Методы стабилизации денежного обращения

В настоящее время среди ученых и практиков, занимаю­щихся проблемами денежно-кредитного регулирования, полу­чила распространение точка зрения, что даже умеренная ин­фляция препятствует нормальному развитию экономики. В связи с этим стабилизация денежного обращения, то есть дости­жение относительной стабильности цен, рассматривается как условие долгосрочного устойчивого экономического роста.

Выбор целей, методов и инструментов антиинфляционной политики государства во многом зависит от того, какая концеп­ция денежно-кредитного регулирования принята в качестве те­оретической основы для разработки стабилизационных меро­приятий.

Дискуссионность вопросов, связанных с антиинфляцион­ным регулированием экономики, обусловлена главным образом разногласиями во взглядах на причины, порождающие инфля­цию. Попытки разрешения теоретических споров о природе ин­фляции с помощью анализа мировой практики не достигают ус­пехов, так как инфляционный процесс в разных странах и в разные периоды времени имеет выраженную специфику. Это не позволяет механически использовать опыт одной страны для борьбы с инфляцией в другой стране, делать однозначные выво­ды о возможности и необходимости применения тех или иных методов антиинфляционного регулирования, а также их ожи­даемой эффективности.

Как уже отмечалось, экономисты, придерживающиеся мо­нетаристских воззрений, рассматривают инфляцию как однофакторный процесс, вызываемый чрезмерной эмиссией денег. Соответственно способы стабилизации денежного обращения, которые они предлагают, сводятся главным образом к реши­тельному ограничению денежной массы путем сокращения бюджетного дефицита и уменьшения объемов денежно-кредит­ной эмиссии.

Другие экономисты[27] признают, что рост денежной массы является необходимым условием инфляционного роста цен, но отвергают чисто денежную трактовку инфляции, рассматривая в качестве ее причин и немонетарные факторы. В связи с этим они считают, что для снижения темпов инфляции необходимо предпринимать меры, направленные на прекращение действия факторов, являющихся непосредственной причиной инфля­ции. В противном случае после окончания ограничительной де­нежной политики факторы, не поддающиеся монетаристским методам регулирования, опять приведут к развитию инфляции.

Основные методы антиинфляционного регулирования сфор­мировались в развитых странах к 60-м годам XX ст. Они явля­ются общими для большинства государств, хотя их применение различается в зависимости, как уже отмечалось, от господству­ющих теоретических концепций, а также от характера и уров­ня инфляции, состояния экономики и т.д.

Государственная макроэкономическая антиинфляционная политика должна иметь адекватные механизмы реализации на уровне хозяйствующих субъектов, обеспечивающие ее эффек­тивность. Если институты рыночной конкуренции и экономической ответственности предприятий (вплоть до банкротства) развиты недостаточно, то ужесточение денежно-кредитной по­литики с целью ограничения совокупного спроса скорее всего не заставит экономических агентов снижать издержки про­изводства и соответственно уменьшать цены на свою продук­цию, а приведет к сокращению производства и спаду деловой активности.

Многофакторность инфляционного процесса, как правило, обусловливает необходимость применения целого комплекса стабилизационных мер — как монетарных, так и общеэконо­мических (рис. 9.1).

Методы стабилизации денежного обращения - student2.ru

Рис. 9.1. Антиинфляционные мероприятия

Антиинфляционные меры в сфере экономики. Если разви­тие инфляции происходит на фоне существования значитель­ных отраслевых и других диспропорций, которые заключают в себе потенциальную возможность нарушения сбалансированнос­ти денежного обращения, тогда наряду с другими инфляцион­ными мероприятиями следует проводить структурную пере­стройку производства в соответствии с потребностями обще­ственного хозяйства. Структурная политика обычно осуще­ствляется с целью увеличения предложения тех товаров, отно­сительные цены которых увеличиваются, вызывая тем самым повышение общего уровня цен.

В числе общеэкономических мер немаловажное значение имеет антимонопольная политика, направленная на под­держание конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использования преимущес­тва монопольного положения в производстве особо важных то­варов или в предложении исключительных производственных навыков. Антимонопольное регулирование экономики проти­водействует лоббированию интересов крупнейших предприя­тий и корпораций в отношении размещения государственных заказов, получения льгот по налогообложению, при установле­нии тарифов и квот и т.д.

Антиинфляционное регулирование в сфере финансов. Ан­тиинфляционные меры в этом случае направлены на сокраще­ние дефицита государственного бюджета (когда он является причиной чрезмерной эмиссии денег) и стимулирование умень­шения совокупного спроса.

