Предпосылки зарождения и история развития экотуризма. Концепция устойчивого развития современного туризма

В. В. Храбовченко

Экологический туризм

МОСКВА

«ФИНАНСЫ и СТАТИСТИКА»

УДК [338.484.6:502.2] (075.8)

ББК 65.433я73

Х88

Рекомендовано

Ученым советом географического факультета

Кубанского государственного университета

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Гужин Г. С.— доктор географических наук, профессор;

Кадошников Н. Г.— кандидат в мастера спорта по альпинизму,

инструктор IIIкатегории, профессиональный горный гид

Храбовченко В. В.

Х88 Экологический туризм: Учеб.-метод. пособие. — М.: Фи­нансы и статистика, 2003. — 208 с: ил.

ISBN 5-279-02528-3

Проблеме экологического туризма посвящена данная книга, в которой анализируется зарубежный опыт развития экотуризма (в Китае, Индии, Па­кистане, Австралии и др.), выделены принципы развития данного вида туриз­ма, даны рекомендации по эффективному вовлечению особо охраняемых природных территорий России (заповедников, заказников, национальных парков) в экотуристическую деятельность.

Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов туристской направлен­ности, менеджеров турагентских и туроператорских фирм, широкого круга читателей, интересующихся вопросами туризма и путешествий.

4205000000 – 036 УДК [338.484.6:502.2] (075.8)

ББК 65.433я73

ISBN 5-279-02528-3© В. В. Храбовченко, 2003

Предисловие

Сегодня экологический туризм (далее — экотуризм) играет значительную роль в мировой индуст­рии туризма и гостеприимства. По прогнозам экспертов Всемирной туристской организации (ВТО), в XXIвеке темпы его роста будут по-прежнему высоки, а приносимые доходы внесут значительный вклад в развитие экономик многих стран мира, особенно развивающихся. Это позволит стимулировать соци­ально-экономический рост в отсталых регионах, прежде всего горных. Не случайно 2002 г. провозгла­шен ООНгодом экологического туризма и годом гор.

Большие надежды возлагаются на экотуризм в ре­ализации концепции устойчивого развития туризма и путешествий. Рациональное использование природ­ных и культурно-исторических туристских ресурсов позволит избежать многих негативных последствий массового туризма.

Вместе с тем проблемы развития экотуризма в це­лом и в отдельных регионах пока еще мало исследо­ваны. Наблюдаются большие разночтения и разногласия в терминологии и практике организации экотуристской деятельности. Особенно это характерно для Российской Федерации, где значительные при­родные и культурно-исторические туристские ресур­сы часто используются нерационально. Поэтому ав­тор старался рассмотреть и проанализировать наиболее распространенные подходы и взгляды на экотуризм.

В книге анализируется зарубежный опыт разви­тия экотуризма в различных Горных регионах мира. Особое внимание уделено концепции «туризм бед­ным» — PPT (pro poor tourism) — применительно к де­прессивным горным регионам развивающихся стран. Достоверность изложенного материала обеспечи­вается продолжительным сроком его сбора, личным опытом работы автора в международном приключен­ческом и экологическом туризме. В качестве источников информации по практике развития экотуризма за рубежом использовались публикации Между­народного института окружающей среды и развития, Канадской туристской комиссии, Национального туристского офиса Австралии, Международного обще­ства экотуризма.

Настоящая работа имеет целью внести вклад в становление приключенческого и экологического ту­ризма в регионах России (Западный Кавказ).

ГЛАВА 1

Введение в экотуризм

Примеры влияния туризма на компоненты окружающей среды

Компонент Последствия влияния туризма Причина
Почва Потеря плодородных слоев Уменьшение рыхлости Изменение влажности, температуры микрофлоры Вытаптывание, уплотнение снежного покрова и сход «мокрых» лавин
Растительность Изменение видового состава, распределения по ярусам пространственной структуры, индивидуальных характеристик растений Вытаптывание, сбор рас­тений и их частей (корни, плоды, цветки и т.д.) для различных целей, лесные пожары и т.д.
Водная система Изменение характерис­тик береговой линии, ха­рактеристик дна Увеличение количества отложений и мутности Изменение органическо­го, химического состава Вытаптывание, вырубка лесов, строительство пло­тин и водохранилищ и т.д.  

