Рынок, его признаки и функции
В современной экономике потребности людей удовлетворяются в основном посредством обмена (купли-продажи) товарами. Обмен означает получение от кого-либо желаемого товара с предложением чего-либо взамен (другого товара или денег).
В процессе поступательного общественного развития происходила эволюция обмена. Сначала обмен носил эпизодический характер (от случая к случаю), когда люди обменивались излишками произведенных ими благ. В дальнейшем, по мере увеличения производства материальных благ, вследствие развития процессов разделения и специализации труда обмен благами принимал все более регулярный характер. Производство же становилось преимущественно товарным, т.е. направленным не на удовлетворение собственных потребностей производителя (когда лишь излишки поступали в обмен), а на производство товаров, создаваемых с целью обмена на другие товары. Таким образом, собственные потребности производителей удовлетворялись уже посредством обмена своих товаров на товары других производителей.
Специализация отдельных товаропроизводителей на создании одного или нескольких товаров приводила к значительному росту производительности труда, т.е. к выпуску большего объема благ в единицу времени. Вследствие этого все больше и больше выпускалось и, соответственно, обменивалось товаров.
Все большее количество людей вступало в отношения обмена товарами, но их роль в процессе обмена была различна. Одни выступали покупателями, а другие - продавцами товаров. И сколько бы ни развивался обмен, это функциональное деление субъектов обмена сохранялось.
В настоящее время к покупателямможно отнести потребителей, которые приобретают товары и услуги, а также фирмы, покупающие труд, капитал и сырье, с помощью которых они производят товары и услуги. К продавцам относятся фирмы, продающие свои товары и услуги, трудящиеся, продающие свою рабочую силу, и также продавцы ресурсов (капитала, земли), которые сдают в аренду или продают их.
Очевидно, что большинство людей и фирм могут выступать в обмене и как покупатели, и как продавцы товаров. Но когда отдельные лица или фирмы как продавцы вступают в отношения обмена с другими лицами или фирмам с целью продажи своих товаров, то они уже не могут по отношению к ним быть одновременно и покупателями. Поэтому в каждом отдельно взятом отношении обмена одни субъекты выступают покупателями, а другие - продавцами. Хотя в следующем отношении обмена их роли могут поменяться.
Взаимодействуя, покупатели и продавцы образуют рынок, который представляет собой развитую форму обмена товарами.
В настоящее время существует множество определений рынка. Так, в «Толковом словаре» В. Даля рынок определяется как «площадь в городах и селах... место съезда и сходки продавцов и покупателей по назначенным дням; торг, торжище, базар». Это определение характерно для определенного этапа развития рынка, когда обмен товаров происходил в определенном месте и обычно в определенное время. По мере развития производства и обмена, увеличения производимых товаров и услуг, роста их разнообразия, а в настоящее время и развития широкой сети электронных средств связи территориальные и временные границы как существенные признаки рынка утрачивают силу.
Впервые более точное определение рынка попытался дать О. Курно, французский ученый начала XIX в. На его определение опирались многие ведущие экономисты Запада. До сих пор оно считается классическим. О. Курно отмечал, что «экономисты подразумевают под термином «рынок» не какую-либо рыночную площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сношения покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться».
Современные американские экономисты К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю, авторы переведенного на русский язык и довольно известного учебника «Экономикс», определяют рынок как «институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг».
Другие американские экономисты Р. Пиндайк и Д. Рубинфельд в своей книге «Микроэкономика» представляют рынок как «совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит в итоге к возможности обмена».
Ф. Котлер, широко известный в нашей стране теоретик маркетинга, определяет рынок как «совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров», имея в виду, что и продавцы товаров в других сделках выступают как покупатели.
На основе приведенных и многих других определений можно выделить то главное, что характеризует сущность рынка.
Во-первых, рынок представляет собой механизм, соединяющий производство и потребление, сводящий вместе продавца и покупателя с целью удовлетворения своих интересов. Покупатели на рынке в процессе обмена хотят приобрести какое-то благо или услугу, продавцы хотят реализовать свою продукцию с целью извлечения дохода, прибыли или других выгод. Рынок функционирует на основах частной собственности, конкуренции, свободы выбора и экономического поведения субъектов.
Во-вторых, в процессе купли-продажи товаров на рынке формируется рыночная (равновесная) цена и равновесный объем продаж. Процесс ценообразования является центральным моментом в определении рынка.
Выделяют пять основных признаков свободного рынка:
1. Рынок предполагает свободный доступ в него и свободный выход из него, поэтому число участников рынка ничем не ограничено.
