Требования к лингвокультурологическому словарику

Контрольная работа

Настоящая дисциплина состоит из двух основных блоков – лингвострановедение и страноведение. Лингвострановедение реализует практику отбора и презентации в учебном процессе сведений о национально-культурной специфике речевого общения с целью обеспечения коммуникативной компетенции студентов, изучающих английский язык. Страноведение – учебная дисциплина, предметом которой является определенным образом отобранная и организованная совокупность экономических, социально-политических, исторических, географических и других знаний о стране изучаемого языка.

В соответствии со сказанным контрольная работа по дисциплине содержит задания двух типов. Первый из них посвящен предметной области страноведения и подразумевает поиск и систематизацию информации о разных сферах жизни страны изучаемого языка – Великобритании. Второй направлен на знакомство с языковыми реалиями, отражающими социально-культурные особенности страны.

Задания контрольной работы охватывают все блоки курса. Контрольная работа состоит из 7 заданий разного типа. Шесть заданий имеют форму конкретных вопросов, на которые необходимо дать четкие, полные и краткие ответы. Для выполнения контрольной работы следует прежде всего продумать каждый вопрос. Не следует включать в ответ информацию, не относящуюся к сути заданного вопроса, потому что сведения, приведенные не по существу, расцениваются как ошибка. Приветствуется использование при ответе на вопрос различных приемов систематизации и организации излагаемой информации: развернутых планов, тезисов, таблиц, схем, диаграмм, сопровождаемых необходимыми комментариями, и т.п.

Требования формального характера к выполнению первых шести заданий контрольной работы:

– задания должны быть выполнены на листах формата А 4 (можно в компьютерном наборе, параметры – Times New Roman, одинарный интервал, шрифт – 12, поля – 2 см со всех сторон);

– задания надо выполнять в том порядке, в котором они предложены в контрольной работе;

– формулировку задания надо обязательно воспроизвести, а затем отвечать на вопрос;

– ответы на все вопросы кроме первого и второго должны быть на английском языке.

Последнее (седьмое) заданиеносит творческий характер, направлено на практическое использование знаний страноведческого характера, обязательным требованием к его выполнению является разработка презентации Power Point.

Требования к презентации:

Презентация должна включать не более 10–12 слайдов, должна отражать основное содержание реферативной части контрольной работы. В презентации должно быть равное соотношение иллюстративного и текстового материала. Для текстовой составляющей презентации можно использовать любой вид шрифта, при этом рекомендуемый размер шрифта – не менее 32 пунктов. Обратите внимание на то, что цвет шрифта должен быть контрастным по отношению к фону слайда (максимально контрастен черный шрифт на белом фоне).

Необходимо использовать так называемые рубленые шрифты (например, различные варианты Arial или Tahoma), причем размер шрифта должен быть довольно крупный – 35 – 60 пунктов и более для заголовков и 25 – 50 пунктов для основного текста. Предпочтительно не пользоваться курсивом или шрифтами с засечками, так как при этом иногда восприятие текста ухудшается. В некоторых случаях лучше писать большими (заглавными) буквами (тогда можно использовать меньший размер шрифта). Иногда хорошо смотрится жирный шрифт.

2. Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать, например, фон – светлый, а шрифт – темный, или наоборот. Первый вариант предпочтительнее, так как текст читается лучше. Черный текст – белый фон не всегда можно назвать удачным сочетанием для презентаций, так как при этом в глазах часто начинает рябить (особенно если шрифт мелкий), а, кроме того, иногда не достигается тот визуальный эффект, который необходим для эффективного восприятия материала. Использование фотографий в качестве фона также не всегда удачно, из-за трудностей с подбором шрифта. В этом случае надо либо использовать более-менее однотонные иногда чуть размытые фотографии, либо располагать текст не на самой фотографии, а на цветной подложке (см. рис. 1). Иногда целесообразно использование "тематического" фона: сочетание цветов, несущие смысловую нагрузку и т.п.

3. Слайды не надо перегружать ни текстом, ни картинками. Лучше избегать дословного "перепечатывания" текста на слайды. Перегруженные текстом, слайды вообще не смотрятся. Лучше не располагать на одном слайде более 2 – 3 рисунков, так как иначе внимание слушателей будет рассеиваться. Не стоит вставлять в презентации большие таблицы: они трудны для восприятия – лучше заменять их графиками, построенными на основе этих таблиц. Если все же таблицу показать необходимо, то лучше оставить как можно меньше строк и столбцов, привести только самые необходимые данные. Это также позволит сохранить необходимый размер шрифта, чтобы учебная таблица не превратилась в таблицу медицинскую для проверки зрения. При той легкости, с которой презентации позволяют показывать иллюстративный материал, конечно же, хочется продемонстрировать как можно больше картинок. Однако не стоит злоупотреблять этим.