К косвенному влиянию относятся:

1) изменение естественной среды обитания;

2) глобальное антропогенное воздействие на компоненты географической среды (загрязнение почвы и поверхностных вод, вырубка лесов и развитие эрозии, глобальные изменения клима­та, загрязнение атмосферы и т.д.);

3) искусственное разведение животных, создание человеком животных и растений с заданными свойствами (генетически измененных, мутантов), воздействие которых на естественную при­роду и на самого человека еще не изучено.

Наиболее сильно страдают малые популяции редких живот­ных и растений (эндемики, реликты) или медленно воспроизво­дящиеся виды.

Управлять процессом влияния туризма на природу также можно прямо или косвенно. Вариант прямого управления вклю­чает ограничение общего числа посетителей согласно предельно допустимой туристской нагрузке на природные комплексы, зо­нирование особо охраняемых природных территорий и террито­рий природных объектов туристского показа, использование спе­циальных технологий, минимизирующих загрязнение окружаю­щей среды. Образно говоря, это силовая политика, основанная на принуждении (штрафы, предписания, тарифы, выписка про­пусков и т.д.), демонстрации того, как нельзя поступать.

Косвенный вариант основывается на изменении поведения туристов путем повышения уровня образования, воспитания ува­жительного, гуманного отношения к местным жителям, живот­ным и растениям и является более гибким. Необходимо сочетать оба варианта воздействия на туристов, ибо каждый в отдельности не даст желаемого результата.

В то же самое время, при условии правильного понимания смысла и составляющих экотуризма, он способствует социально-экономическому развитию отсталых регионов через:

1) создание рабочих мест для местного населения как в ту­ристской индустрии, так и в смежных отраслях;

2) развитие доходных отраслей местной экономики (гости­ничное хозяйство, общественное питание, транспортный ком­плекс, производство сувениров, народные промыслы и т.д.);

3) стимулирование обмена валют;

4) развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности посредством повышения спроса на выпускаемую продукцию и дополнительных инвестиций;

5) улучшение работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства и транспорта;

6) коммунального инвестирование рационального использования туристских ресурсов (туристских достопримечательностей), в том числе особо охраняемых природных территорий;

7) переход к интенсивному сельскому хозяйству, так как воз­никает необходимость сохранения больших участков земли в ес­тественном состоянии;

8) развитие глобальных коммуникаций;

9) стимулирование охраны местного культурного и природно­го наследия из-за постоянного внимания к нему туристской об­щественности;

10) развитие рекреационного комплекса и, как следствие, по­вышение его доступности для отдыха местных жителей.

Определение экотуризма

Как отмечает большое количество исследователей, понятие «экотуризм» долгое время имело довольно размытые границы. Причиной тому — первоначальное использование слова маркетологами для привлечения туристов, ориентированных на природу, ее защиту и активный отдых (outdoor). На самом деле таких тур­операторов мало заботила охрана окружающей среды. Поэтому идеи экотуризма еще долгое время вызывали и вызывают скептическое отношение теоретиков туризма. Например, Б. Виллер, по­бывав в «экотуре» на Кубе, заметил, что в течение часа, пока ту­ристы обедали в ресторане, водитель их автобуса не глушил дви­гатель, чтобы в салоне работал кондиционер. Сидевшие непода­леку местные жители вряд ли испытывали восторг от такой забо­ты о комфорте туристов.

По словам П. Шэклфорда, представителя ВТО в Европе, тер­мин «экотуризм» используется в индустрии туризма уже более 10 лет. Имеют место также утверждения, что впервые термин был использован Миллером в 1978 г. как обозначение одного из вари­антов устойчивого развития туризма.

Однако в одних случаях имеются в виду путешествия, предпринимаемые в нетронутые цивилизацией уголки природы: экотуризм — «путешествия к относительно неискаженным или незагрязненным областям с уникальными природными объектами для восхищения и наслаждения пейзажем, дикорастущими рас­тениями и дикими животными, а также любыми культурными проявлениями в этих областях». В других случаях — это усилия по поддержанию экологического равновесия в природе: экотуризм — «природный туризм, который включает изучение природной и культурной окружающей среды и служит для улучшения обста­новки в этой среде».