2. Существование на рынке значительного числа производителей товаров определяет незначительное влияние на общую рыночную цену цены каждого индивидуального производителя.
3. На рынке предполагается полная свобода в перемещении материальных, людских и финансовых ресурсов.
4. Все участники рынка имеют полный объем рыночной информации: о предложении, спросе и ценах.
5. На свободном рынке исключены любые привилегии для каких-либо групп продавцов или покупателей.
Рыночная система организации общественного производства дает возможность наиболее эффективно отвечать на основные вопросы любой экономики: что производить? как производить? для кого производить? Причем проблемы эти решают не правительство и государство, они решаются автоматически под воздействием рыночного механизма с ценами, прибылями и убытками.
Что производить – решают потребители, предъявляя спрос на товары и услуги.
Как производить – решает производитель, старающийся подобрать наиболее эффективную комбинацию ресурсов, чтобы в конкурентной борьбе производить дешевле, продавать больше и получать большую прибыль.
Для кого производить – любое количество денег на рынке найдет товар по себе, любой спрос на любой товар и услугу будет удовлетворен.
Благодаря разделению труда и необходимости постоянного взаимодействия рыночных агентов между собой, рынок направляется «невидимой рукой» (выражение впервые ввел А. Смит). Действует принцип взаимной заинтересованности: дай им то, что нужно им, и ты получишь то, что нужно тебе. При этом достигается рациональное распределение ресурсов, а каждый предприниматель получает свой доход, достигает желаемого результата и выгод. Каждый преследует свои интересы и тем не менее при этом служит обществу лучше, чем если бы он этого хотел сознательно.
Идеальное состояние рынка – это равновесие между объемом спроса и объемом предложения. К этому постоянно стремится рыночная система. Однако такое равновесие постоянно нарушается в ту или иную сторону, и если бы оно постоянно не восстанавливалось, последствия для экономики были бы тяжелыми – это и дефицит, и перепроизводство, инфляция и прочие негативные явления. Как же восстанавливается такое равновесие? Директивным и административным путем это сделать очень сложно, т.к. потребности постоянно меняются и трудно все предусмотреть. Новое равновесие на рынке наступает автоматически при помощи рыночного механизма. Его действие можно описать схемой (рис. 2.1), которая иллюстрирует процесс приведения спроса и предложения в равновесие при увеличении спроса сверх предложения. Если спрос уменьшается, то процесс будет идти по этой же схеме, только со знаком минус. Нужно заметить, что эта схема идеальна, в реальности же в современной экономике зачастую требуется вмешательство государства, чтобы отклонения от равновесия не накапливались и не прогрессировали.
Рис. 2.1 Механизм функционирования свободного рынка
Рынок выполняет в экономике очень важные функции, которые, будучи доверены людям (правительству, организациям, учреждениям и т.д.), выполнялись бы не лучшим образом. Перечислим важнейшие из них:
1. Связующая. В рыночной экономике свободные производители и потребители устанавливают друг с другом множество связей как по горизонтали, так и по вертикали; взаимодействуя и входя в зависимость друг от друга, связывают множество независимых и самостоятельных производств и территорий в единый народно-хозяйственный комплекс.
2. Ценообразующая. В процессе взаимодействия покупателей (предъявителей спроса на рынке) и продавцов (формирующих рыночное предложение) на рынке устанавливается единая рыночная (равновесная) цена и рыночный объем продаж.
3. Информационная. Через инфраструктуру рынка (реклама, биржи, средства массовой информации и т.д.) как производители, так и потребители получают относительно свободный и равный доступ к относительно объективной информации о спросе, предложении и ценах на товары.
4. Регулирующая. Через уровень и колебания цен на товары и услуги владельцы капиталов и других ресурсов на рынке получают информацию и стимулы для передвижения факторов производства между отраслями и территориями, формируя структуру экономики в соответствии со структурой потребностей.
5. Оценочная. Через получение прибыли, ее увеличение или уменьшение рынок выставляет оценку миллионам действующих рыночных агентов. Эта оценка объективна и беспристрастна, оспаривать ее не у кого, можно лишь изменить собственную деятельность.
6. Стимулирующая. Эта функция рынка наиболее привлекательна для потребителя, выполняя ее, рынок ставит его в привилегированное положение. Ради его денег на рынке идет жестокая конкуренция, и через ее механизм рынок стимулирует производителя к таким общественно полезным целям, как снижение затрат на производство, строгая экономия ресурсов, внедрение новейших технологий и достижений НТП, предложение все новых товаров и услуг, постоянное улучшение сервиса и качества товара.
7. Санирующая. Через механизм банкротства рынок удаляет тех, кто не справился и не выжил в постоянной борьбе.