Социологическая экспертиза как компонент государственной социальной политики в Республике Беларусь. Современная концепция социального развития как основа социологического экспертирования.

А Н Н О Т А Ц И Я

СОКОЛОВА Г.Н. Социологическая экспертиза как необходимый компонент государственной социальной политики в Республике Беларусь

Раскрывается современная концепция социального развития как основа для социологического экспертирования. В ходе проведения экспертизы выявляются социальные последствия введения рыночных механизмов в условиях транзитивной экономики.

Summary

Sokolova G.N. Sociological Examination as a Necessary Component of State Social Politics in the Republic of Belarus

Contemporary conception of social development as the basis for sociological examination is discussed. In the course of examination, social consequences of labor market mechanisms introduction under transitive economy are discovered.

Размышления над новой книгой

Социологическая экспертиза как компонент государственной социальной политики в Республике Беларусь. Современная концепция социального развития как основа социологического экспертирования.

Переход от планово-административной к рыночной экономике — это трансформация общества во всех его структурах: изменение политической и государственной систем; обновление экономических основ общества; ликвидация системы «социального иждивенчества» с одновременным провозглашением стандартных либерально-демократических свобод; реструктурирование экономики, т.е. изменение ее пропорций и кооперационных связей; смена духовно-культурных ориентиров общественного развития. Сложность данного процесса состоит в том, что единой технологии трансформационных перемен нет и оптимальную политику преобразований каждой стране приходится вырабатывать самостоятельно. Поэтому, государственная социальная политика должна, по мнению ведущих экономистов и социологов, исходить из «доморощенных» преобразований, разработанных изнутри теми, кто чувствует нужды и потребности своей страны; а также ориентироваться на демократическую поддержку реформ, проявляющуюся в высокой инвестиционной активности населения, вовлеченного в ход этих реформ. Чтобы обеспечить «доморощенность» преобразований и участие в них населения, необходимо отслеживать процессы экономического реформирования и проводить социологическую экспертизу социальных последствий введения тех или иных рыночных механизмов, с учетом прогнозов социально-экономического развития государства.

Прогнозировать можно там, где существуют регулярность и повторение явлений, или там где имеют место устойчивые тенденции, которые можно выразить временными статистическими сериями или сформулировать в виде исторических трендов. Важно, что в решающие моменты эти тенденции становятся предметом выбора и решение ускорить, свернуть или изменить тенденцию представляет собой результат политического управления, способного стать поворотным пунктом в истории страны. Иначе говоря, прогнозирование возможно только тогда, когда есть основания предположить высокую степень рациональности в действиях влияющих на события людей — оценку ими издержек и ограничителей, принятие определенных правил игры.

Сегодня выбор и реализация руководством страны новой парадигмы государственного развития является архиважным для Республики Беларусь. Политическая воля по созданию Национальной стратегии социально-экономического и политического развития Беларуси, выраженная Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, гласит: « Основное стратегическое направление определено — это создание социально ориентированной рыночной экономики многоукладного типа с формированием гражданского общества и строительством унитарного демократического, социального, правового государства. При разработке этой стратегии человек, его права и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью развития общества и государства».

На основе социально ориентированной рыночной экономики строится современная концепция, включающая в себя пять направлений социально-экономического развития: в экономическом секторе — это переход от производства товаров к расширению сферы услуг; в структуре занятости — доминирование профессионального и технического класса; осевой принцип общества — центральное место теоретических знаний как источника нововведений и формулирования политики; будущая ориентация — особая роль технологии к технологических оценок; принятие решений — создание новой «интеллектуальной технологии». Однако, данная концепция вводится в условиях известного риска (набор возможных результатов известен, а вероятность каждого из них может быть выявлена) или неопределенности (спектр возможных результатов может быть очерчен, но вероятность их проявления полностью неизвестна). Кроме того, различные ситуации можно определить как «взаимодействие с природой», где ограничителями являются внешние факторы, или как «игры между людьми», где ход действий человека с необходимостью формируется под влиянием суждений и намерений других лиц. Именно поэтому представляется актуальной разработка основных принципов социологического экспертирования социальных последствий экономических преобразований.

Социологическая экспертиза— это специальное исследование, имеющее целью выяснение степени и длительности отклонения основных тенденций экономического, социального и политического развития групп и слоев, общества в целом от абсолютных требований основных социально-экономических законов. В связи с этим, социологическая экспертиза как одна из форм аналитической практики выполняет функцию критерия истинности научного познания. В сфере фундаментальных исследований используется качественная экспертиза, имеющая целью установить наличие или отсутствие предполагаемого теорией явления. В области прикладных исследований — это качественно-количественная экспертиза, имеющая целью выявить степень и длительность отклонения тех или иных социально-экономических показателей и тенденций реального развития объекта исследования от так называемых нормативных показателей развития, заложенных в концептуальную модель этого объекта. Сравнение теоретических моделей и реальных типических модификаций изучаемого объекта проводится с целью выяснения согласованности между собой основных принципов теоретического и эмпирического развития социального феномена, а также — выяснения причин их несогласованности, если таковая имеется.

