Институциональный подход к проблеме теневой экономики (Эрнандо де Сото)

Главное открытие де Сото - принципиально новый подход к объяснению возникновения теневой экономики. Основной причиной разрастания городского неформального сектора он считает не отсталость, а бюрократическую заорганизованность, препятствующую свободному развитию конкурентных отношений. Проведённые его институтом полевые исследования показали, что для регистрации швейной мастерской в Перу необходимо затратить 289 дней и расходы, равные 32 минимальным месячным зарплатам; для получения лицензии на торговлю в уличном киоске нужно всего лишь 43 дня и 15 зарплат. Основным источником давления на бизнес оказываются, таким образом, не налоги, а бюрократические процедуры. Эта система отсекает от участия в легальном бизнесе людей с невысокими доходами, но зато дает простор для раздачи привилегий и коррупции.

Причиной теневой экономической активности следует считать нерациональный правовой режим, когда «процветание компании в меньшей степени зависит от того, насколько хорошо она работает, и в большей — от издержек, налагаемых на нее законом. Предприниматель, который лучше манипулирует этими издержками или связями с чиновниками, оказывается более успешным, чем тот, кто озабочен лишь производством». Плодом «плохих законов», когда «издержки легализации» выше «издержек нелегальности», становится очень высокая доля неформального сектора в национальной экономике.

2) Институциональные причины появления теневой экономики:

◦ отсутствие эффективной системы государственных институтов,

защищающей права собственности и договорные отношения,

◦ подчинение системы государственных институтов определенной группе

интересов,

◦ высокие трансакционные издержки легального бизнеса.

Основная причина того, что многие граждане стран с развивающейся демократией и рыночной экономикой не принимают участие в политической жизни страны или не занимаются легальным бизнесом, состоит в том, что существующие государственные институты и «правила игры» не дают им этой возможности.

Институциональные причины роста теневой экономики в России в 1990-х гг:

1. Неспособность государства выполнять свои функции

2. Нарушение status quo в обществе

3. Ослабление системы наказания

4. Развал системы правовых институтов

5. Рост коррупции

6. Распространение неформальных поведенческих моделей

Затраты, связанные с организацией легальной деятельности:

◦ получение лицензии на предпринимательскую деятельность;

◦ покупка права на владение или аренду земли;

◦ наем рабочей силы;

◦ знание и соблюдение соответствующих законов и нормативов;

◦ получение информации о ценах, качестве и количестве конкретных товаров и услуг, о потенциальных клиентах;

◦ получение кредита;

◦ покупка сырья и материалов;

◦ подключение к электросети и др. коммуникациям, дальнейшее использование этих услуг;

◦ оплата налогов;

◦ система контроля за выполнением условий договоров и т.д.

Эти расходы часто называют трансакционными издержками.

Причины распространения теневой экономики:

Структуралистский подход:структурные факторы в динамике теневого производства - структурная безработица в начальный период реформ, неэффективные взаимосвязи финансового, реального и социального секторов экономики

Легалистский подход: административные и юридические препятствия для развития мелкого и среднего частного бизнеса.

Институциональный подход: традиции уклонения от уплаты налогов, коррупция, распад социальной морали, высокие трансакционные издержки легального бизнеса.

Этатистский подход: высокое налоговое бремя для легального сектора экономики, неявная заинтересованность государства в развитии теневой экономики.

Наши рекомендации