Основная часть курсовой работы

БЕЛЯЕВ В.А., МАКСИМОВА О.А.

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ:

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

УЧЕБНО-методическОЕ ПОСОБИЕ

Казань – 2006

ББК 65.9(2)

УДК 338(075.8)

Беляев В.А., Максимова О.А. Менеджмент организации: Курсовые работы / Учебно-методическое пособие. – Казань: КГТУ им. А.Н. Туполева, 2006. – 68 с.

ISBN

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности 080507 – Менеджмент организации. Пособие содержит подробные методические указания по написанию курсовой работы, темы курсовых работ по дисциплинам «Основы менеджмента», «Социология», «Политология», «Маркетинг», «Управление персоналом», «Социальная защита», «Государственно-муниципальный менеджмент», список рекомендуемой литературы по каждой дисциплине.

Рецензенты: д.и.н. профессор КГТУ им. С.М. Кирова А.П. Косарев,

кафедра политологии, социологии, психологии КЮИ МВД РФ,

зав. каф. – докт. социол. наук, проф. Ю.Ю. Комлев

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим центром

КГТУ им. А.Н. Туполева

ISBN

© Изд-во Казан. гос. технич. ун-та, 2006

© В.А.Беляев, 2006

© О.А.Максимова, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………… 4

1. Общие рекомендации ........................................................................... 5

2. Структура и содержание курсовой работы ........................................ 6

3. Оформление курсовой работы ……………………….……………… 14

4. Организация написания и защиты курсовой работы ........................ 19

5. Перечень рекомендуемых тем курсовых работ .................................. 21

6. Образцы планов курсовой работы .................................................... 35

7. Список рекомендуемой литературы .................................................. 38

ВВЕДЕНИЕ

Важным направлением учебного процесса в вузе наряду с лекционными и семинарскими занятиями является написание курсовых работ. Учебный план специальности 080507 – Менеджмент организации предполагает написание и защиту студентами семи курсовых работ по различным дисциплинам.

Работа над курсовой работой – это ответственный и творческий процесс научного освоения теоретического и практического материала по избранной тематике. Курсовая работа является самостоятельной квалификационной работой студента, к которой предъявляются определенные требования по оформлению и содержанию.

В данном методическом пособии представлены основные рекомендации по подготовке и защите курсовой работы в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Рассматривается структура введения курсовой работы, особенности содержания, теоретической и практической частей. Обращается особое внимание на трудности, с которыми могут столкнуться студенты при работе над материалом.

Рекомендации авторов основаны на практическом опыте по руководству курсовыми работами, накопленном преподавателями кафедры социологии, политологии и менеджмента КГТУ им. А.Н. Туполева, более десяти лет осуществляющей подготовку специалистов по специальности «Менеджмент организации». В пособии также представлена ориентировочная тематика курсовых работ и списки рекомендованной литературы.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В рамках обучения студентов по специальности 080507 – Менеджмент организации предусмотрено написание курсовых работ по дисциплинам: «Менеджмент», «Социология», «Политология», «Маркетинг», «Управление персоналом», «Социальная защита», «Государственно-муниципальный менеджмент». Курсовая работа является самостоятельным теоретико-практическим исследованием студента и может выступать впоследствии в качестве части дипломного проекта. Она также может быть рекомендована научным руководителем как основа для доклада на студенческих конференциях различного уровня и для публикации.

Цель курсовой работы – расширить и углубить теоретические знания будущих менеджеров в области управления и предоставить возможность применить полученные знания на практике. Написание курсовой работы предполагает активный поиск новых источников информации, моделирование практического приложения теории и разработку на этой основе эффективных методов и моделей управления для конкретных практических ситуаций.

Примерная тематика курсовых работ, представленная в данном пособии, разработана в соответствии с учебным материалом дисциплин и Государственным стандартом по специальности «Менеджмент организации». Допускается изменение формулировки темы при условии согласования с научным руководителем. Руководство, контроль и оценка курсовой работы осуществляется научным руководителем, назначенным из числа преподавателей кафедры заведующим кафедры.

Объем курсовой работы: 30-45 листов печатного текста в зависимости от курса обучения студента. Текст излагается от лица автора.