Социологическая экспертиза позволяет анализировать основные характеристики социального развития как необратимого, целенаправленного, закономерного изменения материальных и идеальных объектов, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта, в виде изменения его состава или структуры. Представляется актуальным прояснить значение терминов — рост и развитие. Развитие рассматривается как процесс, в котором особую роль играет рост как количественная определенность, обозначаемая через понятие «темп роста». Количественные изменения, составляющие субстанцию роста, на определенной стадии приводят к новому качеству системы. Экономический рост является обобщающим показателем развития человеческого общества. Он увязывает в единое целое общественное производство, накопление и индивидуальное потребление. Он свидетельствует, с одной стороны, о затратах общественного труда и его производительности, а с другой — о росте благосостояния индивидов и приумножении общественного богатства. Экономический рост есть функция и вместе с тем условие устойчивого развития.

Устойчивое (а более точно, непрерывно поддерживаемое) развитие — это «такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».

Конечной целью развития должен выступать не сам по себе экономический рост, темпы и размеры накопления, а человек, обеспечение его материальных и духовных потребностей.В Республике Беларусь переход к устойчивому развитию требует структурной перестройки экономики, сбалансированного решения социально-экономических задач, совершенствования структуры производства по следующим основным направлениям: сохранение жизненно важных отраслей, удовлетворяющих потребности населения и экономики; ориентации на использование собственного технического потенциала и местных ресурсов; ускоренное развитие конкурентоспособных производств; развитие экономически оправданных интеграционных связей с Россией и другими странами СНГ и дальнего зарубежья; создание мотивационного механизма реализации мер по структурной перестройке экономики на основе гибкого сочетания рыночных методов и инструментов государственного регулирования.

Вместе с тем, структурная перестройка экономики не задает социальные изменения, она лишь предоставляет для этого возможности и инструменты. Как они будут использованы — предмет политического выбора, определяемый основными направлениями социальной политики государства. Они включают в себя: создание условий и возможностей гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей; обеспечение рациональной занятости населения; обеспечение роста денежных доходов населения; улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан; повышение степени защиты социально уязвимых групп населения. Особое внимание должно быть уделено государственному регулированию оплаты труда, которая недостаточно учитывает требования перехода к социально ориентированной рыночной экономике. Именно заработная плата должна стать одним из ведущих факторов повышения эффективности производства и основой роста уровня жизни населения.

Объектом социологического экспертирования должно стать и то, что «социальные результаты экономического роста характеризуются значительным недовыполнением прогнозного показателя по увеличению реальных денежных доходов — 103% в 2003 г. к 2002 г. при прогнозе — 106,0—106,5% (уровень темпов роста ВВП). При этом, рост реальной заработной платы был еще ниже — 103,0%, а средний размер реальной назначенной пенсии и вовсе почти не изменился — 101,1%». Таким образом, социологическая экспертиза должна держать в фокусе своего внимания актуальные для Республики Беларусь проблемные вопросы — медленный рост реальных денежных доходов населения и угрозу значительного повышения цен на потребляемые экономикой энергоресурсы в контексте опережающего роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения.

Кроме того, необходимость социологического экспертирования экономических преобразований вытекает из известного тезиса о том, что любые существенные изменения в производительных силах, открывая новые возможности, таят в себе и потенциальные угрозы. «В ближайшие десятилетия нельзя исключать развития целого ряда негативных тенденций, обозначившихся в Беларуси на рубеже веков. Если говорить о человеческом капитале, то среди них в первую очередь следует выделить: депопуляцию, включая резкое сокращение численности населения в дотрудоспособном возрасте со всеми вытекающими последствиями; ухудшение здоровья населения, саморазрушительное поведение; нарастающая инвалидизация; падение трудовой ответственности; «моральный износ» квалификации и образования; отсутствие возможностей (зачастую и желания) получить современное образование и его поддерживать на необходимом уровне».

Таким образом, выбор в пользу социально ориентированной экономики порождает ряд проблем, главные из которых: проблема баланса социального и экономического компонентов, так как издержки, сопровождающие внедрение неэкономических ценностей, предполагают потерю эффективности производства; проблема «оборотной стороны медали» экономических преобразований в виде негативных социальных тенденций; проблема учета экономических интересов различных слоев населения и их готовности участвовать в проведении экономических реформ. Социологическое экспертирование социальных последствий экономических преобразований с последующей корректировкой социальной государственной политики становится настоятельной необходимостью нашего времени.

Наши рекомендации