Всемирная торговая организация (ВТО)

Место расположения: Женева, Швейцария.

ВТО основана 1 января 1995 г. по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986—1994). В настоящее время членами ВТО являются 159 страны. Штат Секретариата насчитывает 500 сотрудников, главой является генеральный директор.

Главными задачами ВТО является либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

Страны-члены ВТО решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых споров в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

Принципы ВТО следующие. Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках торговой системы, где каждая страна получает гарантию справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать условия для импорта на свой собственный рынок.

Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.

Практическое значение Всемирной торговой организации для мировой экономики в настоящее время:

1) ВТО является форумом для успешных переговоров об открытии рынков в области телекоммуникаций, информационно-технологического оборудования и финансовых услуг;

2) ВТО приняла участие в урегулировании более 200 торговых споров;

3) по сей день Организация осуществляет наблюдение за выполнением соглашений, достигнутых во время Уругвайского раунда всемирных торговых переговоров 1986—1994 гг.;

4) в 2001 г. в Дохе (Катар) ВТО начало новый раунд многосторонних торговых переговоров, известных как Повестка дня в области развития, принятая в Дохе.

1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в новой редакции 1994 г. сейчас является основным сводом правил ВТО по торговле товарами. Его дополняют соглашения, касающиеся специфических секторов, таких как сельское хозяйство и текстиль, а также отдельных тем, например, государственной торговли, стандартов на различную продукцию, субсидий и действий, предпринимаемых против демпинга.

Два фундаментальных принципа ГАТТ — это недискриминация и обеспечение доступа на рынок.

Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке.

Доступ на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального режима, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц.

2. Генеральное соглашение по торговле услугами имеет принципом более свободный экспорт и импорт услуг, независимо от способа их поставки, будь то трансграничная торговля, потребление услуг за рубежом, коммерческое присутствие или присутствие физических лиц, — были впервые документально закреплены в новом Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС).

3. Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) представляет собой свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность, в которых оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операций. Под «интеллектуальной собственностью» понимаются авторские права, торговые марки, географические названия, используемые для наименования товаров, промышленные образцы (дизайны), топологии интегральных микросхем и нераскрытая информация, например, торговые секреты.

На примере вышеперечисленных соглашений можно говорить о преимуществах и позитивных последствиях вступления стран в ВТО:

· сокращение таможенных пошлин и тарифов на импорт и экспорт товаров и услуг;

· возможность быстрого и эффективного взаимодействия с наиболее развитыми странами-участниками ВТО, а, следовательно, возможность обмена с этими странами бесценным и передовым опытом производства, достижениями научно-технического прогресса, коммерческими предложениями на международном уровне. Как следствие - повышение квалификации, активизация процессов разделения труда, рост конкурентоспособности и т.д.;

· осведомлённость ценовой политикой ведущих ТНК;

· возможность льготного кредитования в других странах (в ведущих банках), участие в программах на мировом уровне кредитования и спонсирования бизнеса.

Однако, по мнению многих экономических, политических деятелей и аналитиков, существуют также недостатки, которые не так очевидны, как преимущества, но, тем не менее, должны быть приняты во внимание, это:

· неопределённость принципов соответствия страны определённым экономическим параметрам ВТО;

· отсутствие реальной необходимости вступления в ВТО, готовности страны к более высокому уровню мировых экономических отношений. Либерализация и глобализация мировой торговли неизбежна, но не всегда возможна в условиях развивающихся в экономическом отношении стран. Страна должна приспособиться к определённой системе ведения мировой торговли для того, чтобы полноценно участвовать в ВТО. Пока существует ряд ограничений, относящихся, например, к экспортным пошлинам, политике ценообразования и т.п., невозможно ускорить экономический рост, а есть возможность, напротив, лишь «затормозить» плавный переход страны к более высокому уровню мировой торговли;

· зависимость от развитых стран-участников ВТО. Разумеется, страны-участники ВТО при присоединении очередной страны обязаны учитывать свои интересы. Нельзя не согласиться, что присоединение страны влечёт определённую зависимость от системы взаимодействия внутри ВТО и сложившихся норм и правил. Решение будет приниматься не независимо от ВТО, а внутри организации, и, возможно, не всегда окажется правильным для конкретной страны;

· деиндустриализация экономики — прекращение производства вследствие отсутствия необходимости производить при возможности покупать товары и услуги.

