Глава 5. Институциональные аспекты государственного регулирования
Исследования концептуальных основ природы государства и государственного регулирования занимают в неоинституциональной теории особое место. Объясняется это тем, что на современном этапе развития мировой хозяйственной системы обеспечение прав собственности, играющих важнейшую роль в определении пути экономического развития и формирования экономической основы того или иного государства, зависит от существующей политической структуры, наделенной монополией налагать определенные ограничения в сфере собственности, следить за соблюдением этих ограничений и применять насилие в случае нарушения этих ограничений.
Таким образом, государство играет огромную роль в формировании системы формальных правил в обществе и тем самым оказывает решающее воздействие на изменение институциональной среды.
Функции государства
Потрясения мировой хозяйственной системы 1970-х гг. дали стимул новым дискуссиям о роли государства в экономике и природе самого государства.
Чем определяются границы государственного вмешательства в экономические процессы? Не является ли само присутствие государства в экономической сфере причиной кризиса и тормозом для экономического развития? Если государственное вмешательство не является достаточно эффективным, каким образом это можно исправить? Поисками ответов на эти, а также многие другие вопросы, касающиеся роли государства, занято большинство экономистов различных школ и направлений.
Дискуссионным является вопрос о сферах государственного регулирования, ответ на который мы постараемся найти в этом параграфе.
Еще во второй половине XVIII в. Адам Смит очертил круг основных обязанностей государя (государства):
- во-первых, ограждать общество от насилий и вторжения других независимых обществ;
- во-вторых, ограждать, по мере возможности, каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других членов, или установить хорошее отправление правосудия;
- в-третьих, создавать и содержать определенные общественные сооружения и общественные учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, потому что прибыль от них не сможет никогда ооплатить издержки отдельным лицам или небольшой группе, хотя и сможет часто с излишком оплатить их большому обществу[93].
Несмотря на прошедшие два с лишним века, данная классификация отражает основной смысл ключевых сфер деятельности государства.
Современные представители неоинституциональной школы видят экономическое обоснование государственного интервенционизма в провалах или несостоятельности рынка. В современной интерпретации неоинституционалистов функции государства следующие[94]:
- спецификация и защита прав собственности: при условии ненулевых трансакционных издержек распределение прав собственности оказывает влияние на эффективность использования ресурсов;
- создание каналов обмена информацией: равновесная цена формируется на базе развитой информационной инфраструктуры рынка, позволяющей его участникам обмениваться информацией с минимальными издержками и минимальными искажениями;
- разработка стандартов мер и весов: деятельность государства в этом направлении позволяет снизить издержки измерения качества обмениваемых товаров и услуг, а в более широком смысле к разработке универсальных мер относится и организация государством денежного обращения;
- создание каналов и механизмов физического обмена товарами и услугами: инфраструктура рынка включает в себя не только каналы обмена информацией, но и каналы физического движения товаров и услуг (транспортная сеть, места для торговли и т.д.);
- правоохранительная деятельность и выполнение роли третьей стороны в конфликтах: возникновение непредвиденных обстоятельств при исполнении контрактов требует вмешательства третьей стороны (суда) для создания гарантий от оппортунистического поведения сторон контракта в условиях указанных обстоятельств;
- производство чистых общественных благ порождает проблему «безбилетника», что требует использования государством принуждения для финансирования их производства (в первую очередь, такого чистого общественного блага, как национальная оборона, в меньшей степени здравоохранения и образования как смешанных общественных благ).
Опираясь на инструментарий неоинституциональной теории и исследовав этапы формирования и развития государства, становится возможным выявить институциональные причины выбора ключевых сфер государственного управления.