Теоретические аспекты государственного регулирования и факторы, обуславливающие государственное регулирование

Рыбного хозяйства

По определению В.В. Мельникова, под инструментами государственного регулирования понимаются «некоторые исполнительные механизмы, предназначенные для реализации отдельных методов государственного регулирования. Целесообразность использования того или иного инструмента определяется целями политики»[236].

Как отмечает ряд авторов, «в рыночных условиях суть государственного регулирования заключается в соблюдении всеми хозяйствующими субъектами, включая унитарные предприятия, единых правил поведении на рынке («правила игры», что проверяется компетентными государственными органами (лицензирование некоторых видов деятельности, обязательная сертификация товаров, ведение бухгалтерского и налогового учёта, уплата налогов и проч.)»[237].

По мнению А.М. Бабашкиной, сутью государственного регулирования экономики является «защита частных инициатив и всех форм собственности, а не увлечение административными рычагами и не поддержка избранных предприятий и участников на рынке»[238].

В свою очередь, Кучуков Р.А. суть государственного регулирования выделяет и сводит к следующему:

1) Задачи государственного регулирования экономики на разных её этапах. Так на начальном этапе переходного периода такими задачами является: «осуществление мер по постоянной, грамотной либерализации экономики; на втором этапе – принятие мер по стабилизации экономики и на завершающем этапе – реализация мер по повышению эффективности, поступательному развитию»[239];

2) Достижение баланса взаимных интересов (т.е. обеспечение с одной стороны эффективного хода экономических реформ с использованием рыночных механизмов, с другой – достижение справедливости в распределении доходов и ресурсов);

3) Рациональное использование ресурсов находящихся в распоряжении государства (природных, человеческих, финансовых) при соблюдении критерия сохранения рыночных свобод, с целью увеличения поступлений в доходную часть бюджета, а также на инвестирование, реструктуризацию и развитие экономики;

4) Разработку «программ социально-экономического развития, отраслевых, региональных, межрегиональных, а также целевых программ, инвестиционных проектов, концепций социально-экономического развития, прогнозов на ближайшую и отдалённую перспективу, в которых должна быть выражена роль государства в управлении;

5) Укрепление экономической основы самостоятельного социально-экономического развития всех регионов Российской Федерации посредством четкого разграничения полномочий и ответственности между органами государственной власти РФ, субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Особенно важно такое разграничение в области использования природно-ресурсного потенциала, развития базовых отраслей экономики, военно-промышленного комплекса, транспорта, внешнеэкономической деятельности и др. При этом необходимы меры по совершенствованию правовых основ и взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти;

6) Укрепление финансовой самостоятельности регионов на основе принципов бюджетного федерализма;

7) Сглаживание межрегиональных различий, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов, а также всемерная поддержка регионов с экстремальными природно-экономическими условиями;

8) Формирование единого товарного рынка России и региональных рынков; государственного регулирование призвано обеспечить принципы единства экономического пространства страны, свободу перемещения товаров, капиталов и рабочей силы по всей территории Российской Федерации»[240].

Согласно Мысаченко В.И. «в развитой рыночной экономике приоритетными являются следующие направления социальной защиты: гарантия минимума заработной платы, обеспечение занятости, индексация фиксированных доходов»[241].

Социально-экономическая сущность государственного регулирования определяется социальной направленностью политики Российской Федерации, выраженной в её основном законе – Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Согласно ст. 7, п.1 Конституции, «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»[242]. Выполнение декларируемых в Конституции гарантий, возможны при последовательности проводимой политики государства.

На Конституции РФ основывается государственное регулирование внешнеторговой деятельности (играющую важную роль в деятельности предприятий рыбного хозяйства), и осуществляемое в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами.

Соответственно государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством (ст. 12, п.1): таможенно-тарифного регулирования (пп.1); нетарифного регулирования (пп.2); запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью (пп.3); мер экономического и административного характера (пп.4).

Согласно Федеральному закону от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[243] установлено таможенно-тарифное регулирование, как метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин (ст.2, п.24); нетарифное регулирование, как метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера (ст.2, п.17).