Суммируя всё вышеизложенное, можно смело утверждать, что ВТО является главным международным экономическим институтом по регулированию международной торговли, контролю и развитию мировых экономических отношений, разработке правил взаимодействия стран на мировом уровне. Стремление стран присоединиться к ВТО объяснимо и закономерно, но главным критерием перед принятием решения о необходимости присоединения к Организации является в первую очередь готовность экономической системы страны быстро приспособиться под «высокие» параметры ВТО, возможность извлекать выгоду от участия в ВТО, способствовать экономическому прогрессу своей страны, а не бросать все силы на то, чтобы догнать высокоразвитые страны, при этом упуская из вида важные аспекты внутренней национальной экономики, т.е. развитие национального производства, повышение производительности труда, развитие малого бизнеса и т.п.

Организация экономического содействия развитию (ОЭСР) объединяет 34 страны — полноправных членов, базирующихся на принципах демократического управления и рыночной экономики.

Государства, для которых не указана дата вступления в ОЭСР, стали её членами в 1961.

Члены ОЭСР

1. Австралия (7 июня 1971)

2. Австрия

3. Бельгия

4. Великобритания

5. Венгрия (7 мая 1996)

6. Германия

7. Греция

8. Дания

9. Израиль (7 сентября 2010)

10. Ирландия

11. Исландия

12. Испания

13. Италия

14. Канада

15. Люксембург

16. Мексика (18 мая 1994)

17. Нидерланды

18. Новая Зеландия (29 мая 1973)

19. Норвегия

20. Польша (22 ноября 1996)

21. Португалия

22. Словакия (14 декабря 2000)

23. Словения (21 Июль 2010)

24. США

25. Турция

26. Финляндия (28 января 1969)

27. Франция

28. Чехия (21 декабря 1995)

29. Чили (7 мая 2010)

30. Швейцария

31. Швеция

32. Эстония (3 июня 2010)

33. Южная Корея (12 декабря 1996)

34. Япония (28 апреля 1964)

Процесс расширения ОЭСР регулируется «Дорожной картой», согласно которой произошло включение в состав ОЭСР четырех стран в течение 2010 г. Соглашение о вступлении России в ОЭСР подписано в рамках «Дорожной карты» еще в 2007 г., однако вступления РФ в состав ОЭСР вряд ли можно ожидать вскоре. 70 стран мира, в том числе и Россия, имеют статут партнеров ОЭСР, принимая участие во многих сферах деятельности. ОЭСР была организована в 1961 г. по инициативе США на базе Организации европейского экономического сотрудничества, которая координировала американскую и канадскую помощь пострадавшим от Второй мировой войны европейским странам в рамках плана Маршалла.

Цели организации — проведение согласованной политики, направленной на:

· достижение высокого и устойчивого экономического роста и повышение жизненного уровня стран-членов при соблюдении финансовой стабильности;

· продвижение разумных экономических взглядов и методов в странах-членах, а также в не входящих в ОЭСР странах, идущих по пути экономического развития;

· развитие международной торговли на многосторонней, не дискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.

ОЭСР играет главенствующую роль в содействии налаживания эффективного и рационального управления в сфере государственных услуг и общих видов деятельности. Отраслевые мониторинги ОЭСР помогают правительствам стран быстро актуализировать изменения в главных экономических областях. Детальный анализ ОЭСР возникающих проблем и оценка действующих направлений политики дают возможность политикам стран скорректировать стратегическую ориентацию.

На основе широкого международного консенсуса ОЭСР принимает решения, разрабатывает согласованные механизмы, рекомендации в отношении тех сфер или проблем, в которых необходимы именно многонациональные соглашения, договоренности в целях достижения прогресса в деле глобализации экономики.

Четко разграничены составляющие экономического роста, такие как устойчивое развитие, экономика регионов, развивающихся стран, оказание поддержки.

