Экологические правоотношения

Понятие и виды экологических правоотношений

Экологич. правоотнош. – это возникающие между субъектами экологич. права отношения по поводу сохранения и восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации ее последствий.

В зависимости от сферы правового регулирования различают следующие виды экологических правоотношений.

1. Экологич. правоотношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования экологопользования:

≈в сфере учета природных ресурсов (правоотношения по ведению экологического государственного мониторинга, земельного, лесного, водного кадастров, кадастра объектов животного мира и др.);

≈в сфере разрешительной системы экологопользования (правоотношения по регистрации прав на природные объекты и сделок с ними, по регистрации прав на осуществление тех или иных видов предпринимательской деятельности в сфере экологопользования, по лицензированию водопользования, лесопользования и др.);

≈в сфере контроля за экологопользованием (земельного, водного, лесного и др.);

≈в сфере охраны государством режима экологического благополучия, которые выражаются в применении судебной или административной защиты прав как природопользователей, так и государства и его органов.

2. Экологич. правоотношения, складывающиеся в сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы:

- по приобретению природных объектов в собственность (купля-продажа земельных участков, приватизация земель в установленном законом порядке, передача государством в собственность гражданину или юридическому лицу части земельного участка с находящимися на нем природными объектами – водоемами, лесными участками и др.);

- по осуществлению собственником своих правомочий по эксплуатации земельного участка и находящихся на нем природных ресурсов;

- по прекращению права собственности на тот или иной природный объект, осуществляемые путем сделок купли-продажи, мены и других сделок, а также изъятием и принудительным выкупом нерационально используемых земель.

3. Экологич. правоотношения, складывающиеся в сфере вещных прав на землю и находящиеся на ней природные ресурсы, которые выражаются либо в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, либо в праве постоянного (бессрочного) пользования им, либо в праве сервитута (права ограниченного) пользования соседним земельным участком.

Состав экологических правоотношений

Состав экологических правоотношений включает следующие элементы: объект, субъект и содержание (права и обязанности участников) экологических правоотношений.

Объектом экологических правоотношений выступают:

◊земли, недра, почвы;

◊поверхностные и подземные воды;

◊леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

◊атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Субъектами экологических правоотношений могут выступать: граждане и юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства, органы государственной власти Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностные лица.

Содержание экологических правоотношений составляют права и обязанности участников этих правоотношений.

Права субъектов экологических правоотношений представляют собой предусмотренную законом меру возможного поведения, которое имеет следующие стороны:

= право на совершение определенного действия (бездействие);

= право на требование определенного поведения от других субъектов правоотношений и защиты от неправомерного поведения и его последствий.

Обязанности субъектов экологических правоотношений представляют собой предусмотренную законом меру должного поведения, то есть обязанности совершения субъектами экологических правоотношений определенных действий (или не совершать определенные действия), которые предусмотрены законом. Например, Конституция РФ закрепляет, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Ответственность за экологич. правонарушения – это предусмотренные законодательством меры принуждения государственно-правового характера, вызванные совершением экологического правонарушения. Эколого-правовая ответственность предусмотрена экологическим законодательством и возлагается специально уполномоченными на то государственными органами. Основанием эколого-правовой ответственности является причинение вреда окружающей природной среде, жизни и здоровью человека и его имуществу.

Понятие и виды юридической ответственности в экологическом праве

Юридическая ответственность за экологич. правонарушения выполняет четыре основные функции:

»превентивную – предупреждение новых экологических правонарушений;

»стимулирующую к соблюдению экологических норм;

»компенсационную – возмещение вреда окружающей среде и здоровью человека;

»карательную – наказание лица, совершившего экологическое правонарушение.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дисциплинарная ответственность за экологич. правонарушения заключается в наложении администрацией предприятия, учреждения, организации на своего работника взыскания за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей, в результате которого наступило экологически неблагоприятное последствие.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

• замечание;

• выговор;

• увольнение по соответствующим основаниям.

Наложение дисциплинарного взыскания не исключает возможности привлечения виновного лица к другим видам юридической ответственности.

Административная ответственность представляет собой один из видов юридической ответственности граждан, должностных лиц и юридических лиц за совершение административного правонарушения.

Административная ответственность за экологич. правонарушения предусматривается Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях. В главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» содержится 40 составов экологических проступков, которые можно разделить на три группы:

= невыполнение экологических требований;

= нарушение правил и порядка использования природных ресурсов и объектов;

= причинение вреда, либо уничтожение природных ресурсов и объектов.

К первой группе экологических проступков относятся:

◊несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;

◊несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;

◊нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами;

◊нарушение законодательства об экологической экспертизе.

Ко второй группе экологических проступков относятся:

≈нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов;

≈нарушение требований по рациональному использованию недр;

≈нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр;

≈нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.

К третьей группе экологических проступков относятся:

• порча земли;

• незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан;

• уничтожение мест обитания животных.

