Макроэкономические пропорции.
Вопрос 15.
Вопрос 16.
Макроэкономика и экономическая безопасность страны.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Необходимость обеспечения экономической безопасности как составной части национальной безопасности существенно возрастает в условиях кризисной фазы развития. Неизбежные экономические и социальные издержки этой фазы во многом деформируют факторы и критерии безопасности и вместе с тем дополнительно отягощают все механизмы поддержания стабильности в обществе, сужают его возможности разрабатывать и реализовывать программы экономической компенсации и стабилизации. Значимость макроэкономических аспектов экономической безопасности заметно повышается также в условиях крупных национально-государственных преобразований, затронувших в последние несколько лет Россию.
Экономическая безопасность органически включена в систему национальной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Подчеркивая такую взаимосвязь, надо вместе с тем учитывать, что решающая, базисная роль в ней принадлежит экономической безопасности.
Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Анализ реальных процессов и осмысление богатейшего отечественного и зарубежного опыта решения этой проблемы позволяет вычленить три ее важнейших элемента:
- экономическую независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно- техническими достижениями;
- стабильность и устойчивость национальной экономики, предлагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т. д.);
- способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.
Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. |
В переходный период государственная стратегия экономической безопасности должна быть ориентирована в первую очередь на поддержание достаточного уровня жизни населения, обеспечение социально-политической безопасности общества, сохранение основ конституционного строя государства и формирование устойчивой системы национальных ценностей и интересов.
В условиях кризисных и крупномасштабных переходных процессов экономического и политического характера механизмы стабилизации и обеспечения безопасности представляют собой достаточно противоречивую систему. Взаимосвязь экономической и политической безопасности видна, когда факторы политической и национально- этнической стабильности и безопасности могут достаточно долго "покупаться" за счет огромных экономических издержек (заведомо неэквивалентный обмен, потери в результате предоставления так называемых "технических" кредитов и пр.). Размеры этих издержек (особенно в условиях кризисной ситуации) уже сами по себе становятся фактором экономической дестабилизации и некомпенсируемых потерь национального хозяйственного и природно-экономического потенциала.
Важнейшей проблемой характеристики экономической безопасности на макроуровне является определение ее основных критериев.
В условиях глубокого кризиса, разнообразия переходных процессов таким критерием может быть "минимум совокупного ущерба, наносимого обществу, экономике, человеку". Вариантом или, точнее, конкретизацией такого подхода выступает принятие в качестве критерия безопасности особой пограничной "черты" как признака критического или порогового состояния социально-экономической системы, за пределами которого возникает угроза или даже фактически происходит деградация и разрушение этой системы. Для определения (в том числе и количественного выражения) таких пороговых значений необходимо: рассмотреть основные условия функционирования экономической системы и выделить наиболее важные показатели, характеризующие эти условия; определить факторы ее дестабилизации; оценить возможности наступления различных по характеру и последовательностям критических ситуаций; выявить пути предотвращения угрозы безопасности и поддержания стабильности.
Понятие безопасности тесно связано с категорией риска. Долгое время в теории и практике управления экономикой, особенно на макроуровне, ее развитие рассматривалось как жестко детерминированный процесс. При этом недостаточно учитывались непредсказуемость результатов хозяйственных решений, негативные последствия тех или иных нарушений воспроизводственного процесса, то есть неизбежные факторы экономического риска. Между тем использование категории риска позволяет значительно повысить эффективность управления, особенно в случае, когда на смену методам административно-командного хозяйствования приходит система преимущественно рыночных взаимосвязей в экономике, когда происходит резкая децентрализация управления хозяйственными и социальными процессами в обществе.
Следует различать оценку риска и управление риском. Оценка риска носит, как правило, экспертный, вероятностный характер в силу неопределенности многих негативных последствий как действия объективных факторов, так и принимаемых хозяйственных решений. Тем не менее можно утверждать, что переживающая кризис российская экономика обладает минимумом внутренней устойчивости, в результате чего практически все факторы риска способны сегодня создавать в ней ситуации критического характера. Управление риском предполагает предвидение возможных чрезвычайных (критических) социально-экономических ситуаций с тем, чтобы предотвратить, ослабить и смягчить их последствия. Наряду с оценкой вероятности появления той или иной критической ситуации необходима и оценка потерь (ущерба), сопровождающих ее возникновение. Отсюда следует, что оценка уровня экономической безопасности предполагает наряду с анализом факторов риска также использование категорий потерь (ущерба) - фактических, ожидаемых, потенциальных, компенсируемых и некомпенсируемых.
