Главные макроэкономические пропорции

Если состав компонентов национальной экономической сис­темы отражает комплекс сфер, отраслей, производств, то отно­шения между ними, их взаимодействие определяются структу­рой национальной экономики. Структурные соотношения обра­зуют пропорции, поддержание которых на оптимальном уровне в процессе развития является важнейшим системообразующим фактором национальной экономики. Пропорции националь­ной экономики оцениваются соотношением показателей, ха­рактеризующих распределение и использование создаваемой стоимости, а также вклад в экономику различных отраслей и сфер деятельности, в том числе производящих товары и услуги, инновационных и традиционных, ориентированных на экспорт и на внутренний рынок. Пропорциональность в развитии ком­понентов экономической системы обеспечивает ее целостность и устойчивость.

В совершенствовании пропорций отражаются тенденции из­менения экономики, однако в каждый момент времени пропор­ции ограничивают ее возможности для кардинальных измене­ний в краткосрочном периоде. Например, невозможно повы­сить долю современной инновационной продукции в годовом продукте без предварительных изменений в отраслях, произво­дящих эту продукцию, — замены основных средств, внедрения новых технологий, переподготовки персонала. Преодоление инерционности пропорций общественного производства явля­ется ключевой проблемой модернизации отраслевой структуры экономики и перехода на инновационный путь развития.

Макроструктура национальной экономики включает комп­лекс подсистем, компонентов (часть из них описана выше), которые в ходе многолетней хозяйственной практики интегри­руются в различные структурные образования по классифика­ционным признакам: секторному, воспроизводственному, от­раслевому, институциональному, социальному и др.

Практикой СНС предусмотрен анализ отраслей экономики в разрезе трех секторов, закрепленных в Общегосударственном классификаторе видов экономической деятельности:

• первичного (входят отрасли, связанные с производством, добычей и потреблением естественных ресурсов);

• вторичного (отрасли обрабатывающей промышленности);

• третичного (отрасли, производящие транспортные услу­ги, коммунальное хозяйство, строительство, торговля, оборона, государственное управление и др.).

В научной литературе и зарубежной практике в течение длительного периода времени используются понятия реального и денежного (финансового) секторов экономики. Первый опре­деляется размером ВВП, второй — количеством денег, необхо­димых для внутреннего товарооборота. Они отражают устойчи­вые связи между субъектами и денежными потоками, которые в совокупности образуют кругооборот доходов и расходов в эко­номике.

Экономика описывается и такими категориями, как вос­производственная, отраслевая, технологическая, региональ­ная, институциональная, социальная и иные структуры.

Показатель воспроизводственной структуры введен в эко­номический оборот для анализа на макроуровне базовых соот­ношений между стадиями воспроизводства ВВП, отражающи­ми направленность изменений его составных частей. Они дают представление о степени социальной ориентации, преодоления избыточной ресурсоемкости производства, о динамике потреб­ления и накопления и, соответственно, о степени инвестицион­ных возможностей обновления национальной экономики и ее экспортной направленности.

Отраслевая структура позволяет отслеживать динамику межотраслевых пропорций, роста приоритетных отраслей с точ­ки зрения их эффективности, социальной ориентации, науко- емкости, ресурсосбережения, экологической защищенности на­селения.

Технологическая структура конкретизирует указанные выше приоритеты данными о динамике соотношений между традиционными и новейшими технологиями, об объемах внед­рения наукоемких высоких технологий.

Региональная (территориальная) структура отражает жизненно важные пропорции в размещении и комплексном развитии производства и, особенно, социальной инфраструкту­ры, ибо население страны живет на конкретных территориях.

Институциональную структуру характеризуют формы организации и управления производством, закрепляющие их правовое пространство, а также культурно-ценностные нормы и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

Социальная структура отражает совокупность социальных групп (в составе населения), стратифицированных по важней­шим экономическим критериям (собственность, доходы, ква­лификация и др.), их относительную динамику.

Все указанные виды структур формируют целостность на­циональной хозяйственной системы, механизм взаимодействия ее элементов, являющихся по своему характеру природно-ес- тественными, технологическими, экономическими, социальны­ми, политическими, психологическими, социокультурными, историческими, конфессиональными.

