Основные классификационные признаки
Распределение совокупности товаров по категориям происходит в соответствии с признаками классификации. В зависимости от характера влияния на потребительские свойства товаров классификационные признаки подразделяются на существенные и несущественные. Существенность признака определяется не только его важностью, но и тем, что, будучи единичным, он взаимосвязан с другими признаками и используется в совокупности (в классификационной системе) с другими признаками.
В зависимости от степени охвата всех товаров признаки бывают общие и специфические. Важнейшими общими классификационными признаками
товаров являются назначение, исходные материалы (сырьевой состав), область применения, способ производства (особенности технологии), особенности происхождения, транспортабельность и др. Эти признаки служат основанием для объединения (или выделения) товаров в отдельные категории (группы).
Признак назначения определяет цель использования товара. Он может быть использован как на высших, так и на низших ступенях классификации. Обычно на первых ступенях деления товаров на классы и группы используют обобщенный признак назначения (например, продовольственные и непродовольственные товары или товары обувные и одежные). На следующих ступенях классификации этот признак может конкретизироваться. Например, ножи, входящие в группу ножевых изделий вместе с ножницами, по назначению подразделяются на столовые, буфетные, кабинетные, хозяйственные, ремесленно-промысловые и складные. Складные ножи в зависимости от назначения подразделяются на ножи общего назначения, специальные (монтерские, шоферские, туристические и др.) и подарочные.
Разделение по виду исходного сырья (материалов) позволяет выделить категории товаров с определенными потребительскими свойствами. Например, обувь с подошвой из натуральной кожи, обувь на резиновой подошве, обувь с верхом из натуральных и искусственных кож. В зависимости от общности сырьевого признака в продовольственные товары входят хлебобулочные изделия, плоды и овощи, мед, кондитерские, молочные, яичные, мясные, рыбные и др. По составу сырья колбасные изделия классифицируют на мясные, субпродуктовые и кровяные. Следует отметить, что состав продовольственных товаров определяет их пищевую ценность. Например, в зависимости от пищевой ценности молочные продукты подразделяют на продукты широкого назначения, диетические и детские. По содержанию жира творог бывает жирный, полужирный и нежирный.
Классификация товаров по признаку конструкциихарактерна для непродовольственных товаров. Она осуществляется с учетом особенностей конструкции (устройства, формы и размеров всего изделия и его деталей, характера их соединения и
взаимодействия). Особенности конструкции определяют назначение товара и его потребительские свойства. Образец изделия определенной конструкции, предназна-ченный для серийного производства, называют моделью. Так, в зависимости от особенностей конструкции холодильники бывают компрессионными, абсорбционно-диффузионными и термоэлектрическими. Сходное понятие с конструкцией имеет термин “фасон”,который характеризует особенности внешней формы изделия (например, фасон обуви, одежды). Фасон стеклянных и керамических изделий определяется формой корпуса, конструкцией (на ножке, поддоне), характером края и видом борта (сплошной,
ажурный). Для многих групп товаров важен классификационный признак деления их по способу производства. По этому признаку, например, стеклянную посуду подразделяют на выдувную, прессованную, прессовыдувную, каждая из них характеризуется определенным комплексом потребительских свойств. Способ производства предопределил формирование таких товарных групп, как ткани и трикотажные полотна.
Близкие к способу производства классификационные признаки — способ выращивания, способ обработки, особенности технологии. По этим признакам классифицируют в основном продовольственные товары. В соответствии со способом обработки различают вареные, полукопченые, копченые (варено- и сырокопченые) колбасные изделия. По технологии капуста белокочанная может быть свежей, квашеной, маринованной и сушеной. По способу выращивания овощи подразделяются на грунтовые, тепличные, парниковые.