За совершение административных правонарушений применяются следующие административные наказания:

♦ предупреждение;

♦ административный штраф;

♦ возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

♦ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

♦ лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

♦ административный арест;

♦ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

♦ дисквалификация.

Уголовная ответственность за экологич. правонарушения выражается в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.

Составы экологических преступлений предусмотренных Уголовным кодексом РФ подразделяются на три группы:

- специальные;

- смежные;

- дополнительные.

Специальные составы экологических преступлений предусмотрены главой 26 Уголовного кодекса РФ «Экологич. преступления». Специальными эти составы признаются в силу их узкой направленности, то есть объектом посягательства являются отношения по рациональному использованию природных ресурсов и объектов (например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, порча земли, незаконная охота, загрязнение вод и др.).

К специальным составам экологических преступлений относится ряд статей содержащихся и в других главах Уголовного кодекса РФ (например, экоцид, нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики и т. д.).

К смежным составам экологических преступлений относятся такие составы, которые приобретают экологическую окраску лишь при определенных обстоятельствах, носящих объективный характер: регистрация незаконных сделок с землей, нарушение правил пожарной безопасности, нарушение санитарно-эпидемиологических правил и т. д.

Дополнительными составами экологических преступлений следует считать такие составы, которые по своей природе не являясь экологическими, могут при определенных обстоятельствах затрагивать природоохранительные интересы (например, халатность, превышение должностных полномочий, служебный подлог и др.).

Уголовный кодекс РФ за совершение экологических преступлений предусматривает следующие виды наказаний:

= штраф;

= обязательные работы;

= исправительные работы;

= лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

= ограничение свободы;

= лишение свободы на определенный срок и др.

Уголовная ответственность за экологич. преступления наступает с шестнадцатилетнего возраста.

Имущественная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды заключается в наложении на правонарушителя обязанности своим имуществом возместить причиненный окружающей среде и здоровью человека вред.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает обязанность полного возмещения вреда окружающей среде.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Общие основания и порядок привлечения к имущественной ответственности устанавливается гражданским законодательством Российской Федерации.

Имущественный вред, причиненный нарушением норм экологического права, или экологический вред подлежат возмещению причинителем вреда в соответствии с общими нормами гражданского права, а также требованиями экологического законодательства.

Экологический вред — это материальный вред, причиненный государству, юридическим и физическим лицам в результате умышленного или неосторожного нарушения правовых экологических требований. Такой материальный вред выражается в утрате жизни либо повреждении здоровья человека, утрате природных ресурсов, деградации окружающей среды. В экономическом аспекте все это трансформируется в стоимость утраченного или поврежденного имущества, вынужденных расходов на очистку или рекультивацию окружающей среды, расходов на восстановление здоровья людей и компенсации потерпевшим, а также в стоимость неполученных доходов в результате утраты природных ресурсов. Существуют два способа возмещения экологического вреда — путем восстановления поврежденного природного объекта либо при помощи возмещения причиненных убытков в денежной форме.

Определение размера ущерба является одним из сложных элементов процедуры компенсации. Сложность состоит в том, что в большинстве случаев природные объекты не имеют заранее зафиксированной цены. Поэтому используется два способа определения размера ущерба и размера его компенсации.

Нормативный или таксовый способ компенсации вреда решает две задачи — компенсировать понесенные потери и наказать причинителя вреда. Данный способ применяется в целях компенсации вреда, причиненного нарушением законодательства об охране и использовании животного мира и лесов. Его смысл состоит в том, что в нормативных правовых актах определяется фиксированная сумма за незаконное использование каждого экземпляра незаконно добытого животного или растения. Таксы учитывают экологическую ценность таких природных объектов и специальные условия их охраны (например, добыча животных в заповедниках).

Наиболее распространенным является второй, — калькуляционный способ возмещения экологического вреда. Его смысл заключается в том, что применительно к каждому случаю причинения ущерба производится индивидуальный экономический подсчет путем сложения стоимости утерянного или поврежденного имущества.

Приостановление или прекращение экологически вредной деятельности является особой мерой воздействия на поведение субъектов экологических правоотношений и не относится к мерам юридической ответственности. Решение о приостановлении либо ограничении экологически вредной деятельности применяется по решению должностных лиц органов государственного экологического контроля в случаях, если данная деятельность оказывает или способна оказать вредное воздействие на окружающую среду. Порядок приостановления экологически вредной деятельности установлен административным, гражданским и экологическим законодательством. Прекращение эксплуатации экологически вредных промышленных и иных объектов осуществляется по решению суда по иску государственных контрольных органов, общественных организаций или граждан в порядке, установленным гражданским и экологическим законодательством.

Таким образом, исполнение требований экологического законодательства обеспечивается широким арсеналом мер юридической ответственности и иного правового воздействия, которые являются важной гарантией соблюдения правовых экологических требований.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Требования об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

Наши рекомендации