Основными сферами интересов ОЭСР являются:

· налогообложение. Разработка политики в области налогообложения, ведется в рамках Комитета по налоговым вопросам;

· страхование. Выработка мер в целях достижения большей свободы действий в области страхования;

· политика в области обменного курса. Комитет по вопросам денежной политики и обменного курса занимается выработкой рекомендаций в области финансового сотрудничества, осуществления обменных операций, реализация которых необходима для развития международной финансовой системы. На заседаниях комитета обсуждаются финансовые проблемы государств-участников, ведется поиск оптимальных путей их решения;

· международное инвестирование и функционирование многонациональных предприятий.

· либерализация движения капитала. Ведется работа в области либерализации инвестиционных режимов, защиты инвестиций, а также разрабатываются эффективные процедуры по разрешению международных споров финансового характера.

ОЭСР является одним из инициаторов и лидеров в борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, в силу чего в сфере ее интересов находится оффшорный бизнес международных компаний и деятельность национальных правительств по ограничению оффшорных услуг.

Так, в частности, ОЭСР приняты и официально опубликованы списки тех стран, которые не перешли на согласованные на международном уровне стандарты сотрудничества в сфере налогообложения.

Составление данных списков стало результатом работы Организации экономического сотрудничества и развития в ответ на обращение государств-участников G20 предпринять меры в отношении стран, не сотрудничающих со странами-участницами G20. По мнению стран-членов G20, данные меры будут способствовать стабилизации ситуации, наблюдающейся в мировой финансовой системе. Опубликование таких списков и их последующая коррекция ОЭСР позволяет, исходя из дислокации компании, определить степень лояльности правительства и компании к требованиям международного сообщества по прозрачности бизнеса и, следовательно, противодействовать налоговой оптимизации.

Группа учреждений Всемирного банка, основанная в 1944 г., является одной из крупнейших в мире организаций, предоставляющих помощь на цели развития. Банк, ежегодно предоставляющий странам-клиентам займы, в настоящее время осуществляет свою деятельность более чем в 100 развивающихся странах, оказывая финансовую и консультационную помощь с целью повышения уровня жизни и улучшения жизни беднейшего населения.

Совладельцами Всемирного банка являются 187 стран-членов, интересы которых представляют Совет управляющих и Совет директоров, находящиеся в Вашингтоне. Страны-члены являются акционерами Всемирного банка, обладающими правом принимать окончательное решение.

Основное внимание уделяется оказанию помощи беднейшим группам населения и беднейшим странам.

Всемирный банк ведет политику «Открытых дверей», которая выражается в следующем:

· поощрение иностранных инвестиций;

· упрощенный доступ инвестиций и особенно смягчение связанных с их осуществлением формальностей.

В то же время каждое государство сохраняет за собой право регламентации доступа иностранных инвестиций на свою территорию.

РФ является членом Всемирного Банка с 1992 г. В настоящее время Всемирный банк осуществляет на территории РФ 14 проектов на общую сумму более $1,51 млрд.

Всего с 1992 г. Всемирный банк финансировал более 70 проектов на общую сумму $14,15 млрд.

Партнерами по осуществлению этих проектов в РФ выступают государственные и муниципальные образования.

Международная финансовая корпорация(МФК, IFC) — член группы организаций Всемирного банка, создана в 1956 г. Акционерами Международной финансовой корпорации являются в настоящее время 182 государства-члена.

МФК специализируется на осуществлении инвестиционной и консультативной деятельности. Цель деятельности МФК заключается в содействии устойчивому притоку частных инвестиций в развивающиеся страны, сокращению бедности и улучшению условий жизни людей. МФК предоставляет займы, инвестиции в форме долевого участия в капитале, структурированное финансирование и продукты по управлению рисками, а также оказывает консультационные услуги для стимулирования роста частного сектора в развивающихся странах.

Россия стала акционером и членом IFC в 1993 г. С тех пор IFC инвестировала в России более $5,3 млрд, в том числе около $1,5 млрд в виде синдицированных кредитов, в более чем 217 проектов в различных отраслях экономики страны.

