Розничная торговля и тенденции ее развития

Торговля представляет собой обособившуюся на основе общественного разделения труда совокупность предприятий, реализующих товары народного потребления путем купли-продажи.

Торговля подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя торговля осуществляет реализацию товарной продукции на внутреннем рынке страны. Она охватывает оптовую и розничную торговлю. Именно розничная торговля завершает процесс товарного обращения, так как с ее помощью товары, произведенные в других отраслях экономики, доводятся до потребителей.

Развитие и состояние розничной торговли анализируются с использованием ряда показателей. Важнейшим среди них является объем розничного товарооборота, который в значительной степени отражает и уровень жизни населения.

Розничная торговая сеть с учетом особенностей торгового обслуживания населения делится на стационарную, передвижную и посылочную. Ведущая роль принадлежит стационарной сети, к которой относятся магазины и мелкорозничная сеть. Через магазины реализуется основная часть товаров.

На внутреннем рынке страны наблюдаются и такие негативные тенденции, как снижение продаж по отдельным товарным группам, увеличение остатков нереализованных товаров в промышленности и торговле. Отечественные товары по своему качеству и особенно цене не всегда выдерживают конкуренции с более дешевыми товарами, поступающими из России и стран вне СНГ.

Важнейшее перспективное направление развития розничной торговли — улучшение качественной структуры товарооборота. Повышение доли продаж непродовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота может быть достигнуто за счет ускоренных темпов производства и продажи технически сложной высококачественной радио- и электроаппаратуры, транспортных средств, мебели, строительных материалов и других товаров хозяйственного назначения. Торговое обслуживание сельского населения, особенно жителей малых населенных мест, во многом определяется развитием потребительской кооперации.

Общественное питание и его место в экономике страны.

Общественное питание — отрасль экономики по производству и реализации готовой пищи населению через сеть специализированных предприятий (столовых, кафе, ресторанов, буфетов и др.). Кроме государственных и кооперативных, частных и иностранных предприятий она включает все формы общественно организованного питания населения в детских дошкольных учреждениях, больницах, домах отдыха, санаториях, на турбазах и т.д.

Общественно организованное питание в детских дошкольных учреждениях, больницах, санаториях, организуемое за счет общественных фондов потребления бесплатно или на льготных условиях, выполняет часть общей задачи этих учреждений: воспитание детей, восстановление и поддержание на должном уровне здоровья населения, организацию его культурного отдыха.

Кризис в общественном питании связан с резким ухудшением финансового состояния предприятий этой отрасли. Наряду с ростом сети престижных ресторанов и кафе с высоким уровнем обслуживания и дизайна наблюдалось сокращение столовых, где питаются рабочие. Резкое увеличение оплаты за транспортные услуги, потребление энергии и тепла привело к значительному росту отпускных цен, и многие столовые стали недоступными для населения со средним достатком. Даже в учебно-воспитательных учреждениях системы образования, где снижена торговая надбавка до 10 % , предоставлены льготы по аренде помещений, предприятия общественного питания практически смогли обеспечить студентов и школьников только поддерживающим питанием.

Для повышения рентабельности отрасли предусматривается создание сети предприятий быстрого питания, для которых характерна высокая окупаемость.

Предприятия быстрого питания предполагается размещать в местах пересечения пассажиропотоков, крупных и средних административных, торговых и туристских центрах, на оживленных транспортных магистралях. Здесь же будут построены закусочные и кафетерии, гриль-бары, пиццерии, магазины и отделы кулинарии, блинные, пельменные, пирожковые, шашлычные и др.

Наши рекомендации