Всемирная торговая организация, ее структура, состав, преимущества и недостатки
Важную роль в регулировании международной торговли играет ВТО. Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, главной целью которой является развитие и либерализация мировой торговли через установление единых стандартов для мировой торговли, обязательных для всех стран, присоединившихся к ВТО. Данная организация, ее документы существенно влияют на таможенное дело во всем мире.
Всемирная торговая организация (ВТО) была создана 1 января 1995 г. Она стала продолжателем ГАТТ - Генерального соглашения по тарифам и торговле, действовавшего в 1947-1995 гг. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) имело те же цели, что и нынешняя ВТО, - установление единого торгового порядка и сдерживание отдельных государств от односторонних действий в мировой торговле, которые бы шли вразрез с правилами торговли, признаваемыми большинством стран, и препятствовали бы развитию мировой торговли. Несмотря на то, что ГАТТ эффективно действовало на протяжении ряда десятилетий, в 80-е гг. XX в. в связи с резким скачком в развитии торговли в 60- 80-е гг. возникла необходимость реформирования системы Генерального соглашения по тарифам и торговле. Был проведен ряд раундов переговоров по данному вопросу. Наиболее значимым явился так называемый Уругвайский раунд переговоров, проходивший в 1986-1994 гг. По его результатам было принято решение о создании с 1995 г. ВТО. Несмотря на то, что ГАТТ и ВТО имеют сходные цели, данные структуры различаются между собой:
· если ГАТТ представляло собой систему торговых соглашений, то ВТО является как системой соглашений, так и международной организацией;
· ВТО имеет более совершенную структуру управления;
· в ВТО усилен контроль за соблюдением странами торговых соглашений;
· если ГАТТ являлось неформальным объединением, "клубом"стран, то ВТО является официальноймеждународной организацией и имеет статус специализированного учреждения ООН.
Главными принципами ГАТТ/ВТО, вокругкоторых идет объединение государств-участников, являются:
· недискриминация;
· свободный доступ на рынок.
Принцип недискриминацииозначает, что страны — участницы ВТО при осуществлении внешней торговли должны одинаково относиться ковсем другим участникам торговых отношений - членам ВТО; запрещается одним странам давать приоритет вторговле, а другим создаватьпрепятствия.
Принцип свободного доступа на рынокозначает, что страны - участницы ВТО недолжны создавать искусственных препятствий доступу на свой рынок товарам других стран, например, принимать неоправданно масштабные антидемпинговые, компенсационные и иные защитные меры.
Основные документы и состав ВТО.Все страны - члены ВТОпринимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.
Основными многосторонними торговыми соглашениями являются:
· Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г.Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г. - определяют основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере;
· Соглашение по сельскому хозяйству - определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе;
· Соглашение по текстильным изделиям и одежде - определяет особенностирегулирования торговли текстилем и одеждой;
· Соглашение по соблюдению санитарных и фитосанитарных норм -определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля;
· Соглашение по техническим барьерам в торговле- определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации;
· Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей,- содержит ограничения применения мер, поощряющих потребление отечественных товаров в связи с капиталовложением;
· Соглашение по предотгрузочной инспекции- определяет условия проведения предотгрузочных инспекций;
· Соглашение по правилам происхождения- определяет принципы происхождения товаров;
· Соглашение по процедуре импортного лицензирования - устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта;
· Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам - определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием;
· Соглашение по защитным мерам - определяет условия и процедуры применения мер для противодействия растущему импорту;
· Соглашение по применению статьи 6 ГАТТ (антидемпинг)- определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу;
· Соглашение по применению статьи 7 ГАТТ (таможенная оценка товаров)- определяет правила оценки таможенной стоимости товаров;
· Генеральное соглашение по торговле услугами - определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере;
· Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности - определяет права и обязательства членов ВТОв области защиты интеллектуальной собственности;
· Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров -устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательство по всем соглашениям ВТО.
Помимо основных соглашений страны - участницы ВТО могут подписывать плюрилатеральные соглашения - т.е. такие соглашения, которые имеют силу только для тех стран, которые их подписали, и не обязательны для всех участников ВТО. Например, различные отраслевые соглашения, такие, как соглашения в области гражданской авиации, государственных закупок сельхозпродукции, торговли химическими веществами и т.д. Наряду с международными соглашениями органы ВТО принимают внутреннюю документацию. В общей сложности все документы ВТО по объему составляют примерно 30 тыс. страниц.
