Предпосылки зарождения и история развития экотуризма. Концепция устойчивого развития современного туризма
В. В. Храбовченко
Экологический туризм
МОСКВА
«ФИНАНСЫ и СТАТИСТИКА»
УДК [338.484.6:502.2] (075.8)
ББК 65.433я73
Х88
Рекомендовано
Ученым советом географического факультета
Кубанского государственного университета
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Гужин Г. С.— доктор географических наук, профессор;
Кадошников Н. Г.— кандидат в мастера спорта по альпинизму,
инструктор IIIкатегории, профессиональный горный гид
Храбовченко В. В.
Х88 Экологический туризм: Учеб.-метод. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 208 с: ил.
ISBN 5-279-02528-3
Проблеме экологического туризма посвящена данная книга, в которой анализируется зарубежный опыт развития экотуризма (в Китае, Индии, Пакистане, Австралии и др.), выделены принципы развития данного вида туризма, даны рекомендации по эффективному вовлечению особо охраняемых природных территорий России (заповедников, заказников, национальных парков) в экотуристическую деятельность.
Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов туристской направленности, менеджеров турагентских и туроператорских фирм, широкого круга читателей, интересующихся вопросами туризма и путешествий.
4205000000 – 036 УДК [338.484.6:502.2] (075.8)
ББК 65.433я73
ISBN 5-279-02528-3© В. В. Храбовченко, 2003
Предисловие
Сегодня экологический туризм (далее — экотуризм) играет значительную роль в мировой индустрии туризма и гостеприимства. По прогнозам экспертов Всемирной туристской организации (ВТО), в XXIвеке темпы его роста будут по-прежнему высоки, а приносимые доходы внесут значительный вклад в развитие экономик многих стран мира, особенно развивающихся. Это позволит стимулировать социально-экономический рост в отсталых регионах, прежде всего горных. Не случайно 2002 г. провозглашен ООНгодом экологического туризма и годом гор.
Большие надежды возлагаются на экотуризм в реализации концепции устойчивого развития туризма и путешествий. Рациональное использование природных и культурно-исторических туристских ресурсов позволит избежать многих негативных последствий массового туризма.
Вместе с тем проблемы развития экотуризма в целом и в отдельных регионах пока еще мало исследованы. Наблюдаются большие разночтения и разногласия в терминологии и практике организации экотуристской деятельности. Особенно это характерно для Российской Федерации, где значительные природные и культурно-исторические туристские ресурсы часто используются нерационально. Поэтому автор старался рассмотреть и проанализировать наиболее распространенные подходы и взгляды на экотуризм.
В книге анализируется зарубежный опыт развития экотуризма в различных Горных регионах мира. Особое внимание уделено концепции «туризм бедным» — PPT (pro poor tourism) — применительно к депрессивным горным регионам развивающихся стран. Достоверность изложенного материала обеспечивается продолжительным сроком его сбора, личным опытом работы автора в международном приключенческом и экологическом туризме. В качестве источников информации по практике развития экотуризма за рубежом использовались публикации Международного института окружающей среды и развития, Канадской туристской комиссии, Национального туристского офиса Австралии, Международного общества экотуризма.
Настоящая работа имеет целью внести вклад в становление приключенческого и экологического туризма в регионах России (Западный Кавказ).
ГЛАВА 1
Введение в экотуризм
Примеры влияния туризма на компоненты окружающей среды
Компонент | Последствия влияния туризма | Причина |
Почва | Потеря плодородных слоев Уменьшение рыхлости Изменение влажности, температуры микрофлоры | Вытаптывание, уплотнение снежного покрова и сход «мокрых» лавин |
Растительность | Изменение видового состава, распределения по ярусам пространственной структуры, индивидуальных характеристик растений | Вытаптывание, сбор растений и их частей (корни, плоды, цветки и т.д.) для различных целей, лесные пожары и т.д. |
Водная система | Изменение характеристик береговой линии, характеристик дна Увеличение количества отложений и мутности Изменение органического, химического состава | Вытаптывание, вырубка лесов, строительство плотин и водохранилищ и т.д. |
К косвенному влиянию относятся:
1) изменение естественной среды обитания;
2) глобальное антропогенное воздействие на компоненты географической среды (загрязнение почвы и поверхностных вод, вырубка лесов и развитие эрозии, глобальные изменения климата, загрязнение атмосферы и т.д.);
3) искусственное разведение животных, создание человеком животных и растений с заданными свойствами (генетически измененных, мутантов), воздействие которых на естественную природу и на самого человека еще не изучено.
