VII. Упражнения с элементами занимательности
1. Орфографические задачи.
Какие варианты орфограммы № 11 здесь изображены? Кто быстрее подберет не менее двух слов на каждый вариант орфограммы?
Несколько наиболее трудных слов дети записывают и разбирают по составу, например: воззвание, расчистка.
2. Устный диктант с использованием сигнальных карточек .
Домашнее задание: упр. 431, 432.
Урок 17. Правописание корня -лаг- — -лож-
I. Словарно-орфографическая работа.
(109) Бутербро́д. Бу́тер — ‘масло’
Бутербро́ды. брод — ‘хлеб’ (нем.)
Бутербро́дик.
Устно: в современном русском языке бутерброд — ‘ломтик хлеба не только с маслом, но и с колбасой, сыром, икрой, рыбой и т. п.’.
II. 1. Словарный диктант с последующим морфемным разбором записанных слов.
Воззвание, восстание, расстояние, расписание, расчистка, расцветка.
Задание: указать буквы, которые обозначают два звука; разобрать слова по составу; указать не только буквенный, но и звуковой состав тех частей слова, в которых есть буквы, обозначающие по два звука.
2. Синтаксический разбор предложений.
1. Заря в волну бросается с разбега, и сразу разгорается волна. (А. Прокофьев.) 2. Красавица зорька в небе загорелась, из большого леса солнышко выходит. (А. Кольцов.)
Найдите в предложениях однокоренные существительные; укажите, чем интересны корни этих слов.
III. Чередование а — о свойственно не только корню –зар — -зор-, но и некоторым другим, например корню -лаг- — -лож-. Наблюдения по записи на доске. Работа с учебником.
-лаг- -лож-
полагать положить
пролагать проложить
предлагать предложить
Корень -лаг- — -лож- без приставок не употребляется, поэтому нет слов «ложить», «ложу» и т. п., надо говорить: кладу книгу на стол, кладу пенал в сумку и т. п.
IV. Тренировочные упражнения.
1. Диктант на материале словосочетаний (с последующей взаимопроверкой по записи на доске).
Изложить просьбу, приложить документы, пролагать путь, предлагать помощь, возложить цветы, возлагать надежды.
2. Самодиктант. Задание: среди слов с корнем –лаг- — -лож- есть термины, которыми вы пользуетесь на уроках математики и русского языка. Напишите их по памяти. (Слагаемые, сложение; прилагательное, предложение, изложение.)
3. Объяснительный диктант с комплексом заданий.
Бутерброд
Чудак-математик
В Германии жил.
Он хлеб с колбасою
Случайно сложил.
Затем результат
Положил себе в рот.
Вот так
Человек
Изобрел
Бутерброд.
(Г. Сапгир.)
Задания: 1. Составить схему связи предложений в этом тексте. 2. Найти слова на изучаемое правило, объяснить их написание. 3. Объяснить, можно ли Германию в этом стихотворении заменить, например, Японией. 4. Обозначить пунктиром исторический корень в слове колбаса; назвать как можно больше других слов с этим же этимологическим корнем.
Домашнее задание: § 83; упр. 435, 436.
Урок 18. Правописание корня -раст- — -рос- — -ращ-
I. Словарно-орфографическая работа.
(110) Конфере́нция. Кон — ‘вместе’
фе́ро — ‘говорить, обсуждать’ (лат.)
Устно: элемент кон- (кол-, ком-, ко-) в значении ‘вместе’ входит в состав многих других слов, связанных по своему происхождению с латинским языком. Например: контекст, конверт, концерт, консервы; коллектив, коллекция; коммуна, компот, команда, командир.
II. Повторение правила написания слов с корнем -лаг- — -лож-. Практическое задание: изменить глаголы предложить, проложить, возложить так, чтобы они отвечали на вопрос что делать?
— Какие из данных и образованных вами глаголов могут сочетаться с существительными венки, помощь, путь, надежды?
III. Грамматический разбор. Задания: 1. Разобрать предложение Мы предполагали, что конференция по новой книге пройдет интересно. 2. Разобрать по составу глагол предполагали, объяснить его написание.
IV. Наблюдения за произношением и написанием слов с корнем -раст- — -ращ- — -рос- по таблице.
-раст- | -ращ- | -рос- |
расти растение вырасти зарасти | выращивать выращивание | росли заросли выросли |
Выводы: чтение и запоминание точной формулировки правила по учебнику (с. 170).