Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства

Можно выделить несколько видов фискальной полити­ки государства.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - меры прави­тельства по изменению государственных расходов, налогообло­жения и состояния государственного бюджета, она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия); ее цель - преодоление циклического спада экономи­ки; фискальная экспансия предполагает увеличение госрасходов и снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосроч­ной перспективе может привести к расширению предложения, факторов производства и росту экономического потенциала.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция), ее целью является ограничение циклического подъема экономики путем снижения госрасходов и увеличения налогов или комбинирование этих мер. Эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада про­изводства.

Выделяют следующие цели фискальной политики:

· сглаживание колебаний экономического цикла;

· обеспечение устойчивого экономического роста;

· достижение высокого уровня занятости при умеренных тем­пах инфляции.

Общая фискальная политика подразделяется на два вида: дискреционную и недискреционную (автоматическую).

Дискреционная фискальная политика вызвана сознательны­ми решениями правительства в области государственных рас­ходов и налогов с целью воздействия на реальный объем на­ционального дохода, занятость и инфляцию. Основными инст­рументами дискреционной политики выступают изменения ставок налогообложения, проекты общественных работ, трудоустрой­ство населения.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика не требует специальных решений правительства, так как основана на действии встроенных стабилизаторов, которые приводят к автоматическому изменению налоговых поступлений в государ­ственный бюджет и государственных расходов. Это пассивная фискальная политика. Встроенный (автоматический) стабилиза­тор - это экономический механизм, автоматически реагирую­щий на изменение экономической конъюнктуры. В качестве встроенных стабилизаторов выступают прогрессивный подоход­ный налог, пособия по безработице, пособия по бедности. В пе­риод спада встроенные стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, росту соци­альных выплат и дефициту государственного бюджета. В пери­од подъема происходит обратный процесс. Таким образом, происходит автоматическое сглаживание циклических колебаний экономики.

Фискальная политика государства в коротком периоде может сопровождаться эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета. Мультипликативные эффекты играют важную роль при выборе мероприятий бюджетно-налоговой политики, так как результат этих эффектов выражается в приросте дохода, производства продукции.

Бюджетный мультипликатор (мультипликатор государствен­ных расходов) - отношение изменения реального националь­ного дохода к вызвавшему его изменению государственных рас­ходов:

вставка формулы со стр. 85 Шестакова.

Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства - student2.ru где … - мультипликатор государственных расходов;

… - пре­дельная склонность к потреблению.

Модель мультипликатора изменится, если учесть уровень налогообложения:

вставка со страницы 86 Шестакова

где …. - предельная налоговая ставка.

Налоговый мультипликатор - отношение изменения реаль­ного национального дохода к вызвавшему его изменению нало­гов: /7?( = dYI dT = - Су / (1 - Су) (вставка). Модель налогового мультипли­катора в закрытой экономике с учетом уровня налогообложения имеет вид: т, = -Су1 [(1 - Су)(1 - /)] (вставка). Мультипликационный эф­фект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государ­ственных расходов. При выборе направлений бюджетно-нало­говой политики учитывается, что увеличение государственных расходов окажет большее влияние на рост дохода, нежели сни­жение налогов.

Мультипликатор сбалансированного бюджета - равное уве­личение государственных расходов и налогов - вызывает уве­личение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов. Норвежский экономист Т.Хаавельмо дока­зал, что при кейнсианской функции потребления даже при со­хранении сбалансированного бюджета возникает мультиплика­ционный эффект. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице, dY - dG = dT. Этот вывод получил название те­оремы Хаавельмо и объясняется тем, что мультипликатор госу­дарственных расходов больше налогового.

Лекция 10. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель IS- LM

Цель лекции: исследовать взаимодействие реального сектора экономики (товарных рынков) и денежного рынка

Наши рекомендации