Курсовая работа допускается к защите при наличии следующих элементов: утвержденной научным руководителем темы и плана работы; теоретической базы, выходящей за рамки материала лекций и учебников; применения теоретических знаний на практике; наличия рецензии на работу.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО СЕМЕСТРАМ

Курс Семестр ДИСЦИПЛИНА
Социология
Политология
Менеджмент
Техника и технология маркетинговых исследований
Управление персоналом
Социальная защита
Государственно-муниципальный менеджмент

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа в обязательном порядке имеет следующую структуру: содержание (оглавление), введение, основная часть, заключение, список использованных источников.

Содержание / Оглавление

Содержание составляется в том случае, если структура работы подразделяется на разделы. Если работа состоит из глав и параграфов, составляется оглавление. Содержание / оглавление включает введение, наименование всех разделов, заключение, список использованных источников, приложения с указанием номеров страниц. Первой страницей считается титульный лист, второй – страница с содержанием / оглавлением. Текст курсовой работы начинается с третьей страницы.

Введение

Во введении должна быть обоснована актуальность выбранной темы, представлен анализ степени разработанности изучаемой проблемы, приведены цель и задачи работы, ее объект и предмет, описаны теоретико-методологическая и эмпирическая основы работы, сведения об объеме, количестве иллюстраций, таблиц. Объем введения 3-4 листа. Рассмотрим подробнее содержание каждого пункта.

1) Обоснование актуальности темы должно быть сформулировано с точки зрения необходимости ее изучения:

- в мировой практике вообще;

- в современной России;

- для конкретной категории населения или сферы применения.

2) Анализ степени разработанности проблемы в мировой и отечественной литературе:

- что уже изучено, какими авторами и в каких аспектах;

- что остается недостаточно изученным и почему: обычно две более широкие проблемы изучены, а их «пересечение» – слабо: Например, Вы можете написать, что в теме Управление страховой медициной весьма глубоко изучены проблемы Страховой медицины (перечень авторов и работ) и Управления медициной (перечень авторов и работ), но осталась вне внимания исследователей проблема Управления именно страховой медициной. Пункт «Степень разработанности проблемы» обязательно сопровождается сносками с указанием работ перечисляемых авторов.

3) Теоретико-методологическая основа исследования:

- методологическая база: она вбирает общенаучные и конкретные принципы и методы анализа проблемы, используемые в работе. Для социологии это могут быть методы неопозитивизма и гуманитаризма – от квантификации и верификации до методов понимающей социологии и т.д., с указанием конкретных проблем в курсовой работе, для решения которых они использованы автором. В рамках курсовых работ по управленческим дисциплинам могут быть использованы такие подходы, как системный, ситуационный, маркетинговый и др. В пункте «Методологическая база» указывается, какой из подходов использован в данной работе с подробной аргументацией. Например, в теме «Разработка маркетинговой стратегии фирмы» обоснование методологической базы может быть представлено следующим образом:

Теоретико-методологическую основу курсовой работы составил системный подход, в соответствии с которым коммерческая фирма рассматривается как комплексная система взаимосвязанных организационных элементов, а рекламная стратегия фирмы, вытекающая из общекорпоративной стратегии, – как связь, объединяющая отдел рекламы с организацией в целом. Системный подход позволяет комплексно оценить рекламную деятельность фирмы и деятельность системы управления ею на уровне конкретных характеристик. Применение системного подхода позволяет проанализировать наилучшим способом любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы.

Вбязательно сопровождается сносками с указанием работ перечисляемых авторов.

- теоретическая основа исследования включает перечень основных подходов к анализируемой проблеме и теорий (с указанием их авторов), которые использованы в работе. При этом необходимо их сгруппировать.

4) Пункт эмпирическая база работы содержит указание на: (а) использование определенной официальной статистики и нормативных документов; (б) вторичный анализ конкретных социологических исследований иных авторов; (в) проведение студентом самостоятельного исследования (кратко – генеральная и выборочная совокупности и метод выборки, обоснование репрезентативности). Например, курсовая работа по теме «Становление и развитие менеджмента малого бизнеса в России» может иметь следующую эмпирическую базу:

Эмпирическая база исследования включает в себя:

- вторичный анализ материалов независимых социологических исследований, проведенных ВЦИОМ, РОМИР в 2004-2005 гг.;

- официальные данные Госкомстата РФ;

- материалы экспертного глубинного интервью с персоналом малого предприятия, проведенного автором работы в ООО «Сталкер» в 2005 г.