По происхождениюпродовольственные товары бывают растительные (плоды, овощи, ягоды, зерновые и др.) и животные (мясные, рыбные и др.). По происхождению выделяют крупу из зерна, проса, гречихи, риса и других хлебных культур. Рыбные товары можно классифицировать по районам лова. Например, в зависимости от района лова различают сельдь атлантическую, тихоокеанскую, беломорскую, каспийскую, черноморскую и др. Очень часто товары классифицируют по таким признакам, как срок и способ хранения, транспортабельностьи т. п. Например, в зависимости от сроков хранения и качества яйца бывают диетическими и столовыми. К классификационным признакам, которые встречаются реже и не во всех товарных группах, можно отнести: половозрастное деление(например, женская, мужская, детская обувь); условия эксплуатации(холодильники для тропического и умеренного климата); сезонность пользования (летние и зимние автомобильные покрышки); размерные признаки(размеры, габариты); комплектность(наборы, приборы, сервизы, гарнитуры); агрегатное состояние (мыло твердое и жидкое); способ упаковки (карамель фасованная, весовая, штучная), упитанность(мясные туши) и др. Очевидно, что эти классификационные признаки предпочтительнее использовать на низших ступенях классификации.
Некоторые товары классифицируют по специфическим признакам, обусловленным их природой и, соответственно,особенностями потребительских свойств. Так, музыкальныетовары систематизируют по способу извлечения звука (щипковые, смычковые, клавишные, духовые и т. п.), парфюмерныетовары — в зависимости от характера и типа запаха (цветочные,шипровые, фантазийные и проч.).
В товароведении используется несколько видов классификации товаров:
• торговая классификация;
• учебная классификация;
• экономико-статистическая классификация;
• стандартная классификация;
• внешнеэкономическая классификация.
Торговая классификация является отраслевой и используется в практике торговли. Она призвана содействовать организации и управлению торговым предприятием, совершенствованию планирования ассортимента товаров, а также рациональному размещению их в торговом зале и организации складского хозяйства.
Классификация товаров в торговле сложилась исторически, она имеет в своей основе распределение товаров на группы в соответствии с различными признаками, причем последовательность использования существенных признаков в разных товарных группах неодинакова. В практике торговли все товары разделены на два класса:
продовольственные и непродовольственные товары. Согласно торговой классификации различают следующие группы продовольственных товаров: хлебобулочные изделия, плоды и овощи, кондитерские, винно-водочные, безалкогольные
напитки, молочно-масляные, мясные и колбасные изделия, рыбные, яичные, пищевые жиры, табачные изделия. По принципу группировки в торговой сети продовольствен-ные товары подразделяют на бакалейные и гастрономические. К бакалейным товарам относят крупы, муку, дрожжи, макаронные изделия, сушеные овощи и фрукты, чай, кофе, соль, специи, сахар, крахмал, пищевые концентраты и др., т. е. продукты, требующие перед употреблением дополнительной кулинарной обработки. К гастрономическим относят товары, готовые к употреблению без кулинарной обработки или с повышенными вкусовыми свойствами: молочные продукты (сыры, масло, молоко
и др.), алкогольные напитки, копчености и консервы, кондитерские, мясные и рыбные изделия.
В непродовольственные товары согласно торговой системе классификации включают следующие товарные группы: товары из пластических масс (хозяйственные, галантерейные, культтовары); бытовые химические товары (клеящие материалы, лакокрасочные товары, моющие средства и др.); стеклянные товары (посуда, листовое стекло, ламповые товары); керамические товары (фарфоровая, фаянсовая, майоликовая посуда, гончарные изделия, художественно-декоративные изделия); строительные материалы (вяжущие вещества, металлические, керамические и прочие материалы); мебельные товары (мебель деревянная и проч.); металлические товары (посуда, ножевые
изделия, скобяные и замочные изделия, инструменты и др.);бытовая техника (провода и шнуры, установочные изделия, электролампы, электронагревательные приборы, бытовые машины, электроизмерительные приборы); ткани; одежда (верхняя одежда, готовое платье, белье, головные уборы); чулочно-носочные и перчаточные изделия; обувные товары (кожаная, резиновая и валяная обувь); меховые товары (меховые полуфабрикаты,
пушно-меховые и овчинно-шубные изделия); ювелирные товары и часы; школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары, музыкальные, фото- и бытовая радиоэлектронная аппаратура, игрушки, спортивные товары. Отдельную группу составляют книги и другие печатные издания. Указанные группы иногда объединяют или, наоборот, разукрупняют. Так, стеклянные и керамические товары часто объединяют в одну группу — посуда, а вместе с металлическими и частью химических товаров — в общую группу посудохозяйственных товаров.
