Ограниченность государственного регулирования экономики
Закон непредвиденных последствий. Система государственного регулирования экономики несет в себе неустранимое противоречие. С одной стороны, провалы рынка, его недостаточная экономическая эффективность и неспособность решать социальные проблемы требуют правительственного вмешательства. С другой стороны, деятельность правительства часто ведет к распространению неэффективности и неравенства даже на тех рынках, которые могли бы хорошо функционировать и без государственного регулирования. Причина неудач правительства двояка. Во-первых, действует закон непредвиденных последствий. Во-вторых, возникает явление, которое называют провалами правительства.
Закон непредвиденных последствий - это свойство действий правительства иметь непреднамеренные (неожиданные) эффекты в дополнение к тем, которые были целью этих действий. Выплата пособий по безработице, например, имеет ожидаемый полезный эффект - помощь безработным, но может иметь также и непредвиденный отрицательный эффект - рост числа безработных из-за снижения их активности в поиске работы. В силу взаимной противоречивости исходных задач государственного регулирования практически любое действие правительства обязательно приведет одновременно как к позитивным, так и к негативным последствиям.
Кроме того, как показывает практика, в деятельности правительства существует тенденция к сознательному осуществлению программ, которые не устраняют, а, напротив, усиливают экономическую и социальную неэффективность. Ситуации, при которых политика правительства ослабляет эффективность использования ресурсов в сравнении с рыночным механизмом, усиливает социальную напряженность в обществе, называют провалами правительства. Эти ситуации возникают в связи с тем, что в условиях представительной демократии депутаты (представители граждан) часто действуют как «искатели политической ренты», как люди, максимально озабоченные ростом своей популярности в глазах избирателей. Популистская озабоченность депутатов толкает их к защите программ, дающих заметный сиюминутный результат, к принятию решений, чьи положительные последствия наиболее понятны рядовым избирателям. Поэтому законодательная власть может принять заведомо неэффективное с экономической и социальной точек зрения решение, если его отрицательные последствия не очевидны.
Государственный аппарат также подвержен бюрократизму, тенденции к постоянному возрастанию, несмотря на регулярные попытки его сокращения, а также коррупции, сращиванию с отдельными финансово - промышленными группами (приоритетной защите их интересов в экономической политике). Таким образом, хотя государственное регулирование составляет необходимый элемент современного рыночного хозяйства, оно тоже имеет свои отрицательные стороны. Есть сферы экономики, где рынок малоэффективен, но есть и сферы, которым вмешательство государства принципиально противопоказано. Общее требование к государственному регулированию в развитом рыночном хозяйстве формулируется следующим образом: государство должно способствовать улучшению работы рыночного механизма, но не стремиться подменить его.
Приватизация в России. Приватизация, несомненно, является одним из важнейших звеньев политики разгосударствления. Приватизация в широком смысле слова - это преобразование государственной собственности в частную и другие формы собственности. Строго говоря, приватизацией в собственном смысле слова следовало бы называть только передачу собственности в частную {индивидуальную) собственность. Однако исторически сложилось так, что этот термин используют более широко, для обозначения любых изменений государственной формы собственности (даже если новым коллективным собственником становится, например, акционерное общество, т. е. тысячи или десятки тысяч совладельцев).
При определении стратегии приватизации (денационализации) необходимо решить две основные проблемы.
Первая проблема. Кому передавать государственную собственность?
Новыми собственниками могут быть, в принципе, любые лица, способные выкупить госсобственность (в том числе и иностранные граждане). Однако чаще государство оказывает предпочтение определенным социальным группам (например, трудовому коллективу или директорскому корпусу приватизируемого предприятия). В некоторых случаях (как в Восточной Германии, в Прибалтике) собственность возвращается наследникам тех лиц, у которых она некогда была отобрана. Поскольку государственная собственность в СССР юридически считалась общенародной, то правомерна и точка зрения, что собственность государства должна была быть передана всем гражданам страны.
Вторая проблема. На каких условиях передавать государственную собственность?
Приватизируемая собственность может продаваться новым собственникам по восстановительной стоимости, по аукционной или льготной цене. В том случае, если новыми собственниками становятся не отдельные граждане, а многочисленные группы, то передача титулов собственности осуществляется через акции. Наконец, возможна и бесплатная раздача госсобственности.