Наблюдаются и географические отличия в определениях, которые связаны с различиями во взглядах на экотуризм. Экс­перты из развитых стран — поставщиков экотуристов, видят эко­туризм глазами потребителей (гостей), вернее, согласуясь с их желаниями и рекреационными потребностями. Туроператоров и исследователей принимающей стороны (хозяев) волнует при­быль и вклад туризма в социально-экономическое развитие данной страны.

В России термин «экологический туризм» появился в середи­не 80-х годов в Бюро международного молодежного туризма (БММТ) «Спутник» Иркутского обкома ВЛКСМ, когда его спе­циалистами были разработаны и внедрены такие маршруты, как «Экотур по Кругобайкальской железной дороге», «Экотур по долине реки Голоустной», и др. Эти маршруты впервые в стране бы­ли официально названы «маршрутами экологического туризма» и именно под таким названием вошли в каталоги БММТ «Спут­ник» ЦК ВЛКСМ. Тогда под словосочетанием «экологический туризм» подразумевались маршруты, оборудованные таким обра­зом, чтобы присутствие туристов минимально отражалось на природной среде, а сами они не только отдыхали, но и знакоми­лись с экологическими проблемами Байкала, более того, по воз­можности участвовали в их решении. Понятие «экотуризм» в те времена воспринималось скорее как моральная категория, неже­ли экономическая, поскольку в организации своих маршрутов БММТ «Спутник» тесно взаимодействовал с зарождавшимся байкальским экологическим движением, боевой студенческой дружиной им. Улдиса Кнакиса факультета охотоведения Иркут­ского сельскохозяйственного института.

Не трудно догадаться, что само понятие «экотуризм» — сокра­щенный вариант словосочетания от «экологический туризм», ис­пользование которого не совсем верно с точки зрения экологии как науки.

Одна из самых первых и удачных, на наш взгляд, отечествен­ных трактовок экотуризма, предложенная Г. С. Гужиным, М. Ю. Беликовым и Е. В. Клименок в 1997 г., такая: «В основе эко­туризма лежит забота об окружающей среде. На первый план вы­ходит организация поездок с ограниченным числом участников в природные зоны с возможным посещением мест, представляю­щих культурный интерес с целью реализации различных проектов охраны и рационального использования природных ресурсов».

Данное определение имеет много общего с определением Международной организации экотуризма (TIES): экотуризм – «ответственное путешествие в природные зоны, области, сохра­няющее окружающую среду и поддерживающее благосостояние местных жителей».

Для более глубокого понимания этого вида путешествий при­ведем 10 заповедей экотуриста, сформулированных TIES:

1) помнить об уязвимости Земли;

2) оставлять только следы, уносить только фотографии;

3) познавать мир, в который попал: культуру народов, геогра­фию;

4) уважать местных жителей;

5) не покупать изделия производителей, подвергающих опас­ности окружающую среду;

6) всегда следовать только протоптанными тропами;

7) поддерживать программы по защите окружающей среды;

8) где возможно, использовать методы сохранения окружаю­щей среды;

9) поддерживать (патронировать) организации, содействую­щие защите природы;

10) путешествовать с фирмами, поддерживающими принци­пы экотуризма.

Созвучно заповедям экотуриста составлена памятка для пас­сажиров авиакомпании «British Airways», следующих на отдых (British Airways Worldwide):

• никогда не покупайте изделия из слоновой кости или анало­гичные предметы, изготовленные из редких животных;

• старайтесь активнее потреблять услуги и продукцию мест­ного производства. Таким образом Вы приносите прибыль местному населению и вносите вклад в развитие местной эконо­мики;

• не беспокойте животных и не повреждайте растения. Всегда забирайте с собой Ваш мусор — бутылки, банки, пластик, так как они могут стать причиной гибели диких животных;

• будьте особенно осторожными с коралловыми рифами. По­мните! Кораллы — это живые организмы, которые легко повре­дить при прикосновении;

• многие страны работают над проблемой защиты окружаю­щей среды. Вы можете поддержать их в этом, посещая памятни­ки, музеи, национальные парки;

• не молчите, если Вы столкнулись с проблемой охраны окружающей среды, выскажите свое отношение к ней;

• старайтесь не беспокоить обитателей живой природы, не нарушать их естественный образ жизни или среду обитания;

• в заповедниках и национальных парках передвигайтесь
только по дорогам и трассам, чтобы не повредить растительность.

