Теоретические аспекты государственного регулирования экономики

1. Субъекты и объекты государственного регулирования экономики;

2. Методы государственного регулирования экономики;

3. Теория общественного выбора.

Субъекты государственного регулирования экономики– это те, кто реализует экономическую политику: государственные, региональные, местные, институциональные образования, а также негосударственные союзы и объединения; делятся по уровням.

Подходы:

Ордолибералы (делят субъекты по уровням, определяющее место имеет, как видно, государство):

1. Государственные субъекты: законодательная, исполнительная, судебная ветви власти (этот и второй уровень взаимодействуют, не работаю отдельно).

2. Негосударственные субъекты: профсоюзы (главные субъекты такого уровня), союзы предпринимателей, партии, лобби, СМИ, влиятельные личности, общественное мнение (обладают большой экономической властью).

3. Надгосударственные: интеграционные институты, МВФ.

Российская точка зрения:

1. Носители экономического интереса – экономические агенты;

2. Выразители: партии, профсоюзы, союзы предпринимателей;

3. Исполнители экономического интереса: исполнительная, законодательная, судебная ветви власти.

Механизм – доброе правительство – во время кризиса – антикризисная политика, во время развития – антиинфляционная политика.

Хозяйственный механизм – толчком в нем является экономический интерес.

Основные субъекты государственного регулирования в России:

· Министерство финансов;

· Министерство экономического развития и торговли;

· Центральный банк;

· Профсоюзы;

· Союзы предпринимателей;

· СМИ;

· Политические партии;

· Влиятельные личности.

Объекты государственного регулирования экономики:

· Условия воспроизводства (условия конкуренции, государственный заказ);

· Регионы;

· Секторы;

· Территории;

· Ситуации;

· Внешнеполитическая сфера;

· Экономические интересы.

Методы

Общие методы:

· Научной абстракции;

· Анализа и синтеза;

· Системного подхода ёй1;

· Методы общественного воспроизводства.

Частные методы:

· Метод экстраполяции (перенос прошлых тенденций на будущее);

· Метод экономических группировок;

· Бюджетный метод (балансовый).

Методы прямого воздействия (прим. государственные предприятия):

Предполагают регулирование экономики со стороны государства, при котором поведение субъектов основано на предписаниях:

· Контроль за финансовыми операциями предприятий;

· Установление цен и тарифов;

· Установление производственных заданий (объёмы производства).

Административные методы (применяются во всех моделях, направлены на все секторы экономики):

· Прямой государственный контроль над деятельностью монополий (профсоюзов, предприятий, государства);

· Регулирование побочных эффектов;

· Разработка, реализация стандартов;

· Поддержание минимально допустимых параметров жизни;

· Защиты национальных интересов.

Косвенные методы:

Влияют на экономический интерес

· Методы предотвращения банкротства;

· Инструменты конъюнктурной политик;

· Инструменты фискальной политики;

· Инструменты монетарной политики.

Рекомендательные: здесь задача государства – облегчить функционирование экономики – планы, индикативное планирование, государственные заказы.

Институциональные методы – связаны с формированием институционального пространства.

Теория общественного выбора

П. Самюэльсон: «Процесс принятия правительственных решений, призван дать ответ на вопросы:

- Что покупается правительством?

- Для кого предназначаются государственные расходы?

- Как производить общественные товары?

Бьюкенен выдвинул новый метод анализа принятия и реализации государственных решений.

Допущение Бьюкенена, с которым не согласен Самуэльсон: «Механизм принятия решений нужно анализировать точно также, как поведение предпринимателей и домохозяйств, каждый из которых заинтересован в максимизации дохода. Политики выступают в роли политических предпринимателей, которые максимизируют свою власть и возможность приобретать голоса избирателей».

Составные части теории общественного выбора:

  • теория бюрократии (Нискорен)
  • теория «погоня за рентой» (Кеннет)
  • теория политического цикла (Л. Коллецкий, Шрейдер)

Теория бюрократии

бюрократ — кабинетный работник

американский опыт

крупные бюро

финансовые решения

Задачи бюрократии:

ñ увеличить масштабы контролируемых ресурсов;

ñ максимизация престижа и власти;

ñ максимизация количества выполняемых функций;

ñ рост заработной платы;

ñ рост благосостояния чиновников.