5) Объект и предмет: Объект исследования – это крупная цельная система, организация, явление или социальная общность, которые изучаются в рамках курсовой работы;

предмет анализа – это отдельные стороны и свойства объекта, проблемы, которые подлежат изучению и разрешению.

6) Цель и задачи: Цель курсовой работы всегдаодна, близкая по формулировке к заголовку, состоит во всестороннем изучении предмета исследования. В наиболее общей форме (т.е. требующей конкретизации применительно к теме) целью работы является самостоятельное решение практической задачи или исследование актуальной научной проблемы (на основе применения теоретических знаний, умений и навыков, приобретенных в вузе);

задач же обычно формулируется несколько: по одной на каждый пункт плана или по одной на каждую гипотезу. Задачи демонстрируют пути, при помощи которых будет достигнута поставленная цель

7) Выделение авторского вклада:

а) гипотезы или проблемы, выносимые на защиту, – те, что студент самостоятельно разрешилв работе;

б) степень новизны работы – типология чужих позиций, свои аргументы, своя позиция, своя концепция;

в) научно-практическая значимость – применимость выводов и рекомендаций в дальнейшем научном исследовании, в преподавании каких курсов, в работе каких государственных органов и общественных организаций;

г) апробация работы – где и как автор использовал материалы работы, в выступлениях перед какой аудиторией представлял их, имеет ли публикации и какие.

Основная часть курсовой работы

В основной части отражаются теоретические и практические материалы исследования, расчеты, обобщение результатов, графический материал и т.п. Курсовая работа должна содержать расширенную (по сравнению с материалами лекций и учебников) теоретическую и практическую части. Содержание теоретической части может быть углублено за счет использования дополнительной литературы, представленной статьями по данной тематике, опубликованными в периодике; научными монографиями, рефератами и другой тематической литературой. Основные требования к теоретической части работы:

1) Четкое выделение проблемы:

а) ее формулировка (отраженная в заголовке работы);

б) проблемный (не решенный в науке и в обществе) характер темы.

2) Полная характеристика проблемы:

а) раскрытие теоретической сути – определение базового понятия, входящего в название данного параграфа курсовой работы:

- целесообразно начинать написание основной части работы с типологизации точек зрения в определении сути базового понятия: по хронологии, по странам, по объему (расширительная – средняя – суженная позиции) и др., и собственного комментария к каждой точке зрения. Начинать типологизацию следует с выделения ее критерия (основного различия, по которому она проводится). Обозначить точку зрения, к которой присоединяется автор работы. Сами точки зрения изучаются по литературе;

- желательно уточнить определение и даже выработать собственное определение базового понятия. Определение любого понятия состоит из двух частей: нахождения ближайшего родового (т.е. более широкого) понятия, а затем – выявления видовых отличий данного явления от остальных явлений этого рода: например, определение “вулкана” – это гора (ближайшее родовое понятие) с кратером (видовое отличие от иных видов этого рода);

б) выяснение конкретного содержаниябазового явления–реально существующего явления, обозначаемого этим базовым понятием:

- собственная типология базового явления, т.е. какие типы и разновидности данного явления существуют;

- структура основных компонентов, составных элементов базового явления;

- эволюция базового явления, этапов его становления и развития;

- факторы его изменений, т.е. внешних условий, воздействующих на явление.