Будьте внимательны вовремя курения — непотушенная сигарета
может стать причиной пожара.

Наташа К. Вард подразделяет существующие определения

экотуризма на пассивные и активные. К числу первых она относит определение М. Майя: «Экотуризм координирует, помогает и стимулирует использование культурных и природных туристских ресурсов, признавая важность сохранения местного культурного наследия и природных ресурсов области (региона) для местного населения и будущих туристов». Примером «активного определения» может служить мнение Международного общества выживания: «Экотуризм поощряет главенство интересов местных жителей в туристском освоении территории, защищает местную флору и фауну и обеспечивает местных жителей экономическими стимулами сохранять окружающую среду».

Выделяется целый спектр признаков экотуризма:

• любое путешествие, в течение которого путешественник изучает окружающую среду;

• путешествие, в котором природа является главной ценно­стью;

• доходы от экотуризма направляются на финансовую под­держку защиты окружающей среды;

• экотуристы лично участвуют в действиях, которые сохраня­ют или восстанавливают ресурсы дикой природы;

• экотур — это путешествие, в котором все действия являются «экологически мягкими».

Необходимо отметить, что помимо всего прочего рассмот­ренные выше разночтения не позволяют получать точные стати­стические данные развития экотуризма. Поэтому эксперты ВТО в подсчете прибытий и поступлений от видов туризма использу­ют понятие «туризм, ориентированный на природные туристские ресурсы», или «природный туризм» (nature based tourism), куда относят и экотуризм. Любопытно, что понятийная неразбериха вынудила некоторые турфирмы отказаться от использования тер­мина, так как он понимается различными группами потребите­лей по-разному.

Положение усугубляется использованием других терминов, схожих, казалось бы, по смыслу с экотуризмом: «природный ту­ризм», «мягкий туризм», «зеленый туризм», «ответственный ту­ризм», агротуризм и т.д. В связи с этим президент Общества экотуризма Д. .«Вестерн заявил: «Никогда не будет твердого различия между туризмом и экотуризмом. Экотуризм должен определить се­бя как авангардный лагерь, отрасль, которая привносит все лучшее на туристский рынок и является образцом для подражания во всем мире».

Маркус Эндикотт предложил разграничить указанные поня­тия следующим образом: «Строго говоря, экотуризм — это путе­шествия с низким антропогенным воздействием на окружающую среду или туры к природе. Сейчас же можно говорить об относи­тельно истинном экотуризме или ложном экотуризме. Что каса­ется устойчивого туризма, то устойчивость как термин появилась после конференции ООН в Рио-де-Жанейро, хотя, конечно же, как идея она возникла раньше. По моему мнению, идея устойчивости напоминает родную американскую концепцию планирова­ния и прогнозирования результатов на семь поколений вперед, как будто мы уже там. Я вижу устойчивый туризм как широкое поле, соединяющее культуру, окружающую среду ... и в конце концов финансовую ответственность индустрии туризма в целом. Поэтому устойчивый туризм должен включать истинный экоту­ризм и приключенческий туризм. Как бизнес, или индустрия, ту­ризм теперь подпадает под рубрику ответственных методов веде­ния бизнеса — отсюда и «ответственный туризм». Первоначаль­но идея ответственного туризма использовалась социальными активистами и христианскими миссионерами, говорившими о социальной и культурной ответственности туризма. В это поня­тие не включалось рассмотрение окружающей среды (природы). Я же предпочитаю использовать термин «социальный», когда де­ло касается путешествия в пределах собственной культуры тури­ста, и «культурный» — для путешествий вне собственной культу­ры... Термин «зеленый туризм» имеет скорее политическое происхождение и связан с деятельностью зеленых партий, политиков и общественных движений».

С последним толкованием трудно согласиться, так как в боль­шинстве случаев под зеленым туризмом понимается сельский ту­ризм (агротуризм). Например, испанский эксперт Монтанер X. Монтехано трактует зеленый туризм как «деятельность, которая проходит в контакте с природой, жизнью в лагерях или поселках.

