Концепция государственной региональной политики Республики Беларусь.
Региональная политика государства – это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в территориальном региональном аспекте, т.е. связанная со взаимоотношениями государства и районов, а также районов между собой.
Цели региональной политики:
1.Создание и упрочение единого экономического пространства и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности.
2.Относительное выравнивание уровней социально – экономического развития региона.
3.Приорететное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства.
4.Максимально эффективное использование ресурсного потенциала страны.
5.Решение экологических проблем регионов.
Задачи региональной политики:
1.Сокращение региональных различий, в благосостоянии населения.
2.Обеспечение самостоятельно поддерживаемого в регионах роста переменного уровня доходов и занятости.
3.Сглаживание пространственных различий.
4.Поддержка слабых регионов.
5.Перераспределение ресурсов между богатыми и бедными территориями страны.
6.Повышение конкурентоспособности регионов.
7. «Смягчение» противоречий между городом и деревней; решение проблемы урбанизации.
8. Установление оптимального уровня соотношений общегосударственного и регионального уровней управления.
9. Решение национальных проблем.
10.Рациональной размещение новых промышленных объектов.
Принципы государственной региональной политики:
1.Децентрализация – делегирование прав и обязанностей в области регулирования развития местными органами госуправления и самоуправления.
2.Приоритетность – концентрация усилий на решение наиболее важных проблем региона.
3.Субсидиарность - вмешательство правительства в решение только важных и сложных региональных проблем.
4. Гибкость - связана с регулярным анализом последствий и корректировкой региональной политики.
5. Партнерство. Предполагает тесное взаимодействие и сотрудничество высших органов государственного управления, местного управления и самоуправления, а также всех заинтересованных сторон по выработке и реализации региональной политики.
6.Превентивность. Обусловлена своевременным вмешательством государства в региональное развитие.
7.Перманентность Постоянное, непрерывное всестороннее отслеживание процессов в регионах и соответствующее воздействие на них.
8.Прозрачность. Открытость государств региональной экономики.
62. Проблемы перехода от планируемой централизованно к рыночной экономике.
Переходный период включает три этапа:
• первый — деформация старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы, что связано нередко с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике;
• второй — становление нового экономического порядка. В этой фазе получает развитие новая институциональная среда, обеспечивающая экономическую деятельность в условиях рынка;
• третий — структурная перестройка, целью которой являются регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику.
Характер переходных процессов определяет два типа переходной экономики. Первый тип экономики базируется на процессах, развивающихся эволюционным путем. Примером могут служить экономические преобразования в Беларуси. Другой тип основывается на радикальной перестройке экономики, так называемой «шоковой терапии», когда новое создается по принципу «разрушения всего старого» (экономика Польши, России).
потребуется создать необходимые условия и решить ряд сложных проблем:
• ликвидировать негативные последствия экономического кризиса на первом этапе переходного периода, сохранить и развить научно-технический, инновационный и кадровый потенциалы страны;
• обосновать перспективную модель национальной экономики страны;
• создать законодательно-нормативную базу, правовые институты, обеспечивающие развитие рыночных отношений;
• либерализировать все виды экономической деятельности, не запрещенные законом, создать благоприятные условия для становления экономической свободы и конкуренции, развивать предпринимательство, малый и средний бизнес;
• обеспечить равноправие всех форм собственности;
• сформировать развитую систему рыночной инфраструктуры — валютной, фондовой и товарных бирж, многообразия финансовых учреждений;
• использовать преимущества глобализации для развития национальной экономики, увеличения прямых иностранных инвестиций и кредитов;
• изменить структуру и совершенствовать всю систему образования, подготовки и переподготовки рабочих и руководящих кадров, менеджеров и экономистов, способных работать в условиях рыночных отношений;
• значительно повысить роль заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула его трудовой активности;
• разработать и реализовать эффективную систему социальной защиты населения;
• повысить эффективность методов государственного регулирования экономической деятельности.
Решение этих проблем будет способствовать интеграции национальной экономики Беларуси в мировую экономическую систему.
63. Особенности перехода от планируемой централизованно к рыночной экономике в Республике Беларусь.
Весь период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:
1991 —1995 гг. — период глубокого затяжного экономического кризиса;
1996—2000 гг. — этап выхода экономики из кризисного состояния и углубления рыночных отношений;
2001 — 2005 гг. и следующие пятилетия — переход на инновационный путь устойчивого экономического развития.
Экономический кризис проявился в постоянном снижении объемов производства, падении уровня жизни населения и усилении дифференциации его доходов, росте инфляции и безработицы.
первые попытки осуществить макроэкономическую стабилизацию лишь на основе монетарных методов — либерализации хозяйственной жизни, приватизации, жесткой денежно-кредитной политики — не привели к ожидаемому результату. Структурная природа экономического кризиса требовала и соответствующих методов выхода из него. Ведущая роль в осуществлении новых направлений принадлежит не денежно-кредитной, а инвестиционной составляющей и реализации комплексных мер по реформированию экономики, что обусловило необходимость разработки специальных программ. Так, с целью вывода страны из кризисного состояния были разработаны Программа перехода Республики Беларусь к рыночной экономике, Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния, реализация которых позволила в 1996 г. заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства.
Характерная особенность первого пятилетия (1991— 1995 гг.) — ярко выраженные спад производства и макроэкономическая нестабильность. На это повлияло резкое сокращение традиционных рынков сбыта белорусской продукции, рост цен на ввозимое сырье и энергоресурсы, уменьшение внутреннего спроса и изменение его структуры. Высокая инфляция вызвала обесценение денежных средств всех секторов экономики. Второй (1996—2000 гг.) и начавшийся с 2001 г. третий этапы отражают результаты структурных преобразований в экономике, которые будут продолжаться несколько пятилетий. Они характеризуются целенаправленной деятельностью органов государственного управления по созданию необходимых условий для обеспечения роста экономики и повышения уровня жизни населения. Были разработаны и утверждены Основные направления социально-экономического развития страны на 1996— 2000 годы, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы, где в качестве приоритетов определены «экспорт—жилье—продовольствие» как базовые точки роста, основные звенья структурных преобразований, обеспечивающие развитие всех взаимосвязанных отраслей, производств и экономики в целом; предусмотрены переход к проведению реформ по мере появления объективных предпосылок и не в ущерб уровню жизни населения, усиление контроля со стороны государства и трудовых коллективов за разгосударствлением и приватизацией.