Методы стабилизации денежного оборота
Для того чтобы инфляция не порождала в экономике комплекс негативных последствий, государство, отвлекая от инвестиций значительные средства, тратя время, энергию и ресурсы, вынуждено принимать определенные меры. Государственная политика может либо приспособиться к инфляции (например, провести индексацию доходов), либо предпринять меры, противодействующие ее развитию (например, сократить денежную массу). Для выработки системы действий в условиях инфляционного роста цен и обесценения денег государство разрабатывает антиинфляционную политику. Антиинфляционная политика — это комплекс государственных мер по ограничению инфляции путем регулирования денежно-кредитной и других сфер экономики. Она способствует соблюдению равновесия государственного бюджета, взвешенности распределения доходов, целесообразности политики центрального банка и формированию инфляционных ожиданий у граждан страны.
Целью антиинфляционной политики является ослабление негативных социально-экономических следствий инфляции.
Антиинфляционная политика может быть рассчитана на долгосрочную перспективу (стратегическая) или на получение быстрых результатов (тактическая).
Антиинфляционная стратегияориентируется на устранение причин, вызвавших инфляционный рост цен, и уменьшение инфляционных ожиданий. Происходит укрепление рыночных механизмов и ослабление инфляции. Такая политика проводится путем разработки долговременной программы регулирования прироста денежной массы, снижения бюджетного дефицита, защиты национальной экономики от внешних инфляционных воздействий и т.д.
Антиинфляционная тактика готовит почву для стратегии и выполняет задачу нейтрализации текущего инфляционного давления. Она направлена не на устранение причин, а на использование краткосрочных, но действенных способов влияния на рост цен и увеличение денежной массы.
Ответственность за антиинфляционную политику возлагается в основном на денежные власти, хотя, по существу, значительную часть ее должно нести правительство. В части стабилизации денежного оборота центральные банки проводят денежно-кредитную политику, финансовые институты задействуют бюджетную, налоговую политику, для устранения последствий гиперинфляции могут использоваться денежные реформы. Однако этот арсенал может решить только часть общей задачи. Регулирование инфляции, вызванной ростом издержек, предполагает контроль государства над ценами и заработной платой, воздействие на те сферы экономики, которые больше всего привносят в увеличение роста цен, а это уже сфера деятельности неденежных структур власти. Хотя конечной целью и этой части регулирования, через сокращение денежной массы относительно роста цен, также является стабилизация денежного оборота.
В современной практике стран мира накоплен богатый опыт использования различных методов регулирования инфляционных процессов. Возможные варианты условной классификации основных методов антиинфляционной политики по отдельным признакам показаны на рис. 4.4. Выделение критериев антиинфляционных мер позволяет рассматривать эти методы с различных позиций в зависимости от цели исследования.
Рис. 2. Методы борьбы с инфляцией
С точки зрения продолжительности и радикальности антиинфляционных мер существующие методы можно классифицировать как методы либо постепенного противодействия инфляции либо использования денежной реформы, в том числе в виде шоковой терапии как более радикального способа решения проблем.
Ориентация на постепенное снижение темпов инфляции предполагает небольшое, плавное снижение денежной массы с использованием монетарных методов регулирования. При этом в качестве мер могут быть задействованы такие важнейшие денежно-кредитные инструменты, как обязательные резервы, учетная ставка процента, система рефинансирования, продажа или покупка ценных бумаг на открытом рынке, деятельность центрального банка на рынке валюты и т.д. По подсчетам специалистов, только снижение процентной ставки с 5 до 1%-теоретически должно привести к увеличению монетизации с 12,9 до 15% ВВП. Десятипроцентное падение инфляции (с 15 до 5%) при сохранении неизменных реальных равновесных ставок эквивалентно увеличению спроса на деньги на -2,5% ВВП (подробнее изложено в разделе, рассматривающем денежно-кредитную политику центральных банков).