Эта деятельность сопряжена с сельскохозяйственными работами, знакомством с жизнью небольших поселков, пешими экскурсия­ми, изучением флоры и фауны, занятиями речным спортом и другое». Например, в Италии выделяют три направления агротуризма: «природа и здоровье», «традиционная гастрономия» и «спорт». С экотуризмом -наиболее связано первое направление, относящееся к сельским поселениям на территории курортных местностей, заповедников и национальных парков.

Консультативный совет Канады по окружающей среде (Canadian Environmental Advisory Council) предложил свое опре­деление экотуризма. Оно довольно конкретно суммирует совре­менные взгляды и подходы к явлению, а также широко использу­ется экотуристскими организациями. «Экотуризм — вид туризма, связанный с познанием природы и вносящий вклад в сохранение экосистем при уважении интересов местного населения».

Обобщая все рассмотренные варианты, можно выделить три основных компонента экотуризма:

1) «познание природы», т.е. путешествие предполагает нали­чие элементов изучения природы, получения туристами новых

знаний, навыков;

2) «сохранение экосистем» подразумевает не только соответ­ствующее поведение группы на маршруте, но и участие туристов, туроператоров в программах, мероприятиях по защите окружаю­щей среды;

3) «уважение интересов местных жителей» — не только со­блюдение местных законов и обычаев, но и вклад туризма в соци­ально-экономическое развитие туристских дестинаций. Как го­ворится, искусство быть путешественником — искусство быть хо­рошим гостем. Об этом напоминает и логотип одной из англий­ских молодежных конференций по туризму Предпосылки зарождения и история развития экотуризма. Концепция устойчивого развития современного туризма - student2.ru (рис. 1.1).

Предпосылки зарождения и история развития экотуризма. Концепция устойчивого развития современного туризма - student2.ru Рис. 1.1. Логотип английской молодежной конференции по туризму

Как показывает опыт проведения природоохранных меро­приятий в различных регионах мира, прежде всего горных, рабо­ту нужно вести «не с землей, а с людьми», т.е. необходимо стиму­лировать активность местных жителей в создании и управлении средой обитания, их домом и будущим их детей.

При отсутствии хотя бы одного из этих компонентов нечего и говорить об экотуризме.

В табл. 1.2 сгруппированы недостатки определений понятия «экотуризм».

Таблица 1.2

Виды экотуризма

В настоящее время выделяют четыре вида экотуризма и экотуров.

1. Научный туризм. В ходе научных экотуров туристы участву­ют в различного рода исследованиях природы, ведут полевые на­блюдения. Например, широко известны экотуры, связанные с наблюдением за поведением птиц в Латинской Америке, подсче­ том численности популяций китов в Тихом океане. Как правило, туристскими дестинациями в таких турах выступают особо охра­няемые природные территории (ООПТ): заповедники, заказни­ки, национальные парки, памятники природы. К научному ту­ризму относятся и зарубежные научно-исследовательские экспе­диции, а также полевые практики студентов, обучающихся на ес­тественно-научных факультетах университетов и институтов.

2. Туры истории природы. Это путешествия, связанные с познанием окружающей природы и местной культуры. Как прави­ло, такие туры представляют собой совокупность учебных, научно-популярных и тематических экскурсий, пролегающих по специ­ально оборудованным экологическим тропам. Чаще всего они так­же организуются по территориям заповедников и национальных парков. Сюда же относятся походы школьников, в ходе которых преподавателем, гидом проводятся экскурсии и беседы о природе. Этот вид экотуризма особенно популярен в Германии, поэтому его еще называют «немецкой моделью развития экотуризма».

3. Приключенческий туризм. Данный вид объединяет все пу­тешествия, связанные с активными способами передвижения и отдыха на природе (outdoor), имеющие своей целью получение но­вых ощущений, впечатлений, улучшение туристом физической формы и достижение спортивных результатов. Сюда относятся та­кие виды туризма, как альпинизм, скалолазание, ледолазание, спелеотуризм, горный и пешеходный туризм, водный, лыжный и горнолыжный туризм, каньонинг, конный туризм, маунтбайк, дайвинг, парапланеризм и т.д. Многие из этих видов туризма по­явились недавно и считаются экстремальными, так как связаны с большим риском. Вместе с тем это самый быстроразвивающийся, доходный, 1котя и дорогостоящий, вид экотуризма. Приключенче­ский туризм часто называют «тяжелым экотуризмом» в связи с тем, что жажда туристов к приключениям здесь превалирует над мотивами охраны природы. В дальнейшем, говоря об экотуризме, мы будем подразумевать и приключенческий туризм.

