Всемирная торговая организация, ее структура, состав, преимущества и недостатки

Важную роль в регулировании международной торговли играет ВТО. Всемирная торговая организация (ВТО) - международная орга­низация, главной целью которой является развитие и либера­лизация мировой торговли через установление единых стан­дартов для мировой торговли, обязательных для всех стран, присоединившихся к ВТО. Данная организация, ее документы существенно влияют на таможенное дело во всем мире.

Всемирная торговая организация (ВТО) была создана 1 января 1995 г. Она стала продолжателем ГАТТ - Генерального согла­шения по тарифам и торговле, действовавшего в 1947-1995 гг. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) имело те же цели, что и нынешняя ВТО, - установление единого торгово­го порядка и сдерживание отдельных государств от односторон­них действий в мировой торговле, которые бы шли вразрез с пра­вилами торговли, признаваемыми большинством стран, и препят­ствовали бы развитию мировой торговли. Несмотря на то, что ГАТТ эффективно действовало на протяжении ряда десятилетий, в 80-е гг. XX в. в связи с резким скачком в развитии торговли в 60- 80-е гг. возникла необходимость реформирования системы Генерального соглашения по тарифам и торговле. Был прове­ден ряд раундов переговоров по данному вопросу. Наиболее зна­чимым явился так называемый Уругвайский раунд переговоров, проходивший в 1986-1994 гг. По его результатам было принято решение о создании с 1995 г. ВТО. Несмотря на то, что ГАТТ и ВТО имеют сходные цели, данные структуры различаются между собой:

· если ГАТТ представляло собой систему торговых соглашений, то ВТО является как системой соглашений, так и международной организацией;

· ВТО имеет более совершенную структуру управления;

· в ВТО усилен контроль за соблюдением странами торговых сог­лашений;

· если ГАТТ являлось неформальным объединением, "клубом"стран, то ВТО является официальноймеждународной органи­зацией и имеет статус специализированного учреждения ООН.

Главными принципами ГАТТ/ВТО, вокругкоторых идет объеди­нение государств-участников, являются:

· недискриминация;

· свободный доступ на рынок.

Принцип недискриминацииозначает, что страны — участницы ВТО при осуществлении внешней торговли должны одинаково относиться ковсем другим участникам торговых отношений - членам ВТО; запрещается одним странам давать приоритет вторговле, а другим создаватьпрепятствия.

Принцип свободного доступа на рынокозначает, что страны - участницы ВТО недолжны создавать искусственных препятствий доступу на свой рынок товарам других стран, например, принимать неоправданно масштабные антидемпинговые, ком­пенсационные и иные защитные меры.

Основные документы и состав ВТО.Все страны - члены ВТОпринимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

Основными многосторонними торговыми соглашениями являются:

· Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г.Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г. - определяют основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере;

· Соглашение по сельскому хозяйству - определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и ме­ханизмы применения мер государственной поддержки произ­водства и торговли в этом секторе;

· Соглашение по текстильным изделиям и одежде - определяет особенностирегулирования торговли текстилем и одеждой;

· Соглашение по соблюдению санитарных и фитосанитарных норм -определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля;

· Соглашение по техническим барьерам в торговле- определяет условия применения стандартов, технических регламентов, про­цедур сертификации;

· Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей,- содержит ограничения применения мер, поощряющих потреб­ление отечественных товаров в связи с капиталовложением;

· Соглашение по предотгрузочной инспекции- определяет условия проведения предотгрузочных инспекций;

· Соглашение по правилам происхождения- определяет принци­пы происхождения товаров;

· Соглашение по процедуре импортного лицензирования - устанав­ливает процедуры и формы лицензирования импорта;

· Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам - опреде­ляет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием;

· Соглашение по защитным мерам - определяет условия и проце­дуры применения мер для противодействия растущему импорту;

· Соглашение по применению статьи 6 ГАТТ (антидемпинг)- определяет условия и процедуры применения мер для проти­водействия демпингу;

· Соглашение по применению статьи 7 ГАТТ (таможенная оцен­ка товаров)- определяет правила оценки таможенной стоимо­сти товаров;

· Генеральное соглашение по торговле услугами - определяет ос­новы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере;

· Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной соб­ственности - определяет права и обязательства членов ВТОв области защиты интеллектуальной собственности;

· Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разреше­ние споров -устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обяза­тельство по всем соглашениям ВТО.

Помимо основных соглашений страны - участницы ВТО мо­гут подписывать плюрилатеральные соглашения - т.е. такие соглашения, которые имеют силу только для тех стран, которые их подписали, и не обязательны для всех участников ВТО. Например, различные отраслевые соглашения, такие, как соглашения в области гражданской авиации, государственных закупок сельхозпродукции, торговли химическими веществами и т.д. Наряду с международными соглашениями органы ВТО прини­мают внутреннюю документацию. В общей сложности все документы ВТО по объему составляют примерно 30 тыс. страниц.

Члены и наблюдатели ВТО. На 1 августа 2004 г. членами ВТО являлись 147 государств (не считая государственные союзы и государственные образова­ния). Членами ВТО, например, являются как США и развитые европейские государства, так и многие развивающиеся страны Африки и Азии. Членами ВТО также являются и некоторые социалистические страны, такие, как Китай (КНР) и Куба.

