Всемирная торговая организация (ВТО), её структура, цели и принципы деятельности

Структура и состав ВТО. Всемирная торговая организация действует с 1 января 1995 г. и является главным инструментом предотвращения протекционизма в мировой торговле. Членом ВТО может быть страна, присоединившаяся ко всем соглашениям и договоренностям Уругвайского раунда торговых переговоров, кроме следующих четырех соглашений: по торговле гражданской авиатехником, по режиму правительственных закупок, по молочным продуктам и по говядине.

На момент создания в ВТО входили 125 стран мира, обеспечивающих свыше 90% мирового товарооборота. В настоящее время ВТО объединяет 155 стран. Самостоятельным членом ВТО является Европейский союз.

Высший орган ВТО - Министерская конференция, созываемая не реже одного раза в два года. В промежутках между министерскими конференциями руководящим органом ВТО является Генеральный совет, которому подчинены Совет по товарам, Совет по услугам и Совет по торговым аспектам вопросов интеллектуальной собственности.

Процедура вступления в ВТО. Эта процедура включает получение страной статуса наблюдателя для ознакомления с правилами данной организации, механизмом ее функционирования. Затем подается заявление, которое рассматривается членами организации. В случае положительного решения формируется рабочая группа, которая занимается обеспечением переговоров. Сами переговоры включают изучение механизма регулирования внешней торговли и особенно внешнеторгового режима вступающей страны. На второй стадии обсуждаются конкретные условия присоединения. По итогам заседаний рабочей группы делается доклад, а также составляется проект протокола по присоединению страны, который содержит основные условия ее вступления. После того как протокол и доклад одобрены высшим органом ВТО, страна становится полноправным членом этой организации.

Доктрина ГАТТ/ВТО основана на свободе торговли, считающейся самым надежным средством использования странами своих сравнительных преимуществ.

Цель ВТО - снижение мировых цен, международная специализация стран на товарах и услугах, которые обеспечивают для них наибольший экономический эффект и повышение общемирового уровня жизни. Однако государства часто используют меры протекционизма. Множество аргументов в пользу протекционистского режима выдвигалось и отстаивалось, в частности, производителями и чиновниками, извлекавшими выгоду из такой ситуации.

Основные принципы ВТО, направленные на согласованное регулирование международной торговли:

· принцип наибольшего благоприятствования – режим наиболее благоприятствуемой нации;

· принцип национального режима;

· принцип свободы транзита;

· принцип гласности внешнеторгового законодательства;

· принцип преференциального режима.

Проблемы вступления России в ВТО.

Правовой предшественник России - СССР в 1990 г. получил статус наблюдателя в ГАТТ. Такое положение сохраняется до настоящего времени. Это означает, что российский экспорт подвергается дискриминации на мировом рынке. На пути российских товаров установлены практически все виды ограничений, существующие в международной торговле.

Наиболее серьезную угрозу внешнеторговым интересам России представляют антидемпинговые правила, число которых в последнее время растет. При этом нередко они применяются, даже когда демпинга как такового и нет, а низкие цены действительно отражают невысокие издержки производства.

Статус наблюдателя означает и то, что практически все важнейшие проблемы многостороннего торгового сотрудничества решаются без участия России.

В 1993 г. Россия направила официальное заявление о намерении страны присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного члена. "Меморандум о внешнеторговом режиме России" был направлен в ГАТТ в феврале 1994 г., а в декабре 1994 г. Россия подала заявление с просьбой о вступлении в ВТО.

В настоящее время завершаются переговоры о вступлении России в эту международную организацию. Многое в нормах ГАТТ/ВТО противоречит сложившимся в российской практике традициям, представлениям и действующему законодательству. Необходимо будет пересмотреть таможенные тарифы, чтобы они приблизились к уровню, который сложился в странах-членах ВТО, привести в соответствие с мировыми нормами торговое законодательство, пересмотреть практику субсидирования экономики и правительственных закупок.

Принятие России в ВТО позволит стране использовать сложившийся в торговле международный механизм консультаций и поиска компромиссов при решении спорных вопросов.

Присоединение России к ВТО не ближайшая самоцель, а сложный переговорный процесс, связанный с выработкой приемлемых условий для её полноправного участия РФ в системе мировой торговли, эффективной реализации преимуществ МРТ, совершенствования экономического сотрудничества с зарубежными странами.

Наши рекомендации