Постепенное сокращение темпов инфляции опирается также на регулирующее воздействие государства через сферу ценообразования, поддержки предпринимательства и создания рыночной инфраструктуры, что означает использование немонетарных факторов инфляции. В случае применения денежной реформы или варианта шоковой терапии», денежно-кредитная система страны будет под-нор гнута жесткому, ускоренному изменению.
Варианты применения различных методов зависят от приоритетов антиинфляционной политики. Если она рассчитана на сокращение или увеличение денежной массы или государство старается управлять инфляционным процессом в соответствии с темпами инфляции, то и используемые методы будут рассматриваться в каждом из приведенных случав по особому.
Антиинфляционная политика, нацеленная на корректировку величины денежной массы, может брать за основу два возможных варианта действия центральных банков в сфере денежно-кредитной политики: сокращение (рестрикция) либо увеличение (экспансия) денег вобращении. Экспансия проводится с целью развития инвестиционной активности для стимулирования производства, рестрикция — для ограничения денежной массы и снижения уровня инфляции (Подробнее кейнсианский и монетариский подходы к антиинфляционной борьбе излагаются в главе 8, рассматривающей теории инфляции и денежно-кредитную политику центральных банков).
Методы нейтрализации инфляции в зависимости от ее темпов будут иметь другие приоритеты. Так, при ползучей инфляции оправданы меры, предупреждающие ее дальнейший рост. Во время галопирующей инфляции эффективным считается использование селективных (выборочных) методов соответствующих ее виду. Чтобы установить пропорции роста заработной платы и цен, применяется, например, индексация доходов. В этом случае доходы увеличиваются медленнее, чем цены, и раскручивание инфляционной спирали замедляется. Гиперинфляция, в свою очередь предполагает сочетание различных способов ее регулирования, учитывающих, что интенсивное ограничение инфляции может сопровождаться возникновением других, не менее сложных макроэкономических проблеем, например роста безработицы и спада производства.
Важнейшими проблемами экономики в условиях инфляции является стимулирование экономического роста и установление оптимального размера денежной массы. Рост денежной массы будет увеличивать темпы инфляции, но одновременно создавать временно свободные денежные средства для инвестирования, и наоборот (что верно для краткосрочного периода). Поэтому для снижения экономического роста в условиях инфляции будет проводиться дефляционная политика, для повышения — предпочтение отдадут политике доходов.
Чтобы рассмотреть методы, используемые в этих случаях, необходимо проанализировать их противодействие инфляционным изменениям с позиций факторов инфляции спроса и инфляции издержек.
Остановимся на этом более подробно, выделив следующие сферы регулирования:
1) спрос;
2) доходы (издержки);
3) производство.
1. Регулирование спроса осуществляется путем проведения дефляционной политики. Регулирование денежного обращения в этом случае носит монетарный характер, направлено на сокращение спроса на деньги, использует денежно-кредитные и налоговые инструменты. Во время проведения такой политики инфляция снижается за счет уменьшения денежной массы через сокращение государственных расходов, повышение процентной ставки за крепи, усиления налогового бремени. Дефляционная политика применяется в основном для воздействия на инфляцию спроса и включает систему регулирования величины денежной массы, скорости оборота денег, ограничение бюджетного дефицита и курса национальной валюты.
Историческим примером манипуляции с деньгами, намеренно осуществляемой федеральным правительством для искусственного ограничения расходов, является применение особых мер в первые годы правления администрации президента США Франклина Рузвельта. Главная задача стимулирования восстанавливаемой после Великой депрессии 1929—1932 гг. экономики заключалась в повышении общего уровня цен, для чего предусматривалось прекращение размена на золото, снижение золотого содержания денежной единицы и введение в обращение неразменных бумажных денег, или гринбеков. Серьезный риск заключался при этом впотере доверия к доллару, поскольку при такой политике существует выбор между 2% инфляции и дополнительным 1% укрепления рубля.
При регулировании денежной массы государство ограничивает ИЛИ уменьшает количество денег в обращении и с помощью ужесточения условий эмиссии, а также в результате роста цен начинает замедлять и при прочих равных условиях регулировать инфляцию.