Приключенческий туризм часто отождествляют со спортив­ным туризмом (альпинизмом, спелеологией, парапланеризмом и т.д.) и активным туризмом, когда туристы перемещаются с помо­щью так называемых активных способов (пешком, на велосипе­дах, лодках, плотах и т.д.). На самом деле это не совсем верно.

Спортивный туризм как путешествия с целью занятия спор­том или посещения соревнований включает и виды туризма, не связанные с приключениями, риском. Например, футбольные команды, отправляющиеся на учебно-тренировочные сборы, или болельщики-фанаты, следующие за своей командой на выездной матч. В то же время приключенческий туризм включает виды путе­шествий без активных способов передвижения. Например, джипинг — путешествия по пересеченной местности на автомобилях повышенной проходимости, или BASE — прыжки со специаль­ным парашютом с летательных аппаратов, отвесных скал, высо­ких антропогенных объектов (арочных мостов, телебашен и т.д.) или глубоководные погружения.

В настоящее время на мировом рынке приключенческий ту­ризм (adventure tourism) — это не просто путешествия с приключе­ниями, а туры с элементами чего-то необычного, исключитель­ного для туристов. Один и тот же туроператор на данном сегмен­те рынка может предлагать широкий спектр услуг: от банальной пешей прогулки по лесу до экспедиции в Антарктиду.

Например, ведущий английский туроператор «Exodus» пред­лагает следующие виды приключенческих туров:

· Discovery and Adventure Holiday — путешествия в отдаленные регионы планеты с активными перемещениями.

· European Destinations — краткосрочные недорогие туры в ООПТ европейских стран с передвижениями на велосипедах или пешком.

· Walking and Trekking — базовый вид приключенческого ту­ризма. Это пешеходное путешествие, поход без переноски багажа (вещи туриста несет специальный носильщик или их перевозят транспортом) по специальным экологическим тропам.

· Multi Activity Holidays — путешествие, предполагающее зна­чительные физические нагрузки продолжительностью около од­ной недели, включающее рафтинг, каньонинг, спелеологию, ска­лолазание, рыбную ловлю, джипинг.

· Overland — путешествие на специально переоборудованных для жилья грузовых автомобилях повышенной проходимости. Как правило, тур организуется в страны с теплым климатом (Аф­рика, Южная Америка, Юго-Восточная Азия), и туристы посе­щают за одну поездку несколько стран.

4. Путешествия в природные резерваты, ООПТ. Высокая аттрактивность уникальных и экзотичных природных объектов и явлений, находящихся на ООПТ, привлекают множество турис­тов. Например, 48% туристов, прибывающих в Латинскую Аме­рику, имеют целью путешествие в природные резерваты. Руко­водство многих национальных парков, заповедников превраща­ют экологические экскурсии в настоящее шоу. Примером может служить Йеллоустонский национальный парк в США, где про­должительность экскурсий рассчитана по минутам и связана с периодами активности гейзеров. Очень часто показ природных объектов, особенно в пещерах, сопровождается цветовой под­светкой, музыкой, театрализованными представлениями, демон­стрирующими сцены из жизни аборигенов. Этот вид экотуризма наиболее развит в Австралии, поэтому его отождествляют с «авст­ралийской моделью развития экотуризма».

Динамика роста доходов от экотуризма (млрд. долл. США)

Показатели
Доходы от общего числа прибытий
Доходы от прибытий в экотуристские дестинации
Доходы от туристов, ориентирован­ных на дикую природу

Исследование туроператоров США, работающих в междуна­родном экотуризме, выявило, что в 1987 г. из 78 только трое имело более 1000 клиентов в год. К 1992 г. рост предложения составил 125% уровня восьмидесятых. В 1994 г. уже 35 фирм обслуживали более 1000 международных экотуристов в год, а пятерка ведущих контролировала 40% рынка с показателем 49 012 клиентов в год.