В зависимости от характера возникновения потерь и ресурсов, требуемых для их возмещения, негативные последствия факторов риска или связанных с их действием критических социально-экономических ситуаций могут проявляться на: локальном уровне (в пределах отдельных территорий, групп населения, предприятий); мезоуровне (в пределах субъектов Федерации и секторов народного хозяйства); общенациональном и традиционном (глобальном) уровнях.
Экспертные прогнозы издержек, необходимых для возмещения ущерба от тех или иных критических ситуаций, дают возможность оценить и своевременно сформировать ресурсы общества, ориентированные на восстановление и обретение стабильности и устойчивости социально-экономического развития, а также на предупреждение последствий дестабилизации. В этих целях концепцией экономической безопасности вводятся принципиально новые для нашей системы экономического анализа, расчетов и информации показатели "компенсационные ресурсы" и "компенсационный потенциал". Между ними имеются определенные различия. Компенсационные ресурсы как более узкое понятие близки по своему значению к традиционному страхованию, резервному или "аварийному" запасу. Они корреспондируют с понятием потерь или ущерба (ожидаемого, фактического), который в каждом конкретном случае ограничен определенными рамками. Компенсационный потенциал - понятие более широкое, характеризует общую способность экономики страны реагировать на критические ситуации, предупреждать и преодолевать их, восстанавливать стабильность и устойчивость процессов хозяйственного, социального и экологического развития в случае их нарушения в том или ином ключевом секторе народного хозяйства, в том или ином крупном регионе.
Потенциал прямых компенсаций включает: материальные запасы и резервы производственного и непроизводственного характера; специальные запасы и резервы, их территориальное размещение; адекватные дополнительные транспортные возможности для доставки материальных ресурсов в места локализации критических ситуаций; резервные мощности, особенности в энергетических отраслях, а также технические средства для проведения крупных восстановительных . работ; поддержание резервных возможностей оказания социальной помощи и адаптации населения.
Кроме того, потенциал компенсаций характеризуется такими показателями, как финансовые резервы (плюс валютные), системы страхования, возможности международной поддержки, возможности благотворительных фондов, развитие компенсационной функции и мобильность систем здравоохранения, возможности мобильной переподготовки кадров и пр.
Выбор вариантов обеспечения наиболее полной экономической безопасности достигается при сопоставлении в каждом конкретном случае мер предупредительного и компенсационного характера по критерию "минимум ущерба" или "минимум совокупных потерь и затрат".
Изложенный выше подход находит отражение в соответствующей системе показателей,характеризующих экономическую безопасность страны и тенденции ее изменения на макроуровне. Условно эти показатели можно объединить в три группы. Показатели первой группы могут использоваться для оценки текущего состояния экономического, социального и экологического потенциала общества и происходящих кратко- и среднесрочных процессов. Показатели второй группы направлены на выявление и ранжирование долговременных факторов дестабилизации и ориентировочную оценку их пороговых значений. Наконец, показатели третьей группы должны характеризовать состояние наличных потенциалов предупреждения и компенсации ущерба. Только на основе такой системы показателей можно обеспечить достаточно многогранное восприятие происходящей ситуации в области экономической безопасности.
Экономическая безопасность обеспечивается как чисто экономическими методами, так и средствами неэкономического характера: политическими, военными и иными, включая защиту секторов. В свою очередь, следует подчеркнуть, что безопасность в смежных внеэкономических сферах обеспечивается не только специфичными для них методами, но в значительной мере и экономическими средствами, в том числе всегда с привлечением денежных и иных ресурсов экономического характера. Кроме того, экономическая оценка последствий угроз безопасности в любых сферах, как правило, обеспечивает универсальный подход, давая возможность количественно оценить ущерб и на этой основе определить систему приоритетов.
Исходя из сказанного, государственное регулирование в области экономической безопасности является необходимым условием достижения общегосударственных, целей в области обеспечения национальной безопасности. Эти цели должны быть не только определены, но и обоснованы, одобрены всеми политическими силами, восприняты и поняты всеми членами общества.
Так как экономическая система страны представляет собой сложную иерархическую структуру, в качестве объектов экономической безопасности выступают экономические отношения разного уровня:
- макроэкономический уровень - экономика страны в целом;
- региональный и отраслевой уровни - экономика регионов и отраслей;
- микроэкономический уровень - агенты рынка;
- уровень семьи и личности - экономические интересы каждого гражданина страны.