К прямым фискальным методам регулирования в сфере фи­нансов относится снижение государственных расходов, в том числе объемов государственных закупок и государственных капвложений, расходов на содержание государственного аппа­рата и социальные выплаты, военных расходов. Косвенные методы регулирования включают главным образом меры по изме­нению налогообложения, то есть повышение налога на при­быль, косвенных налогов и подоходного налога, уменьшение налоговых льгот, сокращение не облагаемого налогом миниму­ма, изменение порядка уплаты налогов и т.п. Все это оказывает мультипликационное воздействие на уровень личного потреб­ления и объем инвестиций. Кроме того, на финансовые возмож­ности предприятий и платежеспособный спрос населения мож­но влиять посредством изменения норм ускоренной амортиза­ции основного капитала, которые используются при исчисле­нии облагаемого налогом дохода и тем самым оказывают воз­действие на уровень цен.

Антиинфляционные мероприятия в денежно-кредитной сфере. Меры денежных властей по снижению инфляции реали­зуются в рамках рестрикционной денежно-кредитной политики. Она включает ограничение эмиссии денег центральным банком, а также применение общих и селективных методов денежно-кре­дитного регулирования, направленных на уменьшение объемов кредитования экономики и ограничение денежной массы.

Обычно денежно-кредитная политика влияет на темпы ин­фляции через воздействие на спрос на внутреннем рынке. Рестрикционные мероприятия (повышение учетной ставки и нормы обязательных резервов, продажа государственных ценных бу­маг центральным банком) приводят к ограничению ресурсов банковской системы, используемых для кредитования, и росту рыночных процентных ставок (политика "дорогих денег").

Центральный банк может также предпринимать меры по стимулированию роста объемов срочных денежных вкладов и снижению в структуре денежной массы доли наиболее ликвид­ных активов. Это приведет к замедлению скорости оборота де­нег, что аналогично уменьшению денежной массы в обраще­нии. В результате сократится внутренний спрос, возрастут то­варно-материальные запасы в реальном секторе экономики. Это заставляет хозяйствующие субъекты пересматривать свои планы производства и политику ценообразования в сторону их снижения — темпы роста объема производства и инфляции за­медляются.

Одной из главных проблем проведения эффективной анти­инфляционной денежно-кредитной политики в настоящее вре­мя является определение ее целевых ориентиров[28]. Важность правильного определения промежуточных монетарных целей обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, для органов денежно-кредитного регулирования невозможно пря­мое достижение конечных целей денежно-кредитной политики (к ним обычно относят экономический рост, высокий уровень занятости населения, стабильность цен, равновесие платежно­го баланса и т.д.). Во-вторых, довольно сложно оценить эффек­тивность мер денежно-кредитного регулирования на основе наблюдений только за конечными целями, так как воздействие на них денежно-кредитной политики происходит с лагом вре­мени. Кроме того, промежуточные цели обычно таргетируются[29], чтобы снизить инфляционные ожидания экономических агентов и соответствующим образом скорректировать их реше­ния относительно цен на товары и услуги.

При проведении денежно-кредитной политики применяют­ся в основном следующие промежуточные цели:

· показатели денежной массы (в зависимости от страны — денежная база, М1, М2, М3 или другие показатели);

· рыночные ставки процента;

· валютный курс.

Критериями их выбора являются измеримость, управляе­мость, предсказуемость влияния на конечные цели.

Каждая из этих промежуточных целей денежно-кредитной политики имеет свои преимущества и недостатки. Так, к пре­имуществам денежной массы традиционно относили су­ществование на долгосрочных временных интервалах достаточ­но прочной и устойчивой связи между динамикой ее отдельных агрегатов и динамикой рыночных цен[30].

Недостатком денежной массы является невозможность пол­ного контроля за ее динамикой со стороны центрального банка, особенно за агрегатами более широкими, чем М1. Центральный банк не может полностью регулировать прирост денежной мас­сы даже за счет внутренних факторов, не говоря уже о внешних (например, он не может достаточно эффективно контролиро­вать воздействие международных финансовых рынков). Кроме того, эффективность использования денежных агрегатов сни­жается в условиях колебания спроса на деньги и нестабильнос­ти скорости оборота денег.

