Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Изучение данного курса начинается с формирование у студентов основ экономического мышления, а также создание общетеоретической и методологической основы для дальнейшего изучения микроэкономики, макроэкономики, специальных экономических, прикладных математических и экономико-статистических дисциплин. Студент должен освоить базовые понятия общей экономической теории, характеризующие экономические процессы во всех рыночных структурах, разбираться в уровнях и методах экономического анализа, знать основные проблемы экономической формации, уметь анализировать простейшие экономические модели, изучить элементы рыночной инфраструктуры, а также ориентироваться в проблемах экономической реформы России.

Изучение дисциплины строится на сочетании лекций, практических занятий и различных форм самостоятельной работы студентов. Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе - самостоятельной работы студентов. Выделяемые часы целесообразно использовать для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и практических рекомендаций.

Промежуточным контролем знаний студентов в течение обучения являются рефераты, устные и письменные опросы, контрольные работы, тесты по ключевым темам читаемой дисциплины.

1. Решение задач с использованием методов экономического анализа. Примеры задач даны в методическом обеспечении к рабочей программе.

2. Метод «мозгового штурма». Пример задания: Методом «мозгового штурма» в малых группах проанализируйте кривую производственных возможностей при введении инновационных технологий.

3. Деловые и ролевые игры.Пример задания: выявите проблемы экономического характера при анализе деятельности экономики в выбранной отрасли, предложите способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, разработайте план мероприятий по повышению экономической эффективности деятельности отрасли экономики.

4. Деловая игра «за» и «против».Пример задания: Оцените следующую ситуацию – как изменение в факторах производства может повлиять на уровень развития экономики.

5. Составление опорного конспекта. Пример задания: составьте опорный конспект на одну страницу формата А4 по теме «Крупнейшие представители и краткое содержание основных направлений экономических учений».

6. Составление тематического плана. Пример задания: Составьте тематический план, состоящий из 10-12 безглагольных предложения (3-4 слова в каждом), по теме: «Модели экономических систем».

7. Тестирование. Примеры тестов даны в методическом обеспечении к рабочей программе.

8. Для контроля самостоятельной работы используются следующие приёмы:рефераты, устные и письменные опросы.

9. Разбор конкретных ситуаций. Пример творческого задания: Проблема «безбилетника» возникает тогда, когда люди могут получить благо независимо от того, заплатили они за него или нет. Если человек пользуется выгодами, не оплачивая их, то он становится «безбилетником». Такой человек преследует лишь свой интерес и не думает об общественном благе, в результате блага не будут производиться. Докажите на конкретных примерах, что у «безбилетника» ограниченные представления о своих интересах.

10. Вопросы для обсуждения. Пример задания: Вопросы для обсуждения: 1. Преимущества командно-административной системы. 2. Недостатки командно-административной системы. 3. Модели рыночной экономики.

В процессе изучения дисциплины студент должен иметь системное представление о структуре и тенденциях развития экономики, получить навыки ведения исследовательской работы, абстрактного логического мышления и анализа экономических проблем, должен знать основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на экономическом уровне. Студент должен уметь строить на основе описания ситуаций стандартные экономические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; прогнозировать на основе стандартных экономических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений. Студент должен овладеть методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных экономических моделей.

В результате освоения дисциплины у студента должно быть сформировано умение использовать теоретические знания и практические навыки.

Разработчики:    
Доцент кафедры экономики и финансов, к.э.н.   А.В. Бугров
Эксперты:    

Протокол междисциплинарного согласования

Рабочей программы учебной дисциплины

«Введение в экономику»

с прочими дисциплинами учебного плана

В 201 __ / __ учебном году

Рабочая программа _________________ согласована ___________________

Наименование дисциплин учебного плана Кафедра Предложения об изменениях в содержании материала, пропорциях, порядке изложения и т.д. Принятое решение кафедрой, разработавшей программу (протокол №, дата)
       
       
       
       

<В графе 1 приводится, во-первых, наименование дисциплин, на знание которых опирается данная дисциплина, во-вторых, наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину.

В графе 2 указываются кафедры, обеспечивающие преподавание этих дисциплин. Предложения соответствующих кафедр по корректировке содержания программы учебной дисциплины, а также решение, принятое по итогам рассмотрения, вносятся в графы 3 и 4.>

Члены методической комиссии:

________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Заведующий кафедрой ________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Наши рекомендации