Государственный и частный капитал. Воздействие государства на движение капитала
Помимо рассмотренных выше классификаций также следует остановиться на делении капитала на государственный и частный. Однако информация о реальных государственных капиталовложениях за рубежом не всегда доступна из статистики национальных счетов. Более того, часто инвестиции государственных компаний классифицируются как частные.
Не вызывает сомнения тот факт, что государственные инвестиции более значимы в экономике развивающихся стран, особенно в наименее развитых из их числа. Государственные капиталы часто называют официальными капиталовложениями, имея в виду не только займы и кредиты, финансовую помощь, предоставляемые правительствами, но и аналогичные потоки по линии международных организаций — МВФ, МБРР, ЕБРР и других, а также гранты «официальной помощи развитию».
В целом в совокупном притоке капиталов в экономику развивающихся стран произошли значительные изменения, в основе которых лежит рост доли частных и, напротив, падение доли официальных инвестиций. Удельный вес официальных потоков уменьшился с 32%
1975-1982 гг. до 20% в 1990-1998 гг., в том числе доля официальной помощи развитию сохранилась на прежнем уровне —11%, а доля прочих официальных капиталов снизилась с 21 до 9%.
Удельный вес частных инвестиций возрос с 68 до 80% за рассматриваемый период, в том числе доля ПИИ увеличилась с 9 до 34%, доля банковских займов уменьшилась с 50 до 24%, доля портфельных инвестиций возросла с 2 до 21%, доля прочих кредитов уменьшилась с 7 до 1 %
Соотношение долей частных и государственных вложений можно проследить по странам с разными среднедушевыми доходами и темпами экономического роста. Если развивающиеся страны сгруппировать в зависимости от среднедушевых доходов: в страны с доходом выше среднего (3031—9360 долл.), ниже среднего (761 долл. -3030 долл.) и низкими (менее 760 долл.), то можно констатировать интересную закономерность. В первых двух группах стран доля частных инвестиций почти в два раза превышает долю государственных вложений, а в третьей группе оба показателя примерно одинаковы. Аналогичный результат получается при делении развивающихся стран на три группы в зависимости от темпов роста: страны с высокими темпами (более 5% в год), со средними темпами (в пределах 3-5%), с низкими темпами (менее 3%). В странах с высокими и средними темпами роста доля государственных ПИИ в ВВП составляет соответственно 9,5% (для сравнения удельный вес частных ПИИ -15,0%) и 8,0% (частных - 11,9%). В государствах с низкими темпами роста доли государственных и частных инвестиций в ВВП составляют 8,4 и 9,9%.
В 90-е годы частные капиталовложения в развивающиеся страны росли более быстрыми темпами по сравнению с государственными инвестициями, что привело к падению доли государственных инвестиций до 20% и увеличению удельного веса частных капиталов до 80%. Во второй половине 70-х годов 3/4частных инвестиций приходилось на банковские кредиты, и только 1/4 на ПИИ. В 80-е годы под влиянием долгового кризиса это соотношение изменилось: произошло падение дачи банковского кредитования и рост доли прямых инвестиций. В 90-е годы вновь наблюдается оживление банковского кредитования, но одновременно быстро растут ПИИ. Основной формой частных являются портфельные инвестиции.
В целом, частные инвестиции вкладываются в те страны, которые отличаются более благоприятным предпринимательским климатом, что содействует привлечению именно частных капиталов и стимулированию высоких темпов роста. Особое место принадлежит приобретенным знаниям и инновациям. Частные капиталовложения, как правило, несут с собой передачу передовой технологии, способствуют формированию новых капитальных фондов. Напротив, государственные капиталы имеют более длительный срок окупаемости, так как вкладываются главным образом в инфраструктуру или базовое образование. Правда, в последние годы наблюдается рост частных капиталов также и в сферу инфраструктуры. В частности, Международная финансовая корпорация (МФК), входящая в группу Всемирного банка, предоставляет займы и кредиты на строительство дорог, портов, электростанций, телекоммуникационных систем.
В целом четырехкратное превышение доли частных вложений над государственными означает тенденцию роста объема накопленных капиталов, замены старых технологий новыми и более эффективными, а также формирование новых (с точки зрения морального износа) капитальных фондов.
минимальными.
Воздействие развитых государств на движение капитала осуществляется, например, путем стимулирования экспорта-импорта капитала па национальном и межгосударственном уровнях. Политика государства в отношении перемещения капитала в форме займов, портфельных инвестиций и т. п. строится на основе устранения всех Возможных ограничений в его движении. В отношении прямых иностранных инвестиций государство оставляет за собой право принимать любые ограничения, направленные на защиту национальных интересов в экономике. Характерно, что вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток иностранных капиталов.
Государство использует следующие меры регулирования:
— методы финансового воздействия: ускоренная амортизация, налоговые льготы, предоставление субсидий, займов, страхование и гарантирование кредитов;
— нетарифные методы: предоставление земельных участков, обеспечение необходимой инфраструктуры, оказание технической помощи.
Важным практическим документом по регулированию иностранных капиталовложений является разработанный в рамках Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций. В этом кодексе, который, как полагают специалисты, будет в перспективе использован ВТО, заключены следующие инвестиционные принципы:
§ недискриминационный подход к странам-донорам;
§ национальный режим для иностранных инвесторов;
§ сочетание инвестиционных стимулов с обеспечением требований о здравоохранении, безопасности и охраны окружающей среды;
§ минимизация регулирующих инвестиции требований, ограничивающих рост торговли и капиталовложений;
§ обеспечение регистрации и конвертируемости;
§ устранение барьеров при вывозе капитала;
§ избежание двойного налогообложения;
§ соблюдение иностранными инвесторами наравне с собственным национальным законодательством законов, административных правил и положений страны-реципиента;
§ разрешение на выезд и временное пребывание ключевого иностранного персонала в связи с реализацией инвестиционного проекта;
§ разрешение споров путем консультаций и переговоров между сторонами либо через арбитраж.