Важнейшее значение для устойчивого социально-экономи­ческого развития имеет поддержание в национальной экономи­ке оптимальных пропорций между различными отраслями и секторами, сферами деятельности. Оценка макроэкономических пропорций, их сопоставление с желаемым уровнем могут быть проведены на основе системы относительных показателей, при­мерный перечень которых приведен в табл. 2.4.

Таблица 2.4. Важнейшие показатели, характеризующие макроэкономические пропорции экономики Беларуси9
Показатель Значение
2006 г. 2010 г.
Индекс прироста ВВП, % 10,0 7,6
Индекс прироста потребительских цен, % 8,0 9.9
Инвестиции в основной капитал, % к ВВП 25,0 34,0
Доля услуг. % к ВВП 42,7 44,0
Доходы бюджета, % к ВВП 48,0 30,0

"Составлено но: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011. — 634 е.; Официальный сайт На­ционального банка РБ [Электронный ресурс]. Минск, 2011. Режим доступа:http://www.nbrb.by/statislics.


Дефицит бюджета, % к ВВП 1.6 -2,4
Воспроизводственная открытость экономики, % к ВВП 57,0 61,0
Сальдо текущего счета, % к ВВП -6,5 -15,6
Валовой внешний долг, % к ВВП 18,5 52.0
Удельный вес убыточных предприятий, % 8,5 5,5
Степень износа основных средств, % 49,0 42.0

Ключевым макроэкономическим показателем традиционно считается индекс роста ( прироста) ВВП — в Беларуси он соот­ветствует аналогичному показателю наиболее динамично разви­вающихся экономик. При этом рост экономики можно считать устойчивым не только и не столько при условии долговремен­ного поддержания относительно высоких значений данного по­казателя, но также при соблюдении правильных соотношений между другими важными параметрами, характеризующими воспроизводственные пропорции в экономике.

Одним из таких параметров являются инвестиции в основ ной капитал — чем выше их значение, тем более быстрыми темпами обновляется материально-техническая база нацио­нального хозяйства. Порогом безопасности для данного показа­теля принято значение 20—25 % годового объема ВВП. Откло­нение ниже допустимого значения означает замедление темпов воспроизводства основных средств, что влечет за собой их уста­ревание и, как следствие, технологическое отставание экономи­ки. За последние 5 лет инвестиции в основной капитал в Бела­руси превышают установленный порог безопасности и демон­стрируют тенденцию к росту. В результате снижается степень износа основных средств, что свидетельствует об их расширен­ном воспроизводстве. Главными источниками инвестиций за указанный период являлись собственные финансы предприя­тий, а также бюджетные ассигнования. Правительством по­ставлена задача увеличения притока иностранных инвестиций, а также средств частных инвесторов.

Соотношение производственного и непроизводственного сек­торов определяется показателем доли услуг в ВВП. В наиболее развитых странах он превышает 65 % и демонстрирует тенден­цию к росту. Экономика, в которой производство услуг преобла­дает над производством товаров, более устойчива к колебаниям цен на рынках сырья и энергоресурсов, имеет более развитую рыночную инфраструктуру, обладает большими возможностями для финансирования научной и инновационной деятельности, обладая при этом технологически продвинутым промышлен­ным сектором. В Беларуси доля услуг в ВВП хотя и демонстри­рует тенденцию к росту, но пока еще недостаточно высока. Ее ускоренное развитие является одним из важнейших приорите­тов структурной модернизации национальной экономики.

Соотношение доходов (расходов) консолидированного бюд­жета и ВВП характеризует участие государства в перераспре­делении вновь созданной стоимости и напрямую зависит от раз­мера налогов на товары и доходы, а также некоторых других факторов, в том числе доли неработающих граждан в общей численности населения, размера социальных пособий, военных расходов и т.д. В среднем по государствам ЕС этот показатель увеличился с 40 % в 2005 г. до 50 % в 2010 г. Вместе с тем, ана­лизируя развитие в ряде стран программ государственно-част- ного партнерства, охватывающих частные пенсионные фонды, негосударственное медицинское страхование, корпоративную науку, нельзя утверждать, что более высокая доля бюджета в ВВП свидетельствует о социальной ориентации экономики. В Беларуси, в частности, снижение данного показателя в 2010 г. произошло в связи с изменением методики его расчета; с 2010 г. отчисления на социальное страхование перечисляются во вне­бюджетные фонды.

