Теоретические аспекты государственного регулирования рыночной экономики

2.3.1. Сущность и инструменты государственного регулирования рыночной экономики

В условиях рыночного хозяйства государственное регулирование экономики представляет собой целенаправленное воздействие государства на все элементы рынка посредством макро- и микроэкономических механизмов в целях достижения эффективного развития национальной экономики. Регулирование экономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночного хозяйствования, т.к. именно государство обеспечивает правовую основу экономической деятельности, защищает национальные экономические интересы, создает инфраструктуру рынка, без которой рынок не может эффективно функционировать. Государственное регулирование используется в интересах всего общества, содействуя, в одних случаях, активизации деятельности нужных обществу форм хозяйствования, а в других случаях, ограничивая или вовсе подавляя их деятельность, если она наносит вред обществу. Государство при помощи правового регулирования гарантирует равные условия хозяйствования всем субъектам экономики, стабильность правил экономического поведения, способствует проявлению эффективных сторон рыночных отношений и, в случае необходимости ограничивает их негативные последствия.

Государство в условиях рынка устанавливает общие правила поведения хозяйствующих субъектов, определяет их ответственность за нарушение этих правил, а также контролирует выполнение установленных правил всеми субъектами экономики, включая и само государство, но в то же время, оно исключает прямое вмешательство в деятельность экономических структур. И здесь необходимо сделать акцент на одном очень важном вопросе, а именно о степени возможного «вмешательства» государства в рыночную экономику. В частности, ученые Института США и Канады РАН, исследуя американскую модель взаимодействия государства и рынка отмечают, что «действительно если государство стремиться подменить или даже в определенной мере заменить рынок и конкуренцию, то тут налицо реальное вмешательство. Но в случае, когда государство выступает лишь гарантом «правил игры», гарантом рынка и конкуренции, то в этой части оно органически вписывается в рыночные принципы поведения»[15,15].

Основные инструменты государственного регулирования экономики подразделяются на следующие виды: административные, правовые, прямое экономическое регулирование, косвенное экономическое регулирование (см. схему 2 Приложения), содержания которых будут изложены в следующих темах.

2.3.2. Сущность кейнсианской теории государственного регулирования экономики

Развитие экономической теории в ХХ в. начало осуществляться в значительной мере под лозунгом необходимости разработки теорий более близкой к реальной экономической действительности, так как практика показывала, что концепция неоклассической школы далеко не отвечала требованиям реальной экономической ситуации. И если говорить о персональном вкладе ученых в развитие мировой экономической науки, то представляется важным мнение американского экономиста П. Самуэльсона, который в один ряд с А. Смитом поставил только К. Маркса и Дж. Кейнса, благодаря которым стало очевидно, что экономика – это не саморегулирующая рыночная система, что в ее механизме важное место занимает процесс сознательного, целенаправленного регулирования поведения экономических субъектов, осуществляемая государством. вступил английский экономист Дж. М. Кейнс, который изложил свои взгляды в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) – его часто называют «отцом теории государственной экономической политики.

Основная суть экономической теории Кейнса состояла в тезисе, согласно которому только государственное вмешательство способно обеспечить устойчивый экономический рост и занятость трудоспособного населения. Мировой экономический кризис 30-х годов окончательно развеял иллюзии неоклассиков относительно автоматического саморегулирования рыночной экономики. Используя макроэкономический анализ исследования, Кейнс сделал один из главных выводов своей теории, а именно то, что рыночная экономика может находиться в состоянии равновесия совокупного спроса и совокупного предложения в течение длительного периода времени только при очень высоком уровне безработицы. Он был убежден, что без государственного вмешательства выйти из кризисного состояния рыночная экономика не в состоянии. Впоследствии из данного положения сложилась особая концепция государственной экономической политики – теория регулируемого капитализма.

2.3.2. Общие модели государственного регулирования экономики и их разновидности

Различные экономические системы, существующие в мировой практике, предполагают разную степень государственного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов и влияния на национальную экономику. При этом ученые-экономисты обычно в качестве базовых, общих моделей государственного регулирования экономики выделяют три: классическую, кейнсианскую и институционально-социальную.

