Глава 1 роль таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................................................................................... 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ......................................................................................................................................................................... 7

Глава 1 РОЛЬ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..................................................................... 7

1.1 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..................... 7

1.2 ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 10

1.3 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.......................................................................................................... 14

Таможенный тариф во внешнеторговом регулирование......................................................................................... 17

Ставки таможенных пошлин и порядок их установления (законодательная база определения ставок) 24

Правовые основы взимания таможенных пошлин.................................................................................................... 27

Страна происхождения........................................................................................................................................................ 29

Режим наиболее благоприятствуемой нации.............................................................................................................. 34

Таможенная стоимость товара...................................................................................................................................... 35

Глава 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 38

2.1 ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕФЕРЕНЦИЙ.............................................................................. 38

2.2 ОБЩАЯ СИСТЕМА ПРЕФЕРЕНЦИЙ............................................................................................................................... 40

2.3 НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРЕФЕРЕНЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ................................................. 43

2.4 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ ВВОЗМЫХ ИЗ ЧИСЛА НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫХ СТРАН В РАМКАХ РНБ..................................................................................................................................... 46

2.5 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В ОТНОШЕНИЕ ТОВАРОВ ВВОЗИМЫХ ИЗ ЧИСЛА РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН В РАМКАХ НСП................................................................................................................... 51

2.6 ОСОБЕННОСТИ ЗАПОЛНЕНИЯ ГРУЗОВОЙ ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРИ УСЛОВИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ................................................................................................................................................... 57

ГЛАВА 3 ОПЫТ ВЕЛИКОЛУКСКОЙ ТАМОЖНИ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ 60

3.1 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ........................................................ 60

ПРИМЕР 1................................................................................................................................................................................. 60

ПРИМЕР 2................................................................................................................................................................................. 62

ПРИМЕР 3................................................................................................................................................................................. 64

3.2 ДИНАМИКА И АНАЛИЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В ВЕЛИКОЛУКСКОЙ ТАМОЖНЕ 66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................................................................ 71

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................................................................... 76

ВВЕДЕНИЕ

Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития.

Проводимые в России реформы не имеют аналогов в мировой практике по своим масштабам и срокам проведения. Все эти изменения глобальным образом затронули и сферу внешнеэкономической деятельности. Рыночные реформы, начавшиеся во второй половине 1980-годов, в качестве одного из важнейших своих направлений предполагали либерализацию внешнеторговой деятельности. Последовавший демонтаж системы государственной монополии внешней торговли привел к возобновлению нормальной практики таможенно-тарифного регулирования, как основного направления таможенной политики.

Среди направлений, значение которых за последние годы постоянно возрастает, является таможенное дело и таможенная политика, которые являются составной частью внутренней и внешней политики государства. Таможенная политика становиться важными активными факторами формирования экономических отношений, как внутри страны, так и формирование ее внешнеэкономической деятельности.

Таможенно —тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших экономических методов управления. Принятие в мае 1993 г. и вступления в силу с 1 июля 1993 г. Закона РФ “О Таможенном тарифе” усилило роль и значимость таможенно - тарифного регулирования, его составных элементов. Принятием данного закона была установлена главная цель, это установление порядка формирования и применения таможенного тарифа, а также определение таможенной стоимости, страны происхождения товаров, вопросы тарифных льгот и др.

Вопросы таможенно - тарифной политики регулируется рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых определены на многосторонней основе многие принципы, правила, условия, организационная база Таможенно – тарифной системы.

Одним из направлений, получившего широкое распространение в мировой практике является система предоставления разного рода преференций, в том числе связанных со страной происхождения.

Согласно Закону РФ «О таможенном тарифе» при осуществлении торгово—политических отношений РФ с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу РФ в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставок пошлин либо установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношение товаров:

· происходящих из государств, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;

· происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ, пересматриваемой периодически, но не реже чем один раз в пять лет, Правительством РФ.