Варианты контрольной работы

Вариант 1

1. Определите предмет дисциплины «Лингвострановедение и страноведение Великобритании». Составьте глоссарий основных терминов дисциплины.

2. Выполните анализ школьных учебников (любой УМКД на выбор студента) с точки зрения их насыщенности страноведческим материалом.

3. Подготовьте ответ на вопрос: «Развитие отношений между Великобританией и Россией в исторической ретроспективе».

4. Назовите и охарактеризуйте города – важнейшие экономические центры Великобритании.

5. Привлекая материалы, опубликованные в журнале Speak Out, сделайте вывод о наиболее актуальных проблемах в социальной сфере современной Великобритании.

6. Разработайте типологию СМИ Великобритании на основе разных критериев. Результаты обобщите в виде схемы, снабдив каждую из выделенных категорий характеристикой и примерами. Подготовьте лингвокультурологический словарик по теме «СМИ Великобритании».

7. Подготовьте презентацию одного из учебных заведений Великобритании – школы, колледжа, университета – рассказав о преимуществах обучения в нем.

Вариант 2.

1. Определите предмет дисциплины «Лингвострановедение и страноведение Великобритании». Составьте глоссарий основных терминов дисциплины.

2. Выполните анализ школьных учебников (любой УМКД на выбор студента) с точки зрения их насыщенности страноведческим материалом.

3. Каковы наиболее значимые национально-культурные особенности общения в Великобритании по сравнению с Россией?

4. Охарактеризуйте роль Сити в экономике страны.

5. Какова история эмиграции и иммиграции – внешней и внутренней – Великобритании? Отметьте наиболее значимые этапы.

6. Сравните российскую и британскую системы школьного обучения. Каковы основные различия? Подготовьте лингвокультурологический словарик по теме «Образование в Великобритании».

7. Подготовьте презентацию любого средства массовой информации – телевизионного канала, газеты, журнала, радиокомпании – отметив их наиболее характерные особенности.

Вариант 3.

1. Определите предмет дисциплины «Лингвострановедение и страноведение Великобритании». Составьте глоссарий основных терминов дисциплины.

2. Выполните анализ школьных учебников (любой УМКД на выбор студента) с точки зрения их насыщенности страноведческим материалом.

3. Разработайте сопоставительную таблицу, отражающую корни и особенности валлийского, шотландского, ирландского национализма.

4. На какие экономические районы делится Великобритания? Дайте их сопоставительную характеристику, оформив ее в виде таблицы. Подготовьте лингвокультурологический словарик по теме «Экономика Великобритании».

5. Какие региональные варианты и социальные диалекты английского языка вам известны? Какие слои населения страны они обслуживают? Результаты можно представить в виде таблицы.

6. Познакомьтесь с материалами нескольких номеров электронной версии газеты The Guardian. Что, на ваш взгляд, делает эту газету одним из самых авторитетных средств массовой информации Великобритании?

7. Подготовьте презентацию, посвященную одному из народных танцев Великобритании.

Вариант 4.

1. Определите предмет дисциплины «Лингвострановедение и страноведение Великобритании». Составьте глоссарий основных терминов дисциплины.

2. Выполните анализ школьных учебников (любой УМКД на выбор студента) с точки зрения их насыщенности страноведческим материалом.

3. Выделите основные структурные элементы государственного устройства Великобритании. Опишите их в сопоставлении с таковыми в государственном устройстве России.

4. Дайте сопоставительную характеристику экономик Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии, оформив ее в виде таблицы.

5. Разработайте сопоставительную таблицу, отражающую сходства и различия католической / англиканской / шотландской (пресвитерианской) церквей. Подготовьте лингвокультурологический словарик по теме «Религиозная жизнь Великобритании».

6. Охарактеризуйте реформы 80-х годов в области школьного образования Великобритании.

7. Подготовьте презентацию, посвященную одному из выдающихся художников-портретистов Великобритании.

Вариант 5.

1. Определите предмет дисциплины «Лингвострановедение и страноведение Великобритании». Составьте глоссарий основных терминов дисциплины.

2. Выполните анализ школьных учебников (любой УМКД на выбор студента) с точки зрения их насыщенности страноведческим материалом.

3. Охарактеризуйте историю становления основных политических партий Великобритании, назовите их наиболее известных лидеров.

4. Проследите основные этапы экономического развития Великобритании в исторической ретроспективе. Оцените место Великобритании в мировой экономике на разных этапах ее развития.

5. Назовите реформы в системах здравоохранения и социального обеспечения Великобритании, указав их даты, инициаторов, основные результаты.

6. Назовите народные традиции Великобритании в области музыки и танца. Подготовьте лингвокультурологический словарик по теме «Народные традиции Великобритании».

7. Подготовьте презентацию национальных костюмов англичан, валлийцев, шотландцев, ирландцев. Обязательно найдите названия всех деталей костюмов, дав названия, соответствующие им в русском языке.