Кроме того, государство учитывает то, что рост цен находится впрямой зависимости от скорости оборота денег. Для того чтобы деньги стали дороже и снизился инвестиционный спрос, государство Должно замедлять оборот путем повышения ставки рефинансирования (величины процента), по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, и увеличивать норму обязательных резервов, которую коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Кроме того, замедляют скорость денежною оборота: «бегство» потребителей от дешевых денег, применение «валютного коридора», а также ревальвация национальной валюты.
Важнейшей составляющей дефляционной политики является сокращение бюджетного дефицита за счет уменьшения государственных расходов и увеличения доходов, как правило, через возрастание налогового бремени. Основными способами ограничения государственных расходов выступают: сокращение военных расходов, снижение затрат на содержание государственного аппарата и уменьшение финансирования социальных выплат. Чрезвычайно жесткая дефляционная политика, проведенная в России в период перехода к рыночным отношениям, привела к тому, что по итогам 1995 г: коэффициент монетизации (отношение величины денежной массы к ВВП) составил всего 13,5% вместо допустимого по российскому законодательству уровня — 50% (в развитых странах со стабильной экономикой приближается к 100 %). Результатом искусственного сжатия денежного предложения стали задержки выплат заработной платы, пенсий и других социальных пособий. В рамках всеобщего платежного кризиса развилась система взаимозачетов и стагнация производства.
Основными отрицательными следствиями дефляционной политики является:
• замедление экономического роста, вызываемое сокращением инвестиций;
• расширение бартерных отношений во взаиморасчетах;
• усиление дефицита бюджета государства за счет снижения налоговых поступлений;
• развитие кризисных явлений в экономике страны;
• увеличение социальной напряженности общества. Поэтому в 60—70-х гг. XX в. многие страны либо отказывались
от антиинфляционной политики спроса, либо проводили ее весьма сдержанно.
2. Регулирование доходов (издержек) означает контроль над ценами и заработной платой или проведение политики цен и доходов. Замораживание или установление пределов роста доходов и цен сокращает денежную массу относительно возрастающих цен. Этот вид политики носит немонетарный характер и применяется для воздействия на формирование издержек производства и вызываемое ими увеличение цен. Поскольку политика цен и доходов означает административную стратегию борьбы с инфляцией, ее вариантом можно считать известный истории способ борьбы с обесценением денег, проведенный Наполеоном. В 1793 г. был принят закон о том, что продажа золота по цене выше номинала цены в бумажных деньгах каралась тюремным заключением на срок шесть лет, шесть месяцев спустя — 20 годами тюрьмы, а спустя еще два года любому французу, осуществившему инвестиции за рубежом, грозила гильотина.
Сгладить влияние инфляция на сокращение занятости населения в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом развитии и только на короткие периоды позволяет также разработанная в 1958 г. английским экономистом А. Филлипсом модель «инфляции спроса». Использовать рост занятости для борьбы с инфляцией позволяет выявленная закономерность: при превышении уровня безработицы более чем на 2,5—3% происходит резкое замедление роста цен и заработной платы. Однако неоднократная практика экономического регулирования показала, что переливания безработицы в инфляцию непредсказуемы и опасны для экономики. Правительства большинства современных западных стран, в том числе США и Англии, в своей политике ориентируются на естественный уровень безработицы, при которой снижение инфляции на 1% повышает безработицу в течение года на 2% более своего естественного уровня, а реальный ВНП уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Показательно, что в 2004 г. инфляция в развитых странах мира усилилась, хотя и осталась умеренной, при этом уровень безработицы в США и Японии возрос, а в странах ЭВС не изменился. (Суть теории заключается в том, что в долгосрочном плане умеренный уровень инфляции возможен лишь при естественном уровне безработицы, который определяется структурой рынка рабочей силы с учетом информации о потребностях в ней в различных отраслях экономики.)
