Функции государственного регулирования экономики
В системе государственного регулирования торговли среди общих функций важнейшей следует считать, по нашему мнению, создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования. Как известно, рыночная экономика объективно предполагает высокую эффективность управления благодаря компетентному использованию ее законов, принципов, методов.
Осуществляемый в современных условиях страны переход от административно-плановых методов торговой деятельности к экономическим методам применительно к рыночным отношениям повлек резкое увеличение объема законодательных установок, предназначенных для регулирования товарного обращения. Гигантские масштабы торговой деятельности, огромные объемы осуществляемых в стране торговых операций, развитие внешнеторговых связей обязывают учитывать отечественные и зарубежные новые юридические решения, приемы, средства для регулирования торгового оборота.
Предметом регулирования торгового права является торгово-предпринимательская деятельность по продвижению товаров от изготовителей в организации розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и иных хозяйственных целей. Экономисты в государственном регулировании в качестве главных составляющих на первое место ставят социально-экономические отношения. Ниже представлены основные функции государственного регулирования экономики.
Частными функциями регулирования следует считать:
принятие решений;
коммерческий и внутрифирменный расчет;
управление материально-технической базой торговли и транспортно-экспедиционными операциями;
управление товарными ресурсами;
заключение договоров купли-продажи и поставки товаров;
организацию приемки товаров по количеству и качеству;
регулирование развития торгово-хозяйственных процессов;
кадровое обеспечение;
контроль и учет за ходом развития процесса;
координирование и регулирование деятельности системы;
организацию обслуживания потребителей.
Часть этих функций регулируется государством, а часть находится в оперативно-хозяйственном ведении руководителя организации.
Выполнение общих и частных функций управления связано с решением конкретных задач с помощью определенных методов управления. Так, для реализации функции маркетинга необходимо применение методов разработки внутрифирменных программ маркетинга и прогнозов развития, для функции планирования — выполняется ряд методов анализа, планирования и прогнозирования и т.д. Функции, методы управления, экономические рычаги и инструменты взаимосвязаны между собой в единый экономический (хозяйственный) механизм управления на уровне организации. [6]
Вопросы хозяйственной деятельности регламентируются, прежде всего, уставом торгового предприятия, системой целевых показателей, внутренних нормативов и требований по отдельным вопросам организационно-управленческой, экономической и финансовой деятельности предприятия.
При переходе от распределительного и директивного управления к регулирующему воздействию система государственного регулирования торговли должна строиться: во-первых, с учетом финансово-хозяйственной самостоятельности (автономии) организации и, во-вторых, исходя из условий децентрализации управления, разграничения компетенции, полномочий и ответственности между его различными уровнями.
Совершенствование механизма регулирования на уровне субъектов РФ и предприятий предусматривает преобразование управленческих структур торговли на основе четкого разграничения функций государственного регулирования и непосредственного оперативно-хозяйственного руководства, что предполагает развитие самостоятельного хозяйствования и самоуправления предприятиями с различными формами собственности.
Следующей общей функцией является децентрализованное управление объектами сферы торговли. Реализация этой функции направлена на проведение региональной политики по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, участие в инвестиционных проектах и программах социально-экономического развития регионов, государственного регулирования социально-экономического развития по территориальным субъектам хозяйствования, предупреждения банкротства.
Апробация функции управления на уровне субъектов хозяйствования (Новосибирской области) выявила чрезмерно частую сменяемость органов управления торговлей, недостаточную координацию этих органов и другие негативные явления.
Важное значение в условиях реализации социально ориентированной модели рыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).
Для развивающегося общества со смешанной экономикой характерны: социальная ориентированность экономики; рост уровня жизни различных социальных слоев и групп; выполнение государством функций по поддержке и развитию социальной сферы или обеспечению предпосылок ее развития, созданию систем социальных гарантий и защиты для различных слоев населения.
Немаловажной общей функцией является функция стратегического планирования. Иногда экономисты называет ее планово-прогнозной. Виднейший экономист В. Леонтьев подчеркивал значимость этой функции. Он часто использовал сравнение экономики с кораблем: частная инициатива, как ветер в парусах, сообщает экономике свой импульс, планирование же, как руль, направляет экономику в нужную сторону. Стратегическое планирование, отмечал В. Леонтьев, направлено на получение внутренне согласованных описаний различных состояний, в которых экономика может оказаться после применения альтернативных комбинаций различных мер экономической политики. Обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики. [7]
Само понятие «механизм», происходящее от греческого mechane — машина, означает система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Следовательно, одной из составляющих этой функции в условиях формирования рыночной экономики является обеспечение порядка осуществления деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного и национального дохода. Система организационно-экономических отношений охватывает отношения, складывающиеся в процессе организации интегрированного труда, отношения по обмену деятельностью и отношения управления.
В рыночной экономике роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы установить «правила игры», определять стратегические направления развития, поддерживать нормальное функционирование регулирующих механизмов, а не в четкой регламентации деятельности предприятий. [8]
В государственном регулировании рыночной экономики два аспекта представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.
Второй аспект — это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.
Составляющими организационной функции являются также:
усиление государственного контроля за деятельностью организаций, особенно обеспечивающих государственный заказ;
создание информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования.
Организационная функция охватывает обширный комплекс вопросов, связанных с выбором организационных форм функционирования торговых организаций на базе различных форм собственности, схем и структур управления: определение функций, прав, взаимоотношений, ответственности каждого звена регулирования, совершенствование информационной базы, систему кадрового обеспечения, т.е. систему найма и оплаты труда, подготовки и расстановки кадров. И последней общей функцией является интеграционная. Новой чертой современных рыночных отношений является переход к интеграции во всех составляющих сферах деятельности предприятий, позволяющей наиболее четко видеть будущее развитие предприятия, комплексно учитывать интересы потребителя и производителя. Именно реализация новых подходов в государственном регулировании торговли наиболее эффективна через механизм взаимовыгодной торгово-экономической, торгово-производственной интеграции.
Цель экономической и организационно-управленческой интеграции регионов состоит в обеспечении стабильности функционирования экономик регионов и экономического роста, безопасности и устойчивости развития торговых организаций, входящих в интегрированный комплекс, за счет совместного использования конкурентных преимуществ регионов и их ресурсного потенциала, включая привлечение средств от хозяйственно-финансовой деятельности субъектов интеграции.
Для эффективной реализации функций торгового менеджмента Бланком И.А. предложено выделить на торговом предприятии в разрезе основных сфер его деятельности организационную, экономическую и финансовую.
Функции государственного регулирования сферы торговли тесно связаны, по нашему мнению, с формами (инструментами) её регулирования (рис. 2): институциональной, программной; денежно-кредитной; налоговой; ценовой; лицензированием, квотированием и др.
Рис. 2. Инструменты государственного регулирования
Рынок как форма хозяйственного общения утверждается именно в ходе становления и совершенствования экономических институтов, которые понимаются нами в данном случае как регуляторы, инструменты экономических форм (госзаказ, социальный и коммерческий заказ). Одним из интегрирующих регуляторов в торговле выступают договорные институты.