Инструменты денежно-кредитной политики государства

Кредитно-денежная политика - политика, проводимая центральным банком самостоятельно (или по согласованию с правительством), политика воздействия на экономическую конъ­юнктуру путем изменения количества денег в обращении.

Задача денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы изменения в денежном предложении соответствовали основным целям экономического развития: повышению деловой активности, снижению инфляции и поддержанию платежного баланса.

Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством, ее проводником является ЦБ. Он располагает набором средств, которые часто называют инструментами денежно-кредитной политики. Эти инструменты в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в форме банковский депозитов; либо на процентные ставки.

Имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (кратко- и долгосрочные).

Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия преследует цель увеличения занятости и подъема производства, а кредитная рестрикция – предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономического подъема, или снизить темпы инфляции.

По форме инструменты денежно-кредитной политики подразделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административные инструменты имеют форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и направленных на ограничение сферы деятельности кредитных учреждений. Под инструментами рыночного характера подразумевается способы воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капитала.

По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. с помощью количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей КБ, а следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.

По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики разделяются на долго- и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от донного года до нескольких десятилетий (н-р, финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики (н-р, преодоление финансового кризиса в стране).

Кредитно-денежная политика осуществляется посредством специфических инструментов и реализует определенные цели. Выделяют конечные и промежуточные цели.

К конечным целям относят: быстрый рост реального ВВП; низкую безработицу; ста­бильные цены; устойчивый платежный баланс.

К промежуточным целям относят: денежную массу; ставку процента; обменный курс. Цели достигаются посредством определенных инструментов, которые подразделяются на прямые (лимиты кредитования; прямое регулирование процентной став­ки) и косвенные (операции на открытом рынке, изменение нор­мы обязательных резервов, изменение ставки рефинансирова­ния).

Операции на открытом рынке - покупка и продажа централь­ным банком государственных ценных бумаг (облигаций). Посред­ством операций на открытом рынке центральный банк регули­рует величину денежной массы в народном хозяйстве страны. Покупая ценные бумаги, центральный банк тем самым увеличи­вает резервы коммерческих банков, повышает их кредитные возможности, расширяя денежное предложение. Продавая цен­ные бумаги, центральный банк сокращает резервы коммерчес­ких банков, их кредитные возможности и денежное предложе­ние.

Изменение норм обязательных резервов - метод воздей­ствия на величину банковских резервов, которая устанавлива­ется центральным банком в процентах от величины депозитов. Ее величина зависит от вида вкладов (по срочным вкладам она ниже в сравнении с вкладами до востребования) и от размеров банков (для крупных банков она выше в сравнении с мелкими банками).

В результате увеличения нормы обязательных резервов уве­личиваются обязательные резервы, сокращается кредитная ак­тивность коммерческих банков, поскольку уменьшается денеж­ное предложение. Уменьшение нормы обязательных резервов, наоборот, увеличивает средства для расширения кредита, де­нежное предложение, стимулируя тем самым кредитную актив­ность коммерческих банков.

Обязательные резервы хранятся в виде беспроцентных вкла­дов в центральном банке. Кроме обязательных резервов коммер­ческие банки могут хранить и избыточные резервы — суммы сверх обязательных резервов на непредвиденные случаи, напри-, мер для увеличения потребности в ликвидных средствах. Чем большая сумма хранится в избыточных резервах, тем больше теряют доход, который коммерческие банки могли бы получить в случае использования их в обороте.

Изменение учетной ставки - это изменение процентной ставки, по которой коммерческие банки могут брать в долг ре­зервы у центрального банка; осуществляется в форме повыше­ния или понижения учетной ставки. В результате повышения учетной ставки растет процентная ставка, сокращается объем заимствования у центрального банка, вызывая тем самым со­кращение операций коммерческих банков по предоставлению ссуд. Коммерческие банки, получая дорогой кредит, сами уве­личивают свои ставки по ссудам, вследствие чего происходит удорожание кредита вообще. Снижение учетной ставки, наоборот, облегчает получение банковских кредитов, понижается про­центная ставка, расширяются кредитные операции, увеличива­ется денежное предложение. Учетная ставка (ставка рефинансирования), как правило, ниже ставки межбанковского рынка.

Кредитно-денежная политика, осуществляемая центральным банком, производится посредством политики дешевых или доро­гих денег. Политика дешевых денег присуща в основном эконо­мическому кризису и большой безработице. Она делает кредит дешевым и легкодоступным, увеличивает денежное предложение, понижает процентную ставку, стимулирует рост инвестиций и ВВП. Политика дорогих денег сокращает или ограничивает рост денежной массы в стране, понижает доступность кредита, тем самым сокращая инвестиции, совокупные расходы и ограничи­вая инфляцию.

Наши рекомендации