А) Содержание классической модели регулирования

Классическая модель (см. схему 3 Приложения) предполагает минимальное вмешательство государства в экономику и основана на концепции А. Смита, согласно которой государство – это «ночной сторож» рыночной экономики. Иными словами, пока бизнес производит или потребляет разнообразные полезности, государство занимается охраной прав собственности и может только «мягко воздействовать на правила естественной игры» предпринимателей и рабочих, потребителей и производителей, вытекающие из законов рынка. Но при этом, государство может жестко наказывать тех участников рынка, кто отклоняется от «естественных правил», например уклонение от конкуренции, стремление получить неоправданную рыночную власть, покушение на частную собственность и т.д. В целях выполнения данных функций государство может использовать и административные методы воздействия с помощью силовых институтов государства, каковыми являются полиция, милиция, армия, суд, право и др.

Б) Схема кейнсианской модели государственного вмешательства в экономику

Кейнсианская модель (см. схему 4 Приложения), в отличие от классической модели государственного регулирования, предполагает активное и по возможности максимально допустимое вмешательство государства в экономику в целях минимизации циклических колебаний, приводящих к потерям ресурсов и продуктов всех участников рынка. В работе «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнс дает ответ и на вопрос, какими средствами и методами государство должно в условиях кризисов вмешиваться в хозяйственную деятельность. Прежде всего, он предложил осуществить меры по активизации и стимулированию совокупного спроса, или по иному, повышению общей покупательной способности, что должно было позитивно влиять на расширение производства и предложение товаров, а, следовательно, уменьшению уровня безработицы. В этой связи теорию Кейнса иногда называют «теорией эффективного спроса». Он считал, что государство и само должно осуществлять капиталовложения посредством организации общественных работ, расширения сети объектов государственного сектора экономики, строительства дорог, создания общенациональных систем связи и т.п. Кейнс рассчитывал «на то, что государство, которое в состоянии взвесить предельную эффективность капитальных благ с точки зрения длительных перспектив и на основе общих социальных выгод, будет брать на себя все большую ответственность за прямую организацию инвестиций»[17]. При этом он надеялся, на то, что государство будет способствовать уменьшению имущественного неравенства в обществе. С помощью перераспределения доходов он предлагал увеличить доходы малоимущих слоев населения, что способствовало бы росту их платежеспособного спроса на товары массового спроса и, тем самым, стимулированию роста производства.

В итоге практического применения принципов и методов антикризисной политики государства, разработанных Дж. М. Кейнсом, на Западе в 40 – 60-е годы были достигнуты значительный экономический подъем и долговременная стабилизация капиталистической системы в целом.

В) Сущность институционально-социальной модели госрегулирования

Институционально-социальная модель (см. схему 5 Приложения) государственного регулирования экономики, разработанная основоположниками институционализма Т. Веблен, У. Митчелл, Д. Гэлбрейт и Я. Тинберген, предполагает реализацию основных функций государства путем его оптимального вмешательства в экономическую жизнь общества через силовые, экономические и социальные институты государства. Исторически обусловленная реализация этих функций государством должна обеспечивать минимум отрицательных внешних эффектов и максимум положительных внешних эффектов в экономической жизни, дополняя тем самым сумму полезных эффектов, внутри самой рыночной системы. Данная модель является наиболее сложной по составу включаемых в нее факторов, которые не всегда удается представить чисто количественно. Она более всего полезна тем, что показывает пределы узких, специфических макроэкономических подходов к столь важной проблеме, как воздействие государства на экономическую деятельность общества. Важнейшей особенностью институциональной концепции развития является положение о том, что ее авторы рассматривают экономическую науку в качестве многомерной и многофункциональной системы, включающей правовые, социальные, психологические, политические и другие условия.

