Денежный рынок: понятие, структура. Спрос и предложение денег.

Денежный рынок — это часть финансового рынка, рынок краткосрочных высоколиквидных активов; это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, "цену" денег; это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.

На денежном рынке деньги "не продаются" и "не покупаются" подобно другим товарам. В этом специфика денежного рынка. При сделках на денежном рынке деньги обмениваются на другие ликвидные средства по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной нормы процента.

Для изучения механизма функционирования денежного рынка большое значение имеет похоже его структуризация. Вычленение отдельных сегментов рынка возможно осуществить по нескольким критериям:

· по видам инструментов, которые используются для перемещения денежных средств от продавцов к покупателям;

· по институционным признакам денежных потоков;

· по экономическим назначениям денежных средств, которые покупаются на рынке.

По первому критерию в денежном рынке возможно выделить три сегмента: рынок ссудных обязательств, рынок ценных бумаг, валютный рынок . Хотя в организационно-правовом аспекте данные рынки функционируют самостоятельно, между ними существует тесная внутренняя связь. Денежные средства способны свободно перемещаться с одного рынка на другого, одни и те же субъекты способны осуществлять операции практически одновременно на каждом из них.

По институционным признакам денежных потоков можно выделить такие секторы денежного рынка: фондовый рынок , рынок банковских кредитов, рынок услуг небанковских финансово-кредитных учреждений.

На фондовом рынке осуществляется перемещение небанковкого ссудного капитала, который приводится в движение с помощью фондовых ценностей (акций, средне- и долгосрочных облигаций, бондов, остальных финансовых инструментов продолжительного действия). Значение этого рынка состоит в том, что он открывает большие возможности для финансирования инвестиций в экономику.

21. Банковская система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма.

Банковская система включает центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчётных центров.

Центральный банк — главный регулирующий орган кредитной системы страны или группы стран.

Центральные банки выполняют следующие базовые функции:

§ законодательно закрепленную эмиссионную монополию в отношении банкнот;

§ являются «банком банков» — служат расчетным центром банковской системы, предоставляют ей кредиты, в некоторых странах осуществляют надзор за деятельностью банков;

§ являются банком правительства;

§ проводят денежно-кредитное регулирование.

Банковский мультипликатор — экономический коэффициент, равный отношению денежной массы к денежной базе и демонстрирующий, в частности, степень роста денежной массы за счёт кредитно-депозитных банковских операций.

22. Инфляция — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.

В экономической науке различают следующие причины инфляции:

1. Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения.

2. Чрезмерное расширение денежной массы за счёт массового кредитования.

3. Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства.

4. Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы.

5. Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.

23. Отрицательными последствиями высокого уровня инфляции являются:

· сокращение реальных доходов населения;

· перераспределение доходов и богатства немногочисленного слоя населения;

· усиление риска для предпринимателей;

· снижение стимулов к денежным накоплениям;

· увеличение спекулятивных форм торговли;

· возникновение эффекта инфляционной спирали зарплаты и цен;

· бегство от денег; скупка любых товаров;

· вытеснение торговли бартером;

· отвлечение капиталов от сферы производства и перемещение их в сферу обращения;

· затруднение возможности регулирующего влияния на экономику со стороны государства;

Антиинфляционная политика - комплекс мер, разработанных государством, по предотвращению или сдерживанию возникшей инфляции.

Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

24. Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

В соответствии с современной экономической теорией существование и функционирование полноценного, конкурентного рынка труда предполагает ряд взаимосвязанных условий, основные из которых следующие:

- большое количество независимых субъектов, представляющих сторону спроса и сторону предложения на рынке труда;

- рыночные мотивации поведения экономических субъектов на рынке труда;

- экономическая свобода, или свобода выбора для субъектов на рынке труда;

- высокая степень потенциальной мобильности субъектов на рынке труда;

- общая рыночная (конкурентная) среда в экономике.

Механизм рынка труда представляет собой взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособностью населения, желающего работать по найму на основе информации, полученной в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Он имеет свою структуру. Она включает следующие элементы: спрос на труд, предложение труда, цена труда, конкуренция.