Бюрократия выполняет/реализует выгодные приказы, решения президента и тормозит невыгодные, т. е. политический лидер принимает только правильные решения, формулирую общую стратегическую установку и делигируя реализацию стратегии бюрократической машине, которая собирается использовать все методы, чтобы не выполнять те обещания и цели, противоречащие их интересам

Итоговая цель бюрократии: увеличение аппарата управления и бюджета.

Теория «Погоня за рентой»

Задача: поставить принуждающую силу государства на службу каких-либо конкретных частных интересов.

Государство через механизмы лоббирования может ограничить доступ к части продавцов или покупателей на тот или иной рынок или установить выгодные таможенные пошлины, цены, преимущества в кредитовании, льготное налогообложение и т. д.

Механизм конкуренции с микроэкономического уровня переходит на макро уровень. В результате государственное финансирование не приводит к увеличению благосостояния, росту качества продукции и количества товаров.

Теория политического цикла

На основе механизма выборов, формируется политический цикл, он формулирует экономический цикл. В итоге они синхронизируются.

Перед выборами искусственно создается фаза «подъема» в экономике.

(почитать: Шамхалов, Чипурин)

Политический цикл формирует экономический – и эти два цикла синхронизируются.

Бьюкенен подводил итоги: в экономике и политике имеет место большая игра и появляется невидимая рука политики и появляется реалистический механизм государственного регулирования экономики. Предприниматели на словах не заинтересованы в государственном регулировании, а на деле, на практике управляемые управляют управляющими.

Он говорил, что предпринять в таких условиях:

1. Ситуация может быть изменена только в плюралистическом мире;

2. Не все действия политиков принимаются в ущерб потребителя;

3. Те предпринимательские структуры, которые проиграли в конкуренции в краткосрочном периоде, буду лоббировать свои интересы, и получат льготы в следующем периоде;

4. Нужно наделить политического лидера полномочиями, которые бы позволяли в случае лоббистских действий наказывать;

5. Нужно закрепить законодательно о последствиях принятия лоббистских решений;

6. Решения по общественным благам должны приниматься совместно на условиях договора между государством, союзами предпринимателей, профсоюзами.


Цели экономической политики

1. Основные подходы к формированию целей экономической политики;

2. Пирамида целей экономической политики;

3. Дерево целей экономической политики.

Ян Тинберген (50-е гг.)– 2 подхода к формированию целей:

· Одновременное достижение нескольких целей;

· Выделение очередности целей экономической политики.

1-й подход к формированию целей экономической политики:

1. Объём государственных расходов;

2. Темпы изменения реальной заработной платы;

3. Достижение определенного уровня занятости;

4. Осуществление распределения расходов;

5. Определение размера инвестиций;

6. Достижение определенного объема AD (совокупного спроса);

7. Регулирование уровня производства;

8. Достижение сальдо платежного баланса.

2-й подход к формированию целей:

Формирование целевой функции предпочтения – выделение очередности достижения целей и распределение их по степени важности.

Например:

· Достижение целей финансовой стабильности;

· Достижение целей экономической, политической стабильности;

· Обеспечение экономического роста;

· Сокращение безработицы (второго уровня);

· Рост благосостояния граждан (стратегическая).

- одновременное достижение целей;

- выделение очередности целей.

Достоинства целевой функции предпочтения:

· Правительство может формулировать стратегию государства, при этом осуществлять контроль над очередностью целей;

· Формирование целей будет определяться текущими обстоятельствами;

· Определение очередности достигаемых целей.

Этапы формирования целевой функции предпочтения:

1. Субъекты экономической политики на основе существующей политической процедуры определяют очередность решения народно-хозяйственных проблем;

2. Разработкой целевой функции занимаются эксперты;

3. Передача государственным органам вариантов целевой функции на рассмотрение;

4. Принятие целей экономической политики.

Наши рекомендации