Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды

Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды Утверждена Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 06.09.1995 г.

Главным направлением государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды является осуществление заложенного в Конституции права граждан на благоприятную для жизни окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом, а также на компенсацию ущерба, нанесенного здоровью или имуществу в результате нарушения этих прав.

Обеспечение права граждан на безопасную окружающую среду определяется Конституцией Республики Беларусь, социально направленным законодательством по проблемам окружающей среды, основой которого является принятый в 1992 году Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" в сочетании с комплексом уже принятых и принимаемых законодательных актов в области охраны окружающей среды и принципов природопользования.

Основными принципами Концепции государственной политики в области охраны окружающей среды являются:

1) государственная собственность на все виды природных ресурсов, предусматривающая возможность передачи их в постоянное либо временное пользование отдельным юридическим и физическим лицам. Исключением является земля как особый вид природных и хозяйственных ресурсов, которая может находиться в государственной и частной собственности;

2) охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы на всей территории республики в сочетании с созданием системы особо охраняемых природных территорий, т.е. территорий, полностью либо частично выведенных из хозяйственного пользования в природоохранных целях;

3) законодательно обеспеченная, финансируемая из государственного бюджета система государственного контроля за состоянием окружающей среды, охраной и использованием природных ресурсов, качеством продуктов питания, безопасностью промышленной и сельскохозяйственной продукции для окружающей среды и здоровья населения;

4) государственная экологическая экспертиза проектируемых, строящихся и эксплуатирующихся хозяйственных объектов, подтвержденная экономической и правовой ответственностью за невыполнение ее требований или игнорирование ее проведения;

5) привлечение к делу охраны окружающей среды и контроля за ее состоянием населения, общественных организаций;

6) экономический механизм обеспечения охраны окружающей среды, включающий в себя:

- платность природопользования, предусматривающую плату за пользование всеми видами природных ресурсов, сбросы и выбросы в окружающую среду загрязняющих веществ и размещение отходов и позволяющую при этом в качестве исключения бесплатное пользование гражданами некоторыми видами дикорастущих растительных ресурсов (сбор грибов, ягод и т.д.);

- льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности, строительства природоохранных объектов, включая льготное кредитование из внебюджетных фондов охраны природы;

- поддержку на государственном уровне предприятий и организаций всех форм собственности, занимающихся проблемами экономии природных ресурсов, энергосбережения, переработки и утилизации отходов производства и потребления;

7) система мер уголовной и административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства при условии обязательного возмещения ущерба, нанесенного здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, за счет нарушителя;

8) участие в решении глобальных экологических проблем, в том числе:

- сохранении биоразнообразия;

- охране озонового слоя;

- предотвращении антропогенного изменения климата;

- охране лесов и лесовосстановлении;

- развитии и совершенствовании системы охраняемых природных территорий различного ранга и назначения;

- регламентации торговли редкими и находящимися на грани уничтожения видами животных и растений.

5. Совершенствование государственного управления в области охраны окружающей среды.

Совершенствование регулирования природопользования и охраны окружающей среды является неотъемлемой частью экологической политики государства, приоритетные направления которой на долгосрочную перспективу отражены в важнейших программных документах, таких как Программа социально-экономи­ческого развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг.; Национальная стратегия внедрения комплексных природоохранных разрешений на 2009–2020 гг., Стратегия по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия на 2011–2020 гг., Стратегия в области охраны окружающей среды Республики Беларусь на период до 2025 г. и др.

Перспективные направления реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов предполагают:

– обеспечение экологической безопасности;

– дальнейшее совершенствование системы нормирования и экономического стимулирования в области природопользования и охраны окружающей среды;

– принятие законодательных, нормативных правовых актов по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, гармонизированных с международными стандартами;

– снижение уровня выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

– повышение экологического потенциала лесных, земельных, водных ресурсов;

– рационализацию образования, переработку и захоронения отходов производства и потребления;

– совершенствование системы мониторинга окружающей среды и информационного обеспечения населения;

– повышение уровня охвата населения системой экологического просвещения, образования, подготовки кадров;

– снижение антропогенной нагрузки на природную среду до минимального уровня.

По каждому из этих направлений реализуются государственные, целевые, научно-технические, социально-экономические, экологические, отраслевые и региональные программы. Разработаны бизнес-планы предприятий и организаций, содержащие конкретные мероприятия по их практическому осуществлению.

Для сохранения положительных тенденций в состоянии окружающей среды, интеграции экологических требований во все сферы государственного управления Минприроды осуществляет координацию деятельности и разработку мер, направленных на проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности.