Интересы указанных экономических объектов взаимосвязаны (взаимообусловлены) и в то же время противоречивы. Поэтому необходимо определить степень вмешательства государства в различных секторах экономики и его временные рамки.
Ход реформ и функционирование экономики обусловлены влиянием находящихся в непрерывном взаимодействии внешних и внутренних факторов, угрожающих экономической безопасности страны.
2. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь. |
Непосредственную опасность экономическим интересам создают экономические угрозы, нарушающие нормальный ход общественного воспроизводства. В самом общем виде они могут быть классифицированы по таким агрегированным группам, как внутренние и внешние угрозы.
К внешним относятся прежде всего факторы геополитические и внешнеэкономические, а также глобальные экологические процессы.
Внешнеэкономическая безопасность в условиях открытой экономики требует: во- первых, чтобы участие страны в мирохозяйственных связях создавало наиболее благоприятные условия национального производства; во-вторых, чтобы национальная экономика в наименьшей степени ощущала неблагоприятное развитие событий в мире как в экономической, так и в политической области, хотя полностью избежать этого влияния в условиях открытой экономики невозможно.
К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся: - преобладание сырьевых товаров в экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;
- зависимость страны от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров;
- увеличивающаяся внешняя задолженность;
- недостаточный экспортный и валютный контроль и незамкнутость таможенной границы;
- неразвитость современной финансовой, организационной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности экспорта и рационализации структуры импорта;
- неразвитость транспортной инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные операции.
Резкое падение цен на экспортные товары или, наоборот, резкое повышение цен на импортируемые товары в условиях высокой степени зависимости от внешнего рынка весьма опасны для состояния экономики. Представляет опасность для экономики введение эмбарго на торговлю со странами или группой стран, являющихся важными рынками сбыта или поставщиками продукции для государства. Недопустима высокая степень зависимости от поставок отдельных видов продукции из одной страны или группы стран (например, по продовольствию), что позволяет данным странам использовать эту зависимость для политического давления на другие страны. Нельзя допускать высокой степени финансовой зависимости от иностранных государств, которая позволила бы кредиторам навязывать экономическую политику и условия осуществления внешнеэкономических связей.
Большую опасность для экономики представляет ситуация, когда более половины экспорта приходится на два-три товара. Из опыта многих развивающихся стран известно, что такая структура экспорта при серьезном ухудшении конъюнктуры, связанной со спросом на данные товары на мировом рынке, или политической ситуации ставит экономику на грань катастрофы. Необходимо наряду с экспортом традиционных товаров создавать более прогрессивную экспортную структуру путем радикальной диверсификации экспорта, что должно вести к укреплению внешнеэкономической безопасности страны.
Переход к открытой экономике предполагает отказ от крайнего протекционизма. Однако защита отраслей и производств, перспективных с точки зрения формирования новой модели включения стран в мировое хозяйство, то есть селективный протекционизм, необходим. С точки зрения экономической безопасности надо стремиться к диверсификации рынков сбыта для отечественных товаров, источников импортного сырья и промышленной продукции, поддерживать экономические отношения с широким кругом стран, компенсируя осложнения в отношениях с одними странами их расширением с другими.
Учитывая глобальный характер интеграционных процессов в мире, внешнеэкономическая политика призвана искать пути к сотрудничеству не только с Европейским союзом, но и с другими интеграционными группировками, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В условиях глубокого кризиса экономики и катастрофического падения капиталовложений иностранные инвестиции могли бы послужить катализатором экономического подъема в некоторых областях, следовательно, улучшения экономического положения страны в целом, тем самым способствуя укреплению экономической безопасности. Механизм привлечения иностранных инвестиций должен способствовать реальному вложению иностранцами финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику, а не создавать условия для скупки ими за бесценок части национального богатства. Таким образом, принимая меры к широкому привлечению иностранных инвестиций в экономику, необходимо регулировать этот процесс так, чтобы соблюдались национальные интересы и иностранные компании, вкладывая минимальные средства, не могли устанавливать контроль над целыми отраслями отечественного производства.
Состояние национальной валюты во всем мире считается индикатором экономического положения страны. Утечка финансовых средств из страны в огромных масштабах ("бегство капитала") - одна из самых серьезных угроз национальной экономической безопасности. Легальной формой утечки средств является, например, перевод огромных сумм коммерческими банками на счета в зарубежных банках. К нелегальным каналам относятся занижение цен при экспорте и завышение цен при импорте (разница между фиктивной и настоящей ценой переводится иностранными партнерами на счета отечественных бизнесменов в западных банках), перевод "авансом" под импорт, за которым никакого импорта не следует, и т. д. Настоящий масштаб утечки капитала трудно определить.