Социально-экономическая политика государства посредством регулирования внешнеторговой деятельности выражена:

- в применении специальных защитных мер, антидемпинговых мерах и компенсационных мерах при осуществлении внешней торговли товарами, а также иных мерах по защите экономических интересов Российской Федерации (ст.13, п.2, пп.2)[244];

- установлении ставок таможенных пошлин (ст.13, п.2, пп.3);

- введении количественных ограничений экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и определении в соответствии с международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза порядка применения количественных ограничений экспорта и импорта товаров (ст.13, п.2, пп.4);

- в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, установлении разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также в определении перечня отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок (ст.13, п.2, пп.5).

В целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации установлены ввозные и вывозные таможенные пошлины (ст. 19).

Нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных статьями 21 - 24, 26 и 27 указанного Федерального закона.

Например, в ст. 21, указаны существенные для рыбного хозяйства 2014-2015 гг. количественные ограничения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, в частности:

- временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации (ст. 21, п.2, пп.1);

- ограничение импорта водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде (ст. 21, п.2, пп.2). Данные ограничения проводятся, «если необходимо:

а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;

б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара;

в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

г) снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в Российской Федерации аналогичного товара является относительно незначительным»[245].

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности, согласно ст. 4 Федерального закона от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» являются:

- защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг (ст. 4, п.1);

- равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности (ст. 4, п.2);

- выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ст. 4, п.6);

- обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ст. 4, п.8);

- исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации (ст. 4, п.9);

- единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ст. 4, п.12);

- единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации (ст. 4, п.13)[246].

Следовательно, исходя из ранее изложенных понятий, автор не может согласиться с Я.В. Ганич, Е.В. Клиппенштейн, Н.Г. Мищенко, Ю.С. Морозовой, включающих государственное регулирование, охрану и надзор во вспомогательные и обслуживающие производства регионального рыбохозяйственного комплекса[247].

Таким образом, под государственным регулированием рыбного хозяйства следует понимать сферу практической деятельности органов государственной власти связанную с водными биологическими ресурсами и сопровождающую (ресурсы) цепочку от «моря до прилавка», с целью обеспечения продовольственной безопасности России, и активному присутствию страны в Мировом океане (рыболовная флотилия, научно-исследовательские суда, противодействие ННН-промысла).

В настоящее время социально-экономическая политика государства в области регулирования рыбного хозяйства характеризуется следующими принципами: активности социально-экономической политики; научно обоснованного использования водных биологических ресурсов; социальной защиты человека труда; приоритете внешней торговли с акцентом на глубокую переработку.

Предполагается, что воздействие государства на экономические процессы носит комбинированный характер – сочетание рыночного саморегулирования с государственными регуляторами. Помимо регуляторов, государством применяются стабилизаторы, социальные компенсации. Данные инструменты государственного регулирования применяются в методах прямого и косвенного воздействия на экономику.

Шеметов П.В., Чередникова Л.Е., Петухова С.В. указывают на три вида регулирования. Для каждого случая производится оценка преимуществ от принимаемых мер в краткосрочном периоде и последствия в долгосрочном в целях контроля. Три вида регулирования:

1) с помощью выравнивания отклонений действительного состояния переменных от требуемого;

2) с помощью устранения из окружения системы фактора, выводящего систему из ненужного состояния (носит компенсационный характер);

3) с помощью изоляции системы от возмущения[248].

Под методами государственного регулирования экономики В.В. Мельниковым понимается «совокупность осуществляемых органами государственной власти, государственными учреждениями или предприятиями приёмов или технологических операций, обеспечивающих решение какой-либо задачи в рамках проводимой экономической политики»[249].

К методам прямого государственного воздействия относят:

· «определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;

· государственные заказы и контракты на поставку определённых видов продукции, выполнении работ, оказание услуг;

· государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

· нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

· правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определённых видов продукции;

· лицензирование операций и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.

Прямые методы не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.

Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности.

К ним относятся:

· налогообложение, уровень обложения и система налоговых льгот;

· регулирование цен, их уровень и соотношение;

· платежи за ресурсы, ставки процента за кредит, кредитные льготы;

· таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы, условия обмена валют»[250].

Административные и экономические методы используются государством для осуществления регулирующих функций.

Согласно Мельникову В.В., административные методы противопоставляются экономическим методам тем что: основаны на конкретных адресных заданиях; оказывают прямое воздействие на управляемые объекты; преследуют преимущественно интересы органа управления, при этом и основная доля ответственности ложатся на орган управления, а права управляемых объектов ограничены; административные распоряжения, как правило, носят однозначный характер и требуют обязательного исполнения; существенные отклонения от распоряжений не допускается[251].