Наиболее сильно страдают малые популяции редких животных и растений (эндемики, реликты) или медленно воспроизводящиеся виды.
Управлять процессом влияния туризма на природу также можно прямо или косвенно. Вариант прямого управления включает ограничение общего числа посетителей согласно предельно допустимой туристской нагрузке на природные комплексы, зонирование особо охраняемых природных территорий и территорий природных объектов туристского показа, использование специальных технологий, минимизирующих загрязнение окружающей среды. Образно говоря, это силовая политика, основанная на принуждении (штрафы, предписания, тарифы, выписка пропусков и т.д.), демонстрации того, как нельзя поступать.
Косвенный вариант основывается на изменении поведения туристов путем повышения уровня образования, воспитания уважительного, гуманного отношения к местным жителям, животным и растениям и является более гибким. Необходимо сочетать оба варианта воздействия на туристов, ибо каждый в отдельности не даст желаемого результата.
В то же самое время, при условии правильного понимания смысла и составляющих экотуризма, он способствует социально-экономическому развитию отсталых регионов через:
1) создание рабочих мест для местного населения как в туристской индустрии, так и в смежных отраслях;
2) развитие доходных отраслей местной экономики (гостиничное хозяйство, общественное питание, транспортный комплекс, производство сувениров, народные промыслы и т.д.);
3) стимулирование обмена валют;
4) развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности посредством повышения спроса на выпускаемую продукцию и дополнительных инвестиций;
5) улучшение работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства и транспорта;
6) коммунального инвестирование рационального использования туристских ресурсов (туристских достопримечательностей), в том числе особо охраняемых природных территорий;
7) переход к интенсивному сельскому хозяйству, так как возникает необходимость сохранения больших участков земли в естественном состоянии;
8) развитие глобальных коммуникаций;
9) стимулирование охраны местного культурного и природного наследия из-за постоянного внимания к нему туристской общественности;
10) развитие рекреационного комплекса и, как следствие, повышение его доступности для отдыха местных жителей.
Определение экотуризма
Как отмечает большое количество исследователей, понятие «экотуризм» долгое время имело довольно размытые границы. Причиной тому — первоначальное использование слова маркетологами для привлечения туристов, ориентированных на природу, ее защиту и активный отдых (outdoor). На самом деле таких туроператоров мало заботила охрана окружающей среды. Поэтому идеи экотуризма еще долгое время вызывали и вызывают скептическое отношение теоретиков туризма. Например, Б. Виллер, побывав в «экотуре» на Кубе, заметил, что в течение часа, пока туристы обедали в ресторане, водитель их автобуса не глушил двигатель, чтобы в салоне работал кондиционер. Сидевшие неподалеку местные жители вряд ли испытывали восторг от такой заботы о комфорте туристов.
По словам П. Шэклфорда, представителя ВТО в Европе, термин «экотуризм» используется в индустрии туризма уже более 10 лет. Имеют место также утверждения, что впервые термин был использован Миллером в 1978 г. как обозначение одного из вариантов устойчивого развития туризма.
Однако в одних случаях имеются в виду путешествия, предпринимаемые в нетронутые цивилизацией уголки природы: экотуризм — «путешествия к относительно неискаженным или незагрязненным областям с уникальными природными объектами для восхищения и наслаждения пейзажем, дикорастущими растениями и дикими животными, а также любыми культурными проявлениями в этих областях». В других случаях — это усилия по поддержанию экологического равновесия в природе: экотуризм — «природный туризм, который включает изучение природной и культурной окружающей среды и служит для улучшения обстановки в этой среде».