Целевые показатели по процентным ставкам в нас­тоящее время применяются достаточно редко. Преимуществом процентных ставок в качестве промежуточных целей денеж­но-кредитной политики является то, что их динамика легко доступна для наблюдения, их можно использовать при крайне неустойчивом спросе на деньги (когда динамика денежной мас­сы не коррелирует с динамикой инфляции).

В то же время на рыночные процентные ставки центральные банки воздействуют в основном опосредованно, причем их воз­действие не является основным фактором формирования ры­ночных ставок. К тому же регулирование центрального банка оказывает лишь краткосрочное воздействие на уровень рыноч­ных процентных ставок и почти не влияет на формирование долгосрочных ставок процента. Кроме того, центральный банк может воздействовать на номинальные ставки процента, в то время как для принятия инвестиционных решений важна ве­личина реальной процентной ставки, которая во многом зави­сит от инфляционных ожиданий, на которые трудно повлиять.

Страны с малой открытой экономикой, развивающиеся стра­ны и страны с переходной экономикой в качестве промежуточ­ной цели денежно-кредитной политики достаточно успешно ис­пользуют валютный курс, который с разной степенью жест­кости фиксируется по отношению к стабильной иностранной валюте или корзине валют. Привязка обменного курса может осуществляться различными способами: формальная фиксация валютного курса, подвижная привязка (режим, при котором устанавливаются темпы снижения обменного курса), привязка с широким валютным коридором и т.д. Наиболее жестким ва­риантом привязки обменного курса является политика валют­ного управления, которая будет рассмотрена далее.

Преимуществами обменного курса как опорного показателя являются его наглядность (информация о его динамике посто­янно доступна и понятна всем экономическим агентам), а так­же непосредственная взаимосвязь с уровнем внутренних цен (в открытой экономике). Стабилизация валютного курса сни­жает инфляционные ожидания, укрепляет доверие к нацио­нальной денежной единице.

Однако длительная фиксация номинального валютного кур­са, если для этого нет соответствующих экономических усло­вий, может привести к развитию кризисных явлений в денеж­но-кредитной и валютной сферах, негативно повлиять на пла­тежный баланс страны. Следует также иметь в виду, что чем жестче фиксация, тем больше проводимая денежно-кредитная и финансовая политика государства подчиняется целям валют­ной политики: регулирование денежного предложения, конъ­юнктуры финансовых рынков, дефицита госбюджета и расхо­дов государства должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить стабилизацию не только номинального, но и реаль­ного курса национальной валюты. При проведении такой ста­билизационной политики монетарные органы ограничены в выборе мер денежно-кредитного регулирования.

В последнее десятилетие в качестве целевого ориентира де­нежно-кредитной политики в ряде стран, главным образом раз­витых, стали использовать уровень внутренних цен. Отказ от применения промежуточных опорных показателей и переход к прямому таргетированию инфляции был связан с тем, что глобализация и либерализация финансовых рынков, в том числе валютных, привели к усилению воздействия внеш­них факторов на внутреннее денежное обращение. В этих усло­виях использование в качестве целевых ориентиров денеж­но-кредитной политики тех или иных денежных агрегатов или валютного курса оказалось недостаточно эффективным, не га­рантировало достижение конечной цели денежно-кредитного регулирования — стабильности цен.

К преимуществам таргетирования инфляции можно отнес­ти: понятность и наглядность целей органов денежно-кредитно­го регулирования населению и участникам рынков; возмож­ность проводить более гибкую денежно-кредитную политику, свободную от обязательств по выбору и достижению промежу­точных целей. Центральный банк сосредоточивает свои усилия на достижении стабильности цен как основной цели денеж­но-кредитной политики (приоритетной по отношению к таким ее конечным целям, как экономический рост, высокая заня­тость и т.д.). Для этого он может использовать весь инструмен­тарий денежно-кредитного регулирования в зависимости от конкретной макроэкономической ситуации[31].

При таргетировании инфляции действия центрального бан­ка, не связанные конкретной промежуточной целью, могут быть направлены и на регулирование денежного предложения, и на регулирование валютного курса — в зависимости от того, динамика какого показателя на данном временном отрезке бо­лее тесно коррелирует с темпами инфляции. Такая политика позволяет более прагматично подходить к денежно-кредитному регулированию, используя различные теоретические концеп­ции и мировой опыт антиинфляционного регулирования в за­висимости от складывающихся экономических условий.