По данным ООН, каждый год в мире "отмывается" 300 млрд долл., полученных от нелегальной торговли наркотиками, оружием, подпольного игрового бизнеса, проституции и т. д. В 1990 г. Совет Европы принял Конвенцию об "отмывании", выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, однако ратифицировали ее пока 6 государств.
Одной из наиболее сложных внешнеэкономических проблем, порождающих серьезные угрозы не только экономическому, но и политическому положению страны, является проблема внешнего долга. Сам по себе высокий уровень внешней задолженности ставит под сомнение возможность проводить вполне самостоятельную внешнюю политику с полным учетом собственных национальных интересов, поскольку страна вынуждена постоянно оглядываться на ведущие страны-кредиторы.
Для покрытия внешнего долга надо использовать задолженность зарубежных государств, которая зачастую превышает внешнюю задолженность самого государства. Что касается новых кредитов и займов, то их можно использовать только для финансирования производственных проектов, гарантирующих оплату кредитов в оговоренные сроки за счет расширения экспорта продукции, производимой на создаваемых объектах.
Во внутриэкономической сфере безопасность обусловлена природными, технико- технологическими, инфраструктурными, социальными и другими факторами макро- и микроэкономического развития, внутренним иммунитетом и внешней защищенностью от разного рода дестабилизирующих и деструктивных воздействий.
К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:
- унаследованная от прошлого структурная деформированность экономики;
- низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью;
- высокий уровень монополизации экономики;
- высокий уровень инфляции;
- недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры;
- слабая степень разведанности минерально-сырьевой базы и недостаточные возможности вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот;
- ухудшение состояния научно-технического потенциала страны, потеря ведущих позиций на отдельных направлениях научно-технического развития, в том числе и в результате "утечки мозгов" за рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда;
- вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами;
- тенденции регионального сепаратизма и высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений;
- низкая инвестиционная активность;
- предпочтение текущих расходов в ущерб капитальным;
- потенциальная угроза возникновения социальных конфликтов, в том числе из-за несовершенства механизма оплаты труда, роста безработицы, стратификации населения, снижения качества и уровня образования;
- несовершенство правового законодательства, монопольное положение и недобросовестность действий ряда экономических субъектов на внутреннем и внешнем рынке, их низкая правовая дисциплина;
- низкая финансовая и договорная дисциплина агентов Рынка;
- криминализация экономики и коррупция в области Управления экономикой;
- массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты Налогов;
- незаконный перевод финансовых средств за границу.
Внутренние факторы, в свою очередь, подразделяются на: 1) связанные с закономерностями циклического развития экономической системы и 2) не связанные с циклическими закономерностями развития. Масштабы и устойчивость действия первой группы факторов приводят к выводу, что они при определенных условиях могут иметь негативные последствия на макроэкономическом уровне и составят реальную угрозу экономической безопасности государства.
Действия второй группы факторов вызвано последовательным накоплением долговременных разрушительных тенденций в условиях воспроизводства ключевых элементов хозяйственной системы, а именно:
- в состоянии и эффективности использования производственного инновационного и научно-технического потенциала страны;
- в экономических отношениях хозяйствования и управления;
- в социальной сфере;
- в состоянии окружающей среды;
- в системе федеративных отношений и в региональной экономике.
Нарастающий спад производства и потеря рынков. Продолжающийся в России глубокий экономический кризис привел к резкому сокращению производства. Уже сами по себе масштабы спада представляют серьезную угрозу. Но более существенно то, что сокращение объемов производства ведет к неизбежному вытеснению отечественных производителей не только с мирового рынка, но и с внутреннего. Развитие процессов в данном направлении может приобрести необратимый характер, при котором производство даже при мощной финансовой и иной поддержке уже нельзя будет восстановить вследствие отсутствия рынка сбыта. Тем самым исчезает возможность возрождения и подъема отечественной экономики, а страна лишится шанса вернуться в число высокоразвитых держав.
Серьезную и весьма реальную угрозу экономической безопасности страны представляют свертывание фундаментальных исследований, распад научно- исследовательских коллективов и конструкторских бюро мирового класса, резкое сокращение заказов на высокотехнологичную и вполне конкурентоспособную продукцию, "утечка мозгов" из страны. Не менее серьезной опасностью, хотя и не привлекшей к себе достаточного внимания, является уход высококвалифицированных специалистов и рабочих из сферы своей профессиональной деятельности в оказавшиеся более престижными и высокооплачиваемыми секторы экономики.