Для рационального формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности спроса покупателей, когда в состав комплексов входят товары различных групп, предназначенные для комплексного удовлетворения потребностей. В основу разработки таких комплексов может быть положен половозрастной признак (“Товары для женщин” и т. д.), особенности образа жизни и проведения досуга (“Товары для садовода”, “Товары
для туриста”, магазин “Охотник” и т. д.), а также другие признаки. Выделение таких комплексов позволяет эффективнее организовать оперативные процессы в торговле.
Учебная классификация используется в практике обучения товароведению, при написании учебников и методических пособий, при составлении рабочих программ. Учебная классификация служит для изучения потребительских свойств товаров, выявляет общие принципы формирования и сохранения этих свойств, позволяет наиболее полно изучить ассортимент товаров.
Учебная классификация приближена к торговой, но отличается большей последовательностью. В учебных классификациях, преследующих цель изучения ассортимента товаров, важнейшим признаком считается назначение. В соответствии с учебной классификацией товары также подразделены на два раздела: продовольственные и непродовольственные. Все продовольственные товары по учебной классификации объединяют в 9 основных групп: зерномучные товары; овощи, плоды и грибы; вкусовые товары; кондитерские товары; пищевые жиры; молочные товары; мясные товары; рыбные товары; яйца и яичные товары. В основе такой классификации лежит общность товаров по происхождению, химическому составу, особенностям технологии производства, назначению и условиям хранения.
Наиболее существенными признаками, положенными в основу учебной классификации непродовольственных товаров, является исходный материал, способ производства и конструкция изделия. Часто первым и наиболее существенным класси-фикационным признаком служит исходный материал. В соответствии с учебной классификацией все непродовольственные товары разделены на следующие группы:
пластические массы и товары бытовой химии; металлические товары; силикатные товары; древесно-мебельные товары; электротовары; текстильные товары; швейно-трикотажные товары; кожевенно-обувные товары; пушно-меховые товары; парфюмерно-косметические товары, ювелирные товары; электронные товары; игрушки, печатная продукция и проч.
Экономико-статистическая классификация является наиболее полной. Она разработана для обмена информацией на межотраслевом уровне. Экономико-статистическая система классификации представлена в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005–93 (ОКП), который входит в Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. Современные рыночные условия в экономике потребовали существенной переработки ранее действовавшего Общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции. На базе ранее действовавшего классификатора разработан Общероссийский классификатор продукции и введен в действие на территории Российской Федерации. ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, сертификация, управление качеством, производство продукции, статистика, экономика и др.
Общероссийский классификатор продукции - Классификатор ОКП (ОК 005-93) утрачивает силу 01.01.2017. Согласно приказу Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст его заменит классификатор ОКПД (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)). Данный документ утрачивает силу с 1 января 2017 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (в ред. от 10.11.2015), которым с 1 февраля 2014 года с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 года, с установлением переходного периода до 1 января 2017 года, введены в действие ОКВЭД2 и ОКПД2.
"ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции" (утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301) (ред. от 22.10.2014) (дата введения 01.07.1994) (коды 01 0000 - 51 7800)
Общероссийский классификатор продукции (далее - ОКП) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.
ОКП разработан и введен в действие на территории Российской Федерации взамен Общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции.
ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности как стандартизация, статистика, экономика и другие.
ОКП представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации. Классификатор используется при решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам; при сертификации продукции в соответствии с группами однородной продукции, построенными на основе группировок ОКП; для статистического анализа производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях; для структуризации промышленно-экономической информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления снабженческо-сбытовых операций.
Использование этого классификатора в практике торговли и товароведения затруднено, так как группировка продукции не совпадает ни с торговой, ни с учебной классификациями товаров. Одни и те же товарные группы в ОКП входят в разные классы, так как выпускаются разными отраслями промышленности. Так, хозяйственные товары входят в десятки классов и подклассов продукции, имеющих различное кодовое обозначение. Таким образом, классификатор ОКП не отражает многих особенностей товаров и интересов торговли, в частности не учитывает потребительские свойства товаров.
В товароведении возможно использование стандартной классификации, представленной в государственных и отраслевых стандартах.Стандартная система классификации используется дляопределения требований, условий и методов испытаний, контроля качества, для разработки порядка проведения сертификации
товаров и т. п. Эта система классификации отражена в Общероссийском классификаторе стандартов (ОКС). Основные классификационные признаки, лежащие в основе деления товаров в соответствии со стандартной классификацией, — отраслевой и назначение. Классификация показателей качества зафиксирована в национальных стандартах четвертой системы, которые называются “Система показателей качества
продукции. Номенклатура показателей”. Эти стандарты груп-
пируют продукцию по отраслевому признаку и устанавливают
номенклатуру показателей качества, которая используется для
научно-исследовательских работ, оценки уровня качества при
разработке и постановке продукции на производство, при раз-
работке и пересмотре нормативных документов и технической
документации. Напомним, что ОКС (Общероссийский Классификатор Стандартов) используется в России и ряде стран СНГ как классификатор технико-экономической и социальной информации. Этот документ разрабатывают федеральные органы исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 1999 г. N 1212 было утверждено Положение "О проведении работ по развитию единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации", но на данный момент оно утратило силу в связи со вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 10.11.2003 N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области". Сейчас именно это постановление определяет исполнительные органы, которые должны поддерживать структуру классификатора в актуальном виде. В 2013 г. проведены работы по полной актуализации ОКС и опубликованы. В настоящее время ОКС содержит более 1300 категорий, содержит 30330 документов.
Внешнеэкономическая классификация разработана на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной номенклатуры Европейского союза (КНЕС). Она нашла свое отражение в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и является основой для
регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Внешнеэкономическая классификация согласована с международными организациями и систематизирует все товары, которые являются предметом международной торговли.
С 1 января 1988 г. вступила в силу Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования
товаров. В соответствии с определением Конвенции под Гармонизированной системой описания и кодирования товаров понимается номенклатура, представляющая собой детализированный и унифицированный внешнеторговый товарный классификатор, который включает: товарные позиции и субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды; примечания к разделам, группам и субпозициям; основные правила интерпретации ГС. В конвенции указано, что главная цель создания Номенклатуры Гармонизированной системы (НГС) состоит в том, чтобы содействовать международной торговле; упростить сбор, сопоставление и анализ статистических данных, в особенности относящихся к международной торговле; уменьшить расходы, вызываемые повторным описанием, классификацией и кодированием товаров при их переходе из одной системы классификации в другую в процессе международной торговли; способствовать стандартизации внешнеторговой документации и передаче статистических данных; унифицировать коммерческие и таможенные документы.
Система классификации и кодирования Гармонизированной системы. Гармонизированная система — список товаров, классифицированных по определенным правилам. Он имеет пятьуровней классификации: разделы, группы, подгруппы, товарныепозиции и субпозиции. Используются классификационные признаки: отраслевой, сырьевой, функциональное назначение, степень обработки, видовой и др. (фор-
ма, размер, способ производства, свойства) Например, для сырья и полуфабрикатов решающую роль играет вид материала, а при многократной переработке товара важнейшим является его назначение. При построении товарных подгрупп, позиций и субпозиций применяется своя последовательность признаков, главными из которых являются: степень обработки, назначение, вид материала, из которого изготовлен товар, удельный вес товара в мировой торговле.