Необходимо отметить, что в Республике Беларусь в настоящее время реализуется ряд программных документов, в которых в значительной мере нашли отражение принципы экологической («зеленой») экономики, включающие пути решения поставленных задач, а также целевые показатели состояния окружающей среды. Для внедрения «зеленой» экономики необходимо:

– наличие эффективно действующего законодательства в областях охраны окружающей среды, энергосбережения и энергоэффективности, внедрение возобновляемых и альтернативных источников энергии, обращение с отходами и др.;

– увеличение инвестиций в «зеленую» инфраструктуру, в особенности в таких секторах как энергетика, обработка и удаление отходов, транспорт, сельское хозяйство и др.;

– решение проблем изменения климата, охраны озонового слоя, комплексного управления водными ресурсами и др.;

– поддержка исследований и инноваций;

– разработка и распространение экологически чистых технологий, наращивание потенциала и привлечение дополнительных финансовых ресурсов;

– внедрение системы мер по укреплению технологического потенциала национальной экономики, позволяющих обеспечить ее функционирование на экологических «зеленых» принципах;

– образование и профессиональная подготовка, которые являются ключевыми элементами развития человеческого потенциала для «озеленения» экономики.

Государственная политика в сфере использования и охраны водных ресурсов направлена на обеспечение потребностей экономики страны и населения в воде нормативного качества и в необходимых объемах, уменьшение загрязнения поверхностных и подземных вод, снижение негативных последствий наводнений и засух, расширение использования водных объектов для рекреационных целей.

Минприроды в 2011 г. разработана и утверждена Водная стратегия Республики Беларусь на период до 2020 г. В ней определены основные проблемы и задачи в области использования и охраны вод, которые необходимо решать с учетом особенностей предстоящего этапа социально-экономического развития страны.

В рамках реализации Национальной стратегии внедрения комплексных природоохранных разрешений на 2009–2020 гг. осуществляется внедрение комплексных природоохранных разрешений как неотъемлемого элемента системы государственного регулирования вредного воздействия на окружающую среду в целях упрощения административных процедур, стимулирования внедрения наилучших доступных технических методов для комплексного предотвращения и контроля загрязнения окружающей среды.

Предполагается внедрение дифференцированного подхода и применение упрощенных процедур учета воздействий на окружающую среду и выдачи разрешительных документов для малых, средних и микропредприятий.

В 2011 г. обеспечена переработка инвестиционного законодательства в части концессий на разработку недр и создана соответствующая нормативно-правовая база для обеспечения максимально привлекательных условий для инвестирования. Основные условия реализации инвестиционных проектов – обеспечение соблюдения национальных интересов в экологической сфере, применения современных технологий и методов добычи, разведки и эксплуатации месторождений полезных ископаемых, сопровождение проектов комплексными адекватными мерами по снижению и предупреждению угроз и потенциальных рисков, связанных с образованием крупнотоннажных отходов производства, загрязнением, оседанием земель, засолением почв.

Проводятся мероприятия по реформированию геологоразведочной отрасли и совершенствованию системы пользования недрами, включая техническое переоснащение для выхода на новые глубины бурения порядка 5000–6000 метров.

Для развития международного сотрудничества по выполнению совместных геологоразведочных работ и их научному обеспечению достигнуты договоренности с научными геологическими организациями Российской Федерации, Литвы, Украины, Ирана, Польши.

На ближайшую перспективу в целях обеспечения рационального использования природных ресурсов планируется:

– существенная переработка водного законодательства в части сокращения издержек на водоснабжение, создание условий по инвестированию в водоочистку;

– адекватное мощностям по централизованному водоснабжению наращивание мощностей по централизованному водоотведению и очистке сточных вод в агрогородках;

– разработка системы мер по контролю за предотвращением деградации мелиорированных сельскохозяйственных земель, восстановлением нарушенных земель при производстве сельскохозяйственных работ;

– совершенствование подходов к планированию проведения лесоустройства;

– обеспечение проведения межхозяйственного охотоустройства, оптимизации охотничьих угодий, разработка дополнительных механизмов по эффективному использованию продукции охоты;

– совершенствование методических подходов по определению объемов изъятия дикорастущих растений.

Не менее важной государственной задачей, является внедрение технологий переработки отходов, позволяющих производить тепловую энергию, получать биогаз и компост, создание системы сбора твердых коммунальных отходов, предусматривающую их обязательную и полную сортировку в населенных пунктах, а также организацию приема вторичных материальных ресурсов всеми торговыми организациями в сельской местности.

Актуален вопрос о расширении применения норм об экологической ответственности по устранению экологического ущерба в виде реализации восстановительных мер (таких как восстановление, реабилитация или замещение поврежденных природных ресурсов или услуг).

Республика Беларусь открыта всестороннему международному сотрудничеству, перспективные направления развития будут определяться проведением согласованной политики в области охраны окружающей среды в условиях активизации интеграционных процессов в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, реализации приоритетных направлений развития ЕврАзЭС.

Осуществляемая в Республике Беларусь экологическая политика позволяет не только сдерживать негативное воздействие хозяйственной деятельности на природную среду, но и обеспечить улучшение экологической ситуации в стране, способствует повышению эффективности использования природных ресурсов в интересах экономического роста и улучшения условий жизни населения.

Наши рекомендации