Существенно меняется структура промышленного производства, в котором все больше начинают преобладать сырьевые отрасли - топливная промышленность и металлургия - при сокращении удельного веса финишных отраслей - машиностроения, химической промышленности, а также легкой и пищевой промышленности. Не оправдались надежды на то, что рынок сам по себе, вне государственного регулирования и проведения целенаправленной селективной политики, в состоянии обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре производства. Не оправдались и расчеты на зарубежных инвесторов, поскольку сферы их интересов не совпадают с приоритетами экономической политики государства.
Поспешность в разрушении сложившихся структур и хозяйственных связей, обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством, отказ от разумного патернализма по отношению к отечественным производителям и практически полное открытие внутреннего рынка для импорта продуктов питания - все это подрывает базу для самообеспечения страны продовольствием. Постановка вопроса о самообеспеченности страны продовольствием отнюдь не означает проведение курса на автаркию и изоляцию от мирового рынка. Гибкая и эффективная защита отечественных производителей, регулирование соотношений, позволяющих весь импорт продуктов питания, возможности производства которых в стране крайне ограничены или вообще отсутствуют, покрывать экспортом таких продуктов питания, производство которых более эффективно. Монополизм производителей сельскохозяйственной техники, разбухание посреднических структур, непродуманная налоговая и кредитная политика делают производство продовольствия неэффективным, ведут к увеличению доли ручного труда. Объем и удельный вес торговой части продовольственных ресурсов неуклонно снижаются, усиливается натурализация производства.
Все это создает угрозу потери производственной независимости страны, которая станет свершившимся фактом, если опасность не будет своевременно осознана и не будут предприняты радикальные меры по ее отражению.
К числу внутренних угроз социальной стабильности общества и в конечном счете экономической безопасности относится рост безработицы. Этот процесс, негативный сам по себе, вызывает особую тревогу тогда, когда безработица приобретает массовый и застойный характер. Конфликтность ситуации обостряется и тем, что растущая безработица накладывается на специфическую российскую ментальность населения. Она резко усиливает дискомфортность в положении людей, служит питательной средой для роста преступности. Работать эффективно и производительно становится невыгодным и малопривлекательным. А это уже серьезная угроза экономической безопасности страны.
В условиях нарастающего экономического кризиса и искусственного сдерживания деловой и инвестиционной активности руководство России все шире использует внешние заимствования для "латания дыр" в финансовой системе. Использование иностранных займов само по себе не является чем-то предосудительным и опасным. Напротив, оно может стать важным рычагом подъема экономики, ее технического перевооружения, повышения конкурентоспособности производимой продукции. Весь вопрос - в целевом использовании займов и в масштабах государственного долга. О неэффективности внешних заимствований наглядно свидетельствует сам ход экономического развития: продолжающийся спад производства, ухудшение его структуры, снижение инвестиционной активности в ряде стран с переходной экономикой. Резко повышается тяжесть бремени, связанная с ростом масштабов внешнего долга и расходов по его обслуживанию. Особую тревогу вызывает ориентация на покрытие дефицита бюджета за счет внешних займов.
Все это происходит на фоне масштабного и слабо контролируемого оттока валютных средств, размещаемых в западных банках. Таким образом, налицо развитие процессов, представляющих серьезную угрозу независимости и экономической безопасности страны.
В последние годы резко ухудшается криминогенная ситуация в экономической сфере, которая уже сегодня представляет реальную опасность. Криминализация охватила практически все области хозяйственной жизни - отношения собственности, финансовую и банковскую деятельность, производство, торговлю и услуги, внешнеэкономические отношения.
В дополнение к нерешенным проблемам в последние годы добавились новые кризисы - бюджетный, неплатежей, расчетов, инвестиционный, долговой, банковский.
Вопрос 17, 18.
Равновесие фирмы
Равновесие фирмы - это такое положение фирмы, при котором она не имеет побудительных мотивов для изменения цены на свой товар и объема производимой продукции. |
Каким же образом фирма определяет цену на свой товар и объем производства? Ведь казалось бы, чем выше фирма установит цену и чем больший объем продукции произведет, тем и больше прибыли она получит. Однако не все так просто. Рассмотрим, на основании чего фирма принимает решения, учитывая линию поведения предприятия в различных рыночных структурах.
