Концепция устойчивого развития

Развитие Человечества в прошлом веке было ориентиро­вано на быстрый рост экономики, что привело к беспрецедент­ному по масштабам вредному воздействию на биосферу.

Возникли противоречия между всевозраставшими потреб­ностями мирового сообщества и ограниченными возможностями биосферы по их удовлетворению. Богатства, способность обеспе­чивать развитие вида Homo sapiens и возможность самовосста­навливаться оказались у Природы достаточно ограниченными.

Было доказано, что устранение возникших противоречий и дальнейшее улучшение качества жизни людей возможно только в рамках стабильного социально-экономического раз­вития, не разрушающего естественный биотический механизм саморегуляции Природы.

Термин «sustainable development», переведенный с анг­лийского как «устойчивое развитие»1, впервые был применен в 1980 г. в докладе «Всемирная стратегия охраны природы», подготовленном Международным союзом охраны природы и природных ресурсов. Однако всеобщее внимание к идее с та­ким названием было привлечено только в 1987 г. после пуб-

ликации доклада «Наше общее будущее», представленного в ООН Комиссией по окружающей среде и развитию1.

На Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (см. разд. 10.7.3) теория устойчивого развития составила концептуальную осно­ву принятых решений. В ее документах устойчивое развитие определяется как развитие, позволяющее на долговременной основе обеспечить стабильный экономический рост, не приво­дящий к деградационным изменениям ОС.

В конце XX в. понятие «устойчивое развитие» стало рас­пространенным во всем мире, широко используемым в научной и популярной литературе, часто звучащим в выступлениях го­сударственных и политических деятелей. Тем не менее осмыс­ление этого понятия, поиск его определения продолжаются.

Понятие «устойчивое развитие» в наши дни трактуется как в узком, так и в широком смыслах. В узком смысле под­черкивается его экологическая составляющая, акцентирую­щая внимание на необходимости оптимизации хозяйственной деятельности человека в биосфере. Таков подход специализи­рованных учреждений ООН. Например, специалисты ФАО связывают выход на уровень устойчивого развития с создани­ем такого аграрного сектора, который обеспечивал бы полно­ценное удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений при сохранении природно-ресурсного потенциала биосферы, существующего в настоящее время.

В широком смысле устойчивое развитие понимается как процесс, соответствующий новому типу функционирования ци­вилизации, с экономическими, социальными, экологическими, культурными параметрами, радикально отличными от сло­жившихся исторически, т. е. ставится задача оптимизации управления не только природно-ресурсным потенциалом, но и всей совокупностью природно-социокультурного богатства. По существу, речь идет о комплексной системе показателей, опре­деляющей динамику устойчивого развития цивилизации, или о современной трактовке учения о ноосфере (см. разд. 7.4.2.4), т. е. к достижению гармонии Общества и Природы.

Сроки, полнота и, главное, — «цена» перехода Общества к устойчивому развитию в соответствии с современным эколо­гическим императивом (всеобщим обязательным законом) за­висит от решения четырех основных задач современности:

Концепция устойчивого развития - student2.ru Концепция устойчивого развития - student2.ru Концепция устойчивого развития - student2.ru сохранение уцелевших и восстановление до уровня есте­ственной продуктивности ряда деградировавших эко­
систем;

• рационализация потребления;

• «экологизация» производства;

• нормализация численности населения.

Поскольку биосфера, являясь регулятором состояния ОС, представляет собой единую систему, то полноценный переход к устойчивому развитию возможен только в масштабах миро­вого сообщества при эффективном международном сотрудни­честве. Тем не менее особую роль играет ряд стран, одной из которых является Россия, обладающая большими территория­ми, фактически не затронутыми хозяйственной деятельностью и являющимися резервом устойчивости биосферы в целом.

В наши дни часто встречается мнение, что современное экономическое положение России не дает возможности всерьез заниматься проблемами охраны ОС, поэтому можно (а значит, и нужно) подождать. Сначала следует решить острые задачи выхода из экономического кризиса, а потом можно будет за­няться и долгосрочными экологическими проблемами.