Таким образом, под действием механизма спроса и предложения рынок труда выполняет следующие функции:

- соединение рабочей силы со средствами производства (капиталом), регулирование спроса и предложения труда;

- обеспечение конкуренции между работниками за рабочее место, а между работодателями – за найм рабочей силы;

- установление равновесной цены;

- содействие полной экономически эффективной занятости

Эффект дохода - это изменение спроса на товар только как результат колебания покупательной способности денежного дохода, вызванного в свою очередь изменением цен.

Эффект замещения будет иметь место тогда, когда потребитель начнет покупать больше товаров, на которые снизились цены, или заменять их товаром, на который цены постоянны или даже выросли.

25. Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.

Основными формами заработной платы являются:

1) повременная

2) поштучная (сдельная).

Повременная заработная плата есть такая форма заработной платы, при которой величина заработка рабочего находится в зависимости от проработанного им времени — часов, дней, недель, месяцев. В соответствии с этим различаются: почасовая оплата, подённая, понедельная, помесячная.

Поштучная (сдельная) заработная платаесть такая форма заработной платы, при которой величина заработка рабочего находится в зависимости от количества выработанных им в еди­ницу времени изделий, отдельных деталей, или от количества выполненных операций.

Номинальная заработная платаесть заработная плата, выраженная в деньгах; это сумма денег, которую получает рабочий за проданную капиталисту рабочую силу.

Реальная заработная платаесть заработная плата, выражен­ная в средствах существования рабочего; она показывает, сколько, и каких предметов потребления и услуг может купить рабочий на свою денежную заработную плату.

26. Занятость — деятельность граждан связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход.

Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.

Выделяют следующие виды безработицы:

§ Добровольная— связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы.

§ Вынужденная (безработица ожидания) — возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Разновидности вынужденной безработицы:

§ циклическая— вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Для разных стран естественным признаётся разный уровень безработицы.

§ сезонная— зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики.

§ технологическая— безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

§ Зарегистрированная— незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.

§ Маргинальная— безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.

§ Неустойчивая— вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).

§ Структурная— обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест.

§ Институциональная — безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.

§ Фрикционная— время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.

§ Скрытая:

§ формально занятые, но фактически безработные лица;

§ наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных.

Социальные последствия безработицы:

 
Отрицательные Положительные  
Обострение криминогенной ситуации Повышение социальной ценности рабочего места  
Усиление социальной напряженности Увеличение личного свободного времени  
Рост количества физических и душевных заболеваний Возрастание свободы выбора места работы  
Увеличение социальной дифференциации Увеличение социальной значимости и ценности труда  
Снижение трудовой активности    
     

27. Капитал — совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства. В более узком смысле это источник дохода в виде средств производства (физический капитал).

Структура капитала - это соотношение экономико-стоимостных характеристик различных видов активов организации.

Структура капитала:

Основной капитал

А) Здания, сооружения

Б) Машины, оборудование, инструменты и инвентарь

В) Патенты, товарные знаки, авторские права

Оборотный капитал

А) Сырье, топливо, энергия, материалы

Б) Незавершенное производство, запасы готовой продукции

Оборотный капитал — элементы капитала, характеризующиеся коротким сроком службы; стоимость которых сразу входит в затраты на создание нового продукта (например, материалы; сырье; изделия, предназначенные для продажи; деньги).

Основные фонды - это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, постепенно изнашиваясь, переносят свою стоимость по частям на вновь создаваемую продукцию.

Любые объекты, входящие в состав основных средств, кроме земли (кроме сельского хозяйства и добычи ресурсов), подвержены физическому и моральному износу, то есть под влиянием физических сил, технических и экономических факторов. Физический износ можно частично восстановить, произведя ремонт, реконструируя и модернизируя основные средства.

Моральный износ проявляется иначе, чем физический. Основные фонды по своей конструкции, производительности, расходам на обслуживание и эксплуатацию отстают от своих новейших аналогов.

