Тема 1. Возникновение мирового хозяйства. Международное разделение труда – материальная основа мирового хозяйства

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономической теории и мировой экономики

ЧЕПУРНЫХ МАРГАРИТА ЕВГЕНЬЕВНА

Учебно-методический комплекс по дисциплине

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Цели и задачи изучения дисциплины

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности «Бухгалтерский учет, аудит и экономический анализ», а также аспирантов и преподавателей экономических ВУЗов. Целью изучения является углубление фундаментальных знаний студентов и всех заинтересованных лиц о сущности и основных проблемах мировой экономики. Задачи изучения курса состоят в формировании представлений о принципах экономического сотрудничества стран в условиях глобализации мирового хозяйства, о социально-экономических свойствах мирового рынка, его территориальных масштабах, методах государственного регулирования внешней торговли. Важное место в курсе занимают глобальные проблемы современной мировой экономики, международное перемещение факторов производства, сущность и формы международной экономической интеграции, валютные отношения. Одной из важнейших задач данного курса является выявление места и роли России в современном мировом хозяйстве, проблем и перспектив расширения ее участия во внешнеэкономических отношениях.

Изучаемый курс тесно связан с такими дисциплинами, как «Макроэкономика», «Международные экономические отношения». Знания, полученные при изучении курса «Мировая экономика», незаменимы в решении конкретных проблем, возникающих в практической деятельности, как на уровне принятия управленческих решений, так и в повседневной жизни каждого человека.

Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

- иметь представление о сущности современного мирового хозяйства и места в нем России;

- знать концептуальные основы участия стран в международных экономических отношениях;

- уметь анализировать и прогнозировать ситуации, возникающие между странами по разнообразным вопросам экономического взаимодействия;

- приобрести навыки эффективного решения возникающих на практике проблем;

- овладеть методами, применяемыми в экономических исследованиях, инструментарием экономического анализа для решения ситуаций.

Объем дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Количество часов по

Формам обучения

Очная Заочная Второе высшее

№№ семестров 3

Аудиторные занятия: 72 12 8

лекции 36 12 8

семинары 36 - -

Самостоятельная

работа36 128 132

ВСЕГО ЧАСОВ НА

ДИСЦИПЛИНУ108 140 140

Текущий контрольконтрольная - -

работа

3 семестр

Виды промежуточ-экзамен –

ного контроля3 семестр зачет зачет

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения - очная

Название тем Всего Виды учебных занятий

Аудиторные занятия:

Лекции Семи- Самосто-

нары ятельная

работа

1. Возникновение

мирового хозяйства.

Международное разде-

ление труда – матери-

альная основа миро-

вого хозяйства 12 4 4 4

2. Мировой рынок и

международная торговля 12 4 4 4

3. Государственное

регулирование внешней

торговли. Тарифные и

нетарифные методы 12 4 4 4

4. Место и роль России

в современном мировом

хозяйстве 12 4 4 4

5. Глобальные проблемы

современной мировой

экономики 12 4 4 4

6. Международное пере-

мещение факторов

производства 12 4 4 4

7. Современная валют-

ная система 12 4 4 4

8. Содержание и формы

международной эконо-

мической интеграции 12 4 4 4

9. Регулирование

мирового хозяйства 12 4 4 4

ИТОГО:108 36 36 36

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения – заочная (6 лет обучения)

Названия тем Всего Виды учебных занятий

Аудиторные Самостоя-

занятия тельная

работа

лекции семи-

нары

1. Возникновение миро-

вого хозяйства. МРТ –

материальная основа

мирового хозяйства 15 2 - 13

2. Мировой рынок и

международная тор-

говля 16 2 - 14

3. Государственное

регулирование внеш-

ней торговли 16 2 - 14

4. Место и роль

России в современном

мировом хозяйстве 16 2 - 14

5. Глобальные проб-

лемы современной

мировой экономики 16 - - 16

6. Международное

перемещение факторов

производства 16 - - 16

7. Современная валют-

ная система 16 - - 16

8. Содержание и формы

международной эконо-

мической интеграции 16 2 - 14

9. Регулирование ми-

рового хозяйства 13 2 - 11

ИТОГО:140 12 - 128

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения – заочная (второе высшее образование)

Название тем Всего Виды учебных занятий

Аудиторные Самосто-

Занятия ятельная

Лекции Семи- Работа

нары

1. Возникновение

мирового хозяйства.

МРТ – материальная

основа мирового

хозяйства 15 2 - 13

2. Мировой рынок и

международная тор-

говля 15 - - 15

3. Государственное

регулирование внешней

торговли 16 2 - 14

4. Место и роль России

в современном миро-

вом хозяйстве 15 2 - 13

5. Глобальные проблемы

современной мировой

экономики 16 - - 16

6. Международное пере-

мещение факторов про-

изводства 16 - - 16

7. Современная валют-

ная система 16 2 - 14

8. Содержание и формы

международной эконо-

мической интеграции 16 - - 16

9. Регулирование миро-

вого хозяйства 15 - - 15

ИТОГО:140 8 - 132

Содержание курса

Тема 1. Возникновение мирового хозяйства. Международное разделение труда – материальная основа мирового хозяйства.

Современное мировое хозяйство: понятие, структура, субъекты и тенденции развития. Основные формы мирового хозяйства: международное разделение труда, международное движение товаров, услуг и факторов производства.

Современные тенденции изменения конкурентоспособности; современные формы международной кооперации и перелива капиталов, международных экономических объединений.

Субъекты мирового хозяйства. Неравномерность экономического развития стран. Классификация стран мира по экономическому потенциалу и уровню социально – экономического развития.

Глобализация мирового хозяйства и её последствия для разных групп стран.

Наши рекомендации