Проблемы зарубежного инвестирования в России
Наличие нерешенных проблем и актуальность темы иностранных инвестиций значительно возросли по сравнению с начальным периодом экономических реформ 1990-х годов. Иностранные инвестиции – это вложения как в денежный, так и в реальный капитал. В принципе можно провести знак равенства между инвестициями и капиталом как экономическими категориями. Вложения, в какой бы форме они не осуществлялись (материальной или интеллектуальной собственности, материальной ценности или субъективного права), вливаются в капитал, растворяются в нем. В момент превращения того или иного объекта в капитал становится юридическим фактом, с которым юристы связывают факт осуществления инвестиций, появления у инвестора особого статуса, характеризуемого специальными правами и обязанностями. Вложения могут быть как собственные, так и заемные средства инвестора. Любой объект, чтобы стать капиталом или инвестицией, должен сначала получить денежную оценку. Именно денежная сумма, в которую оценен любой материальный или нематериальный объект, становится капиталом.
В России, как и в других странах, любой инвестор, в том числе и иностранный, нуждается в специальных средствах защиты своих прав. Рамочным законом для деятельности иностранных инвесторов в России является Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Несмотря на многочисленные «льготы» и «гарантии» иностранным инвесторам, упоминаемые в нем, все они носят по сути лишь декларативный характер, отсылая за содержательными деталями к законодательству Российской Федерации, которое на эти льготы и гарантии не слишком щедро.
При ведении операций в РФ иностранное лицо подпадает под действие гражданского законодательства РФ, включая Гражданский кодекс (ГК РФ) и другие акты, - в целом на равной основе с резидентами, но с некоторыми изъятиями (например, ограничения на участие в приватизации). Некоторые виды деятельности иностранных инвесторов регулируются специализированными нормативными актами (так, банковское законодательство и подзаконные акты определяют особенности регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями). Для добывающих предприятий важное значение имеет Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Расчеты между резидентами и нерезидентами подчинены валютному законодательству (Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле») и соответствующим подзаконным.
Налоговые и таможенные аспекты деятельности иностранных инвесторов регулируются Налоговым кодексом (НК РФ), таможенным законодательством (прежде всего, Таможенным кодексом и Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе») и соответствующими подзаконными актами. Особенности постановки иностранных организаций на налоговый учет установлены приказом МНС РФ от 7 апреля 2000 г. № АП-3-06/124. Некоторые процессуальные тонкости в отношении дел с участием иностранных лиц предусмотрены Гражданским процессуальным кодексом (раздел V) и Арбитражным процессуальным кодексом (раздел V).
К трудностям на пути иностранных инвесторов в России относятся часто меняющееся таможенное и налоговое законодательство и недостаточная защита права собственности. Все эти трудности относятся к разряду правовых. Международно-правовой механизм защиты создан Мировым банком. Мировой банк использовал три важнейших элемента в международно-правовой системе защиты инвестиций: Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), Международное агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) и двусторонние соглашения о поощрении и защите инвестиций.
Двусторонние инвестиционные соглашения (ДИС), к которым относятся соглашения о поощрении и защите инвестиций, заключаемые между правительствами экспортера и импортера капитала, создают правовую основу для применения как МЦУИС, используемого для разрешения споров между государством, принимающим иностранные инвестиции, и инвестором, так и Агентства, обеспечивающего международное страхование инвестиций от политических рисков (война, революции, гражданские волнения, национализация и другие меры, лишающие инвесторов вложенного капитала). Данные институты даже в условиях российского законодательства позволяют обеспечивать быструю эффективную компенсацию инвестору при наступлении политических рисков.
Россия не ратифицировала Вашингтонскую конвенцию, утвердившую МЦУИС и МАГИ, и тем самым лишила иностранных инвесторов возможности искать защиты своих прав в специализированном инвестиционном арбитраже. Однако чтобы исправить эту ситуацию, государство разработало Типовое соглашение о поощрении и защите инвестиций, в котором предусмотрено условие об обращении в МЦУИС, снабженное многочисленными оговорками, что связано с отсутствием ратификации Россией Вашингтонской конвенции.