Вариант 6.

1. Определите предмет дисциплины «Лингвострановедение и страноведение Великобритании». Составьте глоссарий основных терминов дисциплины.

2. Выполните анализ школьных учебников (любой УМКД на выбор студента) с точки зрения их насыщенности страноведческим материалом.

3. Охарактеризуйте роль британского монарха как главы государства в исторической ретроспективе и в современной Великобритании.

4. Охарактеризуйте современный этап экономического развития Великобритании. Оцените место Великобритании в мировой экономике.

5. Охарактеризуйте проблему классового деления современной Великобритании. Подготовьте лингвокультурологический словарик по теме «Социальная структура британского общества».

6. Составьте таблицу, в которой обобщите сведения из личной и творческой биографии наиболее выдающихся художников Великобритании.

7. Подготовьте презентацию, посвященную основным архитектурным стилям Великобритании.

Вариант 7.

1. Определите предмет дисциплины «Лингвострановедение и страноведение Великобритании». Составьте глоссарий основных терминов дисциплины.

2. Выполните анализ школьных учебников (любой УМКД на выбор студента) с точки зрения их насыщенности страноведческим материалом.

3. Кто и как формирует Теневой кабинет? Кто в него входит? Каковы функции и полномочия Теневого кабинета? Каков состав действующего Теневого кабинета Великобритании?

4. На какие экономические районы делится Великобритания? Дайте их сопоставительную характеристику, оформив ее в виде таблицы.

5. Охарактеризуйте положение этнических меньшинств в современной Великобритании.

6. Охарактеризуйте основные этапы развития театрального искусства Великобритании (можно в виде таблицы). Подготовьте лингвокультурологический словарик по теме «Театральное искусство Великобритании».

7. Подготовьте презентацию, посвященную одному из выдающихся художников-пейзажистов Великобритании.

Вариант 8.

1. Определите предмет дисциплины «Лингвострановедение и страноведение Великобритании». Составьте глоссарий основных терминов дисциплины.

2. Выполните анализ школьных учебников (любой УМКД на выбор студента) с точки зрения их насыщенности страноведческим материалом.

3. Составьте перечень юридических профессий Великобритании. Сравните их с системой юридических профессий России.

4. Дайте сопоставительную характеристику экономик Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии, оформив ее в виде таблицы.

5. Охарактеризуйте положение женщин в современной Великобритании.

6. Сравните российскую и британскую системы высшего образования. Каковы основные различия? Подготовьте лингвокультурологический словарик по теме «Высшее образование Великобритании».

7. Подготовьте презентацию, посвященную этикетным нормам вербального и невербального поведения в Великобритании в разных ситуациях общения.

Вариант 9.

1. Определите предмет дисциплины «Лингвострановедение и страноведение Великобритании». Составьте глоссарий основных терминов дисциплины.

2. Выполните анализ школьных учебников (любой УМКД на выбор студента) с точки зрения их насыщенности страноведческим материалом.

3. Охарактеризуйте основные особенности избирательной системы Великобритании, сопоставив, где это возможно, с избирательной системой России. Подготовьте лингвокультурологический словарик по теме «Государственное устройство Великобритании».

4. Что можно отнести к наиболее значимым секторам экономики современной Великобритании? Обоснуйте ваш ответ.

5. Какие региональные варианты и социальные диалекты английского языка вам известны? Какие слои населения страны они обслуживают? Результаты можно представить в виде таблицы.

6. Охарактеризуйте особый статус университетов Оксфорда и Кембриджа. В чем заключаются особенности обучения в этих университетах? Каковы основные традиции старейших университетов Великобритании?

7. Подготовьте презентацию, посвященную необычным национальным традициям, предубеждениям, суевериям, праздникам Великобритании.

Вариант 10.

1. Определите предмет дисциплины «Лингвострановедение и страноведение Великобритании». Составьте глоссарий основных терминов дисциплины.

2. Выполните анализ школьных учебников (любой УМКД на выбор студента) с точки зрения их насыщенности страноведческим материалом.

3. Выделите основные структурные элементы государственного устройства Великобритании. Опишите их в сопоставлении с таковыми в государственном устройстве России.

4. Охарактеризуйте современный этап экономического развития Великобритании. Оцените место Великобритании в мировой экономике.

5. Охарактеризуйте проблему классового деления современной Великобритании. Подготовьте лингвокультурологический словарик по теме «Монархия в Великобритании».

6. Подготовьте ответ на вопрос «Развитие отношений между Великобританией и Россией в исторической ретроспективе».

7. Подготовьте презентацию, посвященную самым удивительным достопримечательностям Великобритании.

Требования к лингвокультурологическому словарику

Выпишите в лингвострановедческий словарь реалии, страноведческую лексику, названия и т.п., связанные с предложенной в контрольной работе темой; сопроводите их необходимыми разъяснениями (на русском языке).

Наши рекомендации