Ряд стран имеют статус наблюдателей. Наблюдатели (кроме Ватикана) в течение 5 лет с момента получения этого статуса должны начать переговоры о своем вступлении в ВТО. Это: Алжир, Андорра, Азербайджан, Багамские острова, Беларусь, Бу­тан, Босния и Герцеговина, Камбоджа, Кабо-Верде, Эфиопия, Македония-Скопье, Ватикан, Казахстан, Лаос, Ливан, Непал, Российская Федерация, Самоа, Сан-Томе и Принсипи, Сау­довская Аравия, Сейшельские острова, Судан, Тонга, Украина, Узбекистан, Вануату, Вьетнам, Йемен, Сербия и Черногория.

Структура ВТО

Организационную структуру ВТО составляют:

· Министерская конференция;

· Генеральный совет;

· Генеральный директор;

· специализированные советы;

· рабочие группы;

· иные органы.

Министерская конференция- высший орган ВТО, принимающий стратегические решения и формирующий иные рабочие органы ВТО. Министерская конференция собирается минимум один раз в 2 года. На март 2003 г. состоялись 4 министерские конференции:

· первая конференция состоялась в Сингапуре в декабре 1996 г. - подтвердила курс стран - участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО 3 новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотноше­ния между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок;

· вторая конференция, проведенная в 1998г. в Женеве, была по­священа 50-летию ГАТТ/ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной тор­говли;

· третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 г. в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале но­вого раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно;

· четвертая министерская конференция состоялась в ноябре 2001 г. в Дохе (Катар) и взяла курс на расширение ВТО.

Исполнительным органом ВТО является Генеральный совет.

Генеральный совет состоит из представителей стран - участ­ниц ВТО. Генеральный совет ВТО отвечает за текущее управ­ление организацией. В подчинении Генерального совета находится ряд специализированных комитетов ВТО: по анализу торговой политики; по разрешению споров; по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Штаб-квартира Генерального совета ВТО располагается в г. Женеве (Швейцария).

Высшим должностным лицом ВТО, представляющим данную организацию как в отношениях между ее членами, так и на международной арене, является Генеральныйдиректор ВТО. Генеральный директор ВТО назначается Министерской конфе­ренцией или Генеральным советом на один 3-летний срок. С сентября 2002 г. новым Генеральным директором ВТО на­значен Супачаи Ланичпакди (бывший вице-премьер Таиланда).

Генеральный совет делегирует функции 3 советам, находящим­ся на следующем уровне иерархии ВТО:

· Совету по торговле товарами;

· Совету по торговле услугами;

· Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собст­венности.

Совет по торговле товарами,в свою очередь, руководит дея­тельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением со­глашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугамиосуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТТ. В его составе находятся:

· комитет по торговле финансовыми услугами;

· рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собст­венности,помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также во­просами предотвращения возникновения конфликтов, связан­ных с международной торговлей поддельными товарами.

Отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопро­сов в таких областях, как защита окружающей среды, пробле­мы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения, занимаются многочис­ленные специализированные комитеты и рабочие группы.

Организационную работу по обеспечению деятельности ВТО осуществляет секретариат ВТО, который имеет около 500 штатных сотрудников; базируется в Женеве; возглавляется Генеральным директором; в отличие от подобных органов других международных органи­заций не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены.

Основные обязанности Секретариата.

· обеспечивать техническую поддержку различным советам и ко­митетам, а также Министерской конференции;

· оказывать техническое содействие развивающимся странам;

· проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации;

· обеспечивать некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультировать правительства стран, желающих стать членами ВТО.

Преимущества и недостатки торговой системы ВТО.Членство в ВТО дает ряд очевидных преимуществ как для стра­ны в целом, ее отдельных граждан, так и для мирового сооб­щества (это также подтверждает то, что подавляющее боль­шинство экономически развитых стран являются членами ВТО).

Преимущества членства в ВТО выражаются в выгодах:

· для экономики в целом;

· потребителей;

· политических;

· для международного сообщества.

Выгоды членства страны в ВТО для экономики заключаются:

1. в повышении доходов

· понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и лич­ных доходов;

· после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 млрд. долл.;

· единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал повышению доходов и благосостояния;

· повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить полу­чаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компа­ниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, по­высить производительность, расширить масштабы произ­водства, повысить свою конкурентоспособность или пере­ключиться на новые виды деятельности;

2. в повышении занятости - развитие торговли ведет в долгосроч­ной перспективе к повышению занятости, особенно в экспор­тных отраслях экономики;

3. в повышении эффективности внешнеэкономической деятельности:

· упрощение системы таможенных пошлин и других торговых барьеров способствует активизации внешнеэкономической деятельности;

· как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот;

· недискриминационный подход, прозрачность, большая оп­ределенность условий торговли и их упрощение - все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций;

· в свою очередь, приток капитала в страну, в частности в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополни­тельные рабочие места и повышает благосостояние населе­ния в целом.