Уровень воспроизводственной открытости экономики оп­ределяется как соотношение экспорта (импорта) товаров и ус­луг и ВВП. Главными факторами, формирующими значение этого показателя, являются размер внутреннего рынка и отрас­левая структура экономики. Крупнейшие мировые экономи­ки — США, Япония, Китай, Россия, Бразилия — традиционно имеют невысокий (до 30 %) уровень воспроизводственной от­крытости. Основой экономического роста в таких странах явля­ются спрос на внутреннем рынке, внутренние сбережения и ин­вестиции. Высокий уровень воспроизводственной открытости, напротив, свидетельствует о высоком экспортном потенциале экономики, предоставляющем стране дополнительные шансы экономического роста за счет экспорта. Вместе с тем открытым экономикам свойственна большая степень риска, который свя­зан с возможностью сокращения экспорта из-за ограничений на внешних рынках либо ростом импорта в связи с колебаниями цен на мировых рынках сырья. Беларусь по уровню воспроиз­водственной открытости лидирует среди стран СНГ и опережает многие европейские государства, что накладывает определен­ные ограничения на использование внутренних факторов эко­номического роста, обусловливает стимулирование экспорта и импортозамещения.

Сальдо текущего счета характеризует результат внешней торговли товарами и услугами, а также сальдо по доходам и те­кущим трансфертам. Сложившееся в республике отрицатель­ное внешнеторговое сальдо существенно превышает установ­ленное пороговое значение (-5 % ВВП) и на сегодняшний день представляет собой одну из ключевых проблем, требующих скорейшего разрешения. К числу причин возникновения отри­цательного внешнеторгового сальдо относятся, в том числе, и реализованные риски, связанные с высоким уровнем открыто­сти белорусской экономики.

Поскольку отрицательное сальдо текущего счета в условиях внешнеэкономического равновесия компенсируется положи­тельным сальдо финансового счета платежного баланса, след­ствием его продолжительного наличия стал рост валового внеш­него долга Беларуси. Порог безопасности для данного показате­ля установлен в 55 % годового ВВП. На начало 2011 г. сумма валового внешнего долга вплотную приблизилась к пороговому значению, поэтому компенсация отрицательного результата внешней торговли за счет дополнительных заимствовашш ста­ла рискованной. Высокая степень риска дополнительных за­имствований для отечественной экономики рассматривается в качестве одной из причин девальвации белорусского рубля в 2011 г. Между тем, она способствовала сокращению размеров потребительского импорта и повышению привлекательности экспортируемых товаров по ценовому фактору, что в совокуп­ности вызвало определенную стабилизацию внешнеторгового баланса. В целях дальнейшего его выравнивания и выхода на положительное сальдо правительством разработана система ме­роприятий по структурной модернизации экономики.

Проведенный анализ изменений макроэкономических пока­зателей белорусской экономики констатирует наличие опреде­ленных пропорций общественного воспроизводства, поддержа­ние которых входит в круг важнейших задач макроэкономи­ческой политики государства. Наряду с названными выше про­порциями между инвестициями и потреблением, экспортом и импортом необходимо также выдерживать прогрессивную про­порцию в отношении высокотехнологичных отраслей, так как структура экономики «утяжеляется» преобладанием материа- ло- и энергоемких производств. Структура потребления требует последовательных изменений в направлении рациональных норм потребления товаров, услуг, продуктов питания.

На макроэкономическом уровне важно регулировать соот­ношение реального и финансового секторов, которые находятся в противоречивом единстве. Недооценка или гипертрофия роли одного из них ведет к структурным диспропорциям и падению жизненного уровня населения. Отсюда вытекает необходимость поддержания равновесных соотношений совокупного спроса и совокупного предложения.