Если подвести итог, то можно дать краткое определение преференциям. Под преференциями понимаются особые льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов.

Актуальность проблемы предоставления тарифных преференций на сегодняшний момент не вызывает сомнения: это отражается в увеличение объемов ввозимых товаров претендующих на предоставление преференций, расширение географии ввоза.

Но при этом предоставление тарифных преференций должно сопровождаться строгим контролем, а также оговорками о защитных мерах, чтобы избежать возможности нанесения слишком значительного ущерба стране, со стороны конкурирующих стран третьего мира, поставляющих дешевые товары, из-за крайне низкого в этих странах уровня заработной платы.

Развитие тарифных преференций, как части таможенно-тарифного регулирования на современном этапе необходимо, что подтверждено Законом РФ « О Таможенном тарифе» и следовательно данный механизм должен работать в Российской Федерации, в частности для насыщения рынка, с одной стороны и с другой оказание экономической помощи странам, которым предоставляются тарифные преференции.

Одно из направлений данной области – это предоставление тарифных преференций на товары первой необходимости, которые не производятся в нашей стране или производятся в явно недостаточном количестве.

Таким образом, активная политика в области тарифных преференций является неотъемлемой частью таможенно-тарифного регулирования на современном этапе.

Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших методов регулирования экономической политики государства. Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов.

Пройденный исторический путь российской таможни свидетельствует о том, что в России таможенное дело, таможенная политика сложились как важнейшая сфера политики государства, инструмент защиты национальных интересов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Пошлины

глава 1 роль таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - student2.ru Сертификация

       
  глава 1 роль таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - student2.ru
    глава 1 роль таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - student2.ru
 

глава 1 роль таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - student2.ru глава 1 роль таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - student2.ru Таможенная стоимость Маркировка

глава 1 роль таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - student2.ru глава 1 роль таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - student2.ru Страна происхождения Упаковка

глава 1 роль таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - student2.ru Ветеринарный,

Гигиенический контроль

       
    глава 1 роль таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - student2.ru
  глава 1 роль таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - student2.ru
 

глава 1 роль таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - student2.ru глава 1 роль таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - student2.ru Дополнительная пошлина Валютный контроль

глава 1 роль таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - student2.ru глава 1 роль таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - student2.ru Специальная пошлина НДС

глава 1 роль таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - student2.ru Обеспечение уплаты

там. платежей

глава 1 роль таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - student2.ru Меры контроля за ценами

Остановимся поподробнее на некоторых мерах регулирования:

1. Тарифные методы. Импортные тариф регулирует экономический климат в стране ( цены, прибыль, рентабельность предприятий, состояние национальной валюты). Импортный тариф базируется на Законе «О таможенном тарифе».

2. Нетарифные (паратарифные методы). К их числу относятся прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров; различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Эти меры официально не ставят целью регулирование внешней торговли, но порой оказывают на нее существенное влияние.

3. Финансовые меры. Для регулирования внешней торговли могут вводиться правила совершения валютных операций.

4. Меры контроля за ценами. Данные меры имеют целью защиту национальных интересов производителей. Для защиты некоторых уязвимых секторов экономики могут применяться антидемпинговые меры., компенсационные меры и др.

5. Количественный контроль. На ввоз и вывоз товаров устанавливаются количественные ограничения (квоты).

6. Лицензирование. Для ввоза определенных товаров требуется получить установленный документ. Таким образом осуществляется наблюдение за торговлей этими товарами.

7. Монополизация Государство устанавливает свою монополию на торговлю определенными товарами вообще или на внешнюю торговлю ими.

8. Технические барьеры. Включают контроль импорта на предмет его соответствия национальным стандартам безопасности.

Оценивая таможенные политику и методы регулирования внешнеэкономической деятельности, можно утверждать, что го­сударство всегда ищет компромисс между двумя крайними их проявлениями.

Тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД должны применяться в комплексе. При этом следует помнить, что основным орудием регулирования, в том числе структурного, является все же таможенный тариф.