Нельзя забывать и о том, что наша страна географически расположена в одной из самых суровых частей планеты — на Севере Евразии. Даже в Канаде самый северный город распо­ложен на широте Курска, а у нас большая часть территории имеет более сложные климатические условия. В частности, в России вегетационный период растений минимум на сто дней короче, чем во Франции. Тем не менее наш народ не только смог выжить на этой суровой земле, но и создать великую культуру, великую науку, стать одной из ведущих стран мира.

В связи с этим при поиске верного (и желательно оптималь­ного) пути перехода к устойчивому развитию следует обратить внимание на точку зрения, высказанную В. И. Даниловым-Данильяном и К. С. Лосевым (1996, 2000):

«Для России переход к устойчивому развитию может быть осуществлен даже менее болезненно, чем для весьма многих других стран, и не только по той причине, что у нас сохранилось беспрецедентно много естественных экосистем.

...весьма вероятно, что слом стереотипа технологического оптимизма и перепотребления (для развитых стран, напри­мер, США) или преодоление установки на многодетную семью (для развивающихся стран) — задача еще более трудная, чем реконструкция хозяйства, воспитание деловой активности и рачительности (хотя, конечно, как и у наших соседей по планете, наши проблемы не сводятся к одной или двум)».

В апреле 1996 г. Указом Президента № 440 утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», а на заседании правительства в 1997г. одобрена «Государственная стратегия устойчивого развития РФ».

Особое внимание в Концепции уделяется тому, что вывод Конференции ООН (Рио-де-Жанейро, 1992) чрезвычайно акту­ален для России. Удельное (в расчете на единицу производимо­го продукта) негативное воздействие на ОС в нашей стране су­щественно выше, чем в технологически развитых странах, большая часть производственных фондов отечественной эконо­мики не отвечает современным требованиям.

Более половины населения России сосредоточено на 16% территории, которые характеризуются как экологически не­благополучные.

Тем не менее при глобальной оценке состояния ОС в Рос­сии, по мнению Его Королевского Величества принца Филип­па, почетного президента Всемирного фонда дикой природы (WWF):

«...только Россия еще способна потрясти богатством своего природного наследия. Сберечь эту удивительную природу — вот шанс выжить будущим поколениям».

С высокой степенью вероятности можно считать, что антро­погенно ненарушенная часть составляет около 65% территории нашей страны, тогда как для всей суши Земли в целом (без уче­та ледяных, скальных и оголенных поверхностей) она состав­ляет, по данным спутниковых наблюдений, всего около 27%. Груз накопленных в прошлом проблем и специфика пережи­ваемого переходного периода в экономике — предопределя­ют сложность и болезненность необходимых преобразований.

Авторы Концепции исходят из того, что устойчивое разви­тие — это такое развитие общества, при котором все воздейст­вия на ОС остаются в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа для воспроиз­водства жизни.

Переход к устойчивому развитию требует скоординирован­ных действий во всех сферах жизни нашего общества, адекват­ной переориентации социальных, экономических и экологиче­ских институтов государства. Он предполагает строгое соблю­дение ряда ограничений, следовать которым будет нелегко, особенно на начальных этапах. Важный фактор обеспечения этого процесса — создание системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования как всех слоев общества, так и тех, чья хозяйственная деятель­ность связана с воздействием на ОС. Концепция перехода к устойчивому развитию ставит перед сов­ременной Россией небывало сложные и ответственные задачи, но решать эти задачи необходимо, и иного просто не дано!

Отражением идеи устойчивого развития явилось включе­ние проблем экологической безопасности в «Концепцию наци­ональной безопасности РФ», утвержденную Указом Президен­та от 17.12.97 № 1300, где одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности России признано «ко­ренное улучшение экологической обстановки в стране».

Правительство РФ на своем заседании 12.11.98 г. одобри­ло «Национальный план действий по охране окружающей сре­ды Российской Федерации на 1999—2001гг.» и предложило органам исполнительной власти руководствоваться этим доку­ментом в их повседневной деятельности.

В 2002 г. принята «Экологическая доктрина Российской Федерации», в соответствии с которой стратегической целью государственной политики РФ признано поддержание целост­ности природных систем и их жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, здоровья населения и обеспечения экологической безопасности страны.

Наши рекомендации