Наблюдаются и географические отличия в определениях, которые связаны с различиями во взглядах на экотуризм. Эксперты из развитых стран — поставщиков экотуристов, видят экотуризм глазами потребителей (гостей), вернее, согласуясь с их желаниями и рекреационными потребностями. Туроператоров и исследователей принимающей стороны (хозяев) волнует прибыль и вклад туризма в социально-экономическое развитие данной страны.
В России термин «экологический туризм» появился в середине 80-х годов в Бюро международного молодежного туризма (БММТ) «Спутник» Иркутского обкома ВЛКСМ, когда его специалистами были разработаны и внедрены такие маршруты, как «Экотур по Кругобайкальской железной дороге», «Экотур по долине реки Голоустной», и др. Эти маршруты впервые в стране были официально названы «маршрутами экологического туризма» и именно под таким названием вошли в каталоги БММТ «Спутник» ЦК ВЛКСМ. Тогда под словосочетанием «экологический туризм» подразумевались маршруты, оборудованные таким образом, чтобы присутствие туристов минимально отражалось на природной среде, а сами они не только отдыхали, но и знакомились с экологическими проблемами Байкала, более того, по возможности участвовали в их решении. Понятие «экотуризм» в те времена воспринималось скорее как моральная категория, нежели экономическая, поскольку в организации своих маршрутов БММТ «Спутник» тесно взаимодействовал с зарождавшимся байкальским экологическим движением, боевой студенческой дружиной им. Улдиса Кнакиса факультета охотоведения Иркутского сельскохозяйственного института.
Не трудно догадаться, что само понятие «экотуризм» — сокращенный вариант словосочетания от «экологический туризм», использование которого не совсем верно с точки зрения экологии как науки.
Одна из самых первых и удачных, на наш взгляд, отечественных трактовок экотуризма, предложенная Г. С. Гужиным, М. Ю. Беликовым и Е. В. Клименок в 1997 г., такая: «В основе экотуризма лежит забота об окружающей среде. На первый план выходит организация поездок с ограниченным числом участников в природные зоны с возможным посещением мест, представляющих культурный интерес с целью реализации различных проектов охраны и рационального использования природных ресурсов».
Данное определение имеет много общего с определением Международной организации экотуризма (TIES): экотуризм – «ответственное путешествие в природные зоны, области, сохраняющее окружающую среду и поддерживающее благосостояние местных жителей».
Для более глубокого понимания этого вида путешествий приведем 10 заповедей экотуриста, сформулированных TIES:
1) помнить об уязвимости Земли;
2) оставлять только следы, уносить только фотографии;
3) познавать мир, в который попал: культуру народов, географию;
4) уважать местных жителей;
5) не покупать изделия производителей, подвергающих опасности окружающую среду;
6) всегда следовать только протоптанными тропами;
7) поддерживать программы по защите окружающей среды;
8) где возможно, использовать методы сохранения окружающей среды;
9) поддерживать (патронировать) организации, содействующие защите природы;
10) путешествовать с фирмами, поддерживающими принципы экотуризма.
Созвучно заповедям экотуриста составлена памятка для пассажиров авиакомпании «British Airways», следующих на отдых (British Airways Worldwide):
• никогда не покупайте изделия из слоновой кости или аналогичные предметы, изготовленные из редких животных;
• старайтесь активнее потреблять услуги и продукцию местного производства. Таким образом Вы приносите прибыль местному населению и вносите вклад в развитие местной экономики;
• не беспокойте животных и не повреждайте растения. Всегда забирайте с собой Ваш мусор — бутылки, банки, пластик, так как они могут стать причиной гибели диких животных;
• будьте особенно осторожными с коралловыми рифами. Помните! Кораллы — это живые организмы, которые легко повредить при прикосновении;
• многие страны работают над проблемой защиты окружающей среды. Вы можете поддержать их в этом, посещая памятники, музеи, национальные парки;
• не молчите, если Вы столкнулись с проблемой охраны окружающей среды, выскажите свое отношение к ней;
• старайтесь не беспокоить обитателей живой природы, не нарушать их естественный образ жизни или среду обитания;
• в заповедниках и национальных парках передвигайтесь
только по дорогам и трассам, чтобы не повредить растительность.