Успех политики приватизации определялся в решающей степени тем, насколько удачно она будет осуществляться в среднем и крупном промышленном производстве. За рубежом продажа крупных приватизируемых предприятий обычно проводилась всем желающим, хотя при этом и оговаривались льготы для работников приватизируемых предприятий. Но в России начала 90-х годов не было толстосумов, которым была бы по карману покупка заводов - гигантов. Крупные денежные суммы имелись только у «подпольных миллионеров» и у иностранных бизнесменов. Главным путем приватизации стало акционирование - распыление собственности среди тысяч держателей акций. Поскольку стратегия развития акционерных компаний определяется советом акционеров, то первоочередным вопросом становятся пропорции распределения акций среди различных категорий их держателей. Процесс акционирования больших предприятий протекал по трем основным моделям.
1. Базовая модель - рабочий персонал приватизируемого предприятия получает бесплатно 25 % всех акций без права голоса, 5% голосующих акций на льготных условиях приобретают руководители предприятия, персонал может купить по номиналу еще 10% голосующих акций.
2. Модель с преимущественным контролем персонала - трудовой коллектив выкупает абсолютный контрольный пакет своего предприятия - 51% всех акций.
3 Модель с преимущественным контролем менеджмента - действующая администрация получает 20 % голосующих акций с правом их выкупа через год.
При любой модели приватизации значительная часть акций (от 49 до 80 %) уходит за пределы предприятия и попадает в руки государственных комитетов и фондов имуществ. Они, в свою очередь, торгуют этими акциями на фондовой бирже, продают их как частным лицам, так и различным институциональным держателям, например, инвестиционным фондам.
Если акционирование является общепризнанной практикой, то ваучерная компания - специфика России (за рубежом схожие методы применялись только в Чехословакии). Согласно исходному замыслу этой компании, каждый гражданин России должен был, бесплатно получить свою долю «общенародной» собственности и обратить её либо в наличные, либо в ценные бумаги, дающие право на регулярное получение дохода (дивиденда). По Указу президента, в 1992г прошла раздача ваучеров - ценных бумаг на предъявителя, которые должны были использоваться их владельцами до конца 1993г (позже сроки реализации ваучеров были продлены еще на полгода).
В течение срока своего действия ваучер мог быть использован одним из трех основных способов: либо продан по текущему рыночному курсу, либо обменен непосредственно на акции предприятия, либо обменен на акции инвестиционного фонда. Высказывались предположения, будто цена ваучера достигнет цены автомашины; однако рыночный курс ваучера даже к концу ваучерной компании был ниже цены не то что автомашины, но даже велосипеда. Осуществить прямой обмен ваучера на акции предприятия могли, как правило, только его работники. Большинство рядовых граждан обменяли свой ваучер на акции различных чековых инвестиционных фондов. Впрочем, начало выплаты дивидендов в феврале-марте 1994г вызвало скорее разочарование, чем облегчение. Значительная часть предприятий России нерентабельна, основная их масса с трудом сводит концы с концами. Прибыль по акциям предприятий, держателями которых выступают инвестиционные фонды, будет в ближайшие годы низка. Поэтому годовые доходы от акций инвестиционных фондов в лучшем случае соразмерны со средним недельным заработком.
Акционерно-ваучерная компания привела к торжеству номенклатурной приватизации. Реальными собственниками стали, в первую очередь, представители старой партийно-хозяйственной элиты - директорский корпус, получивший значительную долю « внутризаводских» акций, и руководители крупных ЧИФов, контролирующие «внешние» пакеты акций. Вместо обещанного социального рыночного хозяйства стал складываться «директорский капитализм», при котором предприниматели «делают деньги» не столько путем развития производства, сколько за счет биржевых манипуляций акциями, СКВ, посреднической торговли и т.д.
Основные понятия
Прямые методы регулирования
Косвенные методы регулирования
Государственное предпринимательство
Бюджетно-финансовая политика
Денежно-кредитная политика
Директивное и индикативное планирование
Кейнсианство
Монетаризм
Провалы правительства
Разгосударствление (деэтатизация)
Приватизация
Акционирование