Существует два различных подхода, объясняющих недостаточную активность иностранных инвесторов на российском рынке. Первый отталкивается от российских причин, приводя в качестве объяснений несовершенство отечественного законодательства, отсутствие качественной защищенности иностранного инвестора, повышенный риск нестабильности развития экономики, отсутствие развитой информационной структуры, а также неудобные таможенный и налоговый режимы. Второй полагает, что причины кроются не в недостатках российского рынка, а в текущем положении самих инвесторов. Во времена, когда развитые рынки капитала сотрясают глобальные финансовые кризисы (как в 2008 г.), сложно ожидать обильных поступлений капитала на рынки развитых стран.
Среди конкретных форм привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ на текущий момент используются:
1) соглашения о разделе продукции;
2) концессионные соглашения;
3) налоговые и таможенные льготы;
4) особые экономические зоны;
5) технологические парки.
1. Соглашения о разделе продукции. Сферой действия таких соглашений являются освоение и разработка крупных месторождений полезных ископаемых, прежде всего нефти и газа. Соглашения о разделе продукции предусматривают прямые иностранные инвестиции, при которых иностранный инвестор или единолично, или совместно с российскими предприятиями осуществляет разведку, освоение месторождений, добычу и реализацию полезных ископаемых.
Раздел продукции выгоден инвестору, так как освобождает его от необходимости платить многочисленные налоги с той части продукции, которая относится к компенсационной, кроме того, доля прибыльной продукции, передаваемая государству, заменяет специфические энергетические налоги. Выгоден раздел продукции и государству, которое получает плату за использование инвестором национальных природных ресурсов, причем той их части, к эксплуатации которой собственными силами государство не могло бы приступить в ближайшем будущем.
Минерально-сырьевой комплекс современной России вызывал и вызывает устойчиво высокий интерес у потенциальных инвесторов. Однако процесс привлечения капитала (как отечественного, так и иностранного) в эти отрасли шел весьма медленно и никак не соответствовал ни реальным финансовым возможностям крупнейших международных компаний, ни потребностям российской экономики. Все потенциальные инвесторы были вынуждены принимать во внимание высокий уровень геологического, технологического, экологического и политического рисков, свойственных российской действительности.
2. Концессионные соглашения. Концессионное соглашение представляет собой договор между концедентом (государственными федеральными, региональными или муниципальными органами власти) и концессионером (иностранным или отечественным юридическим или физическим лицом) по поводу коммерческого использования объектов государственной собственности посредством концессии или передачи их в долговременное владение и пользование в целях повышения социально-экономической эффективности их функционирования.
Современный интерес к концессиям, число которых резко выросло за рубежом в 1990-2000-е годы, связан с либерализацией экономики, с тем, что правительства стали передавать в концессию частным компаниям объекты производственной инфраструктуры, до этого неизменно находившиеся в государственной собственности: электроэнергетику, транспорт, ЖКХ, телекоммуникации. За последнее время в мире были реализованы тысячи больших и малых, успешных и неудачных концессионных проектов.
В разрезе отраслевой принадлежности больше всего концессий выдается в таких сферах, как авто- и железнодорожные магистрали, морские порты и аэропорты, водоснабжение и канализация, энергетическое хозяйство, телекоммуникации.
Концессии в области инфраструктуры представляют собой правовые механизмы передачи государством в управление частному бизнесу объектов экономической и социальной инфраструктуры, при этом возмещение издержек концессионера осуществляется как за счет взимания платежей с населения, так и за счет государственных субсидий. Все тарифы на услуги, предоставляемые концессионером населению, жестко регулируются концедентом.
Концессионный механизм оптимальным образом обеспечивает баланс интересов государства, бизнеса и общества в целом, консолидируя их действия.
Заинтересованность государства в реализации концессий состоит в том, что оно, во-первых, решает бюджетную проблему за счет поступления концессионных платежей и снятия нагрузки по финансированию государственных объектов; во–вторых, решает острые социально-экономические проблемы, за которые несет ответственность перед обществом.
В то же время очевиден интерес частного капитала к концессионным проектам. Во-первых, концессионер получает в долговременное управление государственные активы, ему не принадлежащие, часто на льготных условиях платы за концессию. Во-вторых, вкладывая инвестиции, концессионер имеет достаточные гарантии их возврата, поскольку государство как его партнер несет определенные риски. В-третьих, концессионер, будучи хозяйственно свободным, может за счет повышения производительности труда, нововведений увеличивать общую прибыльность бизнеса во время действия срока концессии, и при этом срок концессии не сокращается.
Таким образом, концессионное соглашение – эффективный способ привлечения инвестиций, в том числе и иностранных, в экономику для решения насущных социально-экономических проблем, в частности для развития инфраструктуры.