В свою очередь, экономические методы Мельниковым В.В. противопоставляются административным методам тем что: основаны на выработке общих правил поведения; оказывают косвенное воздействие на объекты управления; учитывают экономические интересы других агентов; предполагают полную самостоятельность хозяйствующих субъектов при их высокой ответственности за предпринимаемые действия и их последствия; побуждают хозяйствующие субъекты к подготовке альтернативных решений и выбору из них оптимального с точки зрения интересов данного субъекта и степени риска[252].

Государственное регулирование рыбного хозяйства, как вид управленческой деятельности, обусловлено влиянием целого ряда факторов.

Выявление/выделение факторов необходимо для определения их влияния на результат/цель регулирования. Это связанно также и с тем, что хозяйственно-финансовая деятельность субъектов регулирования измеряется различными экономическими показателями (рентабельность, прибыль, производительность, прочее), на которые в свою очередь, оказывает влияние система факторов[253].

Артёменко В.Г. и Анисимова Н.В. рассматривают факторы, как «элементы, причины, воздействующие на данный показатель или ряд показателей»[254].

Экономический словарь определяет фактор (от лат. factor – делающий, производящий), как «существенное обстоятельство в каком-либо явлении, процессе; исходная составляющая чего-либо»[255].

Савицкая Г.В. под фактором понимает причину, основную движущую силу какого-либо явления или процесса[256].

Пласкова Н.С. определяет факторы как «причины, воздействующие на изучаемый экономический показатель, которые в результате анализа получают количественную и качественную оценку своего воздействия на результативный показатель».[257]

Так как государство является как регулятором, так и участником хозяйственной деятельности на внутреннем и внешнем рынке, к нему применима система факторов, рассматриваемая в рамках экономического анализа организаций. В том, числе к нему применимы факторы, которые подразделяют на внутренние (контролируемые, которые в свою очередь подразделяются на основные и неосновные) и внешние (малоконтролируемые или вообще не контролируемые).

«Внутренними основными называются факторы, теоретически определяющие результаты работы организации. К ним относятся структурные сдвиги в организации производства, в составе продукции; снабженческо-сбытовые, социального развития коллектива, природоохранной деятельности; производственные (использование средств труда, предметов труда, трудовых ресурсов)»[258].

Шеметов П.В., Чередникова Л.Е., Петухова С.В. анализируя влияние внешней среды, выделяют:

1. Факторы прямого и косвенного воздействия:

1) Факторы прямого воздействия: потребители, поставщики, конкуренты, трудовые ресурсы, система государственных институтов;

2) Факторы косвенного воздействия: научно-технический прогресс, социально-экономические условия, деятельность групп давления (лоббирование), политические и международные события.

2. Макро- и микроокружение:

1) Макросреда содержит следующие компоненты: экономический, политический, законодательный, социальный, технологический, экологический;

2) «Микросреда – это ближнее окружение, которое, в свою очередь, состоит из множества факторов. В составе микросреды выделяют две большие группы: рыночные факторы и отраслевые факторы»[259].

Следует отметить, что компоненты, отнёсённые указанной группой авторов к макросреде, в свою очередь также являются факторами.

Важными являются характеристики внешней среды, указанные П.В. Шеметовым П.В., Л.Е. Чередниковой, С.В. Петуховой, к таковым относятся:

1) «сложность, под которой понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора»[260];

2) «взаимосвязанность факторов – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие»[261];

3) «подвижность – скорость, с которой происходят изменения в окружении организации»[262];

4) «неопределённость – функция количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функция уверенности в её достоверности»[263].

Артёменко В.Г. и Анисимова Н.В. разделяют факторы на общие, т.е. влияющие на ряд показателей, или частные, специфические для данного показателя. По мнению указанных авторов «обобщающий характер многих факторов объясняется связью и взаимной обусловленностью, которые существуют между отдельными показателями»[264].