Однако достичь целевых ориентиров инфляции при прове­дении денежно-кредитной политики достаточно сложно, так как инфляция напрямую не контролируется центральным бан­ком (в отличие, например, от некоторых денежных агрегатов). В ходе денежно-кредитного регулирования повышается вероят­ность ошибок (так как движение цен реагирует на регулирую­щие мероприятия со значительным опозданием), а это может подорвать доверие к проводимой политике. Кроме того, ужесто­чение денежно-кредитного регулирования при достижении це­левых ориентиров инфляции может привести к снижению тем­пов экономического роста, увеличить безработицу, привести к другим негативным социальным последствиям.

При таргетировании инфляции в качестве целевого ориен­тира чаще всего выступает индекс потребительских цен, кото­рый является основным показателем инфляции, понятен насе­лению и в связи с этим более всего подходит для воздействия на инфляционные ожидания. Однако существуют различия во мнениях, какие показатели инфляции следует использовать и какие изменения индексов цен считать допустимыми, — то есть что понимать под стабильностью цен.

В последние годы растет число сторонников точки зрения, что даже самая умеренная инфляция имеет долгосрочные нега­тивные последствия для экономики. Соответственно в качестве целевого ориентира некоторыми экономистами предлагается нулевая инфляция, то есть отсутствие изменения таргетируемого индекса цен. Это предложение основывается на монетарист­ском представлении о равномерном распространении денеж­ных колебаний в экономике.

Противники этой точки зрения считают, что цены неодина­ково реагируют на денежно-кредитное регулирование — на практике цены на разные товары и услуги растут разными тем­пами. Следовательно, для достижения нулевой инфляции необ­ходимо, чтобы рост цен на одни товары компенсировался сни­жением цен на другие товары, а этого очень сложно достичь. Как правило, критики нулевой инфляции придерживаются мнения, что умеренная инфляция (до 5—6 % в год) не наносит серьезного ущерба экономике и издержки ужесточения денеж­но-кредитной политики для ее снижения будут больше, чем по­ложительный эффект от отсутствия инфляции.

Существуют различные подходы не только к выбору целе­вых ориентиров, но и к способам проведения денежно-кредит­ной политики. В частности, выделяют дискреционную денеж­но-кредитную политику и автоматическую денежно-кредитную политику, то есть политику, осуществляемую в рамках заранее определенных правил.

При проведении дискреционной денежно-кредитной поли­тики центральный банк обладает полной свободой действий: в зависимости от экономической ситуации он сам определяет на­правление (экспансия или рестрикция), степень жесткости и методы денежно-кредитного регулирования. По мнению сто­ронников данного подхода, такая свобода необходима для того, чтобы центральный банк для достижения установленных целе­вых ориентиров имел возможность быстро и адекватно реагиро­вать на изменения экономической ситуации. При этом он мо­жет использовать все имеющиеся в его распоряжении инстру­менты денежно-кредитного регулирования.

Автоматическая денежно-кредитная политика проводит­ся центральным банком согласно ранее установленным зако­нам и правилам[32], по большей части независимо от существую­щей экономической ситуации. Сторонниками такого подхода являются экономисты, придерживающиеся монетаристских воз­зрений. Они считают, что современная рыночная экономика по своей природе является стабильной и саморегулирующейся[33], поэтому частое изменение темпов роста денежной массы будет отрицательно влиять на уровень инфляции, не оказывая реаль­ного воздействия на экономический рост. Кроме того, по их мне­нию, воздействие мер денежно-кредитного регулирования на ко­нечные цели проявляется со значительным опозданием, а к тому времени экономическая ситуация может измениться коренным образом. В этом случае регулирующие мероприятия дадут ре­зультат, далекий от ожидаемого.

Наиболее известное правило автоматической денежно-кре­дитной политики утверждает, что увеличение денежной массы (денежная эмиссия) должно происходить постоянно и равномер­но, независимо от колебаний конъюнктуры. Темпы этого увели­чения должны совпадать с ожидаемыми темпами роста реально­го производства в долгосрочной перспективе и обеспечивать сдерживание инфляции на уровне, приемлемом с точки зрения органов денежно-кредитного регулирования. Это стабилизирует обстановку, дисциплинирует правительство и экономических агентов, снижает инфляционные ожидания, так как известно, что предложение денежной массы не будет увеличиваться.

