Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики государства

Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним из наиболее важных направлений государственного регулирования рыночной экономики. Для функционирования кредитно-банковской системы она имеет первостепенное значение. Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса.

Государственная политика направлена либо на

· стимулирование кредита (кредитная экспансия – первый вид) - проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей, либо на его

· сдерживание (кредитная рестрикция- второй вид) - проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией кадр 22.

Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).

Методы денежно-кредитной политики делятся на общие и селективные (см кадр 23).

Общие –являются преимущественно косвенными и влияют на рынок ссудных капиталов в целом, а селективные - на регулирование конкретных видов кредита и имеют в основном директивный характер.

На кадре 6 представлены основные методы и специфические инструменты государственного кредитно-денежное регулирования, осуществляемого через Центральный банк. Любой из этих видов кредитно-денежного контроля со стороны ЦБ влияет на изменение денежной массы в стране.

Рассмотрим подробнее. Общие.

Общие. Политика учётной ставки (дисконтная политика) выражается в регулировании ставки переучета в Центральном банке векселей (письменных обязательств должников уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок в установленном месте), поступивших от коммерческие банков. Те же, в свою очередь, получают векселя от промышленных, торговых и прочих компаний. При определении своего ссудного процента коммерческие банки ориентируются на учетную ставку ЦБ.

Изменение величины учетной ставки зависит от состояния экономический конъюнктуры: в условиях спада ставка понижается и кредит расширяется, а при подъеме и угрозе перегрева экономики (то есть угрозы выхода производства за пределы платежеспособного спроса на рынке) ставка повышается я объем кредитования сокращается.

Ставка рефинансирования - учётная ставка Центробанка РФ по краткосрочным кредитам, представляемых коммерческим банкам, по централизованным кредитным ресурсам под залог различных активов.

Согласно системе обязательных резервов, коммерческие банки обязаны хранить определенную часть своих кредитных ресурсов на беспроцентных счетах Центрального банка. Величина резервов устанавливается ЦБ в отношении депозитов коммерческих банков и колеблется от 5 до 20%. Как и учетная ставка, размер резервов регулируется в зависимости от экономической конъюнктуры.

Регулирование денежной массы помощью операций на открытом рынке выражается в купле-продаже государственных облигаций кредитно-банковскими учреждениями. Продавая облигации на открытом рынке, ЦБ таким образом уменьшает кредитные ресурсы коммерческих банков и других кредитных институтов. Эти операции ЦБ уменьшают предложение кредита банками и, следовательно, способствуют повышению процентных ставок на рынке. И наоборот.

Селективные. Прямое административное воздействие государства на практике находит выражение в прямых предписаниях кредитным учреждениям в форме различных директив, инструкций, а также применения санкций. Эти меры в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки.

Регулирование риска и ликвидности банковских операций путем контроля за размерами кредита, предоставляемого одному клиенту, соотношения объема кредитных операций и величины собственных средств, которые не должны превышать определенных пределов.

ЦБ контролирует деятельность коммерческих банков (особенно сомнительные операции), проводит регулярные ревизии кредитных учреждений. Большое значение в кредитном регулировании имеет законодательная и нормативная практика, осуществляемая органами государственной власти – парламентом, правительством, местной администрацией.

Наши рекомендации