Норма амортизации - установленный процент от балансовой стоимости основных фондов, списываемый ежегодно на себестоимость продукции.

28. А) Рынок ценных бумаг, фондовый рынок — составная часть финансового рынка, на котором оборачиваются ценные бумаги.

Б) Ценные бумаги можно классифицировать по следующим признакам:

§ срок существования: срочные (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и отзывные) и бессрочные;

§ форма существования: бумажная (документарная) или безбумажная (бездокументарная);

§ порядок фиксации владельца: именные (владелец фиксируется на бланке или в специальном реестре), предъявительские (владельцем признаётся непосредственный держатель), ордерные (обязательство исполняется по приказу оговоренного лица, которое может передать право приказа другому лицу). В качестве ордерных ценных бумаг могут обращаться, например, векселя, коносаменты, чеки;

§ форма обращения (порядок передачи): передаваемые по соглашению сторон (путем вручения, путем цессии) или ордерные (передаваемые путем приказа владельца — индоссамента);

§ форма выпуска: эмиссионные или неэмиссионные;

§ регистрируемость: регистрируемые (государственная регистрация или регистрация ЦБ РФ) и нерегистрируемые;

§ национальная принадлежность: российские или иностранные;

§ вид эмитента: государственный (федеральный или муниципальный) и негосударственный (корпоративный или частный);

§ обращаемость: рыночные или нерыночные;

§ цели использования: инвестиционные (цель — получение дохода) или неинвестиционные (обслуживают оборот на товарных рынках);

§ уровень риска: безрисковые или рисковые (низкорисковые, среднерисковые или высокорисковые);

§ наличие начисляемого дохода: бездоходные или доходные (процентные, дивидендные, дисконтные);

§ номинал: постоянный или переменный

В) Курс ценных бумаг— курсовая цена, по которой продаются и покупаются ценные бумаги на фондовой бирже. Расчетная курсовая цена определяется путем умножения номинальной цены, указанной в бумаге, на отношение приносимого дивиденда (в процентах к номиналу) к текущему уровню банковского ссудного процента.

29. Рынок земли - сфера формирования спроса и предложения на земельные ресурсы.

Главной особенностью рынка земли является то обстоятельство, при котором предложение земли в каждый данный момент времени постоянно и не может расширяться или уменьшаться в зависимости от изменений цен.

Особенности функционирования рынка земли:

1) Нулевая эластичность

2) Спрос на землю предъявляют покупатели, которых можно разделить на две группы:
1) сельскохозяйственные пользователи;
2) несельскохозяйственные пользователи.

3) Спрос на землю зависит от спроса на те товары или услуги, для создания которых нужно иметь возможность использовать определенный участок земли

Факторами, влияющими на предложение земли, являются плодородие и положение.

Фиксированный характер предложения земли означает, что кривая предложения абсолютно неэластична. Предложение земли не может быть увеличено даже в условиях значительного роста цен на землю.

Спрос на землю неоднороден. Он включает 2 элемента: сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос. Кривая спроса на землю будет иметь отрицательный наклон. Это связано с тем, что по мере вовлечения земли в хозяйственный оборот нужно переходить от лучших по плодородию земель к средним и худшим.

Кривая несельскохозяйственного спроса также имеет отрицательный наклон, т.к. есть свои ограничения (приходится использовать земли не только в центре города, но и на окраинах).

30. Земельная рента — это цена, уплачиваемая за использование ограниченного количества земли и других природных ресурсов.

Виды рент:

Абсолютная земельная рента — один из видов дохода от собственности на землю, плата собственнику за разрешение применять капитал к земле; уплачивается арендатором абсолютно со всех участков земли независимо от плодородия.

Дифференциальная рента — дополнительный доход, получаемый за счет использования большей плодородности земли и более высокой производительности труда.

Дифференциальная рента существует в двух формах: дифференциальная рента I и дифференциальная рента II.

Источниками дифференциальной ренты I являются более производительный труд на относительно лучших и средних по плодородию землях, а также различия в местоположении участков земли.