Будьте внимательны вовремя курения — непотушенная сигарета
может стать причиной пожара.
Наташа К. Вард подразделяет существующие определения
экотуризма на пассивные и активные. К числу первых она относит определение М. Майя: «Экотуризм координирует, помогает и стимулирует использование культурных и природных туристских ресурсов, признавая важность сохранения местного культурного наследия и природных ресурсов области (региона) для местного населения и будущих туристов». Примером «активного определения» может служить мнение Международного общества выживания: «Экотуризм поощряет главенство интересов местных жителей в туристском освоении территории, защищает местную флору и фауну и обеспечивает местных жителей экономическими стимулами сохранять окружающую среду».
Выделяется целый спектр признаков экотуризма:
• любое путешествие, в течение которого путешественник изучает окружающую среду;
• путешествие, в котором природа является главной ценностью;
• доходы от экотуризма направляются на финансовую поддержку защиты окружающей среды;
• экотуристы лично участвуют в действиях, которые сохраняют или восстанавливают ресурсы дикой природы;
• экотур — это путешествие, в котором все действия являются «экологически мягкими».
Необходимо отметить, что помимо всего прочего рассмотренные выше разночтения не позволяют получать точные статистические данные развития экотуризма. Поэтому эксперты ВТО в подсчете прибытий и поступлений от видов туризма используют понятие «туризм, ориентированный на природные туристские ресурсы», или «природный туризм» (nature based tourism), куда относят и экотуризм. Любопытно, что понятийная неразбериха вынудила некоторые турфирмы отказаться от использования термина, так как он понимается различными группами потребителей по-разному.
Положение усугубляется использованием других терминов, схожих, казалось бы, по смыслу с экотуризмом: «природный туризм», «мягкий туризм», «зеленый туризм», «ответственный туризм», агротуризм и т.д. В связи с этим президент Общества экотуризма Д. .«Вестерн заявил: «Никогда не будет твердого различия между туризмом и экотуризмом. Экотуризм должен определить себя как авангардный лагерь, отрасль, которая привносит все лучшее на туристский рынок и является образцом для подражания во всем мире».
Маркус Эндикотт предложил разграничить указанные понятия следующим образом: «Строго говоря, экотуризм — это путешествия с низким антропогенным воздействием на окружающую среду или туры к природе. Сейчас же можно говорить об относительно истинном экотуризме или ложном экотуризме. Что касается устойчивого туризма, то устойчивость как термин появилась после конференции ООН в Рио-де-Жанейро, хотя, конечно же, как идея она возникла раньше. По моему мнению, идея устойчивости напоминает родную американскую концепцию планирования и прогнозирования результатов на семь поколений вперед, как будто мы уже там. Я вижу устойчивый туризм как широкое поле, соединяющее культуру, окружающую среду ... и в конце концов финансовую ответственность индустрии туризма в целом. Поэтому устойчивый туризм должен включать истинный экотуризм и приключенческий туризм. Как бизнес, или индустрия, туризм теперь подпадает под рубрику ответственных методов ведения бизнеса — отсюда и «ответственный туризм». Первоначально идея ответственного туризма использовалась социальными активистами и христианскими миссионерами, говорившими о социальной и культурной ответственности туризма. В это понятие не включалось рассмотрение окружающей среды (природы). Я же предпочитаю использовать термин «социальный», когда дело касается путешествия в пределах собственной культуры туриста, и «культурный» — для путешествий вне собственной культуры... Термин «зеленый туризм» имеет скорее политическое происхождение и связан с деятельностью зеленых партий, политиков и общественных движений».
С последним толкованием трудно согласиться, так как в большинстве случаев под зеленым туризмом понимается сельский туризм (агротуризм). Например, испанский эксперт Монтанер X. Монтехано трактует зеленый туризм как «деятельность, которая проходит в контакте с природой, жизнью в лагерях или поселках.