Одним из вариантов проведения автоматической денеж­но-кредитной политики является "currency board" — "валют­ное управление"[34]. Политика валютного управления использу­ется в основном развивающимися странами и странами с пере­ходной экономикой для борьбы с высокой инфляцией. Она включает:

· отказ от установления целевых ориентиров денежно-кредитной политики; публичное объявление правил, предусмотренных режимом валютного управления;

· фиксацию обменного курса национальной денежной единицы по отношению к базовой валюте (как правило, валюте развитой страны с низкими темпами инфляции);

· полное покрытие валютными резервами центрального банка его денежной базы;

· автоматическое осуществление эмиссии национальных денег только при покупке базовой валюты;

· запрет на проведение центральным банком дискреционных операций (операций по денежно-кредитному регулированию).

Таким образом, политика валютного управления предпола­гает отказ центрального банка от выполнения одной из основ­ных своих классических функций — денежно-кредитного регу­лирования. Валютное управление позволяет в наиболее простой форме решить проблему высокой инфляции, но его введение практически означает отказ государства от самостоятельной монетарной политики.

Антиинфляционные мероприятия государства по регули­рованию процессов ценообразования.Эти меры носят админи­стративный характер и могут быть направлены: на контроль над ценами в государственном секторе экономики, что способ­ствует сдерживанию роста общего уровня цен; на законодатель­ное определение пределов роста цен на отдельные товары или группы товаров; на использование антимонопольного законода­тельства для противодействия повышению цен в монополизи­рованном секторе экономики и т.д.

Однако искусственное занижение и сдерживание цен спо­собно дать положительный эффект только в краткосрочном пе­риоде и само по себе не может оказать заметного влияния на развитие инфляционного процесса. Более того, рассматриваемые меры могут усугубить негативные социально-экономические последствия инфляции, поскольку препятствуют эффективному перераспределению ресурсов и стимулируют инфляционное перераспределение доходов.

Политика доходов. Государственные органы осуществляют эту политику с целью ограничения платежеспособного спроса населения путем прямого контроля одновременно заработной платы и цен. Ее применение аргументируется значительной ролью фактора роста издержек производства, и прежде всего заработной платы, в развитии инфляции. При этом профсоюзы рассматриваются как своего рода монополисты на рынке труда, которые необоснованно повышают цену рабочей силы. Контроль за ростом цен применяется для ограничения доходов предпринима­телей и сдерживания роста заработной платы, если он не обус­ловлен соответствующим ростом производительности труда. Эффективность политики доходов в основном зависит от того, насколько действенным и стабильным будет сотрудничество го­сударственных органов с профсоюзами и предпринимателями.

При проведении политики доходов могут применяться раз­личные методы: прямое "замораживание" заработной платы и цен; установление нормативных пределов роста заработной платы и цен; установление верхних пределов заработной платы только для государственного сектора с целью воздействия на частный сектор путем примера; введение налога на сверхнорма­тивный фонд оплаты труда; применение системы поощрений и санкций (например, ставок налога) для соблюдения установ­ленных пределов роста цен и заработной платы и т.д.

Эти мероприятия обычно носят краткосрочный характер, так как негативно влияют на жизненный уровень населения и встречают достаточно сильное противодействие профсоюзов. Кроме того, длительный контроль над заработной платой и це­нами искажает рыночные ценовые ориентиры. Как уже отмеча­лось, для эффективного распределения ресурсов в экономике относительные цены и относительные ставки заработной платы должны изменяться. В связи с этим политика доходов должна осуществляться таким образом, чтобы при жестком ограниче­нии общего уровня цен относительные цены могли изменяться, а это сделать очень трудно.

На коротком отрезке времени негативные последствия по­литики доходов будут относительно невелики, но чем дольше действуют ограничения на заработную плату и цены, тем сильнее искажаются ценовые пропорции. В экономике появляются "узкие места" в виде дефицита отдельных товаров; вследствие этого после отмены ограничений нередко происходит нейтрализация сдерживающего эффекта за счет ускорения роста цен.

Таким образом, эффективность политики доходов с позиций сдерживания инфляции остается спорной, специалисты счита­ют, что существенную роль в антиинфляционном регулирова­нии политика доходов сыграла только в нескольких странах.

Как правило, политика доходов не рассматривается органа­ми государственного регулирования как основной способ борь­бы с инфляцией. Чтобы не вызвать значительного роста безра­ботицы, ее проведение должно сопровождаться принятием мер по сокращению совокупного спроса.

