Основная часть курсовой работы

Основная часть курсовой работы состоит из разделов или глав, которые, в свою очередь, могут делиться на параграфы. Содержание глав должно соответствовать теме курсовой работы и полностью ее раскрывать. Студент должен продемонстрировать понимание сущности избранной темы, умение сжато, логично и аргументировано излагать материал, вести научную полемику, ориентироваться в различных точках зрения и подкреплять свои выводы теоретическими положениями, фактами и конкретными примерами. Ценным является использование материалов государственно-правовой практики, как отечественной, так и зарубежной, а также международной практики. Начиная главу или параграф, следует заявить проблему, которая будет рассмотрена в данной части работы.

Основная часть курсовой работы, как правило, состоит из двух-трех разделов (глав):1-й - Теоретический. В нем раскрывается содержание основных понятий, категорий и терминов, выявляется связь между ними, определяются факторы и их влияние на развитие рассматриваемой проблемы. Здесь целесообразно рассмотреть различные точки зрения и концепции, существующие в отечественной и зарубежной литературе, провести их сравнительный анализ, высказать свою точку зрения. При написании данного раздела необходимо использовать современную и достоверную экономическую, финансовую и статистическую информацию, характеризующую состояние рассматриваемых вопросов. В результате исследования необходимо определить закономерности и тенденции изучаемого явления, найти аргументацию для обоснования своего методологического подхода или собственного мнения по теоретическим проблемам курсовой работы. Исследование теоретических вопросов, содержащихся в первом разделе (главе), должно быть увязано с практической частью работы и служить базой для разработки предложений и рекомендаций.2-й - Практический. В нем рассматривается механизм реализации выявленных в первой главе явлений (формы, методы и финансовые инструменты, с помощью которых обеспечивается функционирование данного явления в экономике) на конкретном объекте исследования. Материал этого раздела базируется на тщательном и всестороннем изучении и глубоком анализе статистического и фактического материала, действующих нормативных актов, необходимо использовать не только полученные теоретические знания по микроэкономике, но и фактические данные, характеризующие деятельность всех хозяйствующих субъектов.3-й - Рассмотрение зарубежного опыта или особенности применения в России (если предусмотрено темой). В этом разделе должна быть отражена специфика данного явления на конкретных примерах, предложены основные пути и направления решения проблем, исследуемых в курсовой работе. Основное требование, предъявляемое к главе, заключается в разработке и обосновании выводов и практических предложений на основании приведенных конкретных исследований.

Структура основной части работы должна соответствовать поставленным задачам. Каждый раздел должен завершается выводом.

Написание курсовой работы необходимо начинать с постановки и изложения содержания основного вопроса каждого раздела. Раскрытие содержания должно быть доказательным, а не декларативным, научно аргументировано и разъяснено. Следует помнить, что современная экономическая наука в качестве метода исследования использует экономико-математическое моделирование, функциональный анализ. Поэтому существующие в экономике зависимости следует иллюстрировать с помощью графиков, функций, таблиц. Факты и примеры должны быть не случайными, а типичными. Для того чтобы иметь правильные представления о тех или иных экономических явлениях и законах, желательно рассматривать их в историческом аспекте, при этом в работе нет необходимости давать всестороннее описание истории возникновения и форм проявления данных экономических явлений и законов, важно чтобы эти данные только помогали логически последовательно и четко раскрывать содержание выбранной темы.

По многим проблемам экономической теории вообще и микроэкономики в частности, специалисты имеют разные точки зрения, по ним ведутся дискуссии, которые находят отражение в литературе. Если в курсовой работе рассматривается спорный вопрос, то студенту необходимо изложить имеющиеся в литературе точки зрения по исследуемой проблеме, дать их критический разбор и на основе изученной экономической литературы определить свою точку зрения по спорному вопросу и аргументировать ее. Это придаст работе полемический, творческий характер, дискуссионный характер.

Работу над текстом можно отнести к наиболее сложному и ответственному этапу подготовки курсовой работы. На этом этапе необходимо произвести анализ и оценку собранного материала.

Текст научной работы отличается от любого другого своей логичностью. Поэтому выделение вопросов в основной части должно соответствовать логике изучаемой проблемы. Существуют следующие общие принципы представления материала.