Интенсивное развитие международных связей в последнее десятилетие стало возможным благодаря применению и развитию общих правовых, административных и организационно-технических принципов, норм и правил применяемых в международной торговле.

Но и до вступления в рыночную экономику наша страна накопила определенных опыт в использование методов государственного регулирования внешней торговли.

Страна происхождения

Еще одним инструментом регулирования внешней торговли является определение страны происхождения товаров.

Страна происхождения товара определяется с целью осуще­ствления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза това­ра на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товара с этой территории.

Согласно ст. 25 Закона РФ « О таможенном тарифе» полномочиями по установлению порядка определения страны происхождения товара наделяется Правительство РФ. В этой же статье сформулировано требование, в соответствии с которым принципы определения страны происхождения товара должны основываться на существующей международной практике.

Определение страны происхождения товаров в сравнение с другими аспектами таможенно-тарифного регулирования в меньшей степени было подвергнуты унификации на международном уровне. Эти вопросы были урегулированы в Киотской конвенции. В данной конвенции были установлены три основных критерия для определения страны происхождения: критерий переработки, критерий процентного содержания, а также был установлен перечень товаров , в отношении которых страной происхождения будет считаться то государство, в котором товар полностью произведен.

Согласно Российскому законодательству ( Закон РФ «О таможенном тарифе», ст. 26,27,28) страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке. Следующие товары считаются полностью произведенными в данной стране:

1. Полезные ископаемые, добытые на ее территории или в ее территориальных водах, на ее континентальном шельфе и в ее недрах, если страна имеет исключительные права на разработку этих недр.

2. растительная продукция, выращенная и собранная на ее территории.

3. живые животные, родившиеся и выращенные в ней.

4. продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных.

5. произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов.

6. продукция морского промысла, добытая и (или) произведенная в мировом океане судами данной страны либо судами, арендованными (зафрахтованными) ею.

7. вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране.

8. продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею.

9. товары, произведенные в данной стране исключительно из продукции, указанных в пунктах 1-8.

Если в производстве товара участвует две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критериями достаточной переработки. Критерии достаточной переработки товара в данной стране являются:

1. Изменение товарной позиции (кода товара) по ТН ВЭД СНГ на уровне любого из первых 4-х знаков, произошедшее в результате переработки товаров.

2. Правило выполнения производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место. Например операции, которые не отвечают критериям достаточной переработки:

** операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки( раскладывание, сушка, охлаждение, проветривание);

** операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, переупаковка);

**простые сборочные операции;

**смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.

** комбинация из двух или более операций, поименованных выше.

3. И третье правило—правило адвалорной доли – изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.

Основным документом, подтверждающим страну происхождения является сертификат происхождения.

Непредставление надлежащим образом оформленного сертификата или сведений о происхождении товара не является основанием для отказа в выпуске товара через таможенную границу РФ.

Ставки таможенных пошлин, предусмотренные для товаров, происходящих из стран или союзов, в торгово-политических отношениях с которыми РФ применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются независимо от страны отправления указанных товаров, за исключением случаев предоставления тарифных преференций.

В удостоверение происхождения товаров из данной страны таможенные органы Российской Федерации вправе требовать предоставление сертификата о происхождении товаров, который является одним из важнейших сертификационных документов. Он должен однозначно свидетельствовать о том, что указанный товар происходит из данной страны и тем самым служить одним из условий предоставления преференций по уплате таможенных пошлин. Таким образом данный сертификат содержит в себе элемент тарифного регулирования. Сертификат происхождения должен включать в себя:

* письменное заявление отправителя о том, что товар удовлетворяет соответствующему сертификату качества;

* письменное удостоверение компетентного органа страны ввоза, выдавшего сертификат, о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности.