Дифференциальная рента II связана с дополнительными вложениями капитала в один и тот же участок, обеспечивающими получение добавочной прибыли.

Монопольная рента - особая форма земельной ренты, образуется при продаже определенных видов сельскохозяйственных продуктов по монопольной цене, превышающей их стоимость.

31. Предприятия, понятия , виды, их классификация

Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Виды предприятий:

Индивидуальное (на основе личной собственности и труде физического лица);

Частное (на основе собственности физического лица с правом найма рабочих);

Коллективное (на основе собственности трудового коллектива);

Государственное (является собственностью государства);

Совместное (на основе объединения имущества разных собственников).

В зависимости от вида деятельности предприятия могут быть промышленными, строительными, угледобывающими, химическими, торговыми и т.д.

Классификации:

- тип собственности (частные или государственные);

- характер и содержание деятельности;

- ассортимент выпускаемой продукции;

- способы и методы ведения конкурентной борьбы;

- способ вхождения в различные союзы и объединения;

- организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

32. Издержки производства предприятия, их классификация

Издержки- это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности. Они могут быть представлены в показателях себестоимости продукции, характеризующей в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые необходимы для производства и реализации продукции.

Классификация:

Различают следующие виды издержек:

1) бухгалтерские издержки – это издержки, рассчитанные на определенный объем продукции по соответствующим элементам затрат на основе установленных норм и нормативов;

2) экономические издержки – это издержки явные и неявные. При этом неявные издержки называют издержками упущенных возможностей;

3) альтернативные издержки возникают вследствие утраченных возможностей. Особое их значение приобретает учет при принятии решений при строительстве нового цеха, проведении реформы по изменению формы собственности, организационно-правовой формы предприятия;

4) постоянные издержки – это издержки, которые с увеличением объема производства не изменяются;

5) переменные издержки меняются с изменением объема производства (сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, заработная плата рабочих);

6) средние издержки – это издержки, которые зависят от степени влияния экономии материальных и трудовых ресурсов;

7) общие издержки – это общие затраты, независимо от места их возникновения;

8) предельные издержки – показывают прирост издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции или отношение прироста переменных издержек к вызванному ими приросту продукции.

33. Прибыль бухгалтерская, экономическая, нормальная

БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРИБЫЛЬ — прибыль от предпринимательской деятельности, рассчитанная по бухгалтерским документам без учета документально не зафиксированных издержек самого предпринимателя, в том числе упущенной выгоды.

Прибыль экономическая - разница между доходами и экономическими издержками, включающими наряду с общими издержками альтернативные (вмененные) издержки; исчисляется как разность между бухгалтерской и нормальной прибылью предпринимателя.

НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ — 1) прибыль на вложенный капитал, которая могла бы быть получена, если бы капитал был использован простейшим, обычным способом, то есть предоставлен в виде ссуды, аренды; 2) издержки предпринимателя, не включенные в затраты, не отраженные в предпринимательских издержках согласно бухгалтерской документации, условно включенные в бухгалтерскую прибыль.

34. Особенности рынка чистой конкуренции, поведение предприятия на рынке чистой конкуренции

Особенности:

1) На рынке действует множество мелких фирм, каждая из которых независима от поведения других фирм и принимает любое решение самостоятельно.

2) Доля каждой фирмы в общем объеме предложения отрасли настолько мала, что любое её решение об изменении цены не отразится на цене рыночного равновесия. Ни одна из фирм не может влиять на рыночную цену через объем производства и предложение товаров.

3) Любая фирма в этих условиях воспринимает рыночную цену как внешний фактор, не зависящий от ее действий. Фирма является ценополучаетелем, следовательно, она не имеет собственной ценовой политики.

4) Все фирмы отрасли производят однородную продукцию. Поэтому покупателю всё равно, у какой фирмы её покупать.

5)Вступление новых фирм в отрасль не встречает никаких препятствий.

6) Доступность информации. Издержки ее получения и затраты времени равны нулю.