При всех положительных факторах этого метода он не всегда является социально приемлемым, ибо при достижении естественного уровня безработицы инфляция как бы по инерции некоторое время еще продолжает усиливаться.
Вместе с тем государство может проводить и регулирование роста цен «замораживая» их на определенные товары либо сдерживая и ч уровень в определенных пределах, в том числе с помощью таможенных пошлин и тарифов. Подобные способы контроля приемлемы для всех ведущих развитых стран. Так, в ФРГ примерно половина цен розничного товарооборота, включая продовольствие, испытывает на себе воздействие государства. Поддержка государственными субсидиями цен на потребительские товары особенно важна для развивающихся стран, где она обеспечивает хотя и низкий, но стабильный уровень жизни населения.
Рост цен зачастую обусловлен монопольным положением производителей, поэтому контроль за ними необходим для создания конкурентной среды. При относительно высокой инфляции государство может прибегнуть к «замораживанию» и заработной платы.
Опыт использования политики цен и доходов США, Скандинавскими странами, Великобританией свидетельствует о том, что она сводится в основном к ограничению роста заработной платы и способствует существенному возрастанию социальной напряженности в обществе. Во время ее проведения сдерживание роста цен возможно только на ограниченное время, после чего процесс их роста возобновляется. Так, в августе 1971 г. впервые в истории США в мирное время было объявлено о замораживании заработной платы и цен. Это произошло потому, что с начала 1960-х гг. США пережили сначала инфляцию спроса, затем издержек. Разработанная антиинфляционная политика, направленная на достижение полной занятости, привела экономику страны к полному использованию ресурсов. Все это вызвало рост цен и нехватку рабочих мест в ключевых отраслях промышленности. Попытка предотвратить рост уровня заработной платы более высокими темпами, чем рост производительности труда, не удалась и привела к серьезному ускорению темпа инфляции, вызванной ростом издержек производства. Решением проблемы и стало замораживание цен и заработной платы.
Политика цен и доходов не всегда достигает намеченной цели, хотя и противодействует возникновению неконтролируемого роста цен, а также адаптирует потребителей к определенному уровню инфляции.
3. Конкурентное стимулирование производства осуществляется путем проведения фискальной политики и воздействия на цены и спираль «заработная плата — цены». Меры, стимулирующие рыночную конкуренцию и снижающие инфляцию, могут проводиться избирательно. В США, например, при администрации Р. Рейгана отрасли с низкой конкуренцией (черная металлургия, автомобилестроение, текстильная и обувная промышленность) были лишены государственной поддержки. Это привело к росту конкуренции, укрупнению компаний и ослаблению инфляционной спирали «заработная плата — цены».
Значительное снижение налогов на корпорации означает прямое стимулирование предпринимательства. Так, в результате сокращения налогов и огромного роста военных расходов дефицит бюджета США при работе администрации Рейгана достиг 200 млрд. долл. Перекрыть его инфляционное воздействие за счет денежного рынка (т.е. сбережений предприятий и населения) удалось благодаря взвинчиванию процентных ставок и привлечению иностранного капитала.
Уменьшение темпов инфляции путем параллельного применения различных мер для решения противоречивых проблем может сделать экономическое регулирование малоэффективным, сопровождаться сокращением производства и падением жизненного уровня населения.
Денежные реформы
Денежные реформы — это упорядочение денежной системы путем изменения стоимости или замены обращающейся денежной единицы, проводимое государством для восстановления равновесия между денежной и товарной массой. Денежные реформы позволяют быстро стабилизировать денежное обращение стран мира после войн, революций и других катаклизмов. Необходимость их проведения обусловливается расстройством денежной системы, изменением политического устройства или образованием нового государства, созданием или объединением национальных денежных единиц.
