Всемирная торговая организация

1 января 1995 г. начала свою деятельность Всемирная торговая организация, ВТО (World Trade Organization, WTO), учитывающая нормы действовавшего до 1994 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле, ГАТТ (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT).

ГАТТ

Генеральное соглашение по тарифам и торговле играло ведущую роль в регулировании международной торговли. Оно представляло собой многостороннее международное соглашение, содержащее свод правовых норм, на которых основывались торговые отношения между странами-участницами. Соглашение было подписано в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу 1 января 1948 г. для 23 подпи­савших его стран. В 1994 г. участниками ГАТТ было 118 государств.

ГАТТ выполняло три функции:. .

оказание воздействия на государственную торговую, политику путем выработки правил мировой торговли;

форум для переговоров по либерализации торговли;

урегулирование споров.

Основной целью ГАТТ было обеспечение безопасности и пред­сказуемости международных торговых отношений путем:

ликвидации таможенных и других торговых ограничений;

устранения всех форм дискриминации в международной торговле в целях повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости;

повышения реальных доходов населения и спроса, более эффек­тивного использования сырья, роста производства и торгового об­мена.

Принципы ГАТТ:

· осуществление торговли без дискриминации (принцип наибо­лее благоприятствуемой нации: все договаривающиеся стороны при установлении и отмене пошлин обязаны обеспечивать каж­дой стране одинаково благоприятные условия);

· защита отечественной промышленности только путем установ­ления таможенных пошлин, а не количественных ограничений и иных мер;

· сокращение пошлин в результате многосторонних перегово­ров и исключение возможности их повышение в дальнейшем;

проведение консультаций между странами-участницами для урегулирования проблем торговли;

· обеспечение справедливой конкуренции в результате развития международной торговли;

· заключение региональных торговых соглашений;

· предоставление льготного режима для развивающихся стран;

· установление особых норм регулирования международной тор­говли текстилем и одеждой.

В структуру ГАТТ входили: сессия договаривающихся сторон, совет представителей, комитеты, рабочие группы, органы по урегулирова­нию споров и секретариат.

До 1994 г. прошли восемь так называемых торговых раундов, це­лью которых были дальнейшая либерализация мировой торговли и устранение торговых барьеров.

1947 — Женева/Швейцария;

1949 — Аннеси/Франция;

1951 —Торки/Великобритания;

1956 — Женева/Швейцария;

1960-1961 — Женева/Швейцария (Диллон-раунд);

1964—1967 — Женева/Швейцария (Кеннеди-раунд);

1973—1979 — Женева/Швейцария (Токио-раунд);

1986-1993 — Женева/Швейцария (Уругвайский раунд).

До 1963 г. в результате 5 туров переговоров были согласованы некоторые взаимные уступки участников по снижению таможенных тарифов, меры по сокращению и регулированию нетарифных торго­вых барьеров.

В 1964—1967 гг. был проведен 6-й тур переговоров (Кеннеди-ра­унд), в ходе которого была достигнута договоренность о снижении тарифов в течение 5 лет в среднем на 35%. В ходе этого раунда впер­вые была сделана попытка существенно ограничить нетарифный протекционизм и был согласован антидемпинговый кодекс.

В 1973-1979 гг. проходил 7-й тур переговоров (Токио-раунд), в рамках которого было намечено поэтапное снижение таможенных пошлин (примерно на 33% на промышленные товары) в течение 8 лет начиная с 1 января 1980 г., а также был достигнут определен­ный прогресс в сокращении нетарифных барьеров в международной торговле.

В 1986—1993 гг. был проведен Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, в ходе которого была согласована организа­ционная структура, намечены планы и графики работы переговорных групп, образован специальный орган, призванный наблюдать за выполнением обязательств государств-участников не вводить торговые ограничения, противоречащие ГАТТ, и постепенно отменить существующие ограничения. Были созданы 15 переговорных групп: по таможенным тарифам, по нетарифным барьерам, по товарам природного происхождения, по текстилю и одежде, по сельско­хозяйственным товарам, по тропическим товарам, по субсидиям и компенсационным пошлинам, по торговым аспектам прав на интел­лектуальную собственность, по защитным мерам в торговле, по функ­ционированию системы ГАТТ, по соглашениям в рамках ГАТТ, по процедурам разрешения споров, по торговле услугами.

Уругвайский раунд выявил многочисленные конфликты среди участников, особенно по вопросам о распространении правил ГАТТ на торговлю сельскохозяйственными товарами, услугами и правами на интеллектуальную собственность. Сохраняющиеся противоречия в торговле аграрными товарами и в области субсидирования сельско­хозяйственного производства, особенно между США и ЕС, а также между развивающимися и промышленно развитыми странами, не позволили, как намечалось, подписать в декабре 1990 г. заключи­тельный документ.

Заключительный акт Уругвайского раунда (118 государств-участ­ников, подписан в 1994 г.) распространяется на все сферы перего­воров, зафиксированные в Декларации Пунта-дель-Эсте 1986 г. (в первой части Декларации речь шла о движении товаров в целях дальнейшей либерализации и расширения мировой торговли, усиле­ния роли ГАТТ, совершенствования мировой торговой системы и поощрения мирового сотрудничества путем усиления координации торговой политики, во второй части — о создании рамочных условий для торговли услугами), за исключением результатов переговоров о доступе к рынку (обещания многих стран сократить или отменить определенные таможенные пошлины и нетарифные ограничения в сфере торговли товарами), а также первоначальных договоренностей о либерализации торговли услугами.