Серьезными последствиями для национальной экономики могут грозить диспропорции в соотношении первичного, вто­ричного и третичного секторов, а также между производством товаров и производством услуг. Прогрессивной может быть признана лишь та макроструктурная динамика, для которой характерно наращивание доли сферы услуг.

В ходе рыночных реформ жизненно важное значение при­обретает необходимость поддержания оптимального соотноше­ния прогрессивных рыночных и традиционных институтов и норм в институциональной структуре экономики, а также уров­ней благосостояния различных слоев общества в социальной структуре с целью недопущения глубокой социальной диффе­ренциации.

Указанные макроэкономические пропорции играют веду­щую роль в разработке и реализации экономической политики государства. Поддержание их на оптимальном уровне или обес­печение продвижения к нему служат критерием оценки эффек­тивности национальной экономики, а также системы управле­ния и регулирования экономических и социальных процессов в стране.

Основные термины и понятия: валовая добавленная стоимость; валовой внутренний продукт; валовой внешний долг; воспроизводственная открытость экономики; институциональная единица; консолидированный бюджет; консолидированные счета; межотраслевой баланс; межотраслевой хозяйственный комплекс; общегосударственный классификатор видов эконо­мической деятельности; отрасль экономики; паритет покупательной способ­ности; платежный баланс; сектор экономики; система национальных счетов; таблицы «затраты—выпуск»

Вопросы для самопроверки

1. Что представляет собой система национальных счетов? Назовите важнейшие консолидированные счета СНС.

2. Охарактеризуйте три метода расчета ВВП. В чем суть про­изводственного метода?

3. С какой целью составляются и используются таблицы «затраты—выпуск» и межотраслевой баланс?

4. В чем разница расчета ВВП по паритету покупательной способности и по номинальному обменному курсу? В каких слу­чаях применяется каждый из названных показателей?

5. Перечислите секторы экономики в соответствии с класси­фикацией СНС.

6. Назовите отличительные особенности Общегосударствен­ного классификатора видов экономической деятельности.

7. Что представляет собой межотраслевой хозяйственный комплекс?

8. Опишите структуру платежного баланса. При каких усло­виях соблюдается внешнеэкономическое равновесие?

9. Охарактеризуйте важнейшие макроэкономические про­порции национальной экономики Беларуси.

Литература

1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 16 июля 2008 г., № 412-3 // Консультант Плюс: Бе­ларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юр- Спектр», Нац. центр правовой информ. РБ. — Минск, 2011.

2. Гуцол, П.Н. Платежный баланс: учеб. пособие / П.Н. Гу- цол. — Минск, БГЭУ, 2003.

3. Официальный сайт Национального банка Республики Бе­ларусь [Электронный ресурс]. — Минск, 2011. — Режим досту­па: http://www.nbrb.by

4. IndexMundi.com [Электронный ресурс]. — Режим досту­па: http://www.indexmundi.com.

5. Крылович, И. Момент истины / И. Крылович // Белорусы и рынок. — 2011. — № 29.

6. Кузык, Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирова­ние и национальное программирование: учебник / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. — 3-е изд., доп. — М.: ЗАО «Изда­тельство «Экономика», 2009.

7. Манцерова, Т.Ф. Социально-экономическая статистика: курс лекций / Т.Ф. Манцерова, Ю.К. Абухович. — Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009.

8. Мелкумов, Я.С. Социально-экономическая статистика: учеб. пособие / Я.С. Мелкумов. — М.: ИНФРА-М, 2010.

9. О республиканском бюджете на 2011 год: Закон Респ. Бе­ларусь, 15 окт. 2010 г., № 176-3 // Нац. реестр правовых актов РБ. — 2010. — № 261. — 2/1728.

10. Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2010 год: Закон Респ. Беларусь, 14 июля 2011 г., № 294-3 // Нац. реестр правовых актов РБ. — 2011. — № 82. — 2/1846.

11. Сидорович, А.В. Основы национальной экономики: учеб. пособие / рук. авт. кол. и науч. ред. А.В. Сидорович. — М.: Изд-во «Дело и сервис», 2009.

12. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011.

13. Тарасевич.Л.С. Макроэкономика: учебник / JI.C. Тарасе- вич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. — 6-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. образование, 2006.

Дел 3

Наши рекомендации