Результативность денежных реформ определяется радикальностью проводимых преобразований. Важно, чтобы денежная реформа сопровождалась созданием условий для укрепления экономики, государственных финансов и денежно-кредитной" сферы страны (в том числе изменением порядка эмиссии, обеспечением банкнот и др.) В современных развитых странах антиинфляционные программы стабилизации и проводимые денежно-кредитные политики фактически i.iменяют денежные реформы. (Однако это возможно, если в стране есть политическая стабильность; доверие Населения к проводимой политике и кредитным институтам; условия для разит им рынка товаров и услуг, которые противостоят деньгам; наличие достаточных золотовалютных резервов, позволяющих поддерживать стабильность курса.)
Существующие денежные реформы подразделяются на четыре вида.
Нуллификация — аннулирование обесцененной обращающейся и введение новой денежной единицы. Например, в Германии 1920-х гг. и результате послевоенной гиперинфляции значительно обесцененная рейхсмарка была аннулирована. Одна новая марка, введенная в обращение в 1924 г., обменивалась на 1 трлн. старых рейхсмарок. После Второй мировой войны в странах, проводивших денежные реформы (Бельгия — 1944 г., Франция, Дания, Голландия, Норвегия —1945 г., Греция — 1944—1946, Япония — 1946, Австрия — 1947 г.), старые денежные знаки объявлялись недействительными и в ограниченных размерах обменивались на новые. Аргентина в конце 80 — начале 90-х гг., прибегала к нуллификации практически ежегодно.
Ревальвация (реставрация) — восстановление стоимостного содержания денежной единицы до прежней величины. Так, повышение золотого содержания национальной валюты происходило в ходе денежных реформ 1821 и 1924 гг. в Великобритании и в 1879 г. в США. Неоднократные ревальвации ФРГ проводила в рамках как Бреттон-Вудской (1961, 1969 и 1971), так и Европейской валютной системы.
Девальвация — уменьшение стоимостного содержания денежной единицы. В 1949 г. была осуществлена одновременная девальвация 37 валют к доллару США на 12—30,5%. Это резко усилило покупательную способность доллара в Европе и одновременно увеличило задолженность европейских стран Соединенным Штатам. Вторая массовая девальвация была проведена в конце 1967 г. Великобританией и 25 другими странами, когда курс валют понизился до 5— 25%.
Деноминация — увеличение стоимостного содержания денежной единицы путем «зачеркивания нулей». Деноминация проводилась в СССР в 1961 г., когда деньги обменивались" в соотношении 1 : 10, и в России в 1998 г., когда деньги обменивались как 1 : 1000.
Исторически денежные реформы проводились как в условиях металлического денежного обращения, так и при золотодевизном стандарте. В Европе денежные реформы использовались при пере-ходе от одного денежного товара или типа денежной системы к другому: в XVI— XVII вв. медные деньги заменялись серебряными, в XVIII в. серебряные — золотыми. Денежные реформы 1821 г. в Великобритании, 1879 г. в США восстанавливали размен банкнот на золото. Первая мировая война и кризис 1929—1933 гг. привели страны мира к реформам, отменяющим золотой стандарт в пользу обращающихся кредитных и бумажных денег.
В ходе исторического развития денежные реформы не только расширяли сферу охвата, но и принимали новые формы. Так, после Второй мировой войны во многих странах мира борьба с инфляцией проводилась с использованием метода «шоковой терапии»,который означал, что обмен бумажных денег по дефляционному курсу на новые деньги (с целью резкого уменьшения массы бумажных денег) сопровождается также временным (полным или частичным) замораживанием банковских вкладов населения и предпринимателей.
Показателен в этой связи пример использования «шоковой терапии» в Западной Германии, где в июне 1948 г. был совершен переход от карточной системы распределения продуктов к рыночному ценообразованию. Проведенная денежная реформа носила жестко конфискационный характер. Наличные деньги и вклады населения были обменены в соотношении 6,5 новых марок на 100 старых рейхсмарок. Часть вкладов сначала была заморожена, а затем примерно 70% их аннулировано, но каждый житель получил единовременное пособие — 60 немецких марок. В результате реформа устранила основные причины дисбаланса в стране, был ликвидирован государственный долг, снят контроль над ценами и заработной платой, а быстро развившееся предпринимательство насытило рынок товаром, что и остановило инфляцию.