В Непале с 1980 по 1991 г. число туристов, принявших участие в трекинговых турах, возросло на 255%. Например, весной 2000 г. в районе Эвереста находилось более 50 международных экспеди­ций. Ежегодно Королевство зарабатывает на экотуризме до 200 млн долл. США. В Коста-Рике, в одной из ведущей принимаю­щей экотуристской стране, количество ежегодных экотуристских прибытий вырастает на 781 тыс. Более 66% туристов, посещаю­щих страну, путешествуют в ООПТ. В Гондурасе ежегодный при­рост экотуристов составляет 13—15%. В Кении за период 1983—1993 гг. количество экотуристов возросло на 45%. Более 80% туристов, прибывающих в страну, ориентированы на при­родные туристские ресурсы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Охарактеризуйте суть концепции устойчивого развития ту­ризма.

2.Перечислите современные тенденции развития междуна­родного туризма.

3.Какова история формирования понятия «экотуризм»?

4.Назовите основные составляющие экотуризма.

5.Опишите маркетинговый профиль международного экотуриста.

ГЛАВА 2

Туроперейтинг в экотуризме

Проектирование экотуров

Экотуризм является новым видом бизнеса для российских турфирм. Заманчивые перспективы «захвата» нового рынка не всегда превалируют над чувством страха перед неудачей. Особен­но это касается малых и средних операторов. Даже в экономиче­ски благополучной и стабильной Австралии ежегодно разоряется до 30 000 турфирм. Установлено 6 основных причин неудач в турбизнесе:

1) проблемы в финансовом менеджменте;

2) нестабильность рынка и внешней среды фирмы, инфля­ция;

3) недостатки в учете;

4) проблемы в маркетинге;

5) проблемы в управлении человеческими ресурсами;

6)неправильное использование внешнего консультирования.

Помимо этого в семейных турфирмах часто возникают про­блемы эмоционального характера.

Для отечественных турфирм очевидна целесообразность вы­хода на этот новый сегмент туристского рынка только для опыт­ных операторов, имеющих эффективные наработки, опыт и ре­зервы в менеджменте и маркетинге. Единственным сложным мо­ментом для менеджеров таких фирм является разработка экотуристского продукта и непосредственное обслуживание туристов на маршруте и вне его. Данный момент будет подробно рассмот­рен далее.

Согласно ГОСТ Р 50681—94, «Туристско-экскурсионное об­служивание. Проектирование туристских услуг» проектирование тура — согласование возможностей предприятия, осуществляю­щего проектирование, с запросами туристов.

Требования к проектируемой туристской услуге делятся на обязательные и рекомендуемые. К обязательным относятся тре­бования безопасности жизни, здоровья туристов, сохранности их имущества и охрана окружающей среды. Рекомендуемые требова­ния — это соответствие назначению, точность и своевременность исполнения, комплексность, этичность обслуживания, комфорт­ность, эстетичность, эргономичность. С точки зрения туристов, эти требования очень важны, поэтому рассмотрим их подробнее.

ü Соответствие назначению — обслуживание должно соответствовать установленной в договоре категории и ни звездой меньше, а экскурсии должны быть проведены в полном объеме.

ü Комплексность — предоставляемые услуги должны обеспе­чивать возможность получения других услуг, создающих нор­мальные условия для жизнедеятельности экотуристов. Например, услуги по размещению в горном приюте обязательно должны включать приготовление пищи (кухня, газ, плита), а пе­ремещение туристов по маршруту невозможно без оказания услу­ги по транспортировке, эвакуации заболевших или пострадавших от несчастного случая.

ü Этичность обслуживания — экотуристу должна быть гаран­тирована вежливость, доброжелательность, коммуникабельность персонала и гидов, которые в свою очередь должны быть образ­цом для подражания. Трудно ожидать, что туристы проникнутся заповедями экотуризма, если гиды сами разбрасывают пластико­вые пакеты, оберточную бумагу.

ü Комфортность — любой вид туризма, даже экстремальный, это прежде всего отдых. А отдыхать нужно хотя бы с минималь­ным, но комфортом.

ü Эстетичность – маршрут должен быть проложен по наиболее эстетически привлекательным местам, с прекрасными пейзажам и интересными объектами экскурсионного показа.

ü Эргономичность — предоставляемое туристам снаряжение, оборудование должно соответствовать возможностям последних при его эксплуатации. Нет необходимости вручать туристам ра­диостанции, если они не умеют ими пользоваться. В то же самое время обувь, одежда, коврики и спальные мешки, рюкзаки долж­ны быть адекватны размерам обуви и одежды туристов, их физической конституции.

