Тема №7 Денежный рынок: спрос на деньги, предложение денег, равновесие на денежном рынке
Контрольные вопросы
1. Что такое деньги и каковы причины их возникновения?
2. Какой товар выступает в роли денег?
3. Какие функции выполняют деньги?
4. Что составляет денежный агрегат М1?
5. Что составляет денежный агрегат М2?
6. Что составляет денежный агрегат М3?
7. В чем суть уравнения обмена И. Фишера?
8. Что такое скорость оборота денег и как она влияет на уровень цен в экономике?
9. Что такое цена денег и от чего она зависит?
10. Какие формы кредита вы знаете?
11. Каковы принципы кредитования?
Задачи.
Задача 1.
Количество товаров в стране увеличилось в 3 раза, цены на товары увеличились в 2 раза. Как изменилась масса денег в обращении, если скорость обращения денег увеличилась в 2 раза?
Задача 2.
Рассчитайте величину обязательного резерва и количество денег, которое банк может ссужать фирмам, если норма резервирования составляет 20 %, а у банка есть 100 млн ден. ед.
Задача 3.
Если коэффициент депонирования (cr)увеличится с 0,2 до 0,3, а норма резервирования (rr) = 0,1и денежная база (MB) = 200 млрд ден. ед. останутся неизменными, то как изменится предложение денег(MS)?
Тема №8 Банковская система. Кредитно-денежная политика
Контрольные вопросы
1. Что составляет кредитную систему?
2. Какова структура банковской системы?
3. Перечислите функции центрального банка и раскройте их содержание.
4. Охарактеризуйте основные операции коммерческих банков.
5. Какова роль фондового рынка в рыночной экономике?
6. Какие виды фондового рынка вы знаете?
7. Назовите основные виды ценных бумаг. Чем они отличаются друг от друга?
8. Назовите основные виды сделок с ценными бумагами.
9. Охарактеризуйте условие равновесия на денежном рынке.
10. Какие факторы определяют спрос на деньги?
11. Чем вызван эффект мультипликации в предложении денег?
12. Охарактеризуйте виды денежно-кредитной политики.
13. Каковы инструменты денежно-кредитной политики?
14. В чем преимущество денежно-кредитной политики по сравнению с бюджетно-налоговой и при каких обстоятельствах оно проявляется в полной мере?
Задачи.
Задача 1.
Величина rr (обязательная норма резервов) равна 0,25. Объем депозитов в два раза больше объема наличности. Подсчитайте денежный мультипликатор с учётом наличности.
Задача 2.
Во сколько раз увеличится каждая 1 000 ден. ед., попадающих в банковскую систему, если в системе действует 5 банков, а норма резервирования составляет 25 %.
Тема №9 Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM
Контрольные вопросы
1. Основные положения, характеризующие кривую «инвестиции-сбережения» (IS).
2. Основы выведения кривой «предпочтение ликвидности-деньги» (LM).
3. Модель IS-LM.
4. В чем заключается смысл эффекта вытеснения.
5. На какие показатели влияют изменение экономических переменных.
6. Выведите уравнение совокупного спроса.
7. Бюджетно-налоговая политика при изменении уровня цен.
8. Кредитно-денежная политика при изменении уровня цен.
9. Нейтральность денег в экономической системе и влияние денег на бюджетно-налоговую политику.
Задачи.
Задача 1.
Домашние хозяйства потребляют 80% своего текущего располагаемого дохода. Их спрос на деньги выражается формулой MD =0,25Y-125i. В обращении находится 500 ден. ед. инвестиционный спрос характеризуется формулой I=1000-90i. В бюджет государства поступает 20% всех доходов домашних хозяйств, а государственные расходы составляют 800 ден. ед.
Определите:
1. Дефицит государственного бюджета при совместном равновесии на рынках благ и денег;
2. На сколько денежный рынок сдеоживает действия мультипликационного эффекта при увеличении государственных расходо, финансируемых за счет займа у населения, на 360 ден. ед.?
Задача 2.
Потребительский спрос характеризуется функцией
Инвестиционный спрос равен:
Функция спроса на деньги равна:
Представьте в виде функции зависимость количества находящихся в обращении денег от реальной величины фиктивного спроса, если уровень цен постоянный и равен 1,5.