В 1949—1950 гг. «шоковая терапия» была использована в Японии. (Проводилась по инициативе американского посла в Японии, почему и получила название «линия Доджа»). Переход на свободное ценообразование с проведением земельной реформы и разукрупнением монополистических гигантов сопровождался использованием таких антиинфляционных мер, как ликвидация дефицита государственного бюджета, отказ от субсидий убыточным предприятиям, замораживание части вкладов, ужесточение условий кредитования и др.
В советской истории в условиях нэпа был также применен свой вариант «шоковой терапии». Новая экономическая политики на фоне послевоенной разрухи привела к быстрому оздоровлению экономики и насыщению рынков потребительскими товарами, однако крайне жесткие экономические меры потребовали серьезных жертв со стороны беднейших слоев населения. За 1922—1924 гг. была проведена денежная реформа (введен червонец), ликвидирован дефицит государственного бюджета, ограничен кредит и остановлена денежная эмиссия, сокращены государственные расходы. В результате с 1 октября 1923 г. по 1 августа 1925 г. розничные цены снизились на 20%, а в ряде отраслей закрылось до трети предприятий.
Новое применение метод «шоковой терапии» нашел при переходе части стран СЭВ от административной к рыночной экономике. Введение в административную экономику рыночных структур неизбежно приводило к появлению длительной и высокой инфляции. Рост цен принимал разрушительные формы. Правительства в них условиях вынуждены были применять непопулярные меры замораживания заработной платы, проведения денежной реформы и |.д. Так, в Югославии в конце 1980-х гг. обострился кризис системы, ориентированной на максимизацию заработной платы и при-были на одного работника, что значительно ослабило инвестиции. Кризис вызвал рост безработицы, раздувание коллективами заработной платы и усиление инфляционных тенденций. Гиперинфляция 1989 г. в Югославии достигла четырехзначных цифр. С помощью «шоковой терапии» гиперинфляция была преодолена, увеличена конкурентоспособность экономики, национальная валюта стабилизировалась и стала первой в Европе конвертируемой валютой. Однако с размораживанием заработной платы инфляция вновь усилилась, заметно снизился жизненный уровень населения, возросла безработица и произошел распад государства. В Польше с конца 1989 г. было введено свободное ценообразование при временном замораживании заработной платы. После восьмикратного роста цен произошло замедление темпов инфляции, был преодолен товарный дефицит. Однако при этом жизненный уровень населения снизился почти вдвое, а безработица осенью 1990 г. достигла 10%.
Дореволюционные денежные реформы в России установили серебряный, а затем золотой монометаллизм.
Денежная реформа по установлению серебряного монометаллизма – реформа Канкрина (1839—1843) — заключалась в девальвации ассигнационного рубля. (Реформы получали название по имени проводившего их министра финансов.) Денежной единицей стал серебряный рубль с содержанием в 1 золотнике 2,1 доли чистого серебра. Ассигнации вводились в обращение как вспомогательные знаки с курсом 3 руб. 50 коп. за 1 руб. серебра. В 1841 г. были выпущены новые денежные знаки — кредитные билеты 50-рублевого достоинства, размениваемые на серебро.
Золотой монометаллизм введен реформой Витте (1895—1897), когда в стране был накоплен достаточный запас золота. (К 1897 г. путем увеличения налогов, добычи и покупки золота, заключения внеш них займов Государственный банк увеличил золотую наличность с 300 до 1095 млн руб., что почти соответствовало сумме обращавшихся кредитных билетов.) В годы реформы были разрешены сделки с золотом и на треть девальвирована денежная единица страны. Выпущены были 10- и 5-рублевые золотые монеты (империал, полуимпериал), разменные на кредитные билеты. При сохранении старого веса на 10-рублевых империалах чеканился новый номинал в 15 руб. Золотой рубль содержал 0,774234 г чистого золота. Почти все кредитные билеты должны были быть покрыты золотом (600 млн руб. — на 50% и еще 600 млн руб. — на 100%). Это несколько ограничивало эмиссионное право банка, но обеспечивало переход к золотому стандарту и стабилизации денежной системы.