Инвестиционный портфель IFC в стране составляет $2,2 млрд, что ставит страну на четвертое место по объему инвестиций от IFC в мире. В 2010 финансовом году IFC инвестировала в России $770 млн, а за предыдущий год — $512 млн. В России IFC инвестирует во многие важнейшие отрасли: банковский сектор, лизинг, ипотеку, инфраструктуру, горнодобывающую, пищевую, целлюлозно-бумажную, нефте- и газодобывающую промышленность, стройматериалы, телекоммуникации, информационные технологии, розничную торговлю и здравоохранение. Для российского бизнеса это означает, что при грамотном составлении бизнес-плана российская компания среднего и крупного бизнеса может получить софинансирование или кредит по льготной ставке от МФК.

Если проанализировать предпочтения МФК, отражаемые в ее кредитном портфеле, то становится очевидным, что ее приоритеты сконцентрированы в банковском секторе, торговле, энергетике, которые являются наиболее высокодоходными секторами российской экономики последнего времени.

Так, в частности, Международная финансовая корпорация IFC в 2005 г. выделила банку «УралСиб» кредит на 30 млн долларов на пять лет для дальнейшего кредитования российского малого и среднего бизнеса. Средства IFC были направлены на расширение банком финансирования компаний частного сектора в российских регионах и поддержку слияния «УралСиба» с четырьмя другими банками группы. Фактически кредит МФК стал финансовой основой превращения «УралСиба» в один из крупнейших финансовых институтов России.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА).Задачи МИГА заключаются в привлечении прямых иностранных инвестиций путем страхования политических рисков (выдачи гарантий инвесторам и кредиторам), передачи опыта и предоставления ресурсов, которые помогут странам с формирующимся рынком привлекать и удерживать эти инвестиции.

Поддерживаемые МИГА проекты, как правило, дают много прямых выгод странам, в которых они осуществляются (новые рабочие места для местного населения, дополнительные и долгосрочные инвестиции в подготовку и обучение персонала), а также оказывают положительное воздействие на национальную экономику в целом благодаря налоговым поступлениям и валютной выручке от экспорта.

В настоящее время членами МИГА являются 175 государств.

МИГА добивается привлечения иностранных инвестиций в высокорисковые экономики следующими путями:

- предоставляя гарантии политических рисков, способствуют поступлению в__ страну продуктивных иностранных инвестиций;

- осуществляя деятельность в области технической помощи, помогает странам освоить инструментарий, необходимый для привлечения и удержания иностранных инвестиций.

МИГА гарантирует инвестиции в широкий диапазон отраслей экономики, оказывая тем самым положительное влияние на экономическое развитие стран, создание рабочих мест, распространение знаний и увеличение экспортных налоговых поступлений. Значительная часть портфеля проектов Агентства ориентирована на поддержку секторов финансовых услуг и инфраструктуры — фундамента экономического развития. Главные сферы гарантий МИГА:

1) инфраструктура;

2) сельское хозяйство;

3) добывающие производства;

4) финансовый сектор;

5) инвестиционные проекты для малого бизнеса.

В 2009 финансовом году MIGA предоставило гарантии в поддержку инвестиций в развивающиеся страны на сумму 1,4 млрд долл. США. Из этой суммы 1,2 млрд долл. США было направлено в финансовый сектор ввиду необходимости поддержания кредитной деятельности банков. Это меньше, чем в 2008 г., когда объем новых гарантий MIGA достиг рекордного показателя. Сокращение объема новых гарантий произошло вследствие мирового экономического кризиса. В то же время чрезвычайно низкий процент отказов от реализации действующих проектов свидетельствует о том, что клиенты придают предоставляемому MIGA страховому обеспечению большое значение, особенно в нынешний тяжелый период. В результате низких показателей отмены проектов суммарный объем действующих гарантий в прошлом году существенно увеличился — на 800 млн долл. США - и составил 7,3 млрд долл. США. Для российского бизнеса весьма интересным является совместный проект МИГА и Национального агентства по прямым инвестициям (НАПИ), который, в частности, принимал участие в предоставлении гарантий и консультировании в таких проектах.

Наши рекомендации