Шеметов П.В., Чередникова Л.Е., Петухова С.В. также включают блоки Модели пяти сил конкуренции М. Портера, как факторы, которые следует исследовать:

1) «конкуренцию между продавцами внутри отрасли;

2) попыток компаний из других отраслей завоевать покупателей своими товарами-субстратами (товарами-заменителями);

3) возможности появления новых конкурентов внутри отрасли;

4) способности поставщиков сырья и полуфабрикатов, используемых фирмой, диктовать свои условия;

5) способности потребителей продукции фирмы диктовать свои условия»[265].

Исходя из того, что «конечные результаты хозяйственной деятельности складываются под воздействием как экстенсивных, так и интенсивных факторов, как количественных, так и качественных показателей использования ресурсов»[266], Шеметов П.В., Чередникова Л.Е., Петухова С.В. указывают данные факторы развития и их отличия, применительно к производству, следующим образом:

1) Экстенсивное использование ресурсов и экстенсивное развитие ориентируется на вовлечение в производство дополнительных ресурсов. Показателями развития при данной форме будут являться количественные показатели использования ресурсов: объём основных производственных фондов и авансированных оборотных средств, величина амортизации, величина израсходованных предметов труда, численность работающих.

2) Интенсивное использование ресурсов и интенсивное развитие состоит в том, что результаты производства опережали затраты на него. Базой интенсивного развития является научно-технический прогресс. Показателями интенсивного развития служат качественные показатели использования ресурсов: фондоотдача/фондоёмкость, материалоотдача/материалоёмкость, производительность труда/трудоёмкость, оборачиваемость оборотных средств.

Указанная группа авторов отмечает, что особенностью интенсивного и экстенсивного использования ресурсов является их взаимозаменяемость, а количественное соотношение экстенсивности и интенсивности развития выражается в показателях использования производственных и финансовых ресурсов[267].

Для выявления влияния факторов на измерения их воздействия, Пласкова Н.С. указывает следующие существующие «методики факторного анализа, в процессе реализации которых применяют методы факторного анализа: балансовый, индексный, цепных подстановок, абсолютных разниц, относительных разниц, интегральный, дифференцирования»[268].

Также можно принять к учёту факторы, применяемые в страховании, в частности при оценке «рисковой» ситуации: производственный (опасности связанные с процессом производства, и в первую очередь с используемыми в нем материалами); технический (учитывает соответствие принятым стандартам расстояния между производственными объектами и существующими предохранительными системами); управленческий (связан с квалификацией персонала и эффективностью работы системы управления).[269]

Важное значение имеют - наличие, состояние и уровень развития факторов производства, к которым относят: труд, землю, капитал, предпринимательский талант[270]; а также рентный фактор.

Таким образом, с учётом всех вышеперечисленных факторов, на принятие решений, в ходе государственного регулирования в области рыбного хозяйства, влияет ряд факторов классифицируемым по разным признакам:

1. Факторы, влияющие на государственное регулирование в области рыбного хозяйства: природные, экономические, организационные, правовые, ресурсные, политические, технико-технологические, экологические;

2. По степени воздействия: основные (значимые), второстепенные;

3. По отношению к объекту исследования: внешние и внутренние;

4. По степени распространённости: общие и специфические. Основной интерес представляют следующие факторы:

Экологический фактор на современном этапе развития общества, имеет значение не только в рамках одного государства, но всего мира в целом, так как рыбное хозяйство, на уровне предприятий, воздействует в процессе деятельности на биосферу земли: это отходы береговых предприятий (сточные воды, твёрдые или неперерабатываемые отходы), воздействие флота на экосистему Мирового океана (сброс льяльных вод, гибель птиц и морских животных в сетях, прилов), болезни рыб выращиваемых в среде сопряжённой с естественной.

Уровень и состояние материально-технической базы рыбной отрасли, наличие современных совершенных технологий – это качество жизни прибрежных районов и состояние ресурсной базы Мирового океана. Вот почему в настоящее время актуальна стандартизация промысла на предмет экологической сертификации, например для внешнего рынка актуальна сертификация в соответствии с требованиями международного экологического стандарта Морского попечительского совета (MSC). Переход ряда российских предприятий на международную сертификацию, требует новый качественный уровень ведения деятельности на всех производственных стадиях.