Проектная документация должна основываться на маркетинговом исследовании туристского рынка и спроса, определении и описании технологий обслуживания экотуристов, требованиях безопасности, обеспечивающих в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Фе­дерации» безопасность жизни, здоровья и имущества туристов, охрану окружающей среды.

Структура маркетингового исследования туристского спроса следующая:

1. Введение, где обосновывается сегментирование потребите­лей, будущих туристских услуг.

2. Характеристика сегмента, включающая его описание (меж­групповая гетерогенность, гомогенность, измеримость, емкость, доступность для турфирмы, возможность освоения и др.).

3. Сегментирование по геодемографическим признакам (эс­тетическая привлекательность (уникальность, экзотичность и др.) для потребителей природных объектов туристского показа, транспортная доступность в соответствии с теорией дистанцион­ного лимитирования, стереотип поведения туристов из различ­ных регионов страны и мира, половозрастные характеристики, место жительства и состав семьи и т.д.

4. Сегментирование по социально-экономическим призна­кам: уровень доходов; социальный статус; профессия; уровень образования; членство в различных организациях и т.д.

5. Сегментирование по психолого-поведенческим признакам: характер рекреационных потребностей; предпочитаемый стиль отдыха; отношение к модным туристским услугам и районам; ин­тенсивность потребления услуг и туров и т.д.

6. Маркетинговый профиль экотуриста из исследуемого сег­мента.

7. Заключение, содержащее выводы по составляющим ту­ристского обслуживания (качество услуг, стоимость, место оказания услуг, размер групп, характер экскурсионного обслужива­ния и т.д.), планированию тура (сроки и этапы разработки, поставщики туристских услуг и т.д.), организации рекламной кампании, (список рассылки СМИ, охватывающих сегмент; ча­стота и вглемя рекламных контактов, схема рекламной презента­ции и т.д.).

Основу проектирования также составляет вербальная модель обслуживания туристов, предложенная Е. Н. Ильиной и содер­жащая:

• описание и характеристики процессов, форм и методов об­служивания экотуристов;

• требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования, снаряжения;

• необходимое количество персонала и уровень его професси­ональной подготовки;

• гарантии обслуживания туристов;

• согласования с собственниками туристских ресурсов, орга­нами санитарно-эпидемиологического контроля, пожарного надзора, поисково-спасательной службы МЧС России и т.д.

Итогом проектирования тура являются правильно и полно­стью заполненные:

• технологическая карта туристского путешествия;

• график загрузки предприятий - поставщиков туристских услуг;

• информационный листок к туристской путевке;

• программа обслуживания туристов.

В завершении необходимо также предусмотреть методы кон­троля качества обслуживания, соответствия услуг ожиданиям экотуристов. На практике наибольшее распространение получи­ли визуальные методы (осмотр экспертами турфирмы маршрута, гостиницы, транспорта, объектов экскурсионного показа), ана­литические методы (анализ представленных поставщиками услуг документов, проспектов, меню и т.д.) и социологические методы (опрос и анкетирование туристов после экспериментального вне­дрения тура, опрос персонала).

Некоторые этапы проектирования экотуров рассмотрим на основе горного приключенческого туризма. В основе этого мате­риала лежит опыт немецких фирм по развитию экотуризма в Альпах.

Исходных предпосылок формирования тура три: 1) природ­ные туристские ресурсы (горы); 2) целевая аудитория; 3) пред­приятия туриндустрии (транспорт, средства размещения, пита­ние, гиды, спасатели, рейнджеры (егеря) и т.д.).

На первом этапе необходимо оценить природные ресурсы развития экотуризма на избранной территории. Технологический аспект такой оценки позволил выделить наиболее перспективные виды туристской деятельности в различные сезоны. Например, устойчивый снежный покров в сочетании с рельефом дает воз­можность развивать зимой горнолыжные туры. А летом на ледни­ках и скалах возможно скало- и ледолазание. Высокая степень биоразнообразия — основа развития туров истории природы, на­блюдения за птицами, животными.

Итог этого этапа — составление карты-схемы районов экотуристской деятельности и маршрутов. После этого производится физиологическая оценка природных ресурсов. Определяются о

Наши рекомендации