Макроэкономические пропорции
Раздел 1. Экономика
2. Структура национальной экономики: понятие, типы, виды, пропорции.
Национальная экономика – это пространственно определенная и национально специфическая организация экономической деятельности, исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная совокупность отраслей, видов производства и экономических субъектов, охватывающая все сложившиеся формы общественного разделения труда.
Структура национальной экономики – это совокупность пропорций и отношений ее составных компонентов, взаимосвязи между ними.
Выделяют два типа структур, подвергаемых экономическому анализу:
1) экономические структуры в собственном смысле слова, характеризующие деятельность простых и комплексных экономических единиц;
2) структуры «обрамления», образующие окружающую среду экономической деятельности.
В рамках первого типа изучаются структуры:
а) домашнего хозяйства – распределение производительных сил в хозяйстве, состав дохода семьи и т. д.;
б) фирмы – состав технического или производительного капитала (основного и оборотного); состав рабочей силы (квалифицированные рабочие, мастера, ИТР); состав денежного капитала; распределение производства между предприятиями фирмы; ориентация производства на местные, национальные или международные рынки сбыта;
в) комплексной единицы – группа, сектор, отрасль деятельности, страна, наднациональные объединения.
Экономическую структуру страны можно изучать по следующим параметрам:
1) характер производственной деятельности (промышленной,
сельскохозяйственной, торговой, финансовой и т. п.);
2) размеры экономических единиц (мелкие, средние, крупные);
3) тип экономической организации (централизованно управляемый, конкурентный, смешанный, властных экономических групп);
4) распределение активного населения (уровень занятости, структура безработицы и т. п.);
5) распределение национального дохода между группами, определенными в зависимости от экономической функции каждой из них (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.), или между социальными группами;
6) ориентация экономической деятельности на внутренний или международный рынок;
7) форма собственности (федеральная, собственность субъектов РФ, муниципальная, частная, собственность общественных организаций и т. д.).
В зависимости от целей анализа в дополнение к перечисленным
критериям могут быть приняты и другие.
В рамках второго типа анализируют структуры:
1) демографическую – возрастные пирамиды, распределение населения по полу, прирост (убыль) населения, коэффициенты рождаемости, смертности и т. п.;
2) социологическую – плюралистическое или унифицированное общество, атомистическое или молекулярное общество, общество сбалансированное или разбалансированное и т. п.;
3) институциональную – распределение полномочий между уровнями власти и управления, отношения между ними;
4) ментальные – суждения, концепции, верования, которых придерживаются все индивиды, принадлежащие к одному и тому же обществу.
Между структурами первого и второго типов устанавливаются
определенные отношения, которые создают проблемы взаимной
совместимости (или несовместимости), имеющие решающее значение для экономического роста и прогресса. Для изучения структуры национальной экономики важное значение имеет система экономических классификаций.
Классификация– это систематизированное распределение явлений и объектов на определенные секции, группы, классы, позиции, виды на основании их сходства и различия.
В России к настоящему времени создана Единая система классификации и кодирования информации как средство достижения достоверности и сопоставимости показателей. Для анализа национальной экономики наиболее важны следующие классификаторы:
1) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД);
2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг;
3) Общероссийский классификатор форм собственности;
4) Общероссийский классификатор организационно-правовых форм;
5) Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления;
6) Классификатор предприятий и организаций;
7) Классификатор информации о населении.
Можно выделить следующие виды структур национальной экономики:
1) воспроизводственная структура.Это структура по элементам воспроизводственного процесса (фазы воспроизводственного процесса – производство, распределение, обмен, потребление).
Здесь наиболее важны три соотношения: между подразделениями общественного воспроизводства, между потреблением и накоплением, между производством и потреблением;
2) отраслевая структура. Предполагает деление национальной экономики на отрасли – качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции. В настоящее время базовым элементом отраслевой структуры выступает вид экономической деятельности. Этот вид структуры является основным, т. к. именно в отраслевом разрезе осуществляются планирование, прогнозирование и ведется учет статистических данных.
ОКВЭД был введен в практику с 1 января 2003 г. вместо ОКОНХ, т. к. характеристика российской экономики по ОКОНХ значительно отличается от описания рыночной экономики развитых стран в соответствии с классификациями по видам экономической деятельности хозяйствующих субъектов и в современных условиях она не позволяет получать достоверное отражение реально существующей инфраструктуры и существенно затрудняет международные сопоставления статистических данных по важнейшим макроэкономическим показателям в соответствии с методологией Системы национальных счетов. Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности.
Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).
Структура видов экономической деятельности приведена в прил. 1;
3) территориальная структура.Определяется размещением производительных сил по территории страны. Крупными базовыми компонентами территориальной структуры являются экономические районы, федеральные округа, субъекты РФ, муниципальные образования. В свою очередь, эти крупные базовые компоненты можно разложить по элементам согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО). Объектами классификации в ОКАТО являются: республики; края; области; города федерального значения; автономная область; автономные округа; районы; города; внутригородские районы, округа города; поселки городского типа; сельсоветы; сельские населенные пункты;
4) социально-трудовая структура.Охватывает различные показатели занятости населения, а также характеристики в разрезе социальных групп;
5) организационно-правовая структура– это структура в разрезе организационно-правовых форм. Она строится на основе Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (введен 1 января 2000 г.). ОПФ – это способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности;
6) структура национальной экономики в разрезе форм собственности.Под формой собственности понимаются законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности.
Структура любой национальной экономики имеет тенденцию к усложнению под влиянием научно-технического прогресса, расширения и углубления разделения труда, специализации производства, возникновения новых видов производств и отмирания старых, а также других факторов.
Национальные экономики различаются и по структуре, что обусловлено сложившимися подходами к формированию экономик, традициями в производстве и другими факторами.
Макроэкономические пропорции
– это количественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики. Каждый тип национальной экономики имеет свои особенности формирования пропорций. В планово регулируемых национальных экономиках они устанавливаются централизованно, в рыночных – на основе спроса и предложения, в смешанных – рынком с учетом регулирующего воздействия государства.
Пропорции меняются под влиянием НТП, избранного направления экономического роста, изменений потребностей народного хозяйства, складывающихся экономических условий развития общественного производства и других факторов.
Макроэкономические пропорции образуют систему. В ней можно выделить следующие виды пропорций:
1) общеэкономические– между наиболее крупными сферами национальной экономики (например, между производством и потреблением, потреблением и накоплением, материальным и нематериальным производством);
2) межотраслевые– между отраслями промышленности, сельского хозяйства;
3) внутриотраслевые– между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли;
4) территориальные– между определенными территориями (районами, регионами) в пределах страны;
5) межгосударственные– между отдельными государствами на основе международного разделения труда.
Макроэкономические пропорции можно также классифицировать по форме отображения: натурально-вещественные, стоимостные, распределения трудовых ресурсов.
Натурально-вещественные пропорциихарактеризуют соотношение между производством и потреблением отдельных видов продукции (например, между производством и потреблением стали, проката, автомобилей, сахарной свеклы). Анализ натурально-вещественных пропорций осуществляется с помощью материальных балансов.
Стоимостные пропорциипоказывают соотношения между отдельными элементами стоимости валового национального продукта: денежной выручкой, доходами в сферах материального и нематериального производства, доходами предприятий, государства и населения.
Пропорции распределения трудовых ресурсовхарактеризуют соотношения трудовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферами, городом и деревней, отдельными отраслями и регионами и т. п. Изменения в распределении трудовых ресурсов обусловлены демографическими причинами, структурной и инвестиционной политикой, кризисными явлениями в экономике и другими факторами.