Природный фактор влияет на принятие решений в ходе государственного регулирования, исходя из разнообразия природно-климатических зон России. О влиянии природного фактора на рыбную отрасль в своих работах указывал Ю.И. Кокорев[271]. Разные условия труда и условия ведения экономической деятельности определяют «индивидуальный» подход к конструкторским решениям, применяемым в создании материально-технической базы отрасли. Это должна быть современная, высокотехнологичная техника, не унифицированная инфраструктура. Необходимо строительство современных судов для рыбодобычи, научных исследований и вспомогательных работ в ледовый период, в штормовых условиях и т.д. Имеется острая необходимость в холодильных мощностях и систем охлаждения для ведения деятельности в условиях высоких температур.

Экономический фактор наиболее существенный из указанной группы факторов, он включает в себя: экономические отношения, планирование и прогнозирование, экономическое стимулирование, кооперацию, интеграцию, специализацию, концентрацию, финансовый, кредитный и страховой механизмы.

Существенное влияние на государственное регулирование рыбного хозяйства имеет организационный фактор, включающий в себя: организационные отношения, управление, организацию труда, кадровую политику, маркетинг и логистику, организационно-производственную структуру и функции.

Правовой фактор включает в себя: нормативно-правовую базу, международные отношения, государственные программы развития рыбохо-зяйственного комплекса и продовольственного рынка.

Ресурсный факторвключает в себякак традиционные факторы производства, такие как: труд, земля, капитал, технологии, так и специфические: сырьевая база рыболовства в Мировом океане и рыбопромысловые участки.

Важную роль, если не основополагающую, в развитии народного хозяйства в целом и рыбного хозяйства в частности, играют инвестиции. Янковский К.Н. определяет инвестиции как «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта»[272].

В качестве инвестиций могут выступать средства: выделенные из федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации (государственные средства), средства предприятий; частные инвестиции, венчурное финансирование, зарубежные инвестиции, банковские кредиты, прочее. В настоящее время особую роль играет частно-государственное партнёрство.

На инвестиционный фон в целом играет целый ряд факторов, из которых важнейшими являются: экономическая и политическая стабильность, международные отношения, прочее.

От объёма инвестиций в развитие техники и технологий напрямую зависит состояние материально-технической базы рыбного хозяйства, а значит эффективность производства, конкурентоспособность рыбной продукции и безопасность ведения деятельности в рыбодобывающей отрасли.

Таким образом, следует выделить следующую группу факторов: внешние и внутренние факторы, влияющие на государственное регулирование в рыбном хозяйстве.

1. Внешние: место российского рыбного хозяйства в международном разделении труда, в т.ч. научная составляющая; отставание в технико-технологическом развитии; интеграционные процессы, конкурентоспособность рыбной продукции на внешнем рынке, борьба с ННН-промыслом;

2. Внутренние: состояние природных ресурсов; охрана и воспроизводство сырьевых ресурсов; конкуренция предприятий отрасли за право участия в работе с природными ресурсами, мобильность факторов производства; материальное благосостояние и культурный уровень населения; состояние и качество правовых и экономических институтов; состояние экономики отрасли.

Автор поддерживает мнение Д.В. Бородина, в том, что внешние проблемы, препятствующие эффективному развитию российского рыбного хозяйства и рыбной промышленности, являются прямым следствием «современных тенденций мирового рыбохозяйственного рынка»[273]. К таковым относятся: сокращение запасов рыбы для целей промышленного рыболовства в Мировом океане, связанные с избыточными рыбодобывающими мощностями и усиленной промысловой нагрузкой, что привело к мировой конкуренции за право добычи; исключительное право государств на ресурсы в собственной 200-т мильной зоне; конъюнктура мировых цен на рыбную продукцию; реэкспорт Азиатско-тихоокеанского региона рыбных товаров из рыбы-сырца, импортируемой из России.

К внутренним проблемам отрасли можно отнести: несовершенство нормативно-правовой базы; лоббирование частных интересов со стороны крупного бизнеса; отсутствие у руководства отрасли базового/профильного образования (отрасль рыбное хозяйство) и практического опыта производственной деятельности на предприятиях рыбного хозяйства, что приводит к отсутствию обратной связи; износ физический и моральный материально-технической базы отрасли; меж- и внутриотраслевые противоречия, выраженные в стремлении рыбодобывающих компаний осваивать «дорогие» ресурсы, экспортировать рыбу-сырец; неразвитость инфраструктуры и услуг рыбной промышленности; низкий покупательный спрос на рыбные продукты, как продукт ежедневного потребления (предпочтение отдано мясу говядины, свинины и птицы), несформированная культура потребления здорового питания.