Эта деятельность сопряжена с сельскохозяйственными работами, знакомством с жизнью небольших поселков, пешими экскурсиями, изучением флоры и фауны, занятиями речным спортом и другое». Например, в Италии выделяют три направления агротуризма: «природа и здоровье», «традиционная гастрономия» и «спорт». С экотуризмом -наиболее связано первое направление, относящееся к сельским поселениям на территории курортных местностей, заповедников и национальных парков.
Консультативный совет Канады по окружающей среде (Canadian Environmental Advisory Council) предложил свое определение экотуризма. Оно довольно конкретно суммирует современные взгляды и подходы к явлению, а также широко используется экотуристскими организациями. «Экотуризм — вид туризма, связанный с познанием природы и вносящий вклад в сохранение экосистем при уважении интересов местного населения».
Обобщая все рассмотренные варианты, можно выделить три основных компонента экотуризма:
1) «познание природы», т.е. путешествие предполагает наличие элементов изучения природы, получения туристами новых
знаний, навыков;
2) «сохранение экосистем» подразумевает не только соответствующее поведение группы на маршруте, но и участие туристов, туроператоров в программах, мероприятиях по защите окружающей среды;
3) «уважение интересов местных жителей» — не только соблюдение местных законов и обычаев, но и вклад туризма в социально-экономическое развитие туристских дестинаций. Как говорится, искусство быть путешественником — искусство быть хорошим гостем. Об этом напоминает и логотип одной из английских молодежных конференций по туризму (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Логотип английской молодежной конференции по туризму
Как показывает опыт проведения природоохранных мероприятий в различных регионах мира, прежде всего горных, работу нужно вести «не с землей, а с людьми», т.е. необходимо стимулировать активность местных жителей в создании и управлении средой обитания, их домом и будущим их детей.
При отсутствии хотя бы одного из этих компонентов нечего и говорить об экотуризме.
В табл. 1.2 сгруппированы недостатки определений понятия «экотуризм».
Таблица 1.2
Виды экотуризма
В настоящее время выделяют четыре вида экотуризма и экотуров.
1. Научный туризм. В ходе научных экотуров туристы участвуют в различного рода исследованиях природы, ведут полевые наблюдения. Например, широко известны экотуры, связанные с наблюдением за поведением птиц в Латинской Америке, подсче том численности популяций китов в Тихом океане. Как правило, туристскими дестинациями в таких турах выступают особо охраняемые природные территории (ООПТ): заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. К научному туризму относятся и зарубежные научно-исследовательские экспедиции, а также полевые практики студентов, обучающихся на естественно-научных факультетах университетов и институтов.
2. Туры истории природы. Это путешествия, связанные с познанием окружающей природы и местной культуры. Как правило, такие туры представляют собой совокупность учебных, научно-популярных и тематических экскурсий, пролегающих по специально оборудованным экологическим тропам. Чаще всего они также организуются по территориям заповедников и национальных парков. Сюда же относятся походы школьников, в ходе которых преподавателем, гидом проводятся экскурсии и беседы о природе. Этот вид экотуризма особенно популярен в Германии, поэтому его еще называют «немецкой моделью развития экотуризма».
3. Приключенческий туризм. Данный вид объединяет все путешествия, связанные с активными способами передвижения и отдыха на природе (outdoor), имеющие своей целью получение новых ощущений, впечатлений, улучшение туристом физической формы и достижение спортивных результатов. Сюда относятся такие виды туризма, как альпинизм, скалолазание, ледолазание, спелеотуризм, горный и пешеходный туризм, водный, лыжный и горнолыжный туризм, каньонинг, конный туризм, маунтбайк, дайвинг, парапланеризм и т.д. Многие из этих видов туризма появились недавно и считаются экстремальными, так как связаны с большим риском. Вместе с тем это самый быстроразвивающийся, доходный, 1котя и дорогостоящий, вид экотуризма. Приключенческий туризм часто называют «тяжелым экотуризмом» в связи с тем, что жажда туристов к приключениям здесь превалирует над мотивами охраны природы. В дальнейшем, говоря об экотуризме, мы будем подразумевать и приключенческий туризм.