Денежные реформы в условиях социалистической экономики проводились для изъятия излишней денежной массы из обращения при постановлении народного хозяйства после революции 1917 г. и Великой Отечественной войны, при распаде СССР и решении текущих вопросов развития разбалансировки экономики, сопровождаемой несоответствием денежной массы товарному покрытию.
Денежная реформа 1922—1924 гг. была проведена по следующим причинам. С 1916 г. основой денежного обращения страны стали неразменные бумажные деньги. Правительство получало от госбанка громадные суммы. С 1917 по 1923 г. денежная масса в обращении увеличилась в 200 раз, а цены — в 10 млн раз. Наличность, отягощавшая сферу денежного обращения к 1923 г., равнялась 1 994 464 460 000 000 руб., т.е. без малого два квадриллиона. В конце 1922 г. были выпущены червонцы, обеспеченные реальным золотым запасом на 25%, востальной части — легко реализуемыми тарами и краткосрочными векселями. Червонец приравнивался к довоенным золотым рублям.
Торговый оборот хорошо принимал новые червонцы, но наряду ними до 1924 г. в обращении продолжали оставаться прежние, не ценившиеся соцзнаки, замененные впоследствии на государственные казначейские билеты, а также серебряные и медные монеты. Один рубль 1923 г. обменивался на 1 млн рублей дензнаками, изъятыми из обращения, или 100 руб. дензнаками 1922 г. Между казначейским рублем и банковским червонцем было установлено твердое соотношение: один червонец равнялся десяти новым рублям. В итоге деноминации 1922—1924 гг. возник стабильный советский рубль, равный 50 млрд руб. периода до 1922 г.
Денежная реформа 1947 г. позволила изъять избыточную массу денег из обращения, которая оказалась в обороте в годы Великой Отечественной войны. Ущерб, нанесенный войной, привел к тому, что появилась большая избыточная масса денежных знаков, не имеющих товарного эквивалента. К концу 1947 г. созрели экономические предпосылки для проведения денежной реформы. Восстановление и дальнейший подъем промышленности, сельского хозяйства и других отраслей создали необходимые товарные запасы, обеспечивающие устойчивость денег.
Денежная реформа 1947 г. заключалась в обмене находившихся обращении денег на вновь выпущенные деньги и в переоценке сбережений населения, хранящихся в сберегательных кассах или вформе облигаций. Обмен проходил по соотношению 10 : 1 (взамен десяти старых давался один рубль новыми). Вклады до 3 тыс. руб. не переоценивались, а от 3 тыс. до 10 тыс. руб. переоценивались в соотношении 1 : 2. Остатки средств на счетах предприятий не переоценивались, на счетах колхозов и кооперативных организаций в банке обменивались в пропорции 5 : 4. Конвертировались все выпущенные ранее государственные займы. Облигации менялись на новые как 3 : 1. Исключением были облигации свободно реализуемого займа 1938 г. («золотой займ»), для которого было установлено соотношение 5:1. Одновременно отменялась карточная система. Результатом реформы были ликвидация последствий войны в денежной системе, укрепление денежной единицы и повышение значения всех функций денег.
Денежная реформа 1961 г. была (реформа Хрущева) официально признана как деноминация. Проведение реформы никакой экономической необходимостью обусловлено не было и явилось одним из эпизодов «волюнтаризма». Новые монеты стали чеканить в 1958 г., бумажные деньги — в конце 1959 г. В мае 1960 г. было опубликовано постановление «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами», после чего резко увеличились закупки товаров повседневного спроса, усилился приток вкладов населения в сберкассы. В столичных ювелирных магазинах выручка 5—6 мая подскочила в 3 раза. В октябре 1960 г. начался перерасчет вкладов в сберегательных кассах по единой методике — 10 : 1. С 1 января 1961 г. стал проводиться обмен наличных денег населению. Денежные билеты образца 1947 г. и серебряная, никелевая, медная и бронзовая монеты, выпущенные в СССР начиная с 1921 г., изымались из обращения и менялись на новые в соотношении 10 : 1. Старая разменная монета достоинством 1, 2 и 3 коп. сохранялась в обороте.