При необходимости, наряду с использованием рассмотрен­ных методов макроэкономической стабилизации для сдержива­ния инфляционных процессов, прибегают также к средствам валютной политики, в частности, к повышению курса нацио­нальной валюты, ограничению притока в страну "горячих де­нег" и т.п. Например, при наличии значительного активного сальдо платежного баланса ревальвация валюты приводит к от­носительному удешевлению импортных товаров, способствует уменьшению совокупного спроса и снижению деловой актив­ности вследствие сокращения экспорта, то есть оказывает рестрикционное воздействие. Ограничение притока краткосроч­ных иностранных капиталов в страну также сдерживает рас­ширение внутреннего денежного оборота.

Однако следует иметь в виду, что поддержание завышенного обменного курса при продолжающемся возрастании внутрен­них цен и ухудшении платежного баланса может привести к значительному снижению ценовой конкурентоспособности на­циональных товаров и вытеснению их импортными, а при ис­черпании валютных резервов — к вынужденной девальвации национальной денежной единицы, усугубляющей кризисное состояние экономики.

При развитии гиперинфляции некоторые страны прибегают к жесткой антиинфляционной политике, известной под назва­нием "шоковая терапия". Ее суть заключается в резком огра­ничении темпов прироста денежной массы в обращении до нес­кольких процентов в месяц на протяжении достаточно длитель­ного периода времени (не менее года). Одновременно "замора­живаются" заработная плата и все доходы населения или зна­чительно сокращаются темпы их прироста, намного уменьша­ются расходные статьи государственного бюджета. В результа­те быстро и резко сжимается совокупный спрос, темпы роста цен падают до нескольких процентов в месяц, устраняется фактор инфляционных ожиданий, и хозяйствующие субъекты начинают активно приспосабливаться к изменившейся экономической конъюнктуре. Безусловно, в силу своей жесткости политика "шоковой терапии" весьма болезненна для населения и экономики, но при решительном и грамотном проведении эффективно подавляет инфляцию, обеспечивает быстрый выход из экономического кризиса и создание реальных предпосылок для экономического роста.

Для достижения устойчивости национальной денежной еди­ницы может быть проведена денежная реформа.

Денежная реформа. Под денежной реформой понимают из­менение денежной системы, направленное на упорядочение и стабилизацию денежного обращения в стране. В широком смысле слова это переход от одной денежной системы к другой, то есть введение в оборот новой денежной единицы, а в узком смысле — частичные изменения денежной системы.

Необходимо учитывать, что как средство борьбы с инфляци­ей денежная реформа не является самодостаточным мероприя­тием и для достижения долговременных положительных ре­зультатов должна проводиться параллельно с ужесточением финансовой и денежно-кредитной политики и сопровождаться антикризисными мерами, направленными на предотвращение спада производства.

Итак, реформирование организации денежного обращения в стране обычно осуществляется либо путем образования новой денежной системы, либо путем частичных изменений действу­ющей — в зависимости от уровня инфляции, состояния эконо­мики, политической ситуации в стране и других факторов. В первом случае проводится нуллификация, то есть объявление обесценившихся денег недействительными, потерявшими силу законного платежного средства. Нуллификация часто сопрово­ждается девальвацией, при которой старые денежные знаки об­мениваются на новые по очень низкому курсу. Исходя из степе­ни обесценения денежной единицы и экономической ситуации обмен может осуществляться различными способами — по еди­ному соотношению независимо от суммы обмениваемых денег, по дифференцированному соотношению, в пределах установ­ленного лимита и т.д.

К частичным изменениям денежной системы относят изме­нение порядка эмиссии и обеспечения национальной денеж­ной единицы, введение в оборот наряду с обесценившейся национальной валютой твердо обеспеченных денежных знаков ("параллельной валюты") и постепенное расширение сферы их обращения, временное блокирование (полное или частичное) средств предпринимателей и населения на банковских счетах и другие формы стабилизации денежного обращения в стране.

Иногда проводится деноминация, которая представляет со­бой увеличение нарицательной стоимости обесценившихся де­нежных знаков без переименования денежной единицы и осу­ществляется с целью упрощения ценообразования, упорядоче­ния денежного обращения, облегчения учета и расчетных опе­раций, а также для придания большего веса национальной ва­люте по сравнению с иностранными. Старые денежные знаки обмениваются на новые в соответствии с коэффициентом ук­рупнения, по нему же одновременно пересчитываются действу­ющие цены, тарифы, номинальная заработная плата, балансы хозяйствующих субъектов и кредитных учреждений и т.д. При этом курс национальной валюты может быть повышен по коэф­фициенту, не совпадающему с коэффициентом деноминации, если это диктуется интересами государства во внешнеэкономи­ческой сфере.

Раздел II. КРЕДИТ

Наши рекомендации