Если иное не предусмотрено соглашениями между Российской Федерацией и страной вывоза, то сертификат должен содержать следующие необходимые сведения о товаре, на который он выдан:

а) наименование и адрес экспортера

б) наименование и адрес импортера

в) наименование (описание) товара

г) средства транспортировки и маршрут следования

д) количество мест, характер упаковки, маркировку.

е) вес брутто и нетто

Сертификат представляется таможенным органам РФ в напечатанном виде, без исправлений, на русском или английском, французском или испанском языках. При необходимости таможенные органы могут требовать перевода сертификата на русский язык.

Сертификат представляется вместе с грузовой таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при таможенном оформлении.

При утрате сертификата принимается официально заверенный его дубликат. В удостоверении происхождения небольших партий товара на 01.06.96 (стоимостью до 5000 долларов США) предоставления сертификата не требуется. Страна происхождения в данном случае указывается экспортером на счете-фактуре или других прилагаемых к товару документах, которые предъявляются таможенным органам.

В соответствии с приказом ГТК РФ от 07.08.95 № 484 и приказа ГТК РФ от 14.04.98 № 208 в настоящее время на ряд товаров требуется подтверждение достоверности сертификатов происхождения товаров на предварительном этапе.

Таможенная стоимость товара

Еще одним элементом таможенно-тарифного регулирования является таможенная стоимость товаров. В Законе РФ «О таможенном тарифе» таможенная стоимость определяется через перечисление ее основных целей:

1) обложение товара пошлиной;

2) внешнеэкономической и таможенной статистики;

3) применение нетарифных мер регулирования (квотирования, лицензирования), включая осуществление валютного контроля внешнеэкономических сделок.

Определение стоимости импортного товара с целью расчета таможенных пошлин – одна из наиболее сложных процедур таможенной практики. Долгое время методы оценки таможенной стоимости в разных государствах значительно отличались друг от друга. Пошлины могли исчисляться как с цены, указанной экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены аналогичного товара на мировом рынке. Развитие международной торговли обусловило процессы унификации правовых норм.

Закон РФ «О таможенном тарифе» заложил правовые основы для применения в практике российского таможенного контроля основных правовых принципов и норм определения таможенной стоимости ввозимых товаров, установленных в Соглашении по применению ст. VII «Оценка товаров для таможенных целей» Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Таким образом, формирование российских законодательных норм о таможенной стоимости на основе международных принципов является важным условием обеспечения эффективной интеграции экономики России в мирохозяйственные связи.

Таможенная стоимость—эта стоимость товара, которая используется в целях таможенного обложения, т.е. в качестве исходной расчетной базы для исчисления таможенных платежей ( пошлин, акцизов, НДС и сборов за таможенное оформление). Помимо основного назначения, как базы налогообложения, таможенная стоимость прямо или косвенно используется также и для иных таможенных целей, таких как ведение таможенной статистики, проверка обоснованности цены товара при бартерных сделках, осуществления валютного контроля при проведении экспотно-импортных операций, контроль за соблюдением устанавливаемых стоимостных квот.

Кроме обеспечения реализации чисто фискальных функций, наличие механизма определения и контроля таможенной стоимости способствует решению задач построения рыночной экономики путем создания равных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов.

ВЫВОД: Таможенно-тарифное регулирование призвано всемирно содействовать целям и задачам внешнеэкономической деятельности, а также обеспечению безопасности страны и защите общенациональных интересов. Методы таможенно-тарифного регулирования в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулирование ВЭД в современных условиях.

ОБЩАЯ СИСТЕМА ПРЕФЕРЕНЦИЙ

В начале 50х годов усилилась борьба развивающихся стран за создание не колониальной экономики, появились новые подходы к проблемам таможенных преференций в отношениях с промышленно развитыми капиталистическими странами. Этому движению развивающихся стран предшествовало создание в 1947 году Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ).