Приключенческий туризм часто отождествляют со спортивным туризмом (альпинизмом, спелеологией, парапланеризмом и т.д.) и активным туризмом, когда туристы перемещаются с помощью так называемых активных способов (пешком, на велосипедах, лодках, плотах и т.д.). На самом деле это не совсем верно.
Спортивный туризм как путешествия с целью занятия спортом или посещения соревнований включает и виды туризма, не связанные с приключениями, риском. Например, футбольные команды, отправляющиеся на учебно-тренировочные сборы, или болельщики-фанаты, следующие за своей командой на выездной матч. В то же время приключенческий туризм включает виды путешествий без активных способов передвижения. Например, джипинг — путешествия по пересеченной местности на автомобилях повышенной проходимости, или BASE — прыжки со специальным парашютом с летательных аппаратов, отвесных скал, высоких антропогенных объектов (арочных мостов, телебашен и т.д.) или глубоководные погружения.
В настоящее время на мировом рынке приключенческий туризм (adventure tourism) — это не просто путешествия с приключениями, а туры с элементами чего-то необычного, исключительного для туристов. Один и тот же туроператор на данном сегменте рынка может предлагать широкий спектр услуг: от банальной пешей прогулки по лесу до экспедиции в Антарктиду.
Например, ведущий английский туроператор «Exodus» предлагает следующие виды приключенческих туров:
· Discovery and Adventure Holiday — путешествия в отдаленные регионы планеты с активными перемещениями.
· European Destinations — краткосрочные недорогие туры в ООПТ европейских стран с передвижениями на велосипедах или пешком.
· Walking and Trekking — базовый вид приключенческого туризма. Это пешеходное путешествие, поход без переноски багажа (вещи туриста несет специальный носильщик или их перевозят транспортом) по специальным экологическим тропам.
· Multi Activity Holidays — путешествие, предполагающее значительные физические нагрузки продолжительностью около одной недели, включающее рафтинг, каньонинг, спелеологию, скалолазание, рыбную ловлю, джипинг.
· Overland — путешествие на специально переоборудованных для жилья грузовых автомобилях повышенной проходимости. Как правило, тур организуется в страны с теплым климатом (Африка, Южная Америка, Юго-Восточная Азия), и туристы посещают за одну поездку несколько стран.
4. Путешествия в природные резерваты, ООПТ. Высокая аттрактивность уникальных и экзотичных природных объектов и явлений, находящихся на ООПТ, привлекают множество туристов. Например, 48% туристов, прибывающих в Латинскую Америку, имеют целью путешествие в природные резерваты. Руководство многих национальных парков, заповедников превращают экологические экскурсии в настоящее шоу. Примером может служить Йеллоустонский национальный парк в США, где продолжительность экскурсий рассчитана по минутам и связана с периодами активности гейзеров. Очень часто показ природных объектов, особенно в пещерах, сопровождается цветовой подсветкой, музыкой, театрализованными представлениями, демонстрирующими сцены из жизни аборигенов. Этот вид экотуризма наиболее развит в Австралии, поэтому его отождествляют с «австралийской моделью развития экотуризма».
Динамика роста доходов от экотуризма (млрд. долл. США)
Показатели | ||
Доходы от общего числа прибытий | ||
Доходы от прибытий в экотуристские дестинации | ||
Доходы от туристов, ориентированных на дикую природу |
Исследование туроператоров США, работающих в международном экотуризме, выявило, что в 1987 г. из 78 только трое имело более 1000 клиентов в год. К 1992 г. рост предложения составил 125% уровня восьмидесятых. В 1994 г. уже 35 фирм обслуживали более 1000 международных экотуристов в год, а пятерка ведущих контролировала 40% рынка с показателем 49 012 клиентов в год.