В стране работало 28,5 тыс. обменных пунктов. Хождение старых денег по одной десятой их нарицательной стоимости продолжалось без ограничений до 1 апреля 1961 г. Около 4,5% старых денег население к обмену не предъявило. Поменять деньги удалось всем и практически в любом количестве, реформа прошла тихо. Рубль был девальвирован, и его золотое содержание увеличилось в 4 раза, составив 0,987412 г чистого золота.
Денежные реформы переходного периода изменили национальную денежную единицу при распаде СССР и способствовали изъятию излишней денежной массы из обращения.
Денежная реформа 1992—1993 гг. была обусловлена следующими причинами. Процесс создания рыночной экономики, начиная с 1988 г. породил распад единого рублевого пространства СССР и вызвал необходимость создания собственной денежной системы России. Прежде всего на денежном обращении страны отразилось невыполнение обязательств, принятых рядом государств СНГ, которые предусматривали согласование денежно-кредитной политики при использовании общей валюты — рубля РФ. Ряд государств СНГ ввел национальные валюты, и в Россию хлынул поток наличных рублей. Это резко увеличило денежную массу в стране и усилило инфляционные процессы. Банк России был вынужден начать изъятие из обращения денежных билетов Госбанка СССР образца 1961—1992 гг. путем их постепенной замены на новые денежные знаки образца 1993 г., не поставлявшиеся в банки других государств рублевой зоны. Один гражданин мог лично обменять до 100 000 руб. старыми купюрами на купюры образца 1993 г. Остальные суммы зачислялись на шесть месяцев в Сбербанк России с начислением процентов по счету. (Для граждан других государств, при обмене временно находившихся на территории России, был установлен лимит 15 тыс. руб.)
Киюлю 1993 г. большинство государств бывшей рублевой зоны перешло к созданию собственных денежных систем, а Россия стала использовать только банкноты образца 1993 г. В ноябре-декабре 1993 г. ввели свои национальные денежные знаки Казахстан, Узбекистан и Армения. Таджикистану Россия новыми наличными деньгами предоставила государственный кредит. К концу 1993 г. денежные билеты бывшего СССР потеряли законную силу практически навсех территориях государств бывшей рублевой зоны. В 1994 г. завершился процесс создания национальной валюты и отделения денежного обращения России от денежных систем государств бывшего СССР. В ходе денежной реформы была отменена фиксация золотого содержания банкнот, поменялось обеспечение денежных знаков, усовершенствовались методы регулирования курса рубля, денежной массы и инфляции. Это позволило остановить импорт инфляции, усилить контроль за движением денежных потоков, однако внутри страны раскручивалась гиперинфляция.
Реформа (деноминация) 1997 г. была проведена по следующим обстоятельствам. К концу 1997 г. инфляционные процессы в стране находились, под жестким контролем Банка России, нормализовались расчеты и вырос доход в бюджетной сфере. Для сохранения контроля над инфляцией, облегчения учета и расчетов в стране требовалось упорядочить денежное обращение.
Проведение деноминации сопровождалось изменением нарицательной стоимости денежных знаков с одновременным изменением масштаба цен. В течение 1998 г. новые денежные знаки обменивались на знаки достоинством 5, 10, 50, 100 и 500 рублей по курсу 1 : 1000. Остатки счетов юридических лиц, а также все обязательства, выраженные в денежной форме, включая заработную плату, были пересчитаны по этому же курсу на 1 января 1998 г. Деноминация рубля дала временную стабилизацию денежного обращения, поскольку кризис 1998 г. вновь нарушил денежную систему страны и обесценил российский рубль, ввергнув экономику в новый виток инфляции.