В середине 60-х годов ряд молодых развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америке выступили в рамках Конференции ООН по торговли и развитию с предложением о создании для них системы таможенных преференций нового типа. В этих требования учитывалась специфика задач, стоящих перед освободившимися странами в области развития собственной промышленности, и которая создала бы для промышленной продукции данных стран льготные условия на основных экспортных рынках. При этом развивающиеся страны должны были иметь право предоставлять преференции друг другу, не распространяя их на промышленно развитые государства.

По мнению развивающихся стран, новые преференции должны быть:

1. Невзаимными, т.е. исключить ответные уступки развивающихся стран индустриально развитым странам.

2. Эти преференции не должны были носить дискриминационного характера, то есть, их следовало бы распространять на все без исключения развивающихся стран.

3. Преференции надлежало ввести всем индустриально-развитым странам, т.е. новые преференции должны быть общими.

В период с 1971 года по 1975 таможенные преференции нового типа, получившие известность под названием “Общей системы преференций”, были введены 18 капиталистическими странами Европы и Америки.

Социалистические страны полностью поддержали требования развивающихся государств к промышленно развитым странам. В 1965 году СССР одним из первых государств представил развивающимся странам на невзаимной основе и на неограниченный срок преференции в форме полной отмены пошлин на все товары. В 1972 году таможенные преференции развивающимся странам были предоставлены Болгарией, Венгрией и Чехословакией.

В 1980 году СССР, Болгария, Венгрия, Польша и Чехословакия составившие основу Совета экономической взаимопомощи подписали Соглашение об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций.

По соглашению стороны автономно определяют перечень развивающихся стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, размер представляемых преференций, а также перечень наименее развитых среди развивающихся стран, товарам которых предоставляется беспошлинный режим.

Вышеперечисленные страны по существу присоединились к правилам действующим в рамках Общей системы преференций, которые распространялись на товары, происходящие из развивающихся и наименее развитых

В рамках данных правил были разработаны критерии происхождения товаров, пункты административного сотрудничества, условия выполнения вышеуказанного соглашения, положения о сертификации происхождения товаров по форме принятой в рамках Общей системы преференций.

По данному соглашению стороны автономно определяют перечень развивающихся стран, на которые распространяются тарифный преференциальный режим, размер представляемых тарифных преференций, а также перечень наименее развитых среди развивающихся стран, товарам которых представляется беспошлинный режим.

ПРИМЕР 1

В 1996 годах в Великолукской таможне производилось таможенное оформление товара: полотно трикотажное ворсовое 100% полиамид различных цветов Арт. РЕО 480, А21

Полотно трикотажное ворсовое 100% полиамид белое АРТ. РЕ 048

Застежки-молнии пластмассовые длиной 75 см.

Отправитель: COSMO INTERNANIONAK INS Тайвань, R.O.C. 4FL.No.218 SEC. 2 CHIN.

Согласно правилам “ Соглашения об Унифицированных правилах” тарифные преференции предоставляются при выполнении трех основных условий:

1. Наличие факта непосредственной закупки товара;

2. Наличие факта прямой отгрузки;

3. Наличие сертификата о происхождении товара формы “А”.

Условие непосредственной закупки было выполнено. Существовал прямой контракт между тайваньской фирмой COSMO INTERNATION ISN и российской фирмы АОЗТ « Рамек» .

Условие прямой поставки в Россию минуя их выпуск в свободное обращение было выполнено. По всем сопроводительным документам груз был отправлен из Тайваня и прибыл в Россию, минуя таможенное оформление в других странах.

Сертификаты происхождения формы «А» вызвали сомнения по следующим причинам:

Действительное наличие организации выдавшей сертификат. В ДСП № 07-10/16372 от 17.11.95 г. определен перечень организаций имеющих право выдавать сертификат фирмы «А» для предоставления тарифных преференций, организация «TAIWAN CHAMBER OF COMERCE» в данном документе отсутствует.

Оттиски печати не четкие.

Таможенные преференции по сертификатам формы «А» не были предоставлены. В связи с возникшими сомнениями относительно сертификатов происхождения и на основании Указания ГТК от 07.08.93 г. № 01-13/9023 был направлен запрос Таможенно -Тарифное управление ГТК России.

