способствуют обмену информацией, обсуждению проблем, мнений участников;
- печатная продукция: исследовательских, учебных, консалтинговых организаций; позволяет ознакомиться с результатами исследований;
- электронная продукция: специализированные базы данных, библиотеки, порталы, сайты, информационные сети и системы, хранилища данных;
- корпоративные организации: ассоциации, биржи, консультативные и экспертные фирмы, агентства.
Использование информационных ресурсов, сформированных на основе внешней и внутренней информации должно быть направлено на то, чтобы обеспечить:
- повышение конкурентоспособности предприятия и продукции на рынке товаров (услуг);
- формирование бухгалтерской и аналитической отчетности для предоставления во внешние организации, а также для управления организацией;
- оперативный учет, входной контроль и хранение данных о деятельности организации;
- создание и поддержание технологии единого информационного пространства предприятия.