Структура мировой экономики

Первичный сектор Вторичный сектор (обрабатывающая промышленность) Третичный сектор (сфера услуг)
Сельское хозяйство, охота и рыболовство Пищевая Образование, здравоохранение, культура
Добыча полезных ископаемых Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, полиграфия Туризм, индустрия развлечений и отдых
Лесное хозяйство Легкая Оптовая и розничная торговля
  Химическая, включая нефтепереработку Транспорт
  Производство стройматериалов Телекоммуникации и связь
  Металлургия (черная и цветная) Финансовая, банковская, кредитная и страховая деятельность
  Машиностроение и металлообработка Информационные технологии, консалтинг
  Энергетика Риэлтерские услуги
  Строительство  

Это деление мировой экономики на сектора отражает последовательность хозяйственного процесса: первичный сектор производит сырье (т. е. продукт, получаемый непосредственно из природы и еще не подвергавшийся обработке).

Во вторичном и третичном секторах производятся промежуточные товары (полуфабрикаты, которые используются для создания новых товаров и услуг) и конечная продукция, используемая непосредственно потребителями.

В ходе экономического развития — в доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный периоды — экономическое значение этих секторов менялось. Отрасли первичного сектора (в первую очередь, сельское хозяйство) в течение длительного периода экономической истории играли ведущую роль в экономике как по числу занятых, так и по объемам производимой продукции. В настоящее время их доля имеет тенденцию к сокращению.

Доля промышленности достигла пика в индустриальный период, когда быстрыми темпами развивались добывающие отрасли, строились новые заводы и фабрики, росли производственные мощности и потребление энергии. Этот период характеризуется резким обострением экологических проблем.

К началу ХХI в. доля промышленности в структуре ВВП была наибольшей в странах, обладающих запасами полезных ископаемых мирового значения, на базе которых развивалась ориентированная на экспорт добывающая промышленность, а также для стран с переходной экономикой.

В ходе исторического развития сфера услуг имела тенденцию к постоянному росту. Во второй половине ХХ в. в развитых индустриальных обществах зародились очаги постиндустриального этапа развития. Первоначально этот процесс затронул экономически развитые страны Европы, США и Японию, позднее он распространился и на другие страны. В странах постиндустриального развития основой экономики становится сфера услуг.

Третичный сектор в наши дни играет ведущую роль в экономике развитых и новых индустриальных стран (более 60% ВВП). В странах этих типов доля промышленности постепенно снижается, доля первичного сектора — минимальна. В экономике менее развитых стран преобладают отрасли первичного сектора, постепенно замещаемые сферой услуг и обрабатывающей промышленностью.

Изменение отраслевой структуры ВВП сопровождается изменением структуры занятости и территориальной структуры хозяйства. Вслед за ростом доли сферы услуг растет и занятость в сфере услуг.

Поиски альтернативных видов энергии, интенсификация производства, снижение его энергоемкости, а главное, приоритетное развитие сферы услуг, инфраструктуры, туризма привели к стабилизации доли промышленности, а в некоторых экономически развитых странах — к снижению доли промышленности в ВВП.

Доля сферы обращения и услуг имеет тенденцию к постоянному росту. В ряде стран, находящихся на пересечении важнейших транспортных магистралей, эта сфера играет ведущую роль.

Таким образом, общая закономерность развития отраслевой структуры мирового хозяйства сводится к следующему: по мере экономического развития снижается доля первичных отраслей (сельского хозяйства, добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности), лидирующую роль последовательно занимают легкая и пищевая промышленность, капитало- и материалоемкие отрасли (металлургия, химическая промышленность) и, наконец, наукоемкие отрасли.

48. В каких основных направлениях развивается современное машиностроение? Какова роль в этом процессе государственной промышленной политики?

Среди машиностроительных отраслей в центре современной государственной промышленной политики стоят авиаракетно-космическая промышленность (АРКП), микроэлектроника и автомобилестроение. Именно эти отрасли играют и, по всей видимости, сохранят в рассматриваемой перспективе ключевую роль в развитии не только машиностроения, но и всей экономики ведущих стран Запада как важнейшие "поставщики" базисных технологий (микроэлектроника и АРКП) и центр сосредоточения широчайших кооперационных связей в экономике стран в целом (автомобилестроение).

Государственное регулирование указанных отраслей осуществляется по двум основным направлениям — по линии стимулирования инновационного процесса и путем реализации различных мер, включая протекционистские, с целью облегчения национальным фирмам условий конкуренции на внутреннем и внешних рынках.

Последние данные западных исследований показывают, что военно-технический прогресс в этой сфере все больше расходится с гражданским, и эффект "spin-off" оказывает весьма ограниченное влияние на научный потенциал и конкурентоспособность гражданского самолетостроения США. Доминирование этой страны на мировом рынке гражданской авиатехники обусловлено не государственной поддержкой,а многолетним опытом, полным использованием эффекта масштаба производства и обусловленной этим экономией на издержках.

Контрастом к опыту США выглядит государственная политика в области гражданского авиастроения в Западной Европе и Японии. В этих странах данная отрасль активно поддерживается государством, что обеспечило западноевропейским странам возможность потеснить США на мировом рынке авиатехники, а Японии — необходимые условия для будущего выхода на этот рынок.

В качестве альтернативы узконациональному подходу к государственной политике в области машиностроения практически повсеместно рассматривается расширение поддержки интенсивного кооперирования между фирмами, как оно уже сегодня практикуется, например, в микроэлектронике между США и Японией или между Японией и ФРГ в области разработки динамического ЗУ с произвольной выборкой емкостью 64 Мбайт.

Если в микроэлектронике и АРКП государственное регулирование осуществляется практически во всех странах двояко — как путем внешнеторговой защиты, так и принятием мер по непосредственному стимулированию национальных фирм (в АРКП США — за счет государственных заказов на вооружения), поддержка автомобилестроению во всех странах главным образом оказывается через внешнеэкономический инструментарий. Само становление автопромышленности Японии было во многом обеспечено поддержкой правительства, вплоть до 1988 г. практически полным закрытием внутреннего рынка страны от американских и западноевропейских конкурентов, включая запрет иностранных инвестиций в эту ключевую отрасль экономики.

Наши рекомендации