3. Налоговые и таможенные льготы. Возросшая конкуренция среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой на мировом инвестиционном рынке заставляет правительства использовать широкий спектр специальных мер поощрения иностранных инвестиций (налоговые, таможенные, финансовые и другие льготы). Такие инструменты привлечения иностранных инвестиций должны выполнять следующие ключевые задачи:
- более полную и эффективную реализацию преимуществ прямых иностранных инвестиций;
- улучшение их с помощью инвестиционного климата.
Обычно под такими инструментами понимаются меры, оказывающие влияние не величину, местоположение инвестиционного проекта путем воздействия на его относительную стоимость или путем изменения имеющихся рисков посредством поощрений.
Наиболее типичными инструментами стимулирования привлечения иностранных инвестиций, отраженными в современном инвестиционном законодательстве, являются:
- временное полное или частичное освобождение от уплаты налогов в бюджеты различных уровней;
- отсрочка или рассрочка уплаты налогов в бюджеты;
- предоставление инвестиционных налоговых кредитов;
- предоставление инвесторам гарантий и поручительств органов управления;
- льготная ставка арендной платы за пользование земельными участками и имуществом, находящимся в государственной собственности;
- оказание помощи по созданию инфраструктуры бизнеса, получения в аренду и приобретения в собственность земельных участков и объектов нежилого фонда, отнесенных к государственной собственности.
4. Особые экономические зоны. Особое место среди инструментов привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта, развития импортного потенциала РФ являются особые экономические зоны (ОЭЗ). Не случайно в начале текущего столетия в мире насчитывалось свыше 2500 ОЭЗ, из которых более 900 находились в развивающихся странах. Численность занятых только в экспортно-производственных зонах превысила 3,9 млн человек, а их суммарный внешнеторговый оборот достиг более 13% мировой торговли. Довольно быстрое распространение ОЭЗ подтверждает их положительную роль как важного института мировой экономики, способствующего ускорению хозяйственного развития, повышению его устойчивости, привлечению внутренних и внешних ресурсов для обеспечения экономического роста.
ОЭЗ - это территориальные образования, на которых вводятся специальные льготные режимы регулирования, создаваемые в целях ускоренного развития отдельных регионов и отраслей и оказания положительного воздействия на экономику страны в целом. ОЭЗ способствуют развитию производства, экспорта, привлечению инвестиций.
В 2005 г. в России были приняты новые программы по созданию особых экономических зон. Согласно Федеральному закону «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» на территории России может создаваться два типа зон: технико-внедренческие и промышленно-производственные. Позднее было также принято решение о создании еще двух типов зон - туристско—рекреационных и портовых.
Этот закон оговаривает условия создания ОЭЗ на территории России. В частности, ОЭЗ создаются на ограниченный срок в 20 лет, портовые – на 49 лет и после этого утрачивают свой статус. Площади ОЭЗ, вновь создаваемых в России, невелики: не более 2 кв. км для технико-внедренческих и не более 20 кв. км для промышленно-производственных зон. Более того, никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования. К тому же на территории ОЭЗ не допускается добыча и переработка полезных ископаемых, а также производство и переработка подакцизных товаров, кроме автомобилей.
На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Для развития высокотехнологического бизнеса государство создает благоприятные условия коммерческим предприятиям, являющимся резидентами ОЭЗ, за счет:
- предоставления налоговых, таможенных и иных преференций;
- создание и предоставления в аренду объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры ОЭЗ.
Предусматривается возможность применения резидентами ОЭЗ таможенного режима свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
При вывозе иностранных и российских товаров и продуктов их переработки с территории ОЭЗ на остальную часть территории Российской Федерации ввозные таможенные пошлины и налоги уплачиваются. При вывозе указанных выше товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются.
Помимо этого, предусмотрены упрощенные системы регистрации фирм, получения трудовых виз для работы в ОЭЗ, льготные условия аренды, в частности определен благоприятный режим аренды земельных участков, предоставляемых резиденту ОЭЗ, если это необходимо для реализации его проекта в рамках соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности.
5. Технологические парки. Технопарком принято называть компактно расположенный кластер высокотехнологических компаний с сопутствующей инфраструктурой, форму территориальной интеграции образования, науки и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений.