В Непале с 1980 по 1991 г. число туристов, принявших участие в трекинговых турах, возросло на 255%. Например, весной 2000 г. в районе Эвереста находилось более 50 международных экспедиций. Ежегодно Королевство зарабатывает на экотуризме до 200 млн долл. США. В Коста-Рике, в одной из ведущей принимающей экотуристской стране, количество ежегодных экотуристских прибытий вырастает на 781 тыс. Более 66% туристов, посещающих страну, путешествуют в ООПТ. В Гондурасе ежегодный прирост экотуристов составляет 13—15%. В Кении за период 1983—1993 гг. количество экотуристов возросло на 45%. Более 80% туристов, прибывающих в страну, ориентированы на природные туристские ресурсы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1.Охарактеризуйте суть концепции устойчивого развития туризма.
2.Перечислите современные тенденции развития международного туризма.
3.Какова история формирования понятия «экотуризм»?
4.Назовите основные составляющие экотуризма.
5.Опишите маркетинговый профиль международного экотуриста.
ГЛАВА 2
Туроперейтинг в экотуризме
Проектирование экотуров
Экотуризм является новым видом бизнеса для российских турфирм. Заманчивые перспективы «захвата» нового рынка не всегда превалируют над чувством страха перед неудачей. Особенно это касается малых и средних операторов. Даже в экономически благополучной и стабильной Австралии ежегодно разоряется до 30 000 турфирм. Установлено 6 основных причин неудач в турбизнесе:
1) проблемы в финансовом менеджменте;
2) нестабильность рынка и внешней среды фирмы, инфляция;
3) недостатки в учете;
4) проблемы в маркетинге;
5) проблемы в управлении человеческими ресурсами;
6)неправильное использование внешнего консультирования.
Помимо этого в семейных турфирмах часто возникают проблемы эмоционального характера.
Для отечественных турфирм очевидна целесообразность выхода на этот новый сегмент туристского рынка только для опытных операторов, имеющих эффективные наработки, опыт и резервы в менеджменте и маркетинге. Единственным сложным моментом для менеджеров таких фирм является разработка экотуристского продукта и непосредственное обслуживание туристов на маршруте и вне его. Данный момент будет подробно рассмотрен далее.
Согласно ГОСТ Р 50681—94, «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» проектирование тура — согласование возможностей предприятия, осуществляющего проектирование, с запросами туристов.
Требования к проектируемой туристской услуге делятся на обязательные и рекомендуемые. К обязательным относятся требования безопасности жизни, здоровья туристов, сохранности их имущества и охрана окружающей среды. Рекомендуемые требования — это соответствие назначению, точность и своевременность исполнения, комплексность, этичность обслуживания, комфортность, эстетичность, эргономичность. С точки зрения туристов, эти требования очень важны, поэтому рассмотрим их подробнее.
ü Соответствие назначению — обслуживание должно соответствовать установленной в договоре категории и ни звездой меньше, а экскурсии должны быть проведены в полном объеме.
ü Комплексность — предоставляемые услуги должны обеспечивать возможность получения других услуг, создающих нормальные условия для жизнедеятельности экотуристов. Например, услуги по размещению в горном приюте обязательно должны включать приготовление пищи (кухня, газ, плита), а перемещение туристов по маршруту невозможно без оказания услуги по транспортировке, эвакуации заболевших или пострадавших от несчастного случая.
ü Этичность обслуживания — экотуристу должна быть гарантирована вежливость, доброжелательность, коммуникабельность персонала и гидов, которые в свою очередь должны быть образцом для подражания. Трудно ожидать, что туристы проникнутся заповедями экотуризма, если гиды сами разбрасывают пластиковые пакеты, оберточную бумагу.
ü Комфортность — любой вид туризма, даже экстремальный, это прежде всего отдых. А отдыхать нужно хотя бы с минимальным, но комфортом.
ü Эстетичность – маршрут должен быть проложен по наиболее эстетически привлекательным местам, с прекрасными пейзажам и интересными объектами экскурсионного показа.
ü Эргономичность — предоставляемое туристам снаряжение, оборудование должно соответствовать возможностям последних при его эксплуатации. Нет необходимости вручать туристам радиостанции, если они не умеют ими пользоваться. В то же самое время обувь, одежда, коврики и спальные мешки, рюкзаки должны быть адекватны размерам обуви и одежды туристов, их физической конституции.
