Главные макроэкономические пропорции

Важной чертой национальной экономики являются ее макроэкономические пропорции.

Макроэкономические пропорции – количественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики.

Виды макроэкономических пропорций:

• общеэкономическиемежду крупными сферами национальной экономики: производством и потреблением, потреблением и накоплением, материальным и нематериальным производством между; I и II подразделениями материального производства (объемами средств производства и предметов потребления в валовом национальном продукте, численностью работающих в каждом из этих подразделений,);

• межотраслевые- между отраслями промышленности и др.;

• внутриотраслевые – между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли;

• территориальные- общеэкономические, меж- и внутриотраслевые в границах определенной территории;

• межгосударственные – между государствами на основе международного разделение труда;

• стоимостные - между отдельными элементами стоимости валового внутреннего продукта (денежной выручкой, доходами в сферах материального и нематериального производства, доходами предприятий, государства и населения);

• ресурсные - между трудовыми ресурсами и производственной и непроизводственной сферами, городом и деревней, отраслями и регионами;

Каждая страна, в том числе и РБ стремится установить оптимальные пропорции своей экономики, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей населения при наименьших затратах ресурсов, соответствие между структурой общественного воспроизводства и структурой общественных потребностей.

Сбалансированность национальной экономики – соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемами производимых благ и потребностями в них.

Пропорциональность и сбалансированность постоянно нарушаются, так как экономический рост ведет к установлению новых пропорций, поэтому необходимо постоянно поддерживать сбалансированность путем корректировки пропорций между сферами экономики и внутри них.




ТЕМА 3: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕЛАРУСИ.

3.1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны.

3.2. Природно-ресурсный потенциал.

Демографический потенциал.

Трудовой потенциал.

Научный, научно-технический и инновационный потенциалы.

Производственный потенциал.

Инвестиционный потенциал.

Внешнеэкономический потенциал Беларуси.

Экологический потенциал (изучаем самостоятельно).

3.1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны.

Под совокупным экономическим потенциаломпонимается максимально возможная способность национальной экономики производить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.

Основными факторами, определяющими экономический потенциал:

1)производственные мощности промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи;

2) производственная, социальная и экологическая инфраструктуры;

3)трудовые ресурсы (особенно квалифицированные кадры);

4)природные ресурсы.

Состав совокупного экономического потенциала Беларуси:

• природно-ресурсный потенциал;

• демографический и трудовой потенциалы;

• научный, научно-технический и инновационный потенциалы;

• производственный потенциал;

• инвестиционный потенциал национальной экономики;

• внешнеэкономический потенциал;

• экологический потенциал.

Экономический потенциал зависит не только от абсолютных объемов ресурсов и производственных возможностей, но и от степени их использования. Высокий уровень совокупного экономического потенциала имеют страны с развитыми производительными силами и рыночной экономикой.

3.2. Природно-ресурсный потенциал.

Под природно-ресурсным потенциаломпонимают совокупность природных ресурсов данной территории, природных условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть реально вовлечены в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды обитания человека.

Размер природно-ресурсного потенциала — это сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов — земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и др.

Земельные ресурсы.

Это часть земельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использования. Они создают основу для сельскохозяйственного производства, ведения лесного хозяйства, а также для городской застройки, расселения сельского населения, размещения промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и всех других видов наземной деятельности человека.

Земельный фонд Республики Беларусь — это площадь страны, составляющая 20759,6 тыс. га. В Европе по этому показателю Беларусь занимает 13-е место, следовательно, большинство европейских государств обладают гораздо меньшими земельными ресурсами. Земельный фонд страны распределялся следующим образом (по категориям землепользователей):

• сельскохозяйственные организации;

• граждане;

• крестьянские (фермерские) хозяйства;

• земли запаса и государственных лесохозяйственных организаций;

• прочие землепользователи.

Управление земельными ресурсами в Республике Беларусь определяется проводимой государственной земельной политикой, целью которой является повышение эффективности использования и охраны земельных ресурсов.

Резервы повышения эффективности землепользования:

1) оптимальным распределением земель по сферам и отраслям народного хозяйства,

2) повышение результативности использования этого ресурса во всех без исключения сегментах экономики.

Водные ресурсы.

Они включают все пригодные для хозяйственного использования запасы поверхностных и подземных вод. Ресурсы поверхностных вод определяются в основном суммарным стоком в средний по водности год и оцениваются по Беларуси в 57,9 км3, из которых 34 км3 (58,7 %) формируются на территории страны.

Водообеспеченность общими водными ресурсами в средний по водности год в Беларуси составляет 5,8 тыс. м3 на одного жителя, в Европе в целом — 4,6, Польше и Украине — 1,7, в то же время в России — 30 тыс. м3. Потребление питьевой воды на одного жителя в целом по Беларуси составляет 180 л/сут., что существенно выше, чем в большинстве стран Европы (100—150 л/сут.).

Разработка и реализация водохозяйственных и водоохранных мероприятий координируется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Большая роль отводится Министерству здравоохранения Республики Беларусь (установление стандартов качества питьевой воды и проведение соответствующего мониторинга) и Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь (планирование, строительство и эксплуатация систем водоснабжения и канализации, установок по очистке сточных вод).

Главные резервы повышения эффективности использования водных ресурсов (особенно свежей воды) являются:

1) сокращение потребления в основных водопотребляющих отраслях.

2) ликвидация многочисленных потерь воды на всех этапах ее использования.

Лесные ресурсы.

Лесной фонд Беларуси как совокупность всех лесов страны натурального и искусственного происхождения включает покрытые лесом земли, а также другие земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства. Общая площадь лесного фонда составила 9,2 млн га. Общий прирост лесов - примерно 25 млн м3 в год. Средний возраст белорусских лесов - 45 лет.

Основные функции лесопользования и лесовоспроизводства в Республике Беларусь выполняет лесное хозяйство. Лесопользование в Беларуси осуществляется по принципу непрерывности и неистощительности; среднегодовые заготовки древесины составляют 12—14 млн м3 в год. При проведении санитарных рубок заготовляются тонкомерная деловая древесина, часть которой поставляется на экспорт, и дрова, реализуемые местным предприятиям и населению.

В соответствии с Лесным кодексом Республики Беларусь государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой государственного лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляется Министерством лесного хозяйства, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей средыи их территориальными органами, а также иными государственными органами в соответствии с нормативно-правовыми актами Республики Беларуси.

Перспективная деятельность в лесах Беларуси определена Концепцией устойчивого развития лесного хозяйства Республики Беларусь до 2015 г.

Наши рекомендации