Совместное расположение компаний необходимо для того, чтобы облегчить обмен кадрами и интеллектуальными ресурсами между ними. Немаловажно, что такие компании зачастую оказывают услуги друг другу, что также способствует успешному развитию. Однако чтобы технопарк состоялся, этого мало, и часто технопаркам предоставляется льготное налогообложение.
Высшее политическое руководство России уделяет технопаркам большое значение. Одной из основных целей технопарков является стимулирование малого и среднего инновационного бизнеса путем предоставления им «тепличных» условий на первое время жизни: пониженной ставки арендной платы, возможности пользоваться услугами научных организаций, правовыми консультациями и т.п., расположенными в этом же технопарке. Для этого и создается вся инфраструктура, которая в конечном итоге позволяет создать цепочку «образование - наука - исследования - производство» - это и есть главная цель технопарков: ускорение разработки и применение научно-технических и технико-технологических достижений посредством концентрации в одном месте высококвалифицированных специалистов, оснащенной производственной, экспериментальной и информационной базы.
Технопарки в России появились в 1990 г., и первым стал Томский научно-технологический парк. Затем их образование резко ускорилось:
1990 г. – два технопарка, в 1991 г. – восемь, в 1992 г. -24, в 1993 г. -4372, а за 10 последующих дет их число приблизилось к восьми десяткам.
Созданные технопарки существенно отличались от тех, что уже существовали в цивилизованном мире. На Западе технопарки имеют значительную свободу от учредителей, не навязывающих технопаркам не только конкретных клиентов, но даже и направления работы. Европейские и американские технопарки руководствуются теми же принципами, что и любая самостоятельная коммерческая фирма, - экономической эффективностью. В российской же практике технопарки являлись, в сущности, еще одним факультетом вуза или лабораторией завода, призванной лишь способствовать внедрению разработок своих специалистов.
Рассмотренные выше формы привлечения инвестиций, применяемые в настоящее время в России, по практике их реализации не лишены недостатков и проблем различного характера. В целом, однако, следует признать, что иностранный капитал влияет на экономику России неоднозначно.
Ввоз капитала в любых формах способствует ослаблению напряженности финансовой сферы стран, что является позитивной чертой инвестиционного процесса. Иностранный капитал не может быть эффективным, если не приводит в движение национальные производительные силы. Поэтому инвестиции нужно направлять в первую очередь в основной капитал. Необходимо его использовать для эффективного производства через смену устаревшего оборудования, адаптации российских технологий к требованиям мирового рынка, создания принципиально новых технологий и т.д. Иностранные инвестиции способствуют развитию отраслей экономики, что приводит к появлению новых рабочих мест и возникновению спроса на квалифицированную рабочую силу. Кроме того, иностранный капитал совершенствует рыночные методы хозяйствования, что, несомненно, ускоряет проведение экономических реформ в России и делает их более эффективными.
Долгий период благоприятной конъюнктуры запустил механизм развития, в котором быстро укрепляющаяся национальная валюта вызывает приток капитала и наращивание положительного сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами платежного баланса. Другими чертами такой модели развития являются потребительский, кредитный, инвестиционный бумы – в сочетании с падающей конкурентоспособностью производителей готовой продукции и инфляционным давлением на экономику. Инвестиционная активность, основанная преимущественно на конъюнктурных обстоятельствах, не может быть стабильной, а капитальные потоки при определенных условиях могут развернуться в обратную сторону, что и происходит в настоящее время.
Основу притока частного капитала должны составлять мало подверженные конъюнктурным колебаниям долгосрочные прямые инвестиции, а не краткосрочное долговое финансирование, как это происходило до сих пор. В последние годы наблюдался активный приток прямых иностранных инвестиций в нефинансовый сектор – 47 млрд долл. по итогам 2007 г., и 51 млрд долл. за 9 месяцев 2008 г. Иностранный капитал мог бы сыграть существенную роль в создании каркаса инновационной экономики, решении инфраструктурных проблем. В данном случае речь идет лишь об инвестициях в проекты, нацеленные на производство продукции, а не на приобретение объектов собственности в целях последующей перепродажи.
Для привлечения иностранных инвестиций в экономику России правительство планирует улучшить законодательное обеспечение прав инвесторов, повысить качество корпоративного управления на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики. Отмечается необходимость создания условий для снижения некоммерческих рисков вложений и свободной репатриации прибыли, обеспечение эффективной реализации принципов международных стандартов финансовой отчетности в кредитных организациях, на предприятиях и в организациях нефинансового сектора.