1.От частного к общему. Данный принцип предполагает изложение конкретного материала, который затем обобщается. Нередко у различных авторов нет единой точки зрения по рассматриваемому вопросу. В таком случае целесообразно привести высказывания нескольких авторов, стоящих на различных позициях. Затем следует попытаться дать аргументированное изложение собственного понимания данного вопроса.

2.От общего к частному. Данный принцип предполагает изложение общих теоретических положений, которые затем конкретизируются и разъясняются.

3. Принцип историзма. Обычно данный принцип изложения материала используется при анализе истории излагаемой проблемы.

Часто отдельные моменты курсовой работы излагаются по принципу от общего к частному, другие - с использованием принципа историзма, или восхождения от частных примеров к общему выводу.

Работая над основной частью, автор должен знать, что общим правилом для любой научной работы является доказательность высказываемых утверждений. Утверждения, приводимые в курсовой работе, необходимо обосновать, подкрепить цифрами, фактами или цитатами. При этом важно не перегружать работу изобилием цифр. Они должны приводиться с большим ограничением. Следует избегать простого перечисления чисел. Их лучше сгруппировать, проклассифицировать и представить в виде графика или диаграммы. Их можно давать как в тексте по ходу изложения того или иного вопроса, так и в конце курсовой работы в качестве приложения.

Перед студентом не стоит задача в своей курсовой работе открыть какие-то новые научные положения в области экономической теории. Он должен в процессе изложения вопросов темы показать способность осмысленно пользоваться литературой, понимать методологию изложения материала, уметь обработать фактический материал, сделать правильные выводы и обобщения, увязать теорию с практикой современной действительности.

Составляя текст курсовой работы, студент должен стремиться к его самостоятельному изложению, допуская и использование цитат из источников, которые подтверждают написанное студентом. Количество цитат в тексте должно быть ограничено необходимостью подтверждения того или иного положения автора курсовой, а не носить характер сплошного текста. Злоупотребление цитатами, которые соединяются отдельными фразами и образуют часто большую часть текста курсовой работы недопустимо, так как приводит к тому, что в работе появляются неправильные положения и устаревшие материалы. Подобные работы оцениваются на «неудовлетворительно».

При использовании цитат необходимо давать ссылку на используемый источник. Использование научного цитирования с применением правильно оформленных сносок обогащает курсовую работу и делает зримым ход работы автора над литературой, выработки его собственного мнения по основным вопросам темы. Общая оценка за курсовую работу зависит от корректности цитирования и оформления цитат.

Большие статистические материалы и цифровые данные для наглядности лучше подвергнуть обработке и свести в таблицы, диаграммы и графики, которые целесообразно поместить в приложения к работе.

«Заключение» имеет целью обобщить основные мысли и идеи курсовой работы. Это стратегически наиболее важный раздел. Заключение должно быть кратким - на 2-3 страницах необходимо четко сформулировать основные выводы и предложения, вытекающие из текста курсовой работы. Они должны соответствовать целям и задачам, обозначенным во «Введении». Не надо приводить утверждений, которые не вытекают из содержания работы и не были обоснованы в основной части. Можно также указать перспективные направления дальнейшей работы над темой, высказать свое личное мнение. От качества «Заключения» зависит общая оценка за курсовую работу.

Тщательно отредактированный и вычитанный после написания (печати) текст курсовой работы необходимо правильно оформить. Курсовая работа сдается в печатном виде и электронном носителе (диске, дискете).

· Ко всем таблицам, диаграммам, графикам должны быть даны сноски с указанием использованной литературы.

· Все переменные, неизвестные, константы и т.п., приведенные в формулах, должны быть хотя бы единожды объяснены и расшифрованы.

· Источники в списке использованной литературы позиционируются следующим образом:

1) нормативно-правовые акты:

а) законы Российской Федерации;

б) указы Президента РФ;

в) законодательные акты Федерального собрания РФ;

г) постановления Правительства РФ;

д) письма, инструкции, распоряжения Министерств и ведомств РФ;

2) книги (монографии, сборники);

3) периодические издания

4) статистические сборники и справочники;

5) печатные материалы на иностранных языках;

6) Интернет-ресурсы

В списке литературы (и соответственно в сносках) источники должны содержать название труда (если написано коллективом авторов) или автор, название (если написано одним автором), год издания, издательство. Кавычки в названии не употребляются.

Для всех литературных источников списка сохраняется непрерывная сквозная нумерация.

Наши рекомендации