Г) Шведская модель государственного регулирования экономики

В рамках вышеперечисленных общих моделей государственного воздействия на экономику можно выделить специфические, конкретные модели, применяемые в различных странах, где государственное регулирование имеет более полное воплощение в практику. Например, шведская разновидность государственного регулирования экономики получила широкое развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В Швеции высокий уровень жизни и социальной защищенности подавляющего большинства населения сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение финансируется за счет перераспределения доходов через государственный бюджет, сохраняя при этом высокую экономическую эффективность в сочетании с быстрыми темпами роста производительности труда в национальной экономике. Швеции принадлежит приоритет по многим важным начинаниям социально-экономического плана, а именно, в проведении активной политики государства по выравниванию доходов населения и высокой доли перераспределения через государственный бюджет страны ВНП. Первая в ХХ веке реформа шведской социально-экономической системы была проведена в 30-е годы. Выход из кризиса, как и в других капиталистических странах, был найден в усилении государственного регулирования экономики и осуществлен путем повышения распределительных функций госбюджета при усилении социального обеспечения населения. Швеция первой на Западе перешла на путь развития на базе принципов «социально ориентированного рыночного хозяйства». Основателем шведского варианта концепции социального рыночного хозяйства был шведский экономист Гуннар Мюрдаль, который неразрывно связывал прогресс в экономическом и промышленном развитии с прогрессом социальным. Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и широкий характер, т.к. здесь государство контролирует не только доходы компаний, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство и специальные государственные учреждения типа Ведомства по делам цен и картелей, Суда по делам антикризисного регулирования и др.

Шведская экономическая модель в своих основных чертах очень близка к германской концепции социально-ориентированного рыночного хозяйства, о котором говорилось выше.

Следует заметить, что Швеция, Германия и другие западноевропейские страны, в моделях социально-экономического развития придерживаются общей стратегии достижения Социальной Европы, принятой Европейским Союзом, в которой на государство возложены основные обязанности по обеспечению насущных нужд граждан, заботу о их развитии, через выделение из государственного бюджета значительных средств на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, поскольку эти, на первый взгляд непроизводительные расходы, на самом же деле являются основными источниками экономического роста страны на долгосрочный период. В настоящее время Евросоюз идет по пути построения более справедливого в социальном плане общества при одновременном сокращении неравенства в доходах среди различных социальных групп. Наряду с этим, после второй мировой войны, в конституциях трех западноевропейских государств, Франции, ФРГ и Испании официально закреплен термин «социальное государство», что подтверждает реальные намерения официальных властей этих стран в области защиты насущных интересов всего населения.

Д) Восточно-азиатская модель регулирования

Восточно-азиатская модель государственного воздействия на экономику характеризуется системой государственного субсидирования компаний, особенно на начальной стадии их функционирования, а также применением протекционистских тарифов, что позволяет предприятиям успешно конкурировать на международном рынке. В данном случае вмешательство государства необходимо не для того, чтобы помешать конкуренции, а в целях оказания помощи компаниям приспособиться к условиям конкуренции. Для этой модели характерна экспортная ориентация. Другими особенностями данной модели являются: сравнительно невысокие налоги, высокий уровень занятости, высокая квалификация работников, высокий уровень доходов населения. Например, в Японии, Южной Корее, Тайване правительства поддерживают низкие процентные ставки, поощряя тем самым капиталоемкие производства, развивают и поддерживают крупный бизнес, способный освоить экспортные рынки и быть конкурентоспособным на них.

В западной экономической науке своеобразно истолковывается и так называемый феномен «экономического чуда» стран Юго-Восточной Азии, где за предельно короткие сроки удалось добиться впечатляющих экономических результатов и в которых, в отличие от западноевропейских государств, в 70 – 80-е годы государство не проводило активной социальной политики. Теперь, ссылаясь на опыт развития стран Юго-Восточной Азии, западные экономисты приходят к выводу, что государство не должно нести бремя материальной ответственности за развитие социальной сферы, что оно должно сократить социальные расходы и использовать высвобождаемые средства на стимулирование экономической активности. Основной задачей государства они считают достижение экономического роста, а социальные расходы должны быть распределены между всеми субъектами экономики, включая и государство. Таким образом, государство становится партнером, движущей силой и помощником в деле достижения экономического роста всеми участниками рынка. Таково основное содержание государственной экономической политики, проводимой в большинстве развитых стран с рыночной экономикой в 80 – 90-е годы.