Проектная документация должна основываться на маркетинговом исследовании туристского рынка и спроса, определении и описании технологий обслуживания экотуристов, требованиях безопасности, обеспечивающих в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» безопасность жизни, здоровья и имущества туристов, охрану окружающей среды.
Структура маркетингового исследования туристского спроса следующая:
1. Введение, где обосновывается сегментирование потребителей, будущих туристских услуг.
2. Характеристика сегмента, включающая его описание (межгрупповая гетерогенность, гомогенность, измеримость, емкость, доступность для турфирмы, возможность освоения и др.).
3. Сегментирование по геодемографическим признакам (эстетическая привлекательность (уникальность, экзотичность и др.) для потребителей природных объектов туристского показа, транспортная доступность в соответствии с теорией дистанционного лимитирования, стереотип поведения туристов из различных регионов страны и мира, половозрастные характеристики, место жительства и состав семьи и т.д.
4. Сегментирование по социально-экономическим признакам: уровень доходов; социальный статус; профессия; уровень образования; членство в различных организациях и т.д.
5. Сегментирование по психолого-поведенческим признакам: характер рекреационных потребностей; предпочитаемый стиль отдыха; отношение к модным туристским услугам и районам; интенсивность потребления услуг и туров и т.д.
6. Маркетинговый профиль экотуриста из исследуемого сегмента.
7. Заключение, содержащее выводы по составляющим туристского обслуживания (качество услуг, стоимость, место оказания услуг, размер групп, характер экскурсионного обслуживания и т.д.), планированию тура (сроки и этапы разработки, поставщики туристских услуг и т.д.), организации рекламной кампании, (список рассылки СМИ, охватывающих сегмент; частота и вглемя рекламных контактов, схема рекламной презентации и т.д.).
Основу проектирования также составляет вербальная модель обслуживания туристов, предложенная Е. Н. Ильиной и содержащая:
• описание и характеристики процессов, форм и методов обслуживания экотуристов;
• требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования, снаряжения;
• необходимое количество персонала и уровень его профессиональной подготовки;
• гарантии обслуживания туристов;
• согласования с собственниками туристских ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического контроля, пожарного надзора, поисково-спасательной службы МЧС России и т.д.
Итогом проектирования тура являются правильно и полностью заполненные:
• технологическая карта туристского путешествия;
• график загрузки предприятий - поставщиков туристских услуг;
• информационный листок к туристской путевке;
• программа обслуживания туристов.
В завершении необходимо также предусмотреть методы контроля качества обслуживания, соответствия услуг ожиданиям экотуристов. На практике наибольшее распространение получили визуальные методы (осмотр экспертами турфирмы маршрута, гостиницы, транспорта, объектов экскурсионного показа), аналитические методы (анализ представленных поставщиками услуг документов, проспектов, меню и т.д.) и социологические методы (опрос и анкетирование туристов после экспериментального внедрения тура, опрос персонала).
Некоторые этапы проектирования экотуров рассмотрим на основе горного приключенческого туризма. В основе этого материала лежит опыт немецких фирм по развитию экотуризма в Альпах.
Исходных предпосылок формирования тура три: 1) природные туристские ресурсы (горы); 2) целевая аудитория; 3) предприятия туриндустрии (транспорт, средства размещения, питание, гиды, спасатели, рейнджеры (егеря) и т.д.).
На первом этапе необходимо оценить природные ресурсы развития экотуризма на избранной территории. Технологический аспект такой оценки позволил выделить наиболее перспективные виды туристской деятельности в различные сезоны. Например, устойчивый снежный покров в сочетании с рельефом дает возможность развивать зимой горнолыжные туры. А летом на ледниках и скалах возможно скало- и ледолазание. Высокая степень биоразнообразия — основа развития туров истории природы, наблюдения за птицами, животными.
Итог этого этапа — составление карты-схемы районов экотуристской деятельности и маршрутов. После этого производится физиологическая оценка природных ресурсов. Определяются о