Великолукская таможня 23.07.96 получила ответ на запрос. В котором сообщалось, что на основании информации полученной от тайваньской стороны ТПП Тайваня не уполномочена выдавать сертификаты происхождения товаров формы «А» для целей тарифных преференций.

В соответствии с изложенным действия нашей таможни в отказе предоставить тарифные преференции на основании предъявленных сертификатов являются обоснованными.

ПРИМЕР 2

В 1997 году производилось таможенное оформление товара:

Автобусы «Мерседес-Бенц » тип 0345G/671 сложный (сочлененный), с рабочем объемом двигателя 9973 куб. см., дизельный и тип 0345(вагонный) с рабочим объемом двигателя 9973 см. куб., дизельный.

Данные автобусы поставляемые по контракту из Турции, где было организована фирма Мерседес - Бенц Тюрк выпускаемая данный товар с непосредственным участием Мирового Банка, который предоставлял кредит для развития турецкой промышленности.

Условия непосредственной закупки было выполнено. Условия прямой поставки в Россию минуя их выпуск в свободное обращение было выполнено. По всем сопроводительным документам груз был отправлен из Турции и прибыл в Россию, минуя таможенное оформление в других странах.

На момент таможенного оформления были представлены сертификаты происхождения формы «А».

В графе 8 данных сертификатов был указан критерий происхождения «Р», что соответствует информации о том, что данный товар полностью произведен в стране экспортера.

В связи с возникшими сомнениями относительно сертификатов происхождения формы «А» и на основании Указания ГТК от 07.08.96 г. № 01-13/9023 данные сертификаты были направлены в Таможенно – тарифное управление ГТК России.

В ответе ГТК содержалась следующая информация. В графе 8 указан индекс критерия происхождения товара («Р» – товар полностью произведенный в стране), не соответствующий сведениям Стамбульской промышленной Палаты, которая на основании результатов экспертизы заявляет, что декларируемый товар был подвергнут достаточной переработки на территории Турецкой Республики. С учетом изложенного, в графе 8 сертификатов должны быть внесены сведения в соответствии с приложениями п. 2 в (Приложение 2 к указанию ГТК России от 17.05.93 № 01-12/532).

Тем не менее, к указанным в сертификатах товарам может быть восстановлен преференциальный режим при условии предоставления таможне ( в течение года с даты таможенного оформления товаров) сертификатов, заполненных в соответствии с предъявленными требованиями. Грузополучатель данных автобусов запросил Турецкую сторону, которая обратилась в Торгово-промышленную палату. Сертификаты происхождения формы «А» были предъявлены в Великолукскую таможню содержащие сведения по графе 8.

Критерий происхождения товара был определен как «Y» – товар включает в себя добавленную стоимость, с указанием адвалорной доли.

ПРИМЕР 3

В 1998 году в Великолукской таможне производилось таможенное оформление товара: тайский белый длинно зернистый рис.

Отправитель: Капитал Райсс КО.. Бангкок 10600 Таиланд.

На момент таможенного оформления был предоставлен сертификат формы «А». В связи с возникшими сомнениями относительно сертификата происхождения и на основании Указания ГТК от 07.08.96 г. № 01-13/9023 данный документ был направлен в ГТК Управление тарифного и нетарифного регулирования.

Причины для проверки:

1. Оттиски печатей не четкие;

2. В предоставленном сертификате в графе 11 не указано наименование ведомства и фамилия должностного лица, выдавшего сертификат, а его подпись ( в качестве дополнительной информации при определении подлинности сертификата) отсутствовала среди приведенных в соответствующем письме ГТК.

Полученный ответ из УТНР подтверждал подлинность данного сертификата. Данные выводы были сделаны на основании заключения Посольства Королевства Таиланд (приложение 1).