Выгоды членства страны в ВТО для потребителейзаключаются, прежде всего:

· в понижении стоимости жизни;

· в появлении более широкого выбора товаров и услуг.

Понижение стоимости жизни осуществляется за счет понижения торговых барьеров; как следствие - понижения цен на товары и услуги.

Более широкий выбор товаров и услуг обеспечивается тем, что:

· к национальным товарам и услугам добавляется большое коли­чество качественных импортных товаров и услуг;

· приток импорта вызывает необходимость для отечественных товаропроизводителей модернизировать свое производство, улучшать качество производимых товаров и услуг, что дает для потребителя возможность их более широкого выбора.

Важнейшими политическими выгодами членства в ВТО явля­ются:

· борьба с коррупцией;

· защита от лоббирования.

В основе борьбы с коррупцией лежат принципы прозрачности в торговых отношениях между странами ВТО и недискрими­нации. Чем меньше возможности вводить импортные квоты ("пускать" или "не пускать" на рынок) и чем больше междуна­родный контроль, тем меньше остается чиновникам возможно­стей для коррупции.

Присоединение к ВТО с едиными торговыми стандартами зна­чительно ослабляет возможности национальных лоббистских групп различных отраслей экономики влиять на правительство страны, взявшей на себя международные торговые обязательства.

Преимущества в области международного сотрудничествазаключаются:

· в обеспечении равных возможностей для стран - участниц ВТО;

· в эффективном механизме разрешения споров;

· в укреплении международного сотрудничества.

Равные возможности для участников ВТО обеспечиваются тем, что:

· система ВТО позволяет небольшим странам объединять свои усилия в переговорах для реализации своих интересов, в то время как в одиночку небольшие страны вряд ли бы могли противостоять экономическим гигантам (например, в результате переговоров в рамках ВТО ряд крупных государств согласились перестроить текстильную промышленность, для того чтобы это способствовало развитию торговли с экономически менее раз­витыми странами, которые являются одними из основных им­портеров текстиля);

· в то же время экономически развитые страны имеют возмож­ность вести переговоры сразу с группами стран, а не с каждой страной в отдельности, что делало бы такие переговоры мало­эффективными;

· все страны в ВТО имеют равное право голоса;

· вышеуказанные меры уравнивают возможности стран в ВТО.

Эффективный механизм разрешения споров заключается в том, что:

· государства отказываются от применения односторонних дей­ствий;

· каждый спор, выносимый в ВТО, рассматривается, прежде всего, с точки зрения действующих норм и правил;

· после принятия решения страны концентрируют свои усилия на его выполнении и, возможно, последующем пересмотре норм и правил путем переговоров;

· соглашения ВТО создают правовую основу для принятия чет­кого решения и обеспечения контроля за его исполнением;

· рассмотрение споров внутри ВТО препятствует их разрастанию и превращению в неразрешимые противоречия между странами;

· с момента создания ВТО в 1995 г. около 200 спбров было вы­несено на ее рассмотрение;

· эффективное разрешение споров способствует укреплений до­верия и взаимопонимания между странами.

Укреплению международной стабильности и международного со­трудничества способствует усиление экономической взаимоза­висимости стран друг от друга, превращение их в единый эконо­мический организм. Сильная экономическая взаимосвязан­ность государств и эффективный механизм разрешения споров и сглаживания противоречий практически исключают войны между такими странами (пример: страны Западной Европы в на­стоящее время настолько интегрированы между собой, что де­лает ненужными войны между ними).

В настоящее время в ряде стран, которые не являются членами ВТО, существует ряд стереотиповв отношении данной орга­низации (которые противниками вступления в ВТО преподно­сятся как недостатки ВТО). Наиболее распространенными из них являются следующие:

· ВТО диктует государственную политику правительствам стран-членов;

· членство в ВТО ведет к потере суверенитета участников;

· участие в ВТО - это полная либерализация доступа на рынок и свободная торговля любой ценой;

· преследование коммерческих интересов в ВТО становится бо­лее приоритетной задачей, чем развитие;

· коммерческие интересы в ВТО более приоритетны, чем защита окружающей среды;

· ВТО лишает людей работы и увеличивает разрыв между бога­тыми и бедными;

· маленькие страны в ВТО бессильны;

· ВТО - это инструмент мощного лоббирования;

· у более слабых стран нет выбора, они вынуждены присоединяться к ВТО.

Президент РФ В. В. Путин в своем ежегодном Послании к Федеральному Собранию, говоря о преимуществах и недостатках членства в ВТО, сформулировал следующую позицию:

"ВТО - не абсолютное зло и не абсолютное добро. И не награда за хорошее поведение. ВТО - это инструмент. Тот, кто умеет им пользоваться, становится сильнее. Кто не умеет или не хочет пользоваться, не хочет учиться, кто предпочитает сидеть за частоколом протекционистских квот, пошлин, - обречен. Стратегически абсолютно обречен.

Наша страна все еще "выключена" из процесса формирования правил мировой торговли. Мы уже там, в этой мировой тор­говле, а к формированию правил ее не допущены.

Членство в ВТО должно стать инструментом защиты нацио­нальных интересов России на мировых рынках".

Наши рекомендации