Поведение:

Поведение фирмы зависит не только от времени, но и от формы конкуренции. Цель фирмы - максимизировать разрыв между ценами и издержками. На рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не влияет на цену своей продукции. Цена устанавливается только под воздействием общего рыночного спроса и предложения всех фирм. Если фирма повысит цену на свою продукцию, то она потеряет покупателей, которые будут покупать продукцию ее конкурента. Ее продажи упадут до нуля. Значит, фирма не властна над ценой. Величина ее издержек определена технологией данного предприятия. Что же может сделать предприниматель, чтобы получить максимальную прибыль? Он может только изменить объемы производства. Тогда встает следующий вопрос: какое количество продукции фирма должна производить и продавать, чтобы получить максимальную прибыль? Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо сравнить рыночную цену на продукт и предельные издержки фирмы.

35. Предприятия в условиях рынка чистой монополии. Ценовая дискриминация.

Абсолютная или чистая монополия возникает в том случае, когда одна фирма становится единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей или субститутов. Чистая монополия характеризуется целым рядом специфических черт. Предприятие-моно­полист олицетворяет собой целую отрасль, то есть, представлена всего одной фирмой. Именно эта фирма является единственным производителем или единственным поставщиком данного товара. Следо­вательно, законы спроса и предложения действуют одинаково и их проявление однозначно, что для отдельного предприятия, что для отрасли и в целом. Предмет монополии уникален в том смысле, что не существует адек­ватных или близких заменителей монополизированного продукта. Перед покупателем не стоит проблема выбора. Он вынужден либо покупать продукт у монополиста, либо обходиться без него.

Ценовая дискриминация или ценовая дифференциация — установление разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с различными издержками

36. Рынок монополистической конкуренции и его особенности

РЫНОК МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ — рынок ряда продавцов и покупателей, совершающих сделки в широком диапазоне цен, а не по единой розничной цене.

Особенности: Большое число покупателей и продавцов, Невысокие барьеры для вступления в отрасль, Производство дифференцированной продукции имеющей много заменителей., Наличие неценовой конкуренции.

37. Рынок олигополии, предприятия в условиях рынка олигополии

Олигополия - это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое количество продавцов (олигополистов).

Особенности:

На рынке находится небольшое количество участников, каждый олигополист должен принимать во внимание действия других участников. Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм. Принимая решение, фирма-олигополист всегда учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине, на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора. Доля каждого участника олигополистического рынка более 10 %.

38. Национальная экономика. Особенности ,структура, показатель

Структура национальной экономики – это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики. Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:

1) домашнее хозяйство

2) социальная структура

3) отраслевая структура

4) территориальная структура

5) структура внешней торговли

6) инфраструктура национальной экономики

Особенности:

- природно-климатический фактор

- религиозный фактор

- многонациональность

- геополитический фактор.

Показатель:

Наиболее широко используемым показателем функционирования национальной экономики – производство товаров и услуг, является валовой национальный продукт (ВНП). Он определяется как рыночная ценность (стоимость) всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике страны за год. При этом учитывается годовой объем конечных товаров и услуг, созданных гражданами данной страны, как в рамках национальной территории, так и на территории других стран.

39. Национальное богатство, ВВП, ВНП, дефлятор ВВП

Национальное богатство — макроэкономический показатель, представляющий в денежном выражении совокупность активов, созданных и накопленных обществом. Национальное богатство - это совокупная стоимость всех экономических активов (нефинансовых и финансовых) в рыночных ценах, находящихся на ту или иную дату в собственности резидентов данной страны, за вычетом их финансовых обязательств как резидентам, так и не резидентам. Национальное богатство включает: природные богатства, материальные ценности, духовные ценности.

ВВП: Валовой внутренний продукт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства

ВНП: Валовой национальный продукт (ВНП или GNP) — в отличие от ВВП, отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами

НД общества: Национальный доход (НД) - это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. При его подсчете не включается сумма амортизации, косвенных налогов, государственных субсидий.

НД - это чистый "заработанный доход" общества (з/плата, доходы населения, прибыль).

Наши рекомендации