ВЫВОД

Пересмотр перечня развивающихся стран, к товарам которых применяются ввозные таможенные пошлины, в размере 75% от базовой ставки в плане уменьшения его. На сегодняшний момент экономический уровень развития многих стран выше чем в России или достаточно высок, такие как Китай, Корея, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Сингапур, Сирия, Таиланд, Турция, и др. Конечно, это довольно сложный вопрос, требующий экономического анализа, и наверно не только его, при решении также надо учитывать и другие факторы, но исходя из первичного смысла и понятия преференций здесь есть почва для размышления.

Необходимо определить перечень товаров, к которым применяются ввозные таможенные пошлины, в размере 75% от базовой ставки, традиционными товарами, добыча, производство и переработка которых характерна только для этих стран.

Создать таможенные преференции для импорта новейшей техники и современных технологий, в которых нуждается экономика России.

Создание новых специальных экономических зон, зон технико- экономического развития.

ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ

Выделим долю товаров ввозимых из наименее развитых и развивающихся стран из общего объема импорта.

  1997г. 1998г. %
Стоим. % от общего объема Стоим. % от общего объема 1998г./ 1997г.
ИМПОРТ 26,363 62% 15,975 50% 61%
ПРЕФЕРЕНЦИЯ 5,298 12% 0,768 2% 14%

Год 1998год

глава 1 роль таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - student2.ru глава 1 роль таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - student2.ru

Диаграмма №1 Диаграмма №2

В 1996 году в Великолукской таможне не производилось оформление товаров, на которые были предоставлены тарифные преференции. В 1997 году объем товаров ввозимых по тарифным преференциям составил 20% от общего объема импорта. В 1997 году в Великолукской таможне производилось оформление автобусов «Мерседес-Бенц» производство Турция, по которым были предоставлены тарифные преференции. Стоимость данного товара, который относится к продукции автомобилестроения значительно выше, чем продовольственная продукция.

1998 году объем товаров ввозимых по тарифным преференциям составил 5% от общего количества импорта. Товарная структура ввозимого товара однородна, и составляет рис, ввозимый из Вьетнама и Таиланда.

(в стоимостном выражении)

Год

глава 1 роль таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - student2.ru

Год

глава 1 роль таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - student2.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таможенное дело – это один из базовых институтов любой экономики. Особенно важна его роль в государствах, которые осуществляют переход от централизованной экономики к рыночной.

Это прямо относится к России: при таких масштабных переменах, какие сейчас происходят в нашей стране, необходимо опираться на те инструменты, которые изначально, в силу своей природы, должны быть проводниками рыночных реформ.

Задача таможенной системы состоит в том, чтобы состыковать новую экономическую систему России с системой мирохозяйственных связей и за счет этого дать импульс развитию внешнеэкономических связей. Одним из условий, для выполнения этой задачи является соответствующее постановка таможенного дела. И как следствие развитие правовой базы всего таможенного дела, унификации таможенных процедур на основе передового мирового опыта.

Россия, будучи великой евроазиатской страной, имеет исключительно благоприятные перспективы интеграции в международную таможенную систему.

Принятая целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 гг. и на период до 2000 года, разработанная с учетом процесса интеграции нашей страны в мировое хозяйство.

Реализация данной федеральной целевой программы предусматривает осуществление взаимосвязанного комплекса мероприятий, основными составляющими которого в области таможенной политики являются:

-совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования путем повышения эффективности таможенного тарифа и классификации товаров в целях полного взимания причитающихся федеральному бюджету таможенных платежей;

-развитие таможенных методов, содействующих привлечению иностранных инвестиций.

Существующая национальная система преференций (НСП) находится на этапе становления и развития, что естественным образом сопряжено с проблемными вопросами, которые требуют углубленного исследования.

Во-первых необходимо юридически закрепить термин «национальная система преференций» России в основных законодательных актах, таких как Таможенный кодекс и Закон «О таможенном тарифе». Обобщающее понятие тарифных преференций в таможе

Наши рекомендации