а) В условиях совершенной конкуренции
В условиях чистой конкуренции спрос на продукцию одной фирмы будет совершенно эластичен, так как доля каждой фирмы на рынке столь незначительна, что она не может повлиять ни на рыночную цену, ни на рыночный объем производства. Следовательно, кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна.
Предложение фирмы будет представлено кривой предельных издержек. А так как в условиях совершенной конкуренции цена, предельный доход и средний доход равны, то можно вывести условие, на которое ориентируется фирма при выборе объема производства, т.е. Р=АR=МR=МС.
Причем, данное правило имеет силу как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. В условиях краткосрочного равновесия конкурентная фирма может иметь прибыль или убытки. Рассмотрим различные варианты краткосрочного равновесия на рис. 54.
На рис. 54а и 54б показаны фирмы, которые имеют прибыль: рис. 54а - фирма имеет экономическую прибыль, рис. 54б - фирма имеет нормальную прибыль. В этих случаях фирма полностью покрывает издержки, имеет прибыль и желает сохранить это положение как можно дольше. На рис. 54в и 54г изображены фирмы, которые имеют убытки. Причем, если фирма на рис. 54г покрывает свои текущие затраты (т.е. затраты на сырье, материалы, заработную плату рабочим), издержки АVC меньше цены, она может надеяться на повышение цены в будущем и на стабилизацию своего положения, то фирма на рис. 54в не покрывает даже свои переменные затраты и вынуждена закрыться.
Таким образом, в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции фирма находится в равновесии, когда производит такой объем продукции при заданной - рыночной цене, при котором фирма либо максимизирует прибыль, либо минимизирует убытки.
Рис. 54. Равновесие фирмы
В долгосрочном периоде условие равновесия фирмы можно записать как: МR=МС=АС-Р, т.е. в долгосрочном периоде фирма получает только нормальную прибыль, так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли и наличия полной информации о товаре у производителей и покупателей слишком высокие прибыли привлекают в производство другие фирмы, а убыточные фирмы уходят из отрасли или разоряются и тогда в отрасли устанавливается равновесие: ни прибыли, ни убытков (см. рис. 55).
Рассмотрим теперь противоположную ситуацию, когда на рынке существует только один продавец товара, не имеющего заменителей.
б) В условиях монополии
Если в условиях совершенной конкуренции фирме необходимо выбрать только объем производства, так как цена Устанавливается на рынке и является величиной заданной, монополист определяет и объем производства, и цену, при которых происходит максимизация прибыли.
Проанализируем поведение фирмы-монополиста в краткосрочном периоде. В качестве кривой спроса для нее выступает рыночная кривая спроса, имеющая отрицательный наклон (сравните для конкурентной фирмы, где кривая спроса абсолютно эластична, и одновременно эта кривая выступала и как линия среднего и предельного дохода). Следовательно, монополист должен учитывать, что спрос его фирмы несовершенно эластичный. Если он поднимет цену, то потеряет часть своих клиентов, если же понизит цену, то сможет продать больше. Таким образом, устанавливая тот или иной объем продаж, монополист одновременно устанавливает цену.
Рис. 55. Совершенная конкуренция в долгосрочном периодеа
На рис 56а показано, каким образом монополист определяет цену Pm и объем производства Qm, и каковы были бы цена Pc и объем производства Qc в условиях совершенной конкуренции, где Pc=МС.
На рис. 56б представлено равновесие фирмы-монополиста, максимизирующей прибыль. Объем производства Qm является таким, при котором кривая предельного дохода пересекается с кривой предельных издержек, а ценой монополиста будет цена, соответствующая этому объему. Тогда условия максимума прибыли в условиях монополии:
МR=МС<Р.
Монополист всегда устанавливает цену, превышающую его предельные издержки. Из вышеизложенного можно сделать три вывода:
1) монополист устанавливает не максимально возможную цену, которую он хотел бы получить;
2) вытекает из предыдущего: монополист избегает неэластичного участка кривой спроса при выборе решения об объеме продаж и цене (попытайтесь доказать на числовом примере, что пока МR>0, спрос эластичен и кривая валового дохода возрастающая, и наоборот, как только МR<0, а спрос неэластичен, то валовой доход начинает падать);
Рис. 56. Равновесие в условиях монополии
3) при равновесии фирмы МС<Рm. Этой разницей иногда пользуются для определения степени монопольного влияния фирмы с помощью индекса Лернера:
Чем выше ин