Эффективность государственного регулирования экономики
Эффективность государственного регулирования экономики экономисты связывают с экономическим ростом и повышением благосостояния населения. В качестве интегрального показателя рассматривают экономическую безопасность – состояние экономики, обеспечивающее:
- достаточный уровень социального, политического и оборонного
существования и прогрессивного развития страны;
- неуязвимость и независимость экономических интересов страны по
отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Представители институционализма склонны считать, что политический рынок менее эффективен по сравнению с экономическим. Этому есть ряд объяснений, приведённых, в частности, в работе Д. Норта «Трансакционная теория государственной политики» (1991) Д. Норт провёл сравнение обращения товаров на экономическом рынке (материальные объекты и услуги) с обращением товаров на политическом рынке (в качестве товара выступает обещание избирателя отдать свой голос). Для экономического рынка характерно наличие:
- чётких критериев для оценки количественных и качественных
характеристики производимых благ и услуг (размер, вес, цвет и т.д.),
- законодательных критериев для оценки соответствующего пучка прав
собственности;
- соблюдением заранее известных правил игры отслеживается третьей
стороной (государством),
- рыночной конкуренцией служит снижению трансакционных
издержек.
Названные факторы обеспечивают экономическому рынку достаточную
эффективность.
Политический рынок менее эффективен. Это связано:
- со спецификой объекта обмена, в качестве которого выступают
«обещания отдать свой голос», при этом сам избиратель не имеет стимула к тому, чтобы быть полностью информированным (вероятность того, что его голос что-то решит, ничтожна),
- никто не может выступить в качестве беспристрастного арбитра,
- конкуренция всегда несовершенна.
Кроме того, следует говорить о сложности решаемых политическим рынком задач. Как правило, перед правительством стоит многоцелевая задача. Перечислим наиболее распространённые в современном обществе экономические цели[59]:
- экономический рост. Желательно обеспечить производство большего
количества и лучшего качества товаров и услуг;
- полная занятость. Подходящее занятие следует обеспечить всем, кто
желает и способен работать;
- экономическая эффективность. Мы хотим получить максимальную
отдачу при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов;
- стабильный уровень цен. Необходимо избегать значительного
повышения или снижения общего уровня цен, то есть инфляции и дефляции;
- экономическая свобода. Управляющие предприятиями, рабочие и
потребители должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы;
- справедливое распределение доходов. Ни одна группа граждан не
должна пребывать в крайней нищете, когда другие граждане купаются в роскоши;
- экономическая обеспеченность. Следует обеспечить существование
хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и других иждивенцев;
- торговый баланс. Мы стремимся к поддержанию разумного баланса
нашей международной торговли и международных финансовых сделок.
Анализ названных выше целей показывает, что они могут быть: взаимоисключающими; взаимодополняющими; нейтральными.
Ещё одна серьёзная проблема, с которой сталкивается государство – лаги регулирования – наличие определённого промежутка времени между принятием решения правительством и результатом: лаг распознавания: время, требуемое для осознания самой проблемы; лаг решения: время, которое проходит между осознанием проблемы и принятием конкретного решения; лаг воздействия: время, в течение которого объект государственного регулирования начинает реально меняться под воздействием тех или иных инструментов макроэкономической политики.
Вторая половина ХХ века характеризовались усилением государственного вмешательства в рыночную экономику. Начиная с 80-х годов наблюдается обратный процесс. Приватизация государственной собственности происходит в Европе, Латинской Америке. Экономисты связывают уменьшение государственного вмешательства в экономику с так называемыми «провалами государства» – возможностью принятия государством экономических решений неоптимальных или нежелательных с точки зрения интересов общества. К «провалам государства» относят:
1. Недостаток объективной информации для принятия оптимальных или желательных для общества решений. Например, негосударственные экономические организации могут преувеличить значимость своего производства для того, чтобы получить государственные субсидии.
2. Недостаток контроля общества над бюрократией. Вследствие профессионализации управленческих функций высшие государственные структуры, особенно неизбираемые, могут преследовать собственные цели: упрочение своего высокого положения, получение дополнительного государственного финансирования и т.д.
3. Несовершенство политического процесса. Существует понятие избирательного цикла: перед выборами государственные органы, как правило, смягчают экономическую политику (увеличивают социальные льготы, сдерживают инфляцию и т.п.). После выборов проводятся меры по ужесточению экономической политики. При этом опять же руководствуются в первую очередь не экономическими, а политическими мотивами.
4. Недостаток мотивации к эффективному хозяйствованию на государственных предприятиях и к принятию рациональных управленческих решений. В отличие от частного предпринимателя, перед директором государственного не стоит проблема выживания в конкурентных условиях. Поэтому он меньше заинтересован в минимизации издержек производства.
Таким образом, возможности государственного регулирования экономики ограничены. И в случае чрезмерного роста вмешательства государства неизбежно снижение эффективности народного хозяйства. Фридрих фон Хайек, английский экономист, один из наиболее последовательных представителей либерализма в своей работе «Дорога к рабству» (1944) любую форму государственного вмешательства в экономику рассматривал как разновидность тоталитаризма.
Контрольные вопросы и задания
1. Что представляет собой неоклассическая теория государства и кто является её автором?
2. В чём смысл «парадокса подчинённого» Дж. Бьюкенена?
3. Что следует понимать под «провалами рынка»?
4. Каковы основные функции государства (по Дж. Бьюкенену)?
5. Что такое общественное благо?
6. Дайте сравнительную характеристику контрактного и эксплуататорского (во главе с оседлым бандитом и во главе с бандитом-гастролёром) государства. Определите роль государства в условиях переходной экономики.
7. Какие теории происхождения государства известны? Кто их авторы?
8. Дайте сравнительную характеристику рыночного и государственного регулирования экономики, заполните таблицу:
Признаки | Рыночное регулирование | Государственное регулирование |
1.Уровень принятия управленческих решений (микроуровень – макроуровень) | ||
2.Структура управления (горизонтальные – вертикальные связи) | ||
3.Способы реализации управленческих решений |