В свою очередь, согласимся с мнением О.Ю. Красильникова, что «в переходные периоды не существует раз и навсегда заданного пути преобразований, действует ряд объективных и субъективных факторов, каждый из которых может оказаться решающим и повернуть развитие производства в свою пользу»[274].

Таким образом, органы государственной власти, в лице отраслевых агентств и ведомств, призваны искать, находить, разрабатывать и использовать оптимальные, рациональные решения насущных проблем в меняющихся условиях современности на основе показателей (количественных и качественных), отражающих состояние и положение дел в отрасли, с учётом группы факторов, которые влияют на финансово-экономические показатели. Из систем показателей следует выделить группы систем показателей: логико-дедуктивные (используются в целях учёта, анализа, планирования и контроля), и эмпирико-индуктивные (в целях ранней диагностики состояния, например, предприятия).

По определению Э.М. Короткова, «регулирование– это действия по устранению отклонений от объективно обусловленных режимов функционирования, обеспечение естественных возможностей проявления объективных процессов и тенденций»[275].

По мнению П.В. Шеметова, Л.Е. Чередниковой, С.В. Петуховой, регулирование – это «вид управленческой деятельности, посредством которой осуществляется удержание характеристик системы на определённой траектории. Регулирование направлено на предотвращение или исправление сбоев в процессе функционирования организации по отношению к цели»[276].

Функции регулирования вытекают из функций управления. Управление, в свою очередь, по мнению А.А. Шутькова, по своему содержанию «оказывает воздействие на: механизм экономических отношений; формирование и использование материально-технических ресурсов; организацию труда; освоение достижений научно-технического прогресса и др.»[277].

Под государственным управлением в настоящее время понимается «сфера практической деятельности по решению проблем государственной организации и регулирования общественной жизни. Роль государства состоит в том, что оно должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя законодательство, государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального использования природных ресурсов и т.п.»[278].

Экономический словарь определяет государственное регулирование, как «правительственные правила и законы, изменяющие или контролирующие экономическую деятельность»[279]. И далее, «выделяют два вида государственного регулирования – непосредственно экономическое регулирование, направленное на контролирование цен, продукции, входа в отрасль и выхода из отрасли, стандартов и объёмов, и социальное регулирование, устанавливающее правила очистки воды, воздуха, обеспечение безопасности атомных электростанций»[280].

Государственное регулирование экономики В.И. Мысаченко определяет как «постоянный процесс воздействия на экономику ради достижения конкретных социально-экономических целей через разработку и реализацию комплекса экономических и законодательных мер»[281].

По мнению В.Е. Храпова «государственное регулирование экономики в целом является комплексом административных, экономических, институциональных, структурных и других направлений вмешательства государства в рыночную экономику»[282]. Также, по мнению указанного автора, «ядром этого комплекса является макроэкономическая политика государства»[283].

Мельников В.В. определяет государственное регулирование экономики, как «совокупность форм, методов и инструментов, посредством которых государственные и созданные при их участии органы осуществляют управленческое воздействие на процессы функционирования и развития социально-экономической системы общества»[284].

Кучуков Р.А. под государственным регулированием понимает систему или «совокупность взаимосвязанных методов и экономических рычагов, воздействующих на все сферы социально-экономической жизни страны, в том числе и на производство, распределение, обмен и потребление произведённой продукции»[285]. Однако, как указывает Р.А. Кучуков, «механизм регулирования не сводиться только к набору методов и рычагов управленческого воздействия на социально-производственные процессы. Управленческое воздействие составляет лишь одну сторону механизма регулирования. Главное же содержание его определяется целевым назначением системы, целевыми функциями каждого элемента и его взаимодействиями с другими элементами системы государственного регулирования»[286].

Бабашкина А.М., соглашаясь с В.Н. Кириченко, включает в государственное регулирование:

· «регламентацию хозяйственной жизни, образующую свод законов (кодекс) для хозяйствующих субъектов, определяющий и права и обязанности, меру взаимной ответственности, в том числе и введение определённых запретов, нацеленных на недопущение ущерба субъектам рынка;

· формирование организационно-экономических структур обеспечивающих строгий контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка и обслуживающих хозяйственные отношения;

· выработку социально-экономической политики, определение и результативное применение механизмов её реализации – собственно регулирование социально-экономических

Наши рекомендации