В ТН ВЭД все товары однозначно отнесены к определенным классификационным группировкам. Пояснения по каждой классификационной группировке содержатся в примечаниях к разделам, группам, конкретным товарным позициям и в Основных правилах интерпретации ТН ВЭД, которые имеют юридическую силу. Однозначное понимание классификационных группировок — не только преимущество ТН ВЭД, но и необходимое условие для определения ставок таможенных пошлин и иных платежей, разработки режима экспорта-импорта тех или иных товаров, сопоставления данных по внешней торговле различных стран и проведения экономико-статистического анализа. В ТН ВЭД используется система цифрового кодирования товаров, которая позволяет представлять всю необходимую информацию в удобной форме.
Первое издание ТН ВЭД было опубликовано в 1990 г. под заглавием “Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СССР”. Второе официальное издание ГТК РФ действует с 1 мая 1992 г. С 2000 г. введена ТН ВЭД России, где кодирование товаров осуществляется десятизначным цифровым кодом, первые шесть разрядов которого соответствуют кодовому обозначению, принятому в системе кодирования ГС. Те же шесть разрядов, плюс седьмой и восьмой, формируют код товара по КН ЕС. Девятый и десятый разряды предназначены для детализации тех или иных товарных позиций с учетом интересов России. В ТН ВЭД строго соблюдается принцип однозначного отнесения товаров к определенным классификационным группировкам в соответствии с Основными правилами интерпретации и при-
мечаниями к разделам и группам. В правилах сформулированы принципы классификации товаров, которые предусматривают последовательное включение конкретного товара в определенную товарную позицию, а затем в соответствующую субпозицию. Первые пять правил предназначены для установления товарной позиции, а последнее шестое — для субпозиции. Правильное определение положения товара в Номенклатуре (его классификация) имеет решающее значение для анализа деятельности фирм и предприятий, для регулирования производства и торговли, для количественной и качественной оценки товаров, для страхования и таможенного дела, для сопоставления цен на товары. Соблюдение правил классификации важно и с юридической точки зрения. Неправильная классификация и/или указание неверных данных в таможенной декларации рассматриваются таможенными органами как нарушение установленного порядка перемещения через границу конкретного товара, что влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Кодирование товаров
Кодированиепредставляет собой присвоение по определенным правилам условного обозначения (кода) объекту или группе объектов. Код позволяет заменить несколькими знаками (символами) наименования и описания этих объектов.
С помощью кодов обеспечивается идентификация объектов максимально коротким способом, т. е. с помощью минимального числа знаков. Это способствует повышению эффективности сбора, учета, хранения и обработки информации.
Кодирование используется в таких областях деятельности, как стандартизация, сертификация, торговля, таможенное дело, бухгалтерский учет, внешнеэкономическая деятельность и проч., которые так или иначе связаны с товаром.
Объектом кодированияв товароведении может выступать товар, совокупность товаров, совокупность свойств и другие объекты классификации. Кодирование позволяет легко собирать и обрабатывать информацию о товаре.
Коды должны удовлетворять следующим основным требованиям:
• однозначно идентифицировать объекты и (или) группы объектов, т. е. быть идентификаторами;
• иметь минимальное число знаков (минимальную длину) и достаточное для кодирования всех объектов (признаков) заданного множества;
• иметь достаточный резерв для кодирования вновь возникающих объектов кодируемого множества;
• быть удобными для компьютерной обработки закодированной информации;
• обеспечивать возможность автоматического контроля ошибок при вводе в компьютерные системы.