3) Использование источников:

а) это подразумевает показ знания основных российских и зарубежных источников по проблеме, выделение этапов развития трактовки проблемы и лакун (пустот, недостатков, пробелов) в ее изучении. Желательно изучение литературы на языке оригинала (особенно при написании курсовых работ на старших курсах). Целесообразно использовать все доступные книги-монографии российских (в т.ч. всех казанских) и зарубежных авторов, статьи в журналах. Допускается использование материалов Интернет-сайтов, содержащих научные статьи и данные статистики, с обязательным указанием названия Web-сайта. Обязателенанализ нормативных документов – законов РФ и РТ по изучаемой проблеме и близким к ней; Указов Президентов РФ и РТ, распоряжений и иных актов правительств, министерств и ведомств РФ и РТ;

б) необходимо показать свободное владение литературой – путем сравнения точек зрения, систематизации позиций;

в) требуется использовать данные общей статистики (статистические сборники Госкомтата РФ и РТ за разные годы; итоги переписей; журнал «Вопросы статистики» и др.), специальной статистики по данной теме (специализированные журналы) и анализ исследований, проведенных другими авторами.

Необходимо уделить значительное внимание практической направленности курсовой работы. Практическая часть курсовой работы предполагает проведение собственного конкретного социологического исследования, исследования организационной структуры или составление бизнес-плана. Все параметры Программы такого исследования выносятся в Приложение, там же приводится сводная анкета (одномерное распределение полученных при ответов признаков), возможно включить в приложение и ряд таблиц двумерного распределения (если они анализируются в тексте работы со ссылкой на Приложение). Для обработки данных массового опроса удобно использовать одну из соответствующих компьютерных программ (например, программный пакет SPSS или программу «ОСА»).

Практическая часть работы должна содержать анализ и соответствующие выводы и рекомендации по конкретной практической ситуации. Проведение анализа и выработка рекомендаций осуществляется путем практического приложения теоретических основ, изложенных в работе. Исследование желательно проводить на примере какого-либо реально действующего предприятия, организации или группы населения. В практическую часть работы могут быть включены результаты полученных исследований, финансовое обоснование реализации предлагаемых проектов и кампаний, календарные сроки реализации мероприятий в графическом и табличном представлении, оценка полноты решения поставленной в работе цели.

Практическая часть работы также может быть представлена теоретической разработкой какой-либо проблемы, изложенной в виде конкретной, самостоятельно разработанной модели, теории и т.п., имеющих практическую направленность.

В зависимости от характера темы, возможностей и выбора студента, теоретический и практический аспекты работы могут оформляться по-разному. Рекомендуется выделение теоретической и практической частей в самостоятельные главы. В этом случае первая глава будет иметь теоретический характер, а вторая – практический. Также возможен вариант, когда материал группируется по главам в соответствии с содержанием, а уже в каждой главе выделяется теоретическая и практическая часть в виде параграфов. Допустима и иная структура основной части, при условии согласования с научным руководителем.

Желательно, чтобы все главы работы имели примерно равный объем. То же требование – к параграфам.

Заключение курсовой работы

В заключении подводится итог всей работы: необходимо обосновать, что цель работы, которая была представлена во введении, достигнута; выявить соответствие между целью работы и полученными результатами. Заключение должно содержать краткие выводы курсовой работы по каждому разделу, основные практические рекомендации: какие выводы, где и в какой форме можно применить. И то, и другое целесообразно пронумеровать.

Не стоит использовать в формулировке рекомендаций модальные глаголы, означающие долженствование («надо», «нужно», «должны»), лучше употреблять такие термины, как «целесообразно», «было бы оптимальным», «будет способствовать чему либо» и т.п.). Объем заключения – 2-3 листа.

Приложения

Приложения оформляются как продолжение работы после списка использованных источников. Страницы приложений не нумеруются. Каждое приложение начинается с новой страницы, располагается в порядке появления ссылок на него в тексте и имеет заголовок.

Приложения включают материал вспомогательного характера: таблицы, цифровые данные, инструкции, компьютерные распечатки, иллюстрации, формы отчетности и другие документы, используемые в тексте работы.

Все таблицы должны сопровождаться указанием источника (со страницей), из которого они взяты. Если таблица составлена студентом самостоятельно, на основе чужих цифр или пересчитаны (суммированы и т.п.) данные, то в сноске указывается: «Составлено на основании: Источник. – С.115». Если таблица составлена на основе данных собственного исследования, необходимо это указать.

Графический материал, наглядно иллюстрирующий основные положения работы, выносится на ее защиту и может быть выполнен на листах ватмана стандартного формата. Количество, состав и содержание графического материала определяются руководителем (обычно 3-5 листов).

Наши рекомендации