Члены и наблюдатели ВТО. На 1 августа 2004 г. членами ВТО являлись 147 государств (не считая государственные союзы и государственные образования). Членами ВТО, например, являются как США и развитые европейские государства, так и многие развивающиеся страны Африки и Азии. Членами ВТО также являются и некоторые социалистические страны, такие, как Китай (КНР) и Куба.
Ряд стран имеют статус наблюдателей. Наблюдатели (кроме Ватикана) в течение 5 лет с момента получения этого статуса должны начать переговоры о своем вступлении в ВТО. Это: Алжир, Андорра, Азербайджан, Багамские острова, Беларусь, Бутан, Босния и Герцеговина, Камбоджа, Кабо-Верде, Эфиопия, Македония-Скопье, Ватикан, Казахстан, Лаос, Ливан, Непал, Российская Федерация, Самоа, Сан-Томе и Принсипи, Саудовская Аравия, Сейшельские острова, Судан, Тонга, Украина, Узбекистан, Вануату, Вьетнам, Йемен, Сербия и Черногория.
Структура ВТО
Организационную структуру ВТО составляют:
· Министерская конференция;
· Генеральный совет;
· Генеральный директор;
· специализированные советы;
· рабочие группы;
· иные органы.
Министерская конференция- высший орган ВТО, принимающий стратегические решения и формирующий иные рабочие органы ВТО. Министерская конференция собирается минимум один раз в 2 года. На март 2003 г. состоялись 4 министерские конференции:
· первая конференция состоялась в Сингапуре в декабре 1996 г. - подтвердила курс стран - участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО 3 новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок;
· вторая конференция, проведенная в 1998г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ/ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли;
· третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 г. в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно;
· четвертая министерская конференция состоялась в ноябре 2001 г. в Дохе (Катар) и взяла курс на расширение ВТО.
Исполнительным органом ВТО является Генеральный совет.
Генеральный совет состоит из представителей стран - участниц ВТО. Генеральный совет ВТО отвечает за текущее управление организацией. В подчинении Генерального совета находится ряд специализированных комитетов ВТО: по анализу торговой политики; по разрешению споров; по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
Штаб-квартира Генерального совета ВТО располагается в г. Женеве (Швейцария).
Высшим должностным лицом ВТО, представляющим данную организацию как в отношениях между ее членами, так и на международной арене, является Генеральныйдиректор ВТО. Генеральный директор ВТО назначается Министерской конференцией или Генеральным советом на один 3-летний срок. С сентября 2002 г. новым Генеральным директором ВТО назначен Супачаи Ланичпакди (бывший вице-премьер Таиланда).
Генеральный совет делегирует функции 3 советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО:
· Совету по торговле товарами;
· Совету по торговле услугами;
· Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами,в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугамиосуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТТ. В его составе находятся:
· комитет по торговле финансовыми услугами;
· рабочая группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности,помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения, занимаются многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы.
Организационную работу по обеспечению деятельности ВТО осуществляет секретариат ВТО, который имеет около 500 штатных сотрудников; базируется в Женеве; возглавляется Генеральным директором; в отличие от подобных органов других международных организаций не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены.
Основные обязанности Секретариата.
· обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции;
· оказывать техническое содействие развивающимся странам;
· проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации;
· обеспечивать некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультировать правительства стран, желающих стать членами ВТО.
Преимущества и недостатки торговой системы ВТО.Членство в ВТО дает ряд очевидных преимуществ как для страны в целом, ее отдельных граждан, так и для мирового сообщества (это также подтверждает то, что подавляющее большинство экономически развитых стран являются членами ВТО).
Преимущества членства в ВТО выражаются в выгодах:
· для экономики в целом;
· потребителей;
· политических;
· для международного сообщества.
Выгоды членства страны в ВТО для экономики заключаются:
1. в повышении доходов
· понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов;
· после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 млрд. долл.;
· единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал повышению доходов и благосостояния;
· повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, повысить свою конкурентоспособность или переключиться на новые виды деятельности;
2. в повышении занятости - развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики;
3. в повышении эффективности внешнеэкономической деятельности:
· упрощение системы таможенных пошлин и других торговых барьеров способствует активизации внешнеэкономической деятельности;
· как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот;
· недискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение - все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций;
· в свою очередь, приток капитала в страну, в частности в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.
Выгоды членства страны в ВТО для потребителейзаключаются, прежде всего:
· в понижении стоимости жизни;
· в появлении более широкого выбора товаров и услуг.
Понижение стоимости жизни осуществляется за счет понижения торговых барьеров; как следствие - понижения цен на товары и услуги.