Кодовое обозначение характеризуется:
• алфавитом кода;
• структурой кода;
• числом знаков — длиной кода;
• методом кодирования.
Алфавит кодапредставляет собой систему знаков (символов), составленных в определенном порядке. В алфавит кода могут входить цифры, буквы, штрихи и их сочетания. В этой связи коды бывают цифровые, буквенные, буквенно-цифровые и штриховые.
Цифровой код— код, знаками которого являются цифры. Цифровой код находит самое широкое применение в отечественной и международной практике кодирования. При этом, как правило, используются десятичные коды, т. е. когда подмножество не превышает 10 объектов, код составляет один знак от 0 до 9 включительно, а когда не превышает 100 объектов, код составляет два знака — от 00 до 99 включительно и т. д. Установлено, что наибольшая эффективность в процессе обработки информации обеспечивается при применении цифровых кодов из пяти и менее цифр.
Буквенный код— это обозначение кода при помощи букв алфавита. Например, в швейных товарах одежда детского ассортимента кодируется буквой Д. Буквенно-цифровой код использует в своем алфавите буквы и цифры. Штриховой код применяет комбинацию штрихов и пробелов между ними.
Структура кодапредставляет собой, как правило, графическое изображение последовательности расположения знаков кода и соответствующие этим знакам наименования уровней деления.
Число знаков в кодеопределяется его структурой и зависит от количества объектов, входящих в подмножества, образуемые на каждом уровне деления. При определении числа знаков на каждом уровне деления необходимо иметь в виду возможность появления новых объектов и предусматривать резервные коды.
Методы кодированияв значительной степени связаны с методами классификации. Для образования кодов применяют регистрационный и классификационный методы кодирования
Регистрационное кодирование осуществляется порядковым номером. Это наиболее простой метод кодирования с последовательной порядковой (числовой) регистрацией объектов. Кодовыми обозначениями в этом случае служат числа натурального ряда. Регистрационный метод обеспечивает полную идентификацию объектов, но не является информативным, так как не отражает признаков, присущих множеству. Порядковая регистрацияреализуется при образовании артикулов некото-
рых товаров (хлопчатобумажных тканей, керамической посуды). Разновидностью регистрационного метода кодирования служит серийно-порядковый метод. По этому методу кодовыми обозначениями служат числа натурального ряда с закреплением отдельных серий этих чисел за объектами кодирования со сходными признаками.
Классификационный метод кодирования применяется с учетом особенностей классификации объектов. По этому методу кодирования каждый знак кода обозначает определенную классификационную группировку.
Классификационные методы кодирования разделяются на два типа: последовательный и параллельный.
Последовательный методчаще всего используют при иерархическом методе классификации, когда множество разделяется на подмножества в нужной последовательности. При этом в кодовом обозначении последовательно указываются
признаки, характеризующие объекты кодирования классификации, это обеспечивает их идентификацию. К недостаткам этого метода кодирования следует отнести зависимость кода от установленных правил классификации, необходимость иметь резервные коды на случай включения дополнительных объектов, невозможность изменения состава и количества признаков, через которые идентифицируется объект. Примером последо-вательного кодирования служит деление товаров на классы и подклассы, используемое в Общероссийском классификаторе продукции.
Параллельный методчаще всего используется при фасетной классификации объектов, когда коды присваиваются фасетам и признакам независимо друг от друга. В этом случае
структура кодового обозначения определяется фасетной формулой. Данный метод хорошо приспособлен для машинной обработки и решения таких задач, характер которых часто меняется, и для тех случаев, когда необходимо анализировать различные
множества объектов. Этот метод обеспечивает возможность независимого изменения и дополнения характеристик объектов и их различных сочетаний, необходимых для решения конкретных задач. К недостаткам параллельного метода следует отнести не-которую громоздкость фасетных формул и избыточную емкость кодов. Примером параллельного метода служит кодирование групп, видов и разновидностей товаров в ОКП.