Итогами Уругвайского раунда стали создание новой многосторон­ней системы международной торговли и замена ГАТТ Всемирной торговой организацией (ВТО). Заключительный акт содержит:

· соглашение об образовании ВТО (заменяет ГАТТ после рати­фикации);

· соглашение о таможенных тарифах и торговле товарами 1994 г. с многочисленными меморандумами по отдельным товарным группам;

· протокол Уругвайского раунда (включен в ГАТТ в 1994 г.);

· генеральное соглашение по торговле услугами;

· меморандум по процедуре урегулирования споров (в случае установления нарушений согласованных торговых норм будущие члены ВТО обязаны, с одной стороны, отказаться от проведения односторонних акций, а с другой — привести в действие преду­смотренный меморандумом механизм (консультации, создание органа по урегулированию спорных вопросов, выработка им решений, рассмотрение этих решений в апелляционной инстан­ции);

· процедуру контроля за торговой политикой договаривающихся сторон ГАТТ;

· решение об углублении согласования процессов мировой эко­номической политики;

· другие соглашения, касающиеся самых различных областей торговли (сельское хозяйство, текстиль и одежда, торговые барь­еры, инвестиции в сфере торговле, антидемпинговая политика, торговые аспекты охраны интеллектуальной собственности и др.);

· решение о мерах помощи в случае негативного влияния ре­форм на развивающиеся страны, зависящие от импорта продо­вольствия.

Переговоры под эгидой ГАТТ в 60-х и 70-х гг. сократили тамо­женные барьеры с 25—30 до 3—4% и помогли утроить объем мировой торговли за 70—80-е гг.

ВТО

Подписанное в 1994 г. Соглашение об образовании Всемирной торговой организации (ВТО), которая начала свою деятельность в 1995 г., предусматривает создание общих институциональных рамок, которые объединили бы предыдущие решения с решениями Уруг­вайского раунда и включили бы все принятые под патронажем ГАТТ договоренности и соглашения. Новая организация должна руководствоваться в своих действиях Меморандумом о правилах урегулиро­вания споров (Understanding on Rules and Procedures Covering the Settlement of Disputes) и Механизмом пересмотра торговой политики (Trade Policy Review Mechanism).

Основной целью ВТО является коммерческая и экономическая ориентация государств-членов на повышение уровня жизни путем:

обеспечения полной занятости;

роста производства и торгового обмена товарами и услугами;

оптимального использования источников сырья в целях обеспе­чения долгосрочного развития, защиты и сохранения окружающей среды.

ВТО имеет следующую структуру:

1. Конференция министров (раз в два года).

2. Всеобщий совет:

Комитет по урегулированию разногласий,

Комитет по пересмотру торговой политики (Trade Policy Review Mechanism, TPRM).

3. Вспомогательные органы:

Совет по услугам,

Совет по товарам,

Совет по торговым аспектам защиты прав на интеллектуальную собственность;

Комитет по торговле и развитию,

Комитет по бюджетным вопросам.

Согласно положениям ГАТТ и ВТО основным инструментом ре­гулирования внешней торговли должен быть таможенный тариф. В соответствующих документах содержатся правовые нормы, определяющие условия таможенного тарифного регулирования. Применение для целей регулирования внешней торговли других средств разрешается на основе решений Уругвайского раунда ГАТТ и некоторых других соглашений. Например, допускается принятие следующих мер:

административные ограничения внешней торговли по неэконо­мическим соображениям;

административные ограничения внешней торговли в целях выхода из тяжелого экономического положения (серьезный ущерб, на­несенный национальной промышленности, нарушение равновесия платежного баланса и др.);

пресечение недобросовестной конкуренции поставщиков иност­ранных товаров;

добровольные ограничения экспорта и импорта по взаимному согласию правительств или фирм стран — экспортеров и импорте­ров;

ограничения, вводимые по неэкономическим соображениям (за­щита национальной безопасности, охрана окружающей среды и др.).

Однако иногда меры, принимаемые, например, по неэкономи­ческим соображениям, сознательно используются в протекционист­ских целях. Достигнутые договоренности в рамках ГАТТ/ВТО существенно ограничили возможность произвольной трактовки правил регулирования внешней торговли и создали общие условия их при­менения. Например, к 2000 г. должны быть отменены добровольные ограничения экспорта и импорта, а срок действия мер против недо­бросовестной конкуренции ограничен пятью годами.

Для устранения такого серьезного препятствия в международной торговле, каким является расхождение национальных систем внешне­экономического регулирования, ВТО проводит соответствующую унификацию. Например, установлены общие принципы определения таможенной стоимости и страны происхождения товаров, действуют соглашения по техническим барьерам в торговле, по санитарным и фитосанитарным нормам и др.

Россия не является членом ВТО, поэтому ее торговые отношения с другими странами основаны не на соответствующих документах ГАТТ/ВТО, а на двусторонних торговых договорах и соглашениях, содержащих режим наибольшего благоприятствования. В то же время вступление в ВТО является одной из приоритетных задач внешне­торговой политики России.

Наши рекомендации