Более широкий выбор товаров и услуг обеспечивается тем, что:
· к национальным товарам и услугам добавляется большое количество качественных импортных товаров и услуг;
· приток импорта вызывает необходимость для отечественных товаропроизводителей модернизировать свое производство, улучшать качество производимых товаров и услуг, что дает для потребителя возможность их более широкого выбора.
Важнейшими политическими выгодами членства в ВТО являются:
· борьба с коррупцией;
· защита от лоббирования.
В основе борьбы с коррупцией лежат принципы прозрачности в торговых отношениях между странами ВТО и недискриминации. Чем меньше возможности вводить импортные квоты ("пускать" или "не пускать" на рынок) и чем больше международный контроль, тем меньше остается чиновникам возможностей для коррупции.
Присоединение к ВТО с едиными торговыми стандартами значительно ослабляет возможности национальных лоббистских групп различных отраслей экономики влиять на правительство страны, взявшей на себя международные торговые обязательства.
Преимущества в области международного сотрудничествазаключаются:
· в обеспечении равных возможностей для стран - участниц ВТО;
· в эффективном механизме разрешения споров;
· в укреплении международного сотрудничества.
Равные возможности для участников ВТО обеспечиваются тем, что:
· система ВТО позволяет небольшим странам объединять свои усилия в переговорах для реализации своих интересов, в то время как в одиночку небольшие страны вряд ли бы могли противостоять экономическим гигантам (например, в результате переговоров в рамках ВТО ряд крупных государств согласились перестроить текстильную промышленность, для того чтобы это способствовало развитию торговли с экономически менее развитыми странами, которые являются одними из основных импортеров текстиля);
· в то же время экономически развитые страны имеют возможность вести переговоры сразу с группами стран, а не с каждой страной в отдельности, что делало бы такие переговоры малоэффективными;
· все страны в ВТО имеют равное право голоса;
· вышеуказанные меры уравнивают возможности стран в ВТО.
Эффективный механизм разрешения споров заключается в том, что:
· государства отказываются от применения односторонних действий;
· каждый спор, выносимый в ВТО, рассматривается, прежде всего, с точки зрения действующих норм и правил;
· после принятия решения страны концентрируют свои усилия на его выполнении и, возможно, последующем пересмотре норм и правил путем переговоров;
· соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четкого решения и обеспечения контроля за его исполнением;
· рассмотрение споров внутри ВТО препятствует их разрастанию и превращению в неразрешимые противоречия между странами;
· с момента создания ВТО в 1995 г. около 200 спбров было вынесено на ее рассмотрение;
· эффективное разрешение споров способствует укреплений доверия и взаимопонимания между странами.
Укреплению международной стабильности и международного сотрудничества способствует усиление экономической взаимозависимости стран друг от друга, превращение их в единый экономический организм. Сильная экономическая взаимосвязанность государств и эффективный механизм разрешения споров и сглаживания противоречий практически исключают войны между такими странами (пример: страны Западной Европы в настоящее время настолько интегрированы между собой, что делает ненужными войны между ними).
В настоящее время в ряде стран, которые не являются членами ВТО, существует ряд стереотиповв отношении данной организации (которые противниками вступления в ВТО преподносятся как недостатки ВТО). Наиболее распространенными из них являются следующие:
· ВТО диктует государственную политику правительствам стран-членов;
· членство в ВТО ведет к потере суверенитета участников;
· участие в ВТО - это полная либерализация доступа на рынок и свободная торговля любой ценой;
· преследование коммерческих интересов в ВТО становится более приоритетной задачей, чем развитие;
· коммерческие интересы в ВТО более приоритетны, чем защита окружающей среды;
· ВТО лишает людей работы и увеличивает разрыв между богатыми и бедными;
· маленькие страны в ВТО бессильны;
· ВТО - это инструмент мощного лоббирования;
· у более слабых стран нет выбора, они вынуждены присоединяться к ВТО.
Президент РФ В. В. Путин в своем ежегодном Послании к Федеральному Собранию, говоря о преимуществах и недостатках членства в ВТО, сформулировал следующую позицию:
"ВТО - не абсолютное зло и не абсолютное добро. И не награда за хорошее поведение. ВТО - это инструмент. Тот, кто умеет им пользоваться, становится сильнее. Кто не умеет или не хочет пользоваться, не хочет учиться, кто предпочитает сидеть за частоколом протекционистских квот, пошлин, - обречен. Стратегически абсолютно обречен.
Наша страна все еще "выключена" из процесса формирования правил мировой торговли. Мы уже там, в этой мировой торговле, а к формированию правил ее не допущены.
Членство в ВТО должно стать инструментом защиты национальных интересов России на мировых рынках".