2.3.4. Общие выводы теоретических аспектов государственного регулирования рыночной экономики

Государственное регулирование используется в интересах всего общества, содействуя, в одних случаях, активизации деятельности нужных обществу форм хозяйствования, а в других случаях, ограничивая или вовсе подавляя их деятельность, если она наносит вред обществу. Государство при помощи правового регулирования гарантирует равные условия хозяйствования всем субъектам экономики, стабильность правил экономического поведения, способствует проявлению эффективных сторон рыночных отношений и, в случае необходимости ограничивает их негативные последствия. Государство в условиях рынка устанавливает общие правила поведения хозяйствующих субъектов, определяет их ответственность за нарушение этих правил, а также контролирует выполнение установленных правил всеми субъектами экономики, включая и само государство, но в то же время, оно исключает прямое вмешательство в деятельность экономических структур. И здесь необходимо, на наш взгляд, сделать акцент на одном очень важном вопросе, а именно о степени возможного «вмешательства» государства в рыночную экономику и в этом смысле, нельзя не согласиться с мнением ученых Института США и Канады РАН, которые, исследуя американскую модель взаимодействия государства и рынка замечают, что «действительно если государство стремиться подменить или даже в определенной мере заменить рынок и конкуренцию, то тут налицо реальное вмешательство. Но в случае, когда государство выступает лишь гарантом «правил игры», гарантом рынка и конкуренции, то в этой части оно органически вписывается в рыночные принципы поведения»[18].

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства в общенациональных масштабах. И связано это с тем, что наряду с проблемами социально-политического характера, государство решает различного рода задачи чисто экономического плана, такие как стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение структурных сдвигов в экономике, поддержка экспортных производств и др. Формы и масштабы государственного воздействия на рыночную экономику, определяются характером и остротой экономических, социальных и политических проблем, стоящих перед странами в конкретный период.

В силу разнообразных причин, наиболее эффективный механизм государственного влияния в рыночную экономику сложился в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Швеции, Нидерландах, Австрии, Испании и др.), в Японии, Китае, ряде быстроразвивающихся стран Азии (Южная Корея) и латиноамериканских странах (Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Мексике, Чили и др.). Относительно иной характер носит деятельность государства в США, Канаде, Австралии, где в отличие, например от Европы, не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям второй мировой войны. Тем не менее государство и в этих странах играет важную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры рынка и национальной экономики в целом, например, при высоких уровнях безработицы и инфляции, что позволило Всемирному банку отметить в отчете о мировом развитии за 1997 год «Государство в меняющемся мире», что «именно возросшее влияние государства переместило акцент с количественного аспекта государственного влияния на качественный, другими словами, внимание переместилось с размера государства как такового и объема его вмешательства на его эффективность и степень удовлетворения нужд населения».

Особенно значима роль государственного влияния в экономику в трансформационный период, в странах, осуществляющих переход от административно-командной системы хозяйствования к рыночной экономике. Тем не менее, и здесь государственное регулирование экономики, являясь частью общей государственной политики, составляет неотъемлемый элемент механизма функционирования современной рыночной экономики.

Таким образом, государство играет важную роль в современной рыночной экономике, создавая нормативно-правовую базу ее эффективного функционирования, регулируя рыночную среду с применением особых, подвластных только ему средств воздействия, восполняя, тем самым, недостатки объективно присущие рынку. Кроме того, усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к формированию новых социально-экономических и политических проблем, связанных с национальной безопасностью, миграцией населения и рабочей силы, экологией, образованием, научными исследованиями и т.д. Появляется необходимость проведения целенаправленной общегосударственной экономической политики, которая решается с использованием специальных